Остаться в стороне от фестиваля «Времена и Эпохи», проходящего в эти дни по всей Москве, решительно невозможно. Редакция WARHEAD.SU выдвинулась в центр столицы, чтобы окунуться в прошлое и оценить всю масштабность мероприятия.
Фестиваль «Времена и Эпохи» насчитывает уже восемь лет славной истории. За это время он дорос до полномасштабного международного события, объединяющего реконструкторов из многих стран. В этом году ожидается прибытие клубов из Великобритании, Италии, Франции, Германии, Польши, Турции и иных государств.
На более чем сорока площадках по всей Москве представлены исторические периоды, в большинстве своём тесно связанные с военным искусством и войнами. Почему так? Дело в том, что большинство реконструкторских клубов начинают свою деятельность, дабы участвовать в каких-то масштабных постановках исторических сражений. Это и Брусиловский прорыв, и битва в Тевтобургском лесу, и оборона Шипки, и Бородино и многое-многое другое.
Но каждое сражение требует полного погружения в историческую эпоху — а значит, вместе с солдатами появляются полевые кухни, кузнечные и плотницкие мастерские, инженерные подразделения, ремесленники и многое-многое другое. Вот так и получается, что рядом с храбрыми воинами в униформе былых времён стоят их милые боевые подруги, занимающиеся мирными житейскими делами. А любой гость, зашедший на площадки фестиваля, каждый раз буквально «проваливается» в новую историческую эпоху, погружаясь в целый калейдоскоп событий.
Но вечен Рим!
На площадке римских легионов — чистота, порядок, и часовые у каждого лагеря, стоящие по стойке «смирно». Рядами выставлены пилумы, щиты, висят доспехи и целая коллекция римских шлемов с подробнейшей информацией о них.


Рядом «предок артиллеристов» заряжает «Скорпион» настоящей стрелой, демонстрируя посетителям работу механизма. На предложение «А давайте бахнем!» — только грустно вздыхает.

Чуть дальше расположилась армия, взявшая Париж в 1814 году. Артиллеристы обучают всех желающих работе с пушкой, кирасиры показывают приёмы конного боя и предлагают усидеть на тренировочном деревянном коне. Командир распекает подчинённых за то, что нечем разжечь походный костёр для приготовления пищи; потом грустно вздыхает, лезет куда-то в сундук и достает… клавиши для пианино. После чего называет себя «русским варваром» и делает из них щепки.



Отдельного упоминания заслуживает клуб реконструкции «1-й Башкирский конный полк», приехавший из Уфы. Все мы привыкли видеть солдат времён наполеоновских войн — красивых, знающих языки, ходящих строем, стреляющих залпами и вообще представляющих собой чуть ли не эталон эпохи «галантных войн». Резким контрастом на их фоне выделяются степняки, будто бы сошедшие с полотен о монголо-татарском нашествии и вооружённые луками и пиками. И всё же 1-й Башкирский конный полк брал Париж, а с их — без сомнения, колоритной — экспозицией может ознакомиться любой желающий, достаточно посетить площадку на Чистых прудах.


Откуда уходит поезд на Юму?
На Рождественском бульваре вас встречают индейцы, солдаты Севера и Юга — и барахолка. Точнее, выставка снаряжения солдат враждующих сторон. Как говорят участники фестиваля, нередки случаи покражи мелких предметов обихода отдельными нерадивыми личностями. В прошлом году со стенда утащили целую шляпу, новый владелец которой спустя пару часов был задержан сотрудниками правопорядка за купание в фонтанах. Что характерно — головной убор был возвращён хозяевам в тот же день.


История Америки для нас, конечно, не столь близка, как русско-турецкие войны или Северная война, но вот добровольцам, желающим записаться в армии Севера и Юга, нет конца. Если не нравится сама идея гражданской войны, то есть вариант стать индейцем: научиться охотиться с луком и копьём, выделывать шкуры — и вообще почувствовать себя Гойко Митичем из фильмов далёкого детства.


Можно попробовать намыть золото вместе с первыми авантюристами с Аляски или вообще открыть для себя неизвестную страницу франко-индейской войны.

Крымская война радует артиллерийскими батареями, флотскими экипажами, готовыми научить вас вязать морские узлы или рассказать об устройстве линейных кораблей того времени; небольшим, но уютным музеем враждующих сторон, инженерными сооружениями. Что характерно, охрану французских пушкарей несут союзники из 93-го Сазерлендского полка Хайлендеров.



Раш по центру!
А у памятника Пушкину играют в морской бой. Точнее, в его аналог времён Северной войны и Петровских завоеваний, где оба «капитана» пытаются артиллерийскими залпами «нащупать» вражеские корабли, скрытые за ширмой. За ходом Гангутского сражения следит независимый судья.

Рядом можно воспроизвести Полтавскую битву, но тут уже поле открыто — настоящий варгейм, который позволяет почувствовать себя полноценным полководцем того времени! И таких настольных игр очень много на разных площадках фестиваля.

Вот, например, на Страстном бульваре, где разместилась Древняя Русь, можно отыграть полноценное морское сражение флотов викингов с манёврами, влиянием попутного ветра, внезапных штормов, воли богов и абордажей. Попадание в Вальхаллу всем участникам гарантировано.



Если не нравятся масштабные современные игры, можно в изобилии испробовать все возможные вариации развлечений того времени: настольные игры, пришедшие из Китая, Индии, Ближнего Востока, Европы, со всего света.
Улетай на крыльях ветра…
Вообще «мирная» часть любой экспозиции поражает. Например, в «Европейском университете» вам расскажут о гелиоцентрической картине мира, медицине, алхимии и инженерных машинах. На крайний случай научат сражаться двуручным мечом или гизармой.

