Самолёт «Максим Горький»: летающий колосс русского интербеллума

Бомбардировочные фантазии

Появился этот туполевский монстр, разумеется, не на ровном месте. В конце двадцатых — начале тридцатых военные мира были завлечены теорией воздушной войны Джулио Дуэ.

Не остались в стороне от идей Дуэ и советские авиационные теоретики. Так, в 1931 году, ещё до принятия на вооружение сверхсовременного по тогдашним меркам ТБ-3, в ВВС уже мечтали о «линкорах первого класса» — на базе шести- или семимоторных ТБ-4 или К-7. И о   «дредноутах» вроде так и не воплощённого в металле ТБ‑6.

Благо концепция воздушного боя «по Дуэ» вполне позволяла обходиться просто армадой тихоходных, но больших бомбовозов. Предполагалось, что возросший тоннаж самолётов в корне изменит облик воздушного боя. «Догфайты» исчезнут — место истребителя займёт такой же бомбардировщик, но несущий вместо бомб множество стрелковых точек. Истребители просто станут бесполезны: они не смогут прорвать плотный строй таких самолётов, выстроенных по краям летящей на задание бомбардировочной армады.

Реальности, конечно, следовало изменить эти представления, однако некоторое время такие концепции оказывали вполне явное влияние на авиацию.

Из бомбовозов в агитаторы

«Максим Горький» как раз был дальнейшим развитием несостоявшегося «линкора 1 класса» ТБ-4. Машина не смогла «вписаться» в требования военных. Во многом по традиционной как для СССР, так и ещё для Российской империи причине — не было достаточно мощных двигателей.

АНТ-20 (источник фото)

Тогда Туполев решил выкрутиться за счёт увеличения длины крыла и добавления ещё двух моторов — теперь их число возрастало до восьми. Самолёт мог бомбить, возить пассажиров или грузы. В военно-транспортном варианте грузовой отсек позволял впихнуть лёгкий танк Т-37 пополам с танкеткой или броневиком. Также предусматривался «агитационный» вариант.

Начать обкатывать АНТ-20 решили именно по этому направлению. Михаил Кольцов, тогдашний главред «Огонька», заронил в головы военных отличную идею. Если начать строить самолёт как агитационный, то деньги на окончание разработки и постройку первого экземпляра можно будет собрать с членов партии по подписке.

Чертежи АНТ-20 (источник фото)

Мысль свалить финансовое обеспечение куда-то ещё, но при этом всё равно «отэксплуатировать» самолёт для выявления детских болезней была достаточно заманчива. И в дело пошёл именно агитационный вариант.

Витрина достижений

Выглядел «Горький» великолепно. Напоминающий обзорную палубу круизного лайнера носовой салон, буфет с горячей пищей, пневмопочта и внутренняя телефонная станция. Внутри имелись типография мощностью 12 тыс. оттисков в час, киномашина, фотолаборатория и громкоговоритель. В дальнейшем машину хотели оборудовать «агитационными огнями» под крыльями — зажигая их в правильной последовательности, можно было написать короткий лозунг. Прикидывали даже возможность проецирования надписей на облака или выпущенные дымы.

«Максим Горький» был готов 31 марта 1934-го. Чтобы довезти его до Ходынского аэродрома, самолёт частично разобрали. Но даже при этом пришлось демонтировать заводские ворота и кусок забора. А 17 июня восьмимоторный гигант совершил первый полёт. Пока что всё шло хорошо.

«Максим Горький» над Красной площадью 7 ноября 1934 года

«Горький» сходу установил несколько рекордов по грузоподъёмности. Они, правда, не были зафиксированы по международным стандартам. Возможно, это сделали бы летом 1935 года на авиасалоне Ле-Бурже, куда АНТ-20 должен был направиться. Но, увы, до этого момента самолёт не дожил.

Катастрофа

Трагедия случилась в погожий майский день 1935 года. Задача была простая — «покатать» членов семей конструкторов и передовиков производства над Москвой. Так и агитационный материал отснимут, и хороших работников поощрят. Полёты в то время для обычных людей всё ещё были в диковинку, и передовики явились на мероприятие в приподнятом настроении, с жёнами и детьми.

(Источник фото)

В злосчастном полёте участвовали три самолёта — «Горький», вертлявый истребитель И-5 и разведсамолёт Р-5, с которого велась киносъёмка. Истребитель был нужен для контраста, на его фоне и без того огромный АНТ-20 смотрелся бы и вовсе непобедимым исполином. Но в процессе полёта произошло непоправимое: И-5 принялся крутить сложные фигуры вокруг «Горького», не справился с управлением и протаранил крыло гиганта. Ошибка была в каких-то десятых долях секунды, но этого хватило. АНТ-20 завалился и вошёл в крутое пике. Резкая нагрузка разломила фюзеляж на части, которые упали на дачный посёлок «Сокол». Один из коттеджей уничтожило полностью, два других сильно повредило. Погибли все находившиеся на борту «Горького» и пилот И-5 — общее число жертв вплотную приблизилось к полусотне человек.

Сама по себе катастрофа, связанная с ошибками пилотирования другого самолёта, не могла похоронить исполина. Мало того, страна объявила кампанию по постройке аж 16 «агитгигантов». Но затем произошло нечто гораздо более важное. Сменилась концепция строительства бомбардировщиков: идея о коробке ощетинившихся тихоходов уходила в прошлое. Военным требовалось нечто меньшее, но скоростное. Поэтому 16 АНТ-20 строить не стали.

АНТ-20бис (источник фото)

Зато успели сделать один — с шестью более мощными моторами. После свёртывания концепции о неудаче с АНТ-20 старались не вспоминать. Вместо агитации его наследник — АНТ-20бис, также известный как ПС-124, — занялся рутинной грузопассажирской работой. Он летал до 12 декабря 1942 года. Именно в этот день летевший пассажиром лётчик по фамилии Козлов уговорил экипаж дать ему «порулить» гигантом. Командир сдуру согласился. Не имевший опыта пилотирования подобных самолётов Козлов не справился с управлением. Второй пилот понял ошибку гостя слишком поздно, чтобы спасти ПС-124, и наследник «Горького» врезался в землю. Это неуместное развлечение забрало жизни 36 человек.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий