Поднебесная владычица морей, или Как Китай построил крупнейший флот в мире

Флотская экономия

Флот — штука дорогая, даже особо и сравнить не с чем. Вот получил ты соответствующую должность, только начал строить корабли, зарылся в проекты, формируешь корабельную ударную группу, чувствуешь, что начало получаться… как в дверь кабинета стучат. Да не просто стучат, а едва с петель не сносят! И кто бы вы думали? Какие-то штатские из министерства финансов и казначейства. Орут, ногами топают, кричат, что денег в казне не осталось. А ведь ты только начал.

И так почти в каждой стране. Только начал строить флот — деньги кончились. Что ещё хуже, уже построенный тоже больше похож на машинку по уничтожению купюр. Суда надо поддерживать в рабочем состоянии, узлы и механизмы вовремя менять, команды готовить, дизельное топливо выделять. В результате большой и серьёзный флот до недавнего времени могла позволить себе только экономика Соединённых Штатов Америки. Остальные страны шили свой тришкин бушлат, экономя на всём, на чём можно, и выделяя деньги лишь на самое главное.

В Америке же смогли довести флот до почти трёхсот вымпелов (284 корабля на конец 2018 года по данным Heritage Foundation). Причём тут есть место и полноценным авианосным ударным группам, и даже дорогущим и не всегда удачным экспериментам вроде боевых кораблей прибрежной зоны (LCS) и стелс-эсминцев «Замволт». Впрочем, оказалось, что достигнутый годами нормального финансирования уровень очень сложно поддерживать — и уж тем более наращивать.

(Фото: US Navy Photo)

Ставший президентом Дональд Трамп в своих программных речах анонсировал увеличение американского флота до 350 кораблей и даже больше. Правда, расчёты в итоге показали, что сказать гораздо проще, чем сделать. Чтобы увеличить количество, требуется не только построить дополнительные корабли, но и учесть те, что списываются со службы по старости или в результате «аварийного вождения». Хотя, судя по последним новостям, Трамп продолжает гнуть эту линию (впереди выборы на новый срок, нужно больше хороших обещаний).

Как в очередной раз заявил Майк Пенс, забывший о необходимости учитывать списываемые корабли: «В проекте бюджета на новый финансовый год содержится запрос на выделение ВМС США средств на закупку 12 новых боевых кораблей. Мы профинансируем строительство 55 кораблей в рамках бюджетных запросов на будущие годы и доведём численность ВМС США до 355 кораблей чуть более чем за десятилетие». (Напоминаю: США ввели в эксплуатацию пять кораблей в 2016 году и восемь в 2017 году)

Восточный удар

И вдруг на всех парах в мировые лидеры по количеству кораблей вырывается Китай.

Фигак-фигак — и в продакшн!

СМИ заявляют, что в мае 2019 года Поднебесная обогнала США, и её флот насчитывает уже три сотни кораблей. Как так вышло?

На самом деле китайцы поставили на крупносерийное производство. И уж если корабль пошёл в серию, то на заводах словно открывают клонирующие камеры и начинают оттуда выплёвывать корабль за кораблём. В начале мая стало известно, что только многоцелевых корветов проекта 056 за последние семь лет удалось спустить на воду шестьдесят штук. Да, это небольшой сторожевой корабль, несущий всего четыре противокорабельных ракеты YJ-83. Если сравнивать с российскими кораблями, то они по основному вооружению уступают даже проекту 11661, несущему восемь противокорабельных ракет «Уран» либо восемь «калибров-НК» в новой версии.

Китайские военные корабли и истребители на параде в Южно-Китайском море (источник фото)

Но в России их построили шесть штук, включая экспортные, а Китай выплюнул из чрева своих доков сразу шесть десятков. Похожая ситуация и с эсминцами, причём проблема подкралась, откуда не ждали. Китайцы очень серьёзно относятся к каронимике (наука о названии кораблей), и эсминцы называют по столицам провинций — а их всего 22. Провинции заканчиваются, а кораблей строится слишком много — в настоящее время на воду спустили уже двадцатый эсминец.

В такой схеме крупносерийного производства есть ещё один дополнительный плюс. Военным удаётся «вылечить» все детские болезни корабля до начала его крупномасштабного производства — в отличие от российской схемы, когда почти каждый следующий корабль тянет на себе кучу изменений и нововведений, а значит, и бо́льшие риски в эксплуатации.

По Гамбургскому счёту

Так если Китай обогнал по количеству, то можно праздновать появление нового мирового морского лидера? Нет. Даже если просто смотреть по тоннажу флота, Китай очень серьёзно проигрывает США — более трёх миллионов тонн (у Китая пока один авианосец служит, один на ходовых испытаниях и один на стапелях). Только американские авианосцы, числом одиннадцать, дают миллион тонн водоизмещения в плюс. Универсальные десантные корабли «Уосп» и «Америка» — тоже очень веский довод, на который Китай мало чем может ответить.

«Уосп» в Средиземном море (источник фото)

Так что количественное преимущество за американцами — китайский флот состоит почти на треть из корветов проекта 056 и фрегатов проекта 054, а это небольшие, достаточно лёгкие корабли. Впрочем, судя по их количеству, Китай в настоящее время и не грезит о мировом могуществе, а скорее создаёт флот под чёткую задачу — в случае серьёзной войны нанести звёздно-полосатому противнику максимальный ущерб, граничащий с невозможностью продолжения боевых действий.

Кроме прочего Китай обладает очень внушительной стаей из 76 подводных лодок, включая атомные.

Всё это вместе собирается в огромный предупреждающий знак — «Не трогай меня».

Китай сознательно строит флот, рассчитанный на войну возле своего побережья, а не дальние операции на чужих театрах военных действий. Чтобы и эффективно взаимодействовать с соседями, и иметь запас на случай суровой заварушки, Китаю как раз и требуется максимальное количество кораблей. А если учесть, что США вынуждены присутствовать сразу во множестве мест земного шара, распыляя свои силы, в то время как морской кулак Китая находится практически в одном месте, то преимущество становится не таким уж серьёзным.

К тому же специалисты говорят, что в настоящее время китайский флот находится в фазе роста и достигнет потолка лишь к 2030 году. После чего начнётся неторопливая селекционная работа по замене устаревших и слабовооружённых судов на новые и более «зубастые». У любого некитайского флотофила такая ситуация вызывает жгучую зависть. И повторить этот фокус больше ни у кого в ближайшей перспективе не получится (на этом месте флотофобы могут выдохнуть).

И да, если есть страны, для которых флот — это необязательный элемент военной программы, то для Китая всё не так. Над ним дамокловым мечом продолжает висеть возможность перекрытия основных транспортных потоков с моря. В таком случае китайский флот — отличная возможность заставить любого противника многократно подумать над целесообразностью противостояния с Поднебесной.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий