Рейд на Нюрнберг: худшая ночь британских бомбардировщиков

Британские бомбардировщики во время налётов на Германию во Вторую мировую регулярно несли тяжёлые потери. Но рейд на Нюрнберг в конце марта 1944-го побил все предыдущие мрачные рекорды.

/
19K
37
23
514

Британские бомбардировщики во время налётов на Германию во Вторую мировую регулярно несли тяжёлые потери. Но рейд на Нюрнберг в конце марта 1944-го побил все предыдущие мрачные рекорды.

Смерть в лицо нам дышит

Весной 1944 года в небе Западной Европы пылал свой собственный фронт. Американские бомбардировщики днём и английские по ночам регулярно наведывались в Германию и оккупированные ею страны, сея хаос и разрушения.

Английское бомбардировочное командование вело ночные налёты на Третий рейх с 1940 года — и к весне 1944-го добилось немалого прогресса. В прошлом остались петляющие среди ночи одиночки, кладущие бомбы в разрывы облаков в тщетной надежде, что цель где-то там. Теперь рейды были хорошо продуманными, организованными и выверенными.

Первыми к цели летели особые самолёты «патфайндеры», в чью задачу входило обнаружить цель, осветить её и отметить специальными разноцветными бомбами-маркерами. Летящие следом бомбардировщики сбрасывали сначала фугасные бомбы с целью сдуть крыши, вызвать завалы и перегородить улицы. Следующие волны обрушивали шквал зажигательных бомб, которые в идеальном случае не просто поджигали город, а вызывали огненные смерчи.

Англичане давно бросили делать вид, что бомбят какие-то конкретные объекты, точкой прицеливания обычно выбирался центр крупного города. Тысяча бомбардировщиков могла сбросить свой смертоносный груз всего за 20 минут, идя плотным, длинным потоком.

Ланкастеры летят свободным строем
«Ланкастеры» летят свободным строем

Сменилось не только поколение самолётов — гигантский скачок вперёд совершило их оснащение. Обыденностью стали системы радионавигации: почти каждый бомбардировщик получил свою РЛС для обзора земной поверхности — H2S, а для защиты хвоста от немецких истребителей устанавливалась РЛС «Моника». Со всем этим технологическим оснащением британские бомберы не только перестали бояться плохой погоды, но даже полюбили её. Бомбардировщики ценили мощную облачность по всем высотам, желательно с туманом и дождём у земли. Такая погода была идеальным «небом бомбардировщика». «Ланкастеры» могли прятаться в облаках на всём маршруте туда и обратно, идя с помощью своей электроники и сбрасывая смертоносный груз по тусклым, светящимся в хмари далеко внизу бомбам-маркерам, подвешенным «патфайндерами».

Не стояла на месте и немецкая ПВО. Всю Западную Европу опутала сеть РЛС, свои станции получили даже тяжёлые зенитные батареи, были созданы центры управления истребительной авиацией и командные пункты системы ПВО. Немецкие ночные истребители за несколько лет совершили головокружительный скачок. Начав с неловких попыток перехватывать английские бомбардировщики в лучах наземных прожекторов, к весне 1944-го они эволюционировали до грозной силы. Истребители люфтваффе теперь ожидали вокруг специальных радиомаяков, после чего центры управления наводили их на поток бомбардировщиков, и они уже начинали охоту с помощью бортовых РЛС. Также в распоряжении немецких ночников были многочисленные детекторы излучения бортовых РЛС английских бомбардировщиков, с помощью которых нацистам удавалось обнаруживать врага иной раз лучше, чем с помощью своих станций.

Но и они не могли себе позволить быть беспечными охотниками.

Вспышка справа — падение бомбы-маркера, другие источники света — немецкие прожекторы
Вспышка справа — падение бомбы-маркера, другие источники света — немецкие прожекторы

С осени 43-го англичане начали отправлять с потоком бомбардировщиков свои ночные истребители, оснащённые детекторами, на немецкие бортовые РЛС. Известный британский ночной ас Джон Брехэм с помощью своей электроники, мастерства и удачи в августе–сентябре 1943-го сбил троих немецких коллег-асов. Из числа примечательных немецких пилотов Георг Крафт (15 побед) и Август Гейгер (53 победы) погибли, Гейнц Винке (на тот момент 20 побед) выжил. В январе 1944 английский ночной истребитель отправил в землю одного из лучших немецких ночников — князя цу Сайн-Витгенштейна, успевшего к тому моменту сбить 83 самолёта (из них 33 на Восточном фронте).

Немцы глушили английские радионавигационные маяки, англичане ставили помехи немецким радарам и глушили линии связи с командными пунктами. Появились самолёты — постановщики помех и самолёты радиоэлектронной разведки.

То ли пламя, то ли ненависть

Командующего английским «Бомбардировочным командованием» сэра Артура Харриса после войны часто сравнивали с командующим британской армией на Западном фронте в Первую мировую генералом Хейгом. Оба были замкнутыми, мрачными и авторитарными людьми, Хейг никогда не выезжал на передовую, Харрис практически не покидал свой штаб — и оба считали, что любые потери войск оправданы конечной целью.

Харрис видел конечной целью выбомбить Германию из войны, поочерёдно предав огню и разрушению все крупные города и производственные центры рейха. Летом 1943-го он смело заявил, что поставит Германию на колени к 1 апреля 1944 года.

Артур Харрис за рабочим столом
Артур Харрис за рабочим столом

С ноября 1943-го Харрис начал так называемую битву за Берлин: на немцев обрушилось 44 мощных бомбардировки, 16 из которых пришлись на столицу Третьего рейха. Но к 30 марта 1944-го тевтоны что-то не собирались сдаваться, а потери английских бомбардировщиков били новые рекорды. Во время налёта на Лейпциг 19 февраля британцы потеряли 78 самолётов, Берлин в ночь на 25 марта обошёлся им в 73. Хуже того, результаты весенних вылетов тоже не блистали. Во время рейда на Штутгарт в ночь на 16 марта в пределы города не попал ни один из почти восьми сотен самолётов! Во время последней бомбардировки Берлина бо́льшая часть бомб упала на юго-западные пригороды, а рекордный промах составил 35 километров.

Налёт на Нюрнберг, планируемый в ночь с 30 на 31 марта, должен был стать одним из последних аккордов воздушного наступления Харриса. Ночи становились всё короче, и массированные рейды вглубь Германии должны были прекратиться. Кроме того, в скором времени все силы авиации союзников предстояло бросить на подготовку высадки в Нормандии. Нюрнберг прекрасно подходил для бомбардировки. Отлично горящий старый город, несколько важных производств, а ещё на него не было совершено ни одного серьёзного налёта за последние семь месяцев. Метеорологи пообещали облачность над всей северной Европой, но чистое небо над целью — что было идеальным вариантом. И, хотя посланные самолёты-метеоразведчики прогноз не подтвердили, рейд решили не отменять.

На Нюрнберг пошёл 781 тяжёлый бомбардировщик, плюс огромные силы обеспечения: самолёты РЭБ, «Москито» — целеуказатели и истребители, а также лёгкие бомбардировщики для отвлекающих ударов и две отдельные группы тяжёлых бомбардировщиков для отвлечения внимания (им предстояло ставить мины у немецких берегов). Пользуясь случаем, в Европу слетелись и самолёты снабжения групп Сопротивления с грузами и личным составом. Всего в эту ночь на континент наведались 999 английских и десять американских самолётов.

Небо режет луч прожектора, рядом чёрные кресты

О взлёте английской эскадры немцы узнавали через считанные минуты. Их козырем в рукаве была великолепная система радиоразведки. Фрицы засекали массовое включение радиопередатчиков и РЛС английских самолётов, когда они ещё стояли на своих аэродромах! Немецкие радары на бельгийском и голландском побережье обнаруживали англичан над Северным морем уже через несколько минут после взлёта.

Вскоре после начала операции около 50 английских тяжёлых бомбардировщиков вернулось назад по техническим причинам. А остальных ждал первый неприятный сюрприз.

Облака предательски рассеялись, не доходя до бельгийского побережья. Взошла яркая луна. Благодаря неудачному сочетанию температуры и влажности чёткий инверсионный след потянулся за самолётами уже с высоты в 18 000 футов (вместо обычных 24 000). Один из экипажей мог любоваться лунной дорожкой на Шельде с высоты в шесть километров. Хуже того, были прекрасно видны включённые огни немецких аэродромов. Чистый, прозрачный воздух, лунный свет и инверсионные следы. Это было «небом истребителей».

