itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"
itemscope itemtype="https://schema.org/Organization" div itemprop="logo" itemscope itemtype="https://schema.org/ImageObject" img src="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="url" content="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="width" content="250" meta itemprop="height" content="60" span itemprop="name" content="WARHEAD.SU"
article image

Сгореть дотла в Остенде: бельгийская катастрофа британского флота

В военное время значение числа Пи округляют до трёх, а соблюдение правил техники безопасности является необязательным. 14 февраля 1945 года в бельгийской гавани Остенде это привело к катастрофе.

/
26K
22
8
333

В военное время значение числа Пи округляют до трёх, а соблюдение правил техники безопасности является необязательным. 14 февраля 1945 года в бельгийской гавани Остенде это привело к катастрофе.

Гончие прибрежных вод

В феврале 1945 года судьба Третьего рейха была уже предрешена, а война на море союзниками выиграна. Но морякам-катерникам британского флота от этого было не легче.

Немцы всё ещё контролировали немалую часть голландского побережья, и оттуда силами своих знаменитых шнельботов совершали ночные набеги на коммуникации союзников в Канале и Северном море, пытаясь атаковать караваны транспортов и ставя мины на фарватерах. Каждую ночь британские катера выходили им наперехват и сами старались нанести удары по немецким прибрежным коммуникациям.

Когда противники встречали друг друга, ночи расцветали фонтанами трассеров артавтоматов.

Освобождённый союзниками бельгийский порт Остенде стал одной из основных передовых баз для британских катеров. В феврале 1945-го там находилось более 30 кораблей, в том числе канадская 29-я флотилия, состоящая из 11 «семидесятифутовых» торпедных катеров. Практически постоянно с канадцами в паре работали англичане из 55-й флотилии, чьи 15 вымпелов (это были в основном знаменитые британские «дог-боты») обычно стояли борт о борт с канадскими.

И канадцы, и англичане воевали на небольших, водоизмещением в 60-100 тонн, деревянных кораблях с устрашающим набором вооружения — от торпед до многочисленных скорострельных орудий. Для того чтобы катера могли развивать скорость более 30 узлов, конструкторы воткнули в них мощные бензиновые моторы, пожиравшие сотни литров высокооктанового топлива. И канадские, и британские катера несли более 10 тонн топлива для утоления жажды своих форсированных моторов.

Катера 29-й флотилии
Катера 29-й флотилии (источник фото)

Сочетание бензина, сотен килограммов взрывчатки в торпедах, снарядов и электрики с электроникой, заключённое в деревянный корпус, было крайне опасной смесью, уже не раз приводившей к проблемам.

Неполадки

Перед ночным выходом на боевое задание катера совершали пробные выходы в море в светлое время суток, для проверки всех механизмов и вооружения. Как раз во время такого выхода, в районе полудня 14 февраля 1945 года, на канадском катере MTB-464 заглох один из двигателей. По возвращении в гавань Остенде причину нашли довольно быстро — в топливо попала вода, и капризный мотор встал.

Заправка катеров по всем правилам была долгим, муторным и изматывающим занятием для экипажей. Катер необходимо было полностью обесточить, а экипажу быть готовым к пожару, всё топливо должно было проходить через замшевые фильтры, которые требовалось в процессе регулярно проверять и удалять из них воду. В результате заправка превращалась в процесс, занимающий минимум два-три часа.

Естественно, эти правила более чем регулярно игнорировались.

Особенно часто вода попадала в топливо на передовых базах, где корабли заправлялись прямо с танкеров.

При возникновении проблем с горючим одним из «фронтовых» способов справиться с ситуацией было осторожно сливать воду из баков в вёдра и дожидаться, когда наконец пойдёт чистое топливо. Этим по возвращении в гавань механики MTB-464 и занялись.

Гавань Остенде была сильно загрязнена нефтепродуктами. Она заполнялась затонувшими судами начиная с 1940-го года, а после освобождения для её расчистки просто повзрывали все обломки. Стоявшие корабли и суда тоже более чем регулярно сбрасывали горючее в воду. В результате к тонкой масляной плёнке с особо крупными пятнами нефти и мазута все просто привыкли.

Гавань Остенде
Гавань Остенде (источник фото)

Канадские механики спешили, до выхода на патрулирование оставалось несколько часов. Способ с ведром был признан слишком медленным, и канадцы начали использовать помпу, чтобы откачать подозрительное топливо за борт, вылив при этом около 200 литров бензина.

По всей гавани начал распространяться характерный запах, но его все проигнорировали. Различные утечки горючего и его слив за борт были настолько рядовыми ситуациями, что на них уже никто не обращал внимания. Тем более, что атмосфера стояла более чем расслабленная. Множество моряков сошли на берег, большая группа канадцев вообще уехала посмотреть соседний Брюгге. Оставшиеся на кораблях в основном отдыхали в кубриках перед ночными выходами в море.

Пожар

Катера были тесно пришвартованы к стенке борт о борт по две-три штуки. Примерно в 16:00 между двумя катерами ниже по течению от злополучного 464-го показалось пламя. Дальнейшее, судя по показаниям выживших, было мгновенным адом. В течение пары минут по воде разлилось огромное горящее пятно, поглощавшее деревянные корабли. Под завязку наполненные горючим и боеприпасами, скученные, они быстро загорались, а следом детонировали торпеды, глубинные бомбы и снаряды. Вытекавшие тонны бензина только разжигали пламя.

Всего за пять минут гавань Остенде превратилась в жерло вулкана.

Каждый спасался, как мог. Три канадских катера уцелели благодаря решительным действиям всего двух членов экипажа MTB-485. Их корабль был в середине пришвартованной тройки. Пока один из матросов сбрасывал швартовые концы со стенки, второй завёл моторы и успел дать ход, таща два катера за собой. В это время пламя уже лизало борта боевых судов, краска на надстройках пошла пузырями.

Пожар в Остенде
Пожар в Остенде (источник фото)

Ситуацию немного облегчал тот факт, что пожар начался в узком и длинном ответвлении гавани, что дало время кораблям в других рукавах среагировать и начать движение. Но даже стоявшие почти у мола танкодесантные корабли и тральщики были вынуждены обрубать швартовы и срочно уходить от надвигающегося пламени, летящих обломков и неразорвавшихся снарядов.

Итоги

Пожар выгорел сам собой к ночи, и настало время подводить грустные итоги. Полностью уничтоженными оказались 12 торпедных катеров — пять канадских и семь британских, ещё пять получили тяжёлые повреждения. Что самое ироничное: пресловутый 464-й пожар пережил, его экипаж успел дать ход и выскочить из пламени.

Причину возгорания установить так и не удалось, но основной была версия о брошенной в воду горящей сигарете.

Погибли 64 человека, 29 из них были канадцами, 35 — англичанами. Более 60 моряков получили ранения. Большое количество катерников, спасаясь, прыгали прямо в воду. В основном с ожогами, оттуда достали более 40 человек — но многие погибли в горящей воде.

В итоге британский «москитный флот» понёс самые крупные единовременные потери за всю войну. Проведённое расследование возложило ответственность за произошедшее на командование передовой базы и 29-й флотилии, допускавшее постоянные грубые нарушения техники безопасности.

Гавань после пожара
Гавань после пожара (источник фото)

В отчёте отмечалось, что всем ещё повезло: пожар начался во время отлива, когда пришвартованные катера находились на несколько метров ниже верхнего уровня дока — это привело к тому, что взрывная волна от детонаций шла в основном вверх, и береговая инфраструктура порта вместе с городом практически не пострадали. Спорным посчитали факт того, что большая часть экипажей находилась на берегу. С одной стороны, это, вероятно, существенно снизило потери, но с другой — сделало невозможным спасение многих кораблей.

Канадскую флотилию, потерявшую пять вымпелов уничтоженными и четыре повреждёнными, просто расформировали.

События в Остенде никак не повлияли на ход боевых действий, уже на следующий день туда перебросили свежую флотилию. Однако они стали прекрасным и очень наглядным примером того, что постоянное и грубое нарушение техники безопасности, даже во имя поддержания боеготовности, приводит к тяжёлым и напрасным потерям.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Битва при Сволли
Двое против тридцати

5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.

23K
22
7
0
15 головоломных фактов о войне в Корее

Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.

59K
57
75
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

35K
23
3
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»

«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.

16K
22
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»

Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.

37K
44
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности

«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».

18K
23
4
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид

Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.

27K
26
25
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения

Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.

21K
20
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)

В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.

20K
15
10
111
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

28K
112
106
1.4K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

24K
72
260
621
Революция вампиров: как свергали Чаушеску

30 лет назад в Румынии пал режим Николае Чаушеску. Споры о румынской революции не утихают по сей день. Кому был нужен переворот? На чьей совести сотни погибших? Причастны ли к свержению диктатора русские? В мифах и реальных фактах разбирался WARHEAD.SU.

20K
45
24
188
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
50
16
278
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

14K
62
44
32
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
68
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346