itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Нереальный апгрейд: какой могла быть советская техника 60-х

Все любят необычную военную технику. А что, если взять технику реальную — и немного доработать? Какой тогда была бы Советская армия?

/ /
21K
18
10
55

Все любят необычную военную технику. А что, если взять технику реальную — и немного доработать? Какой тогда была бы Советская армия?

1. Танк космической эры

Берём новейшую и самую мощную гладкоствольную пушку, автомат заряжания, комбинированную броню. Получился… Т-64. Танк с очень спорной репутацией.

Как его можно улучшить? Если включить послезнание, нужно дать конструкторам чуть больше возможностей для манёвра. Скажем, при проектировании увеличить максимальный вес танка. Поставить не 36 тонн, а хотя бы 40 (в 60-е эта цифра казалась логичной для упрощения транспортировки машины).

Нереальный апгрейд: какой могла быть советская техника 60-х

Как ни странно, так думали и на Западе. Т-64 казался им слишком лёгким — значит, русские где-то прячут его более тяжёлую версию.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Создатель Т-64 Морозов мечтал о предельном танке минимального веса и с радостью ухватился за 36 тонн. Ради этой цифры подрезали проекты уральцев и ленинградцев. Вот только уже первые нормальные Т-64А ушли к 38 тоннам и продолжали тяжелеть.

Глядишь, если сразу потребовать машину потяжелее, и ходовая часть — одна из «болевых точек» реального Т-64 — будет надёжнее. Может, и компоновка получится разумнее. Ещё один часто предлагаемый вариант (хоть лично я и против) — вообще выводить линию ОБТ сразу из тяжёлых танков, как сделали американцы.

Нереальный апгрейд: какой могла быть советская техника 60-х

Для последних советских тяжёлых танков разрабатывались и комбинированная броня, и 140-мм гладкоствольное орудие.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Идея сразу снять весовое ограничение для перспективного ОБТ, конечно, смотрится интересно. Но на практике это, вероятнее всего, вызовет негативный результат. Цифру в 36 тонн взяли не с потолка, она основывалась на реальных возможностях Советской армии — для машин потяжелее не хватало транспортных платформ, тягачей, не был оптимизирован инженерный парк.

В результате плавного утяжеления ОБТ всё это со скрипом, но появилось. Без ограничения сырая и тяжёлая машина попала бы в неподготовленную среду. И освоение Т-64 на этом фоне показалось бы простым и безоблачным. Не говоря о том, что более тяжёлая машина, особенно сделанная из тяжёлого танка, была бы в разы дороже, чем и так недешёвый Т‑64.

2. БТР с братской помощью

Над американским БТР М113 любят издеваться. И в общем-то, заслуженно. Однако эта машина уже была закрытой сверху — в отличие от «сверстников» БТР-152 и ранних БТР-60. И имела надёжный вход-выход, чем советская линейка БТР-60-70-80 похвастаться, увы, не могла. Залезть и вылезти из них — это просто цирковой номер.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Причина такого решения ещё более абсурдна. Изначально у БТР-60П крыши не было, и солдаты вылезали из машины по старинке, через верх. Но вскоре до военных дошло, что в условиях ядерной войны открытый БТР — это как-то не очень, и крыша у БТР-60 появилась. Ну а люки переделывать не стали — это же такими изменениями можно и план по производству сорвать!

Это было одной из причин, по которой многие десятки лет советская, а потом и российская пехота ездила снаружи, на броне боевых машин.

Тогда к чему «транспортёру» приставка «броне-»?

А что, если умерить гордость и воспользоваться опытом товарищей по социалистическому лагерю? В Чехословакии с помощью Польши сделали по мотивам БТР-60 весьма удачный ОТ-64 SKOT. Появился он одновременно с ещё открытым БТР‑60П.

ОТ-64 на выставке трофеев из Сирии в парке Патриот. Фото автора
ОТ-64 на выставке трофеев из Сирии в парке «Патриот». Фото автора

Вместо спарки бензиновых движков — берём один дизель. Выигранный вес ушёл на броню. И самое главное — десантное отделение с огромными дверями в корме.

Это целые ворота — вместо узеньких лючков в бортах
Это целые ворота — вместо узеньких лючков в бортах (источник фото)

Итог — ОТ-64 отлично шёл на экспорт. Бронетранспортёр имел бы и хороший потенциал по модернизации. Да, современной колёсной БМП из него не выйдет, но довести советский ОТ-64 до уровня БТР-82 не проблема. Вместо мучений — долгая счастливая служба на десятки лет.

OT-64 Cobra
OT-64 Cobra
Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Рампа — это конечно хорошо, но вот к чему тут рассуждения про поездку на броне? Что-то американцы во Вьетнаме далеко не всегда предпочитали прятаться внутри столь комфортного М-113. Да и за удобный выход приходилось платить большей высотой БТР — и на числе, и на американских машинах. Можно долго спорить, что лучше: быть низеньким, чтобы тебя не заметили, или иметь удобные выходы для пехоты.

3. БМП с «отбойным молотком»

Советская БМП-1 произвела фурор на Западе. Машину хвалил за новизну идей видный танковед Стивен Залога.

Но вот её вооружение… Ракетомёт хорошо смотрелся бы в фантастике Стругацких. А в реальности эффективная дальность безоткатного орудия «Гром» оказалась маловата. Плюс первые годы осколочных гранат к нему не было вообще, не говоря о причудах баллистики.

А стрельба из «Грома» по танкам так и осталась невостребованной.

Конечно, в 60-е автора идеи «урезать противотанковую мощь боевых машин» предложили бы расстрелять. Но недавно в Ираке на БМП-1 поставили «половинку» от знаменитой зенитки ЗУ-23-2.

Нереальный апгрейд: какой могла быть советская техника 60-х
Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Что-то похожее в начале 80-х построили и болгары, которым не выдали лицензию на производство 2А42, а свою БМП-2 хотелось.

Пушка лёгкая, скорострельная… Фактически, получаем БМП-2 лет на пятнадцать раньше.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Идея кажется хорошей, за одним важным но — пушка от ЗУ-23 не выдерживает никакой критики. Она уступает даже пресловутой 2А42, которую заслуженно считают худшей в своём классе. Если, конечно, взять четыре ствола, то, может, прок и будет, но с одним орудием уж проще оставить крупнокалиберный пулемёт — хотя бы боекомплект будет нормальный.

Критика «Грома» точно так же абсолютно необоснованна. Как показывает практика современных конфликтов, возможность забросить фугас регулярно оказывается полезнее красивой стрельбы из автопушки. В СССР это прекрасно понимали и создали БМП-3 — в чём-то далёкое развитие идей БМП-1. Если же реализовать высказанную выше идею — то мы получим абсолютно бесполезную машину в серии.

4. Нужная ненужная самоходка

Ирония судьбы — нужную машину разработали ещё в конце 40-х, а её базу уже приняли на вооружение. Но тут появились ракеты «всех сортов и расцветок» — и стало не до САУ.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

СУ-152Г даже успели принять на вооружение, но освоение машины сильно затянулось из-за проблем с шасси. Да и военные не очень приветствовали самоходку, не считая её чем-то необходимым для советской армии. В итоге в 1955 году все попытки довести машину до ума прекратили.

Знакомьтесь — СУ-152Г. Г — от 152-мм гаубицы
Знакомьтесь — СУ-152Г. «Г» — от 152-мм гаубицы (источник фото)

Полуоткрытая установка давала бы навесной огонь на большой дистанции. На деле, только после учений 1965 года стало ясно, что нужны новые самоходки. Было потеряно десять лет. И добавить крышу было бы проще, чем разрабатывать машину «с нуля». Да и экипаж не так угорал бы от пороховых газов. К тому же реальная САУ 70-х, «Гиацинт» — по прозвищу «Геноцид» — тоже не отличалась могучей бронёй.

Григорий Пастушков
Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Самоходная артиллерия важна, но вот СУ-152Г — это анахронизм. По сути, повторение идей поздних немецких «ваффентрагеров». Открытая рубка особенно хорошо подходит для ведения действий в условиях возможного применения ядерного оружия. В итоге всё равно в 70-х всё бы пришлось делать снова? Так, может, и хорошо, что сэкономили на бесполезной и проходной машине?

5. Штурмовик атомной войны

АН-2 — штурмовик? Да! И он вправду испытывался
АН-2 — штурмовик? Да! И он вправду испытывался (источник фото)

«Полноценный» поршневой или турбовинтовой штурмовик тогда всенепременно зарезали бы. На фоне двух-, а то и трёхмаховых реактивных конкурентов винтовой самолёт — например, Ту-91 — не смотрелся.

А вот боевой Ан-2 — крайне надёжный и дешёвый — пригодился бы бедным странам, строящим социализм по всему миру. Глядишь, из опыта его применения сделали бы всякие полезные выводы. Да и для противопартизанских действий машина была отличной, хоть СССР и отрицал сам факт того, что война коммунистов-социалистов с партизанами возможна.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Расцвет интереса к концепции COIN (война против инсургентов. — Прим. ред.) связан лишь с одним событием — война во Вьетнаме. Если оглянуться назад, в прошлое, более подходящих самолётов — ветеранов Второй мировой хватает. Позже ПВО уйдёт вперёд и, например, в Афганистане такой штурмовик из Ан-2 станет великолепной мишенью.


Вот всего несколько удивительных машин, которые были в реальности, — только в других странах или в другое время. Увы, в Советской армии им места не нашлось.

А какую технику предложили бы вы?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0