Северный полюс — наш! Или Зачем России ледокол «Урал»

Два в одном

Сейчас в России используются ледоколы типов «Арктика» и «Таймыр», разработанные и построенные еще в Советском Союзе. Почему два типа? «Арктика» предназначен для большой воды; его работа — пробивать Северный морской путь и добираться до Северного полюса. «Таймыр» обладает меньшей осадкой, что позволяет работать в устьях сибирских рек.

Сейчас же оба эти типа постепенно заменят одним — ЛК-60Я. Как? Всё дело в специальных балластных цистернах — по мере заполнения их водой ледокол может изменять свою осадку на два с лишним метра, с 8,55 метра до 10,5. С наименьшей осадкой — спокойно работать на реках, с наибольшей — добро пожаловать в океан.

(Фото: Михаил Котов/WARHEAD.SU)

Такой вариант будет гораздо выгоднее: это удобнее и дешевле, чем проектировать и создавать два разных типа.

Ледоколам быть

А зачем России вообще нужны ледоколы? Странный вопрос для страны, у которой самая протяжённая часть морской границы ежегодно сковывается льдом. Практически никакая серьёзная и постоянная работа по освоению Арктики (как с научной, так и с военной точки зрения) невозможна без ледоколов. К тому же пробиваемый российским газом в Китай Северный морской путь в будущем может стать удобной и проторенной дорогой, которая позволит быстро перебрасывать большие объемы топлива от места добычи до конечного пользователя.

Ледоколы — это та самая инфраструктура, что способна развивать российскую экономику почти в прямом смысле.

Отрадно, что в ледокольном флоте, особенно после начала работы ЛК-60Я, с Россией практически никто в мире не сможет сравниться. Тем более, что планируемый срок работы новых судов заявлен минимум в сорок лет (320 тысяч часов работы) — и может быть значительно продлён. Поэтому постройка серии из пяти ЛК-60Я закроет для нас вопрос прохода сквозь льды на много лет вперед.

(Фото: Михаил Котов/WARHEAD.SU)

Пара слов об «Урале»

В отличие от предыдущих судов, «Урал» спускали на воду со значительным количеством надстроек. В таком виде ледокол выглядит ещё более внушительно. Его высота — 52 метра, что сравнимо с высотой девятнадцатиэтажного дома. Длина — 173 метра, это практически размер линейного военного корабля прошлого века (к примеру, линкор «Колорадо» — 190 метров в длину).

(Фото: Михаил Котов/WARHEAD.SU)

Чтобы двигать такую махину и проламывать льды, ледокол оснастили атомной двигательной установкой. В её составе — два водо-водяных реактора РИТМ-200, выдающих 175 мегаватт тепловой мощности. Благодаря реакторам «Урал» способен идти на рабочем ходу в 1,5-2 узла сквозь сплошной паковый лёд толщиной 2,9 метра. Лёд бóльшей толщины придётся уже проламывать в несколько итераций, но встречается он не так часто.

Как спускают ледоколы

Как можно увидеть на фото, на стапелях ледокол удерживает серый металлический задержник приличной толщины. Процесс происходит следующим образом. Сначала крёстная мать (для «Урала» ею стала председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина) разбивает о борт корабля бутылку крымского шампанского. Затем перерезают ленту, а батюшка освящает судно. Лишь после этого подаётся команда на проверку акватории Невы — свободна ли она. И, если всё в порядке, начинается перерезание задержника. Два рабочих, имеющих «черные пояса» по газовой сварке, режут металл, раскрашивая питерский день миллионами оранжевых искр.

(Фото: Михаил Котов/WARHEAD.SU)

Момент, когда судно обрывает остатки задержника, почти не чувствуется. Просто громада ледокола начинает набирать ход и двигаться в сторону Невы. На носу и корме корабля уже подготовлены к сбросу четыре якоря. Ледокол не имеет своего хода, и, если его не затормозить, он неизбежно упрётся в заводы на противоположном берегу реки. Поэтому якоря сбрасывают практически сразу, как только судно спускают на воду. Мимо летят сотни разноцветных шариков, а собравшиеся на мероприятие тысячи людей провожают «Урал» восхищёнными взглядами или камерами телефонов.

Замецки

Правда, во время церемонии случилось небольшое ЧП — якорная цепь чуть не зацепила рабочего. К счастью, обошлось без пострадавших.

(Фото: Михаил Котов/WARHEAD.SU)

Специально подготовленные буксиры приводят ледокол к месту будущей достройки. «Урал» будут достраивать ещё три года. По плану лишь в 2022 году его сдадут заказчикам.

(Фото: Михаил Котов/WARHEAD.SU)

Жителям Санкт-Петербурга желаю побывать на подобном спуске хотя бы раз. Ощущения, когда практически рядом с тобой тысячетонная громада судна набирает скорость и устремляется в Неву, просто не передать. Кроме того, спуск со стапелей потихоньку исчезает: современные большие суда всё чаще строят в доках, где потом и спускают на воду, просто заполняя док водой, — а это не так зрелищно.

(Фото: Михаил Котов/WARHEAD.SU)

Спуск, достройка… а затем ледокол продолжит свой путь сквозь толщи льдов, пробивая безопасный путь для следующих в кильватере транспортных судов.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий