itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Сгореть дотла в Остенде: бельгийская катастрофа британского флота

В военное время значение числа Пи округляют до трёх, а соблюдение правил техники безопасности является необязательным. 14 февраля 1945 года в бельгийской гавани Остенде это привело к катастрофе.

/
29K
26
9
333

В военное время значение числа Пи округляют до трёх, а соблюдение правил техники безопасности является необязательным. 14 февраля 1945 года в бельгийской гавани Остенде это привело к катастрофе.

Гончие прибрежных вод

В феврале 1945 года судьба Третьего рейха была уже предрешена, а война на море союзниками выиграна. Но морякам-катерникам британского флота от этого было не легче.

Немцы всё ещё контролировали немалую часть голландского побережья, и оттуда силами своих знаменитых шнельботов совершали ночные набеги на коммуникации союзников в Канале и Северном море, пытаясь атаковать караваны транспортов и ставя мины на фарватерах. Каждую ночь британские катера выходили им наперехват и сами старались нанести удары по немецким прибрежным коммуникациям.

Когда противники встречали друг друга, ночи расцветали фонтанами трассеров артавтоматов.

Освобождённый союзниками бельгийский порт Остенде стал одной из основных передовых баз для британских катеров. В феврале 1945-го там находилось более 30 кораблей, в том числе канадская 29-я флотилия, состоящая из 11 «семидесятифутовых» торпедных катеров. Практически постоянно с канадцами в паре работали англичане из 55-й флотилии, чьи 15 вымпелов (это были в основном знаменитые британские «дог-боты») обычно стояли борт о борт с канадскими.

И канадцы, и англичане воевали на небольших, водоизмещением в 60-100 тонн, деревянных кораблях с устрашающим набором вооружения — от торпед до многочисленных скорострельных орудий. Для того чтобы катера могли развивать скорость более 30 узлов, конструкторы воткнули в них мощные бензиновые моторы, пожиравшие сотни литров высокооктанового топлива. И канадские, и британские катера несли более 10 тонн топлива для утоления жажды своих форсированных моторов.

Катера 29-й флотилии
Катера 29-й флотилии (источник фото)

Сочетание бензина, сотен килограммов взрывчатки в торпедах, снарядов и электрики с электроникой, заключённое в деревянный корпус, было крайне опасной смесью, уже не раз приводившей к проблемам.

Неполадки

Перед ночным выходом на боевое задание катера совершали пробные выходы в море в светлое время суток, для проверки всех механизмов и вооружения. Как раз во время такого выхода, в районе полудня 14 февраля 1945 года, на канадском катере MTB-464 заглох один из двигателей. По возвращении в гавань Остенде причину нашли довольно быстро — в топливо попала вода, и капризный мотор встал.

Заправка катеров по всем правилам была долгим, муторным и изматывающим занятием для экипажей. Катер необходимо было полностью обесточить, а экипажу быть готовым к пожару, всё топливо должно было проходить через замшевые фильтры, которые требовалось в процессе регулярно проверять и удалять из них воду. В результате заправка превращалась в процесс, занимающий минимум два-три часа.

Естественно, эти правила более чем регулярно игнорировались.

Особенно часто вода попадала в топливо на передовых базах, где корабли заправлялись прямо с танкеров.

При возникновении проблем с горючим одним из «фронтовых» способов справиться с ситуацией было осторожно сливать воду из баков в вёдра и дожидаться, когда наконец пойдёт чистое топливо. Этим по возвращении в гавань механики MTB-464 и занялись.

Гавань Остенде была сильно загрязнена нефтепродуктами. Она заполнялась затонувшими судами начиная с 1940-го года, а после освобождения для её расчистки просто повзрывали все обломки. Стоявшие корабли и суда тоже более чем регулярно сбрасывали горючее в воду. В результате к тонкой масляной плёнке с особо крупными пятнами нефти и мазута все просто привыкли.

Гавань Остенде
Гавань Остенде (источник фото)

Канадские механики спешили, до выхода на патрулирование оставалось несколько часов. Способ с ведром был признан слишком медленным, и канадцы начали использовать помпу, чтобы откачать подозрительное топливо за борт, вылив при этом около 200 литров бензина.

По всей гавани начал распространяться характерный запах, но его все проигнорировали. Различные утечки горючего и его слив за борт были настолько рядовыми ситуациями, что на них уже никто не обращал внимания. Тем более, что атмосфера стояла более чем расслабленная. Множество моряков сошли на берег, большая группа канадцев вообще уехала посмотреть соседний Брюгге. Оставшиеся на кораблях в основном отдыхали в кубриках перед ночными выходами в море.

Пожар

Катера были тесно пришвартованы к стенке борт о борт по две-три штуки. Примерно в 16:00 между двумя катерами ниже по течению от злополучного 464-го показалось пламя. Дальнейшее, судя по показаниям выживших, было мгновенным адом. В течение пары минут по воде разлилось огромное горящее пятно, поглощавшее деревянные корабли. Под завязку наполненные горючим и боеприпасами, скученные, они быстро загорались, а следом детонировали торпеды, глубинные бомбы и снаряды. Вытекавшие тонны бензина только разжигали пламя.

Всего за пять минут гавань Остенде превратилась в жерло вулкана.

Каждый спасался, как мог. Три канадских катера уцелели благодаря решительным действиям всего двух членов экипажа MTB-485. Их корабль был в середине пришвартованной тройки. Пока один из матросов сбрасывал швартовые концы со стенки, второй завёл моторы и успел дать ход, таща два катера за собой. В это время пламя уже лизало борта боевых судов, краска на надстройках пошла пузырями.

Пожар в Остенде
Пожар в Остенде (источник фото)

Ситуацию немного облегчал тот факт, что пожар начался в узком и длинном ответвлении гавани, что дало время кораблям в других рукавах среагировать и начать движение. Но даже стоявшие почти у мола танкодесантные корабли и тральщики были вынуждены обрубать швартовы и срочно уходить от надвигающегося пламени, летящих обломков и неразорвавшихся снарядов.

Итоги

Пожар выгорел сам собой к ночи, и настало время подводить грустные итоги. Полностью уничтоженными оказались 12 торпедных катеров — пять канадских и семь британских, ещё пять получили тяжёлые повреждения. Что самое ироничное: пресловутый 464-й пожар пережил, его экипаж успел дать ход и выскочить из пламени.

Причину возгорания установить так и не удалось, но основной была версия о брошенной в воду горящей сигарете.

Погибли 64 человека, 29 из них были канадцами, 35 — англичанами. Более 60 моряков получили ранения. Большое количество катерников, спасаясь, прыгали прямо в воду. В основном с ожогами, оттуда достали более 40 человек — но многие погибли в горящей воде.

В итоге британский «москитный флот» понёс самые крупные единовременные потери за всю войну. Проведённое расследование возложило ответственность за произошедшее на командование передовой базы и 29-й флотилии, допускавшее постоянные грубые нарушения техники безопасности.

Гавань после пожара
Гавань после пожара (источник фото)

В отчёте отмечалось, что всем ещё повезло: пожар начался во время отлива, когда пришвартованные катера находились на несколько метров ниже верхнего уровня дока — это привело к тому, что взрывная волна от детонаций шла в основном вверх, и береговая инфраструктура порта вместе с городом практически не пострадали. Спорным посчитали факт того, что большая часть экипажей находилась на берегу. С одной стороны, это, вероятно, существенно снизило потери, но с другой — сделало невозможным спасение многих кораблей.

Канадскую флотилию, потерявшую пять вымпелов уничтоженными и четыре повреждёнными, просто расформировали.

События в Остенде никак не повлияли на ход боевых действий, уже на следующий день туда перебросили свежую флотилию. Однако они стали прекрасным и очень наглядным примером того, что постоянное и грубое нарушение техники безопасности, даже во имя поддержания боеготовности, приводит к тяжёлым и напрасным потерям.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Битва при Сволли
Двое против тридцати

5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.

29K
22
7
0
15 головоломных фактов о войне в Корее

Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.

88K
92
115
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

67K
28
4
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»

«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.

18K
26
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»

Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.

46K
60
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности

«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».

20K
27
5
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид

Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.

33K
28
27
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения

Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.

24K
20
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)

В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.

22K
15
10
111
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0