itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Корабли программы SC-21: откуда пошёл «Замволт»?

Американские эсминцы класса «Замволт» переживают не лучшие времена. На их голову обрушивается всё больше критики и всё чаще говорится о полной переделке всех трёх систершипов — ибо с ролью поддержки наземных войск они больше не справляются. Почему так вышло и как вообще появилась идея такого необычного корабля — сейчас расскажем.

/
14K
18
13
61

Американские эсминцы класса «Замволт» переживают не лучшие времена. На их голову обрушивается всё больше критики и всё чаще говорится о полной переделке всех трёх систершипов — ибо с ролью поддержки наземных войск они больше не справляются. Почему так вышло и как вообще появилась идея такого необычного корабля — сейчас расскажем.

В поисках флота будущего

История «Замволта» начинается сильно раньше, чем многие думают. А именно — в 1987 году, ещё в эпоху холодной войны. Тогда по поручению вице-адмирала Джозефа Меткалфа Третьего была создана группа «Майк» для изучения облика будущего флота. По сути, её задачей было просто пофантазировать на тему перспективных концепций — без точных цифр или проработанных проектов. Исключительно благие пожелания.

Группа «Майк» последовательно выпустила два доклада: Ship Operational Characteristics Study (SOCS) и Surface Combatant Force Requirement Study (SCFRS). Первый был посвящён новым кораблям, а второй — изменениям в структуре флота.

Именно в рамках SCFRS впервые всерьёз была выдвинута идея корабля-арсенала, называемого в те времена ни много ни мало линкором XXI века
Именно в рамках SCFRS впервые всерьёз была выдвинута идея корабля-арсенала, называемого в те времена ни много ни мало линкором XXI века

Отчёт SOCS был в основном посвящён общим концепциям, по которым должны проектировать корабли XXI века. Главной хотелкой было повышение боевой живучести, достигаемое как активными, так и пассивными методами. Боевые единицы должны иметь высокий уровень незаметности, активную защиту от торпед, высокую стойкость к повреждениям и возможность саморемонта в море, в том числе во время боя. Если и этого было мало, требовались модульность конструкции, интеграция в единую электронную систему управления флотом и авиацией, многозадачность и возможность подготовки экипажа прямо на борту.

В SCFRS чуть больше внимания уделялось вопросу о том, какие типы кораблей нужны. Предполагалось заменить крейсеры и эсминцы, ввести новый тип многоцелевого корабля сопровождения (будущий литоральный корабль).

Первым реализованным проектом, выполненным под влиянием SOCS, был Флайт IIA — новая версия эсминца Арли Бёрк
Первым реализованным проектом, выполненным под влиянием SOCS, был «Флайт» IIA — новая версия эсминца «Арли Бёрк»

В целом отчёт понравился адмиралам, но тут кончился СССР и стало не до того. К вопросу о модернизации флот вернулся лишь в 1993 году. Необходимо было определить, что всё-таки будут строить и сколько денег на это надо будет выбить из политиков.

В 1993 году стартовала программа SC-21 (Surface Combatant for the 21st century), в рамках которой на основе идей SOCS должны были разработать уже конкретные предложения. К делу привлекли всех представителей крупных кораблестроительных фирм и офицеров разных рангов.

Различные проекты кораблей, выполненные в рамках программы SC-21
Различные проекты кораблей, выполненные в рамках программы SC-21

В рамках SC-21 рассматривалось большое количество проектов. Изучался экономный план апгрейда и достройки кораблей, уже стоящих на вооружении, с доведением их уровня до требований SC-21. Исследовались «смелые» проекты авианесущего стелс-крейсера и корабля-арсенала. Но наибольшее внимание уделялось трём проектам — малого модульного корабля, малозаметного эсминца для поддержки наземных сил и малозаметного крейсера ПВО. В 1997 году именно эта троица стала основой для SC-21.

Остальные идеи (среди которых встречались и совсем безумные — вроде превращения супертанкеров в мобильный порт пополам с ракетной базой или флот из боевых катеров) были отвергнуты.

Проект вертолёто- / авианесущего крейсера SC-21 COEA 3A2
Проект вертолёто- / авианесущего крейсера SC-21 COEA 3A2

Эсминец нелёгкой судьбы

В 1998 году план был наконец окончательно сформирован. Всё первое десятилетие 21-го века флот продолжил бы закупать модернизированные эсминцы класса «Арли Бёрк», которые прослужили бы до 2050-х годов. Параллельно собирались спроектировать новый эсминец DD-21, главной задачей которого были прибрежные (литоральные) операции. Он мог бы и наземные войска огнём поддерживать, и мины обезвреживать, и группу диверсантов с беспилотниками для них возить.

Таких эсминцев предполагалось закупить 32 штуки. Первый флот получил бы в 2010-м, а последний в 2020 году. В середине второго десятилетия планировалось начать проектировать крейсер ПВО CG-21, который должен был как взаимодействовать с авианосной ударной группой (АУГ), так и прикрывать литоральные операции. Построить их планировали десять штук, первый спустить на воду в 2020 году.

Проект эсминца DD-21 от Локхид Мартин унаследовал многие идеи корабля-арсенала, например, низкий борт корпуса
Проект эсминца DD-21 от «Локхид Мартин» унаследовал многие идеи корабля-арсенала, например, низкий борт корпуса

Проектированием эсминца DD-21 занялись все крупные судостроительные фирмы США, ибо куш ожидался сказочный. Общим в дизайне был высокий уровень «стелс» и силовая установка нового поколения. А вот про вооружение так же просто договориться не вышло. Часть инженеров и военных выступали за ренессанс артиллерии — именно пушки должны были стать главной ударной силой DD-21, будут ли это просто продвинутые орудия, вертикальные установки или даже рейлганы. Новые типы снарядов могут лететь почти так же далеко, как ракеты и не уступать им в точности. А вот цена и размеры будут меньше.

Установка рейлгана в DD-21
Установка рейлгана в DD-21

Оппонировали им сторонники ракет. Они говорили, что всё это, конечно, круто, но пока в реальности не существует, а ракеты они вот тут и, главное, пусковые у них универсальны. Хочешь с авиацией воюй, хочешь с флотом, а если надо — громи наземные цели. К «ракетчикам» примкнула и небольшая прослойка противников идеи литоральности — они хотели сохранить возможности по борьбе с флотом противника. Их, понятно, никто не слушал: ВМФ США теперь мог столкнуться с достойным противником на море лишь в сказках.

Вариант DD-21 от Ингаллс Шипбилдинг со ставкой на ракетное вооружение
Вариант DD-21 от «Ингаллс Шипбилдинг» со ставкой на ракетное вооружение

В соответствии с разными концепциями различались и проекты. У сторонников артиллерии DD-21 нёс немного вертикальных пусковых для ракет, зато имел до трёх основных орудий и трёх вспомогательных. На ракетном варианте было ровно наоборот: пушка всего одна, зато ячеек под ракеты ставили более 300 штук. В итоге всё шло к тому, что победит дружба и итоговый проект будет иметь одно-два орудия и 256 пусковых ячеек. Но, как обычно, в дело вмешались деньги.

В 2001 году вдруг оказалось, что их нет. Из нафталина вытащили дешёвую концепцию малого универсального прибрежного корабля, а DD-21 закрыли. Говорят, основной причиной стал факт, что главные выгодополучатели были аффилированы с президентом Клинтоном.

Один из поздних вариантов DD-21
Один из поздних вариантов DD-21

Взамен стартовала программа DDG-1000. Деньги начали срочно экономить, сократив количество ячеек до 80 и упростив электронное оборудование. Свернули многие перспективные исследования вроде визуального камуфляжа и системы автоматической починки в море. Проект DDG-1000, пройдя ещё несколько утрясок, и стал хорошо известным нам классом «Замволт». И почти все его нынешние проблемы проистекают именно из-за закрытия программы DD-21.

Недостаток финансирования так и не позволил создать и довести до ума продвинутые орудия, а на ракеты места в урезанном проекте уже не было. «Оптимизация» в электронном оборудовании привела к тому, что «замволты» просто не приспособлены для работы в группе с другими американскими кораблями. Наконец огромная цена объясняется урезанием заказа с 32 до 3 систершипов.

Если в рамках проекта DD-21 предпочтение отдавалось варианту от Локхид Мартин, то в DDG-1000 был принят вариант от Нортроп Грумман, что подтверждает слухи о причинах закрытия DD-21
Если в рамках проекта DD-21 предпочтение отдавалось варианту от «Локхид Мартин», то в DDG-1000 был принят вариант от «Нортроп Грумман», что подтверждает слухи о причинах закрытия DD-21

Последний из крейсеров

Ещё грустнее оказалась судьба CG-21. До 2001 года его проектировать особо не спешили, а уделяли больше внимания DD-21. Но после старта программы DDG-1000 крейсеры вытащили из долгого ящика, немного причесали и переименовали в CG (X).

Теперь это был не просто крейсер ПВО, а полноценный боевой ракетный корабль — развитие идей, заложенных в «Замволт». CG (X) должен был стать больше, иметь только ракетное вооружение (за исключением пары оборонительных турелек) и, возможно, ядерный реактор. Ракетных ячеек не просто стало бы больше — они сами были бы адаптированы под более крупные ракеты, главной из которых была «Кинетик Энерджи Интерцептор». В задачи этой противоракеты входит как обеспечение защиты авианосного соединения от баллистических угроз вроде китайских противокорабельных баллистических ракет, так и работа в ПРО американского континента.

Развитие концепции ракетного крейсера XXI века. От оригинального корабля к модификации Замволта — и, наконец, финальный вариант с ядерной силовой установкой
Развитие концепции ракетного крейсера XXI века. От оригинального корабля к модификации «Замволта» — и, наконец, финальный вариант с ядерной силовой установкой

Планировалось построить 18 крейсеров. А то, что за основу был взят базовый «Замволт», упрощало работу по проектированию и постройке. По сути, DDG-1000 стал бы переходным кораблём для отработки идей, которые используют в массовом CG (X).

Но, как обычно, красивые планы не сбылись. В 2007 году из программы выделили отдельный корабль ПРО, а сам CG (X) окончательно стал ядерным, получив дополнительную N в названии. Сразу же встрепенулись противники атомной энергетики, что вылилось в многочисленные дебаты в Конгрессе США между лоббистами со стороны ядерной энергетики и условными «зелёными». Всё это сильно затянуло проектирование.

Специализированный корабль ПРО
Специализированный корабль ПРО (фото: Daniel Katz)

В 2010 году правительство Обамы под лозунгами демилитаризации экономики и с требованиями больше внимания уделять социальным вопросам закрыло финансирование огромного количества проектов. В их числе был и ракетный крейсер. С тех пор во флоте США постоянно возникают разговоры о необходимости всё же собрать волю в кулак и пробить финансирование чего-то подобного, но никаких успехов по сей день не достигнуто.

Вот так, где из-за непонятных интриг, а где из-за излишней приверженности спорным концепциям, и получилась сегодняшняя ситуация. В которой не ясно, что делать с тремя «замволтами», у которых не работают орудия, и с целым зоопарком литоральных боевых кораблей. А ведь и из DD-21, и из CG (X) могли выйти неплохие боевые единицы. Но вышло что вышло. А что ждёт американский флот дальше, покажет лишь время.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS