Война

Сгореть дотла в Остенде: бельгийская катастрофа британского флота

В военное время значение числа Пи округляют до трёх, а соблюдение правил техники безопасности является необязательным. 14 февраля 1945 года в бельгийской гавани Остенде это привело к катастрофе.

/
25K
22
8
333

В военное время значение числа Пи округляют до трёх, а соблюдение правил техники безопасности является необязательным. 14 февраля 1945 года в бельгийской гавани Остенде это привело к катастрофе.

Гончие прибрежных вод

В феврале 1945 года судьба Третьего рейха была уже предрешена, а война на море союзниками выиграна. Но морякам-катерникам британского флота от этого было не легче.

Немцы всё ещё контролировали немалую часть голландского побережья, и оттуда силами своих знаменитых шнельботов совершали ночные набеги на коммуникации союзников в Канале и Северном море, пытаясь атаковать караваны транспортов и ставя мины на фарватерах. Каждую ночь британские катера выходили им наперехват и сами старались нанести удары по немецким прибрежным коммуникациям.

Когда противники встречали друг друга, ночи расцветали фонтанами трассеров артавтоматов.

Освобождённый союзниками бельгийский порт Остенде стал одной из основных передовых баз для британских катеров. В феврале 1945-го там находилось более 30 кораблей, в том числе канадская 29-я флотилия, состоящая из 11 «семидесятифутовых» торпедных катеров. Практически постоянно с канадцами в паре работали англичане из 55-й флотилии, чьи 15 вымпелов (это были в основном знаменитые британские «дог-боты») обычно стояли борт о борт с канадскими.

И канадцы, и англичане воевали на небольших, водоизмещением в 60-100 тонн, деревянных кораблях с устрашающим набором вооружения — от торпед до многочисленных скорострельных орудий. Для того чтобы катера могли развивать скорость более 30 узлов, конструкторы воткнули в них мощные бензиновые моторы, пожиравшие сотни литров высокооктанового топлива. И канадские, и британские катера несли более 10 тонн топлива для утоления жажды своих форсированных моторов.

Катера 29-й флотилии (источник фото)

Сочетание бензина, сотен килограммов взрывчатки в торпедах, снарядов и электрики с электроникой, заключённое в деревянный корпус, было крайне опасной смесью, уже не раз приводившей к проблемам.

Неполадки

Перед ночным выходом на боевое задание катера совершали пробные выходы в море в светлое время суток, для проверки всех механизмов и вооружения. Как раз во время такого выхода, в районе полудня 14 февраля 1945 года, на канадском катере MTB-464 заглох один из двигателей. По возвращении в гавань Остенде причину нашли довольно быстро — в топливо попала вода, и капризный мотор встал.

Заправка катеров по всем правилам была долгим, муторным и изматывающим занятием для экипажей. Катер необходимо было полностью обесточить, а экипажу быть готовым к пожару, всё топливо должно было проходить через замшевые фильтры, которые требовалось в процессе регулярно проверять и удалять из них воду. В результате заправка превращалась в процесс, занимающий минимум два-три часа.

Естественно, эти правила более чем регулярно игнорировались.

Особенно часто вода попадала в топливо на передовых базах, где корабли заправлялись прямо с танкеров.

При возникновении проблем с горючим одним из «фронтовых» способов справиться с ситуацией было осторожно сливать воду из баков в вёдра и дожидаться, когда наконец пойдёт чистое топливо. Этим по возвращении в гавань механики MTB-464 и занялись.

Гавань Остенде была сильно загрязнена нефтепродуктами. Она заполнялась затонувшими судами начиная с 1940-го года, а после освобождения для её расчистки просто повзрывали все обломки. Стоявшие корабли и суда тоже более чем регулярно сбрасывали горючее в воду. В результате к тонкой масляной плёнке с особо крупными пятнами нефти и мазута все просто привыкли.

Гавань Остенде (источник фото)

Канадские механики спешили, до выхода на патрулирование оставалось несколько часов. Способ с ведром был признан слишком медленным, и канадцы начали использовать помпу, чтобы откачать подозрительное топливо за борт, вылив при этом около 200 литров бензина.

По всей гавани начал распространяться характерный запах, но его все проигнорировали. Различные утечки горючего и его слив за борт были настолько рядовыми ситуациями, что на них уже никто не обращал внимания. Тем более, что атмосфера стояла более чем расслабленная. Множество моряков сошли на берег, большая группа канадцев вообще уехала посмотреть соседний Брюгге. Оставшиеся на кораблях в основном отдыхали в кубриках перед ночными выходами в море.

Пожар

Катера были тесно пришвартованы к стенке борт о борт по две-три штуки. Примерно в 16:00 между двумя катерами ниже по течению от злополучного 464-го показалось пламя. Дальнейшее, судя по показаниям выживших, было мгновенным адом. В течение пары минут по воде разлилось огромное горящее пятно, поглощавшее деревянные корабли. Под завязку наполненные горючим и боеприпасами, скученные, они быстро загорались, а следом детонировали торпеды, глубинные бомбы и снаряды. Вытекавшие тонны бензина только разжигали пламя.

Всего за пять минут гавань Остенде превратилась в жерло вулкана.

Каждый спасался, как мог. Три канадских катера уцелели благодаря решительным действиям всего двух членов экипажа MTB-485. Их корабль был в середине пришвартованной тройки. Пока один из матросов сбрасывал швартовые концы со стенки, второй завёл моторы и успел дать ход, таща два катера за собой. В это время пламя уже лизало борта боевых судов, краска на надстройках пошла пузырями.

Пожар в Остенде (источник фото)

Ситуацию немного облегчал тот факт, что пожар начался в узком и длинном ответвлении гавани, что дало время кораблям в других рукавах среагировать и начать движение. Но даже стоявшие почти у мола танкодесантные корабли и тральщики были вынуждены обрубать швартовы и срочно уходить от надвигающегося пламени, летящих обломков и неразорвавшихся снарядов.

Итоги

Пожар выгорел сам собой к ночи, и настало время подводить грустные итоги. Полностью уничтоженными оказались 12 торпедных катеров — пять канадских и семь британских, ещё пять получили тяжёлые повреждения. Что самое ироничное: пресловутый 464-й пожар пережил, его экипаж успел дать ход и выскочить из пламени.

Причину возгорания установить так и не удалось, но основной была версия о брошенной в воду горящей сигарете.

Погибли 64 человека, 29 из них были канадцами, 35 — англичанами. Более 60 моряков получили ранения. Большое количество катерников, спасаясь, прыгали прямо в воду. В основном с ожогами, оттуда достали более 40 человек — но многие погибли в горящей воде.

В итоге британский «москитный флот» понёс самые крупные единовременные потери за всю войну. Проведённое расследование возложило ответственность за произошедшее на командование передовой базы и 29-й флотилии, допускавшее постоянные грубые нарушения техники безопасности.

Гавань после пожара (источник фото)

В отчёте отмечалось, что всем ещё повезло: пожар начался во время отлива, когда пришвартованные катера находились на несколько метров ниже верхнего уровня дока — это привело к тому, что взрывная волна от детонаций шла в основном вверх, и береговая инфраструктура порта вместе с городом практически не пострадали. Спорным посчитали факт того, что большая часть экипажей находилась на берегу. С одной стороны, это, вероятно, существенно снизило потери, но с другой — сделало невозможным спасение многих кораблей.

Канадскую флотилию, потерявшую пять вымпелов уничтоженными и четыре повреждёнными, просто расформировали.

События в Остенде никак не повлияли на ход боевых действий, уже на следующий день туда перебросили свежую флотилию. Однако они стали прекрасным и очень наглядным примером того, что постоянное и грубое нарушение техники безопасности, даже во имя поддержания боеготовности, приводит к тяжёлым и напрасным потерям.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Битва при Сволли
Двое против тридцати
5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.
19K
17
6
0
15 головоломных фактов о войне в Корее
Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.
47K
46
37
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

27K
19
3
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»
«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.
14K
19
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»
Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.
33K
40
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности
«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».
17K
21
4
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид
Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.
25K
22
24
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения
Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.
19K
18
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)
В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.
19K
13
10
111
Грюнвальд: катастрофа Тевтонского ордена

О Грюнвальдской битве знают, кажется, все. Её воспел Генрик Сенкевич в своём романе «Крестоносцы», по мотивам которого Александр Форд снял одноимённый пеплум. И всё же есть в этой истории моменты, оставшиеся вне поля зрения выдающихся мастеров. Об этом — реальном Грюнвальде — в материале WARHEAD.SU.

25K
39
56
735
«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

25K
32
37
515
Катастрофа в Гренландии: плутониевый Чернобыль в полярной ночи

Сгоревший стул стал причиной одной из крупнейших радиационных аварий в истории ВВС США! Но как — и к каким последствиям это привело? Мы разобрались.

24K
56
10
808
Диснеевский дизельпанк: авиация в сериале «Чудеса на виражах»

Не так давно были времена, когда корпорация «Дисней» славилась не бесконечной «жвачкой» про супергероев, ужасными ремейками и разрушенной вселенной «Звёздных войн». Тогда авторы не боялись рисковать и показывать на экранах необычные сюжеты и неожиданные сеттинги — например, настоящий дизельпанк.

20K
51
24
1.2K
На острове Итуруп нашли сеть подземных ходов

На курильском острове Итуруп поисковая экспедиция нашла сеть подземных тоннелей. По всей вероятности, они были вырыты японцами в годы Второй мировой войны. В настоящий момент идёт изучение этих ходов.

20K
12
2
553
Линия Мажино: оболганная твердыня

«Линия Мажино была фатальна для французов!». Такое часто пытаются утверждать. Мол, отказавшись от наступательной стратегии и вложив все средства в Линию, французы оказались беззащитными перед новыми методами войны. Мы разобрались, так ли это на самом деле.

19K
39
90
442
Халхин-Гол: пограничный инцидент или разведка боем?

Битву за Номонган, известную у нас как бои на Халхин-Голе, ряд западных историков считает прологом Второй мировой войны. Почему же произошло столкновение — и как развивалась эта операция?

18K
39
39
877
«Сломанная стрела»: 5 американцев, вызвавших огонь на себя

«Американцы — трусы! Они не способны на такое!» — гласит распространённый миф. Мол, США воюют только с полным превосходством над противником. А также с кока-колой, кондиционером и туалетной бумагой. Они не способны на самопожертвование! Нет среди «империалистических агрессоров» ни Прохоренко, ни Матросовых, ни Гастелло! Но это не так.

18K
56
13
930
Последнее классическое морское сражение

Морская блокада, ночное сражение, залпы главным калибром — нет, это не описание схватки линкоров во Второй мировой. Так проходил последний классический морской бой в истории, исход которого полностью решила артиллерия. Как и когда это было — читайте в нашем материале.

18K
41
15
450
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
176K
83
44
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

70K
37
28
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
53K
40
77
361
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
51K
21
11
81
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

48K
41
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

46K
63
34
719
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

45K
40
53
591
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

45K
34
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
176K
83
44
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

97K
56
11
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
79K
38
29
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
77K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
72K
31
14
172
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

70K
37
28
467
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

70K
27
17
346
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
66K
32
28
679