Как строят авианосцы, или Немного о современных морских традициях

Летающий остров

В конце мая американский авианосец CVN-79 «Джон Ф. Кеннеди» достиг очень важного этапа в строительстве — на корпус корабля установили «остров». «Островом» на авианосце называется совокупность всех надстроек для управления. В последнее время можно увидеть появившуюся «моду» на разделение надстроек: одна для управления кораблём и вторая для управления самолётами. Но на атомных авианосцах типа «Джеральд Форд» всё делается по старинке — «остров» один, общий, зато большой и удобный.

Современные военные корабли США строятся на суше модульным образом из отдельных структурных единиц, так называемых «суперлифтов». Затем модули переносятся в сухой док краном и свариваются вместе. Авианосцы не являются исключением — нынешний типа «Джеральд Форд» состоит из 162 суперлифтов, самый крупный из них весит 900 тонн. «Остров» не самый крупный — весит 550 тонн, — зато опускается на уже готовый корпус.

Линейные размеры «острова» — 22 метра в длину на 10 метров в ширину. Высота конструкции — более 27 метров, что сравнимо с высотой панельного восьмиэтажного дома. «Остров» обеспечивает обзорную площадку по всей палубе авианосца, упрощая руководство авиацией. Там же — основное коммуникационное оборудование и датчики корабля, в том числе новый радар EASR, созданный компанией Raytheon. На «острове» располагается и рулевая рубка, где находятся командир корабля и командно-диспетчерский пункт для управления авиацией.

Традиция — дело серьёзное

Под «остров» будущий командир корабля Тодд Марцано положил свой квалификационный знак лётчика, 50 центов с профилем Джона Кеннеди, в честь которого авианосец получил имя, и ещё несколько сувенирных монет. Это — продолжение одной из древнейших кораблестроительных традиций, когда под мачту закладывались монеты или талисманы. Предполагалось, что они смогут защитить корабль от стихии и даровать ему неуязвимость в морском бою.

(Фото: Ashley Cowan)

На английском языке эта традиция так и называется — «установка мачты» (mast stepping), хотя у современного авианосца мачты как таковой и нет. Приходится подкладывать монеты под «остров