itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Мечты о супермашине: превратить бомбардировщик в истребитель

Стратегический бомбардировщик и истребитель максимально далеки друг от друга. Но военные очень часто пытаются сделать из первого второе. Зачем это нужно и почему ни одна из попыток не закончилась успехом — сейчас расскажем.

/
14K
22
12
159

Стратегический бомбардировщик и истребитель максимально далеки друг от друга. Но военные очень часто пытаются сделать из первого второе. Зачем это нужно и почему ни одна из попыток не закончилась успехом — сейчас расскажем.

Воздушный крейсер

Идея превратить бомбардировщик в истребитель совсем не нова. Ещё во времена Первой мировой были задумки для сопровождения рейдов дальних бомберов переделать часть подобных машин в самолёты эскорта. Вместо запаса бомб поставить на них побольше пулемётов и с их помощью отбиваться от набегающих толп вражеских истребителей. Другой вариант — установить пушку или две побольше и эффективно сбивать бомбардировщики противника.

В межвоенный период всё это окончательно оформилось в концепцию летающего «крейсера» — многомоторной машины сопровождения бомбардировщиков или охоты на них.

Летающий крейсер из СССР — ЦКБ-54
Летающий «крейсер» из СССР — ЦКБ-54

Вторая мировая позволила проверить работоспособность этой концепции. Американцам требовалось сопровождение для дальних машин. Одним из решений было создать специализированный бомбардировщик сопровождения. Немцы же, в свою очередь, стремились перехватить самолёты союзников и из своих бомберов сделать перехватчики. Не вышло ни у первых, ни у вторых.

Американские машины сопровождения оказались куда менее полезны, чем ожидалось. Кроме того, на обратном пути они отставали от своих коллег, которые без запаса бомб летели быстрее и выше. Тем самым самолёт сопровождения становился скорее добычей, чем угрозой для врага. Перехватчики из бомбардировщиков тоже получались не очень. Да, на них влезала целая гора оружия, даже радарный комплекс для ночного боя, — но вот по скороподъёмности, манёвренности и другим параметрам они значительно уступали своим специализированным коллегам.

Американский самолёт сопровождения ХВ-40
Американский самолёт сопровождения ХВ-40

Ракетоносец для господства в воздухе

Кажется, этот опыт должен был положить конец попыткам сделать из бомбардировщика истребитель. Но уже в начале 50-х стали появляться идеи превращения в истребители даже таких гигантов, как В-36 и В-52.

Объяснялась эта безумная затея просто. Управляемые ракеты были крупными и требовали достаточно большого радара для наведения. То, что лезло на обычные истребители и перехватчики, зачастую оказывалось не очень эффективно даже против бомберов.

Тогда ничего подобного не построили, ведь даже зенитные ракеты не были достаточно надёжны.

Занимались подобным и в Британии. Там спроектировали Вулкан с ракетами Феникс
Занимались подобным и в Британии. Там спроектировали «Вулкан» с ракетами «Феникс»

Но от идеи не отказались, и в 60-е годы в проекте появились перехватчики на базе ХВ-70 и атомных бомбардировщиков. И, хотя к тому моменту ракеты «воздух-воздух» значительно спрогрессировали, военных они по-прежнему устраивали не полностью. Особенно на фоне ожиданий появления целых флотов сверхзвуковых, а может и гиперзвуковых бомбардировщиков. Да и запас ракет у обычных самолётов совсем не радовал — две, максимум четыре ракеты. Это казалось совсем недостаточным для воздушного боя, особенно с учётом не самой высокой точности.

Как бы то ни было, и в этом десятилетии ни один из проектов «больших» истребителей построен так и не был.

Атомный самолёт ДРЛО, ПВО и ещё летающий авианосец. Почему нет?
Атомный самолёт ДРЛО, ПВО и ещё летающий авианосец. Почему нет?

Следующая декада отметилась ещё более безумной идеей — истребитель из транспортного самолёта.

Ладно бомбардировщик — он хотя бы боевой самолёт, но уж зачем мирный транспорт в бой тянуть?

Причиной стали самолёты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) нового поколения, заточенные не только на разведку, но и на управление войсками в бою. И если такая машина может наводить дружественные истребители, так почему же ей по собственному целеуказанию не пострелять? К тому же в транспортный самолёт влезают самые дальнобойные и крутые ракеты в больших количествах. Таким образом, сам самолёт ДРЛО сможет поддерживать своих союзников в воздухе, ведя огонь из тыла. Но и эту идею, несмотря на многочисленные исследования, так и не реализовали.

Самолёт ДРЛОиУ на базе Боинг 747 с использованием ракет воздух-воздух
Самолёт ДРЛОиУ на базе «Боинг 747» с использованием ракет «воздух-воздух»

Дальше всё продолжалось по тому же сценарию. В 80-е родилась идея сделать перехватчик из В-2. Такой самолёт мог бы долго и незаметно патрулировать около границы СССР и уничтожать вылетающие советские бомбардировщики. Не помешало подобным проектам и окончание холодной войны. В конце 90-х появилось предложение модернизировать бомбардировщик В‑1.

Кроме значительного расширения номенклатуры ракет и бомб модернизированный В-1R должен был получить возможность использовать самые современные ракеты «воздух-воздух». Действуя в связке с F-22, бомбардировщик был бы серьёзной угрозой для авиации противника. «Стелс» незаметно осуществляет обнаружение и наведение, В-1 же шарашит по целям залпом из нескольких десятков ракет. И всё бы хорошо, но денег на такую радикальную модернизацию не было.

Рассказ о возможном боевом применении В-1R

Не стоит думать, что увлекались подобным только на Западе. У нас прорабатывались проекты превращения в истребитель Т-4, Ту-22М и даже Ту-160. Причины были ровно те же — желание запихнуть в машину большие ракеты, и много. А ещё с большой дальностью наши просторы патрулировать удобно. Впрочем, результат не отличался от западного — ни один проект так и не реализовали.

Перехватчик из Т-4
Перехватчик из Т-4

Причины неудач

Как мы видим, идея создать «большой» истребитель не покидала военных авиаторов с конца Второй мировой. Но ни один проект даже не вышел на испытания, что уж говорить о принятии на вооружение.

В чём же причина?

Как обычно, на первом месте идут деньги. Бомбардировщик — штука дорогая, и хорошо бы средств хватило построить машину, способную выполнять свои основные задачи. На всякие извращения вроде истребителей финансирования уже обычно не хватает. Другая причина — большая уязвимость таких боевых единиц. Если мы достаём до противника дальнобойной ракетой, то и он наверняка достанет до нас. Одно дело потерять один из десяти истребителей, и совсем другое — такой воздушный ракетоносец, который и стоит дорого, и ставка на него большая. Тем более если он совмещает роль с самолётом ДРЛОиУ, например. Ну и под конец, обычная проблема качества против количества — «большой» и крутой истребитель может просто не оказаться там, где нужно. А вот с более массовой, но простой машиной такое не случится.

Вполне возможно, что мы ещё не раз увидим попытку реализовать подобную идею. И может быть, рано или поздно у кого-то таки получится, и «большой» истребитель станет не мечтой, а реальностью.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

23K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

51K
49
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

34K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

18K
66
34
688
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

15K
39
1
460
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

11K
66
92
384
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

12K
51
58
340
Китай в ловушке: как довести до краха великую империю

Нанкинский договор заставил Китай открыть для свободной торговли с европейцами порты Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Остров Гонконг перешёл в вечное владение Великобритании. Империи Цин предстояло выплатить Лондону 21 миллион долларов в течение трёх лет! Это был первый унизительный и неравноправный договор Китая с европейцами. Но как же так получилось?

12K
51
38
374
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

11K
20
29
204
В погоне за чудом. Мифы о реактивных истребителях Третьего рейха

Третий рейх в свои последние годы имеет очень противоречивый образ в массовом сознании. С одной стороны, это уже обречённое преступное государство, а с другой — страна с немыслимым уровнем технологий, особенно в авиации. Многие уверены, что немцы опережали своих противников чуть ли не на десятилетия. Но так ли это? Мы разобрались.

11K
72
84
459
Самая большая в мире мышь: сверхтяжёлый танк «Маус»

Масса и размеры боевых машин неуклонно растут. Сходите на «Армию» и обалдейте от габаритов того же Т-15! Но даже новейшие танки не «разжирели» настолько, чтобы составить конкуренцию «Маусу» — порождению 40-х годов. Как немцы дошли до создания двуухсоттонного танка, мог ли существовать батальон «маусов» и как бы с ним стали бороться?

11K
56
31
415
Гибель первой женщины-палубника, или Что скрывает американский флот

Не успела американская морская авиация привыкнуть к первой женщине за штурвалом F-14, как она погибла в авиакатастрофе. Официальной версией признали отказ техники, но дальнейшее расследование поставило её под сомнение. О гибели Кары Халтгрин, споры о которой не утихают и по сей день, — в нашем материале.

11K
43
32
163
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
64
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
90
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

66K
98
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

59K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

233K
105
63
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

125K
64
48
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

125K
83
21
869
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

119K
33
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
90
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
45
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

90K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

77K
28
17
346