В ответ на массовый взлёт с британских аэродромов нацисты начали свою игру. Отвлекающие группы британцев не смогли их обмануть — радиоразведка точно подсчитала, что там слишком мало самолётов. Командиры люфтваффе решили, что в такую ясную и лунную ночь британцы вряд ли полезут вглубь Германии и, скорее всего, полетят на Рур. Они подняли ночные истребители со всей Западной Европы и приказали им перемещаться к двум радиомаякам неподалёку от бельгийской границы.

По несчастливому для британцев совпадению их маршрут пролегал ровно между этими двумя маяками. Немецкие пилоты получили огромный подарок. Вместо того, чтобы, как всегда, гоняться за англичанами в облаках по всей Европе, они встретили их прямо на своём пороге в ясную лунную ночь!

Для экипажа ночного аса люфтваффее Мартина Древеса столь раннее появление англичан стало огромным сюрпризом. Немцы не пробыли в воздухе и 20 минут, они не дошли до радиомаяка сбора и даже не успели включить РЛС, когда визуально обнаружили сразу три четырёхмоторных бомбардировщика, пересекающих их курс чуть выше.

Ещё один ас — Мартин Бекер, известный тем, что летал даже в самую нелётную погоду, — посчитал условия вообще полигонными. В воздухе началось натуральное избиение. Древес сбил троих, Бекер шестерых.

Не стоило сбрасывать со счетов и зенитную артиллерию. Расчёты зенитных орудий весной 1944-го на 3/4 состояли из женщин, стариков, подростков и советских военнопленных, что часто становилось поводом для шуток. Мол, один офицер-зенитчик даже обращался к личному составу: «Дорогие фрау и фройляйн, уважаемые ветераны, милые дети и наши уважаемые tovarishi» — а сводилось всё к тому, что расчёты отправляли в небо тысячи снарядов без всякого толку. Но тяжёлые зенитки в связке с радаром наведения и людьми, знающими, как это использовать, были страшной силой. Одна батарея в районе маленького немецкого города Вестербурга сбила три бомбера всего 40 снарядами меньше чем за десять минут.

Между побережьем и Нюрнбергом англичане потеряли более 80 самолётов! Опытные британские пилоты начали уходить из потока в стороны, стараясь взлететь как можно выше. Один из экипажей на новом, только с завода «Лаканстере» вообще умудрился залезть на 1000 футов выше паспортного потолка. Срабатывало и обратное. Один из «галифаксов» опустился до 14 000 футов, где его никто ни разу не обстрелял, видимо, принимая за немецкий истребитель.

Англичане упорно и самоотверженно шли к своей цели.

Штурман просит высоты

На подлёте к Нюрнбергу оказалось, что метеорологи и командование ошиблись второй раз: город был скрыт под плотными облаками. Знаменитые «патфайндеры» успели проскочить мимо немецких истребителей, дальнейшее стало их главным позором. Бо́льшая часть целеуказателей промахнулась мимо Нюрнберга и подсветила маркерами маленький городок Лауф, восточнее цели. Ещё одна группа случайно отметила город Швайнфурт (он не был закрыт облаками) в 80 километрах к северо-западу от Нюрнберга. Причём «люстры» над Швайнфуртом и Лауфом сияли куда ярче, чем над настоящей целью!

Не меньше сотни бомбардировщиков в итоге отбомбилось по Швайнфурту, около трёх сотен — по окрестностям Лауфа.

Нюрнберг пострадал слабо, в городе и окрестностях погибли 69 человек (включая военнопленных и остарбайтеров), повреждения получили лишь три производства: завод мотоциклов, маргариновая фабрика и кабельный завод.

На обратном пути поток окончательно распался, и англичане летели домой, занимая пространство от Парижа до Брюсселя. Немецкие ночники выдохлись, большинство из них улетели на собственные аэродромы. Лишь немногие, вроде неутомимого Бекера, успели взлететь второй раз после дозаправки и продолжить охоту. Бекер, к слову, успел сбить седьмой бомбардировщик, став рекордсменом той ночи.

Дома британских лётчиков ждал неприятный сюрприз — туман накрыл половину Англии, и многим приходилось садиться куда бог пошлёт. Особенно это было критично для повреждённых самолётов.

Одним из таких был «Галифакс» Сирила Бартона. Бартон был дважды атакован немецкими ночными истребителями над Германией. Штурман, бомбардир и бортрадист выпрыгнули с парашютами без команды командира, считая, что машине кранты. Но пилот упорно тянул вперёд и отбомбился — скорее всего, по Швайнфурту. Он смог довести свой изувеченный бомбардировщик до дома, чтобы погибнуть во время аварийной посадки. Трое других членов его экипажа, находившиеся в самолёте, остались живы. Бартон посмертно удостоился высшей британской награды за храбрость — «Креста Виктории».

На земле стальное крошево

Утром 31-го англичане подвели грустный итог. Это была самая плохая ночь для британских бомбардировщиков с начала войны, с самыми тяжёлыми потерями. Этот рекорд так и остался не побит. Немецкие ночные истребители записали на свой счёт 80 самолётов, зенитки — 14, разбились при посадке девять бомбардировщиков и ещё один был потерян при взлёте, двое столкнулись на обратном пути над Францией и ещё один был по ошибке сбит своим, один «Ланкастер» просто списали как непригодный из-за боевых повреждений.

Итого рекордные 108 самолётов, из которых 107 — четырёхмоторные бомбардировщики!

Что касается экипажей, то погибли 545 британских авиаторов, а 152 попали в плен (тоже рекорд). Пятнадцать человек из экипажей самолётов, сбитых над Бельгией и Францией, смогли избежать плена. Их укрывали местные жители, а потом они присоединялись к группам Сопротивления.

Провал налёта на Нюрнберг стал последним кровавым аккордом бомбардировочного наступления сэра Артура Харриса с целью сломить Германию.

Когда к концу 1944 года полномасштабные бомбардировки немецких городов возобновились, немцы уже потеряли бо́льшую часть своих передовых РЛС и аэродромов, а эффективность их ПВО значительно упала. Тогда-то, Харрис и увидел то, что он так хотел, — массово пылающие немецкие города.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Увидеть Пентагон и умереть

Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.

30K
31
14
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»

Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.

24K
29
9
170
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии

Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.

18K
25
12
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории

В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.

26K
36
10
84
Ракеты для ракетного кризиса

В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.

17K
25
9
148
Загадки Мальтийского Ордена

Госпитальеры — самый древний и влиятельный из рыцарских орденов. Они продолжают существовать и по сей день под именем Суверенного иерусалимского военно-монашеского ордена госпитальеров им. Святого Иоанна, Родоса и Мальты. Каждое слово в названии Ордена — небольшая головоломка.

15K
9
6
22
Remember, remember the fifth of November!

Даже те, кто никогда не слышал имени Гая Фокса, наверняка видели его маски, ставшие популярными благодаря комиксу и фильму «V — значит вендетта». Будучи, как и положено английскому дворянину того времени, ярым монархистом, реальный Гай Фокс стал символом революционера-анархиста. И ключевой фигурой заговора против монарха.

11K
25
5
218
1917: Незнакомая революция

Грянул залп крейсера «Аврора», и красные с белыми бросились убивать друг друга… Ага, три раза. Начнём с того, что выстрел «Авроры» не был сигналом к восстанию. Захват Зимнего происходил иначе, чем его изображает политический лубок, и вообще всё было «немного не так».

30K
47
34
484
Как Фрэнсис Дрейк угробил Английскую армаду

Любой двоечник хоть что-то, да слышал об испанской «Непобедимой армаде» и её печальной судьбе. Куда менее известна другая армада с не менее тяжкой долей — английская. А ведь возглавлял её не юнга и не похмельный боцман, а Фрэнсис Дрейк собственной персоной.

20K
32
16
359
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

34K
44
60
844
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

33K
78
54
831
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

29K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

22K
64
13
441
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

20K
4
18
87
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
36
69
374
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
37
32
923
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

17K
43
19
578
Забытый успех армии троечников: куда делись герои 1812 года

Противник сидел на плечах. Русские войска отступали, огрызаясь, — часть обоза пришлось бросить. Раненые остались на милость неприятеля. Не самая типичная картина для ноября 1812 года, когда до битвы на Березине оставалось всего ничего. А самое удивительное, что, откатившись на полторы сотни километров и сдав противнику город, русские могли поздравить себя с успехом…

17K
94
27
321
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

82K
68
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

75K
24
12
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

59K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

202K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

107K
60
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
40
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

83K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

82K
68
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

75K
24
12
81
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346