Возвращения не предполагается: рейд на Йомитан и Кадену

Не щадя живота своего

Японцы довольно быстро поняли, что на тихоокеанских островах они эту страшную силищу точно не остановят — и сменили концепцию. Основной бой теперь предполагалось дать на территории самой метрополии. Колонии же использовались, чтобы причинить наступающим союзникам максимально возможный ущерб.

Проблема была только одна. Превосходство американцев оказалось настолько подавляющим, что «размениваться» с хоть немного приличным соотношением никак не получалось. Ну — если воевать по старинке, как у белых людей принято.

С другой стороны — если отринуть малодушные мысли о возвращении из боя, можно хотя бы попробовать. Соотношение потерь, как покажет реальность, все равно будет в лучшем случае ничейным — но в ином случае американцы вообще безо всякого смысла всех перебьют.

Отряд самоубийц

Подобная тактика не ограничивалась широко известными атаками пилотов-смертников. Она могла выражаться и в рейдах, не предполагавших возвращения на базы. Одной из организаций, созданных для таких рейдов, стал образованный в конце 1944-го Гирэцу Кутэйтай — отряд «героических десантников».

Вначале их нацелили на аэродромы B-29 на Сайпане. Предполагалось, что десантники высадятся и уничтожат как можно больше бомбардировщиков, после чего соединятся с остатками японских солдат на острове и профессионально организуют герилью. Но пока будущие герои тренировались, американцы захватили Иводзиму. Десантников хотели использовать на ней, но в итоге японцы всё же «дооткладывались» до высадки на Окинаве, которая стартовала 1 апреля 1945 года.

Японцы противопоставили единственное дающее хоть какой-то результат оружие — массовую атаку камикадзе. Чтобы она принесла максимально возможный результат, требовалось что-то сделать c аэродромами Йомитан и Кадена — американцы захватили их в первый же день высадки.

План Гирэцу Кутэйтай был прост — залезть в старые бомбардировщики Ki-21, которых было не жалко, преодолеть расстояние почти в 800 километров, после чего грохнуться на взлётно-посадочные полосы.

Да-да, именно что грохнуться.

Сесть с убранными шасси, чтобы выиграть драгоценное для массовой атаки камикадзе время. В том числе и за счёт того, что американцы потратят его на то, чтобы убрать с полосы японские бомбардировщики.

После этого японцы должны были устроить на аэродроме дебош — вывести из строя как можно больше самолётов, запасов и инфраструктуры. Затем следовало держать аэродром как можно дольше, а после атаки камикадзе отойти и устроить американцам партизанскую войну — чем дольше, тем лучше.

Для этого десантники были очень неплохо вооружены. Помимо взрывчатки, группы насытили автоматическим оружием — пулемётами и пистолетами-пулемётами. На вооружении коммандос-смертников имелся даже лёгкий 50-мм миномёт. Предусматривалась группа управления, включавшая в себя офицеров, связных и сигнальщиков.

Проверка реальностью

В семь вечера 24 мая 1945 года 12 бомбардировщиков Ki-21 с десантниками внутри стартовали в воздух. Четырём из них в каком-то смысле повезло — они вернулись из-за технических неполадок. Зато остальные продолжали лететь к окинавским аэродромам.

Десантники участвовали в этой операции не одни. В качестве поддержки Йомитан и Кадену бомбили флотские и армейские самолёты — всего около 50 штук. Но, несмотря на это, американцам удалось серьёзно потрепать бомбардировщики и сбить все Ki-21 с десантниками, кроме одного.

Ki-21 перед вылетом на Йомитан

Особенно отличилась эскадрилья VMF (N)-533, известная под звучным прозвищем «Black Mac’s Killers» — подчинённые подполковника (lieutenant colonel) Магрудера, действовавшие на ночных «хеллкэтах» с радарами. Им удалось записать на свой счёт пять японских самолётов. Этим вылетевшие на перехват «киллеры» спасли матчасть и, может быть, жизни оставшихся на земле однополчан. Согласно найденной у мёртвого командира «героических десантников» карте, их стоянка числилась как одна из основных целей.

Единственный несбитый Ki-21 всё-таки смог приземлиться на взлётную полосу Йомитана. Из него выскочили 11 выживших японцев, которые тут же рассредоточились и принялись пакостить. Целью стали первые попавшиеся самолёты и склады с топливом. Не ожидавшие нападения в духе игры Battlefield американцы открыли беспорядочную пальбу. Конечно, не обошлось без материального урона для матчасти, сопоставимого с результатами деятельности самих диверсантов.

Американцам удалось ликвидировать всех десантников, кроме одного, — он сумел сбежать под шумок. Проскитавшись полтора месяца по джунглям Окинавы, он всё же вышел к позициям 32-й армии, в штаб которой и явился 12 июня.

Итоги операции

Помимо десятка самолётов поддержки, японцы потеряли в бою восемь Ki-21 и 99 человек личного состава. Что же они за это получили?

Во-первых, им удалось вывести из строя аэродром Йомитан. На целых полдня. Это, правда, не сильно помогло массированной атаке камикадзе. Она не достигла столь сокрушающего эффекта, которого от неё ожидали — камикадзе вообще за всю войну не потопили ничего серьёзнее эсминца или эскортного авианосца.

Во-вторых, удалось уничтожить то ли семь, то ли восемь (цифры исследователей расходятся) американских самолётов — «корсары», транспортники С-54 и флотский вариант   «Либерейтора» — РВ4Y-2. Повредить вышло 26 — «корсары», «хеллкэты», те же РВ4Y и несколько транспортников. Сгорел топливный склад на 70 тысяч галлонов. Погибли два человека, ранения получили 18. 

После рейда диверсантов

Размен (учитывая, что речь шла о подготовленных диверсантах) был «так себе». Но японцев это не смутило — они жаждали новых приключений. В Гирэцу Кутэйтай разрабатывали новые планы — например, они вернулись к идее нападения на аэродром В-29 на Сайпане. Правда, теперь предусматривалось возвращение обратно, но в ещё более «ковбойском» стиле — на захваченных В-29.

К счастью для самих десантников, эти планы так и остались таковыми — Япония сдалась. Война закончилась, и у диверсантов Гирэцу Кутэйтай появилась возможность заняться чем-то ещё.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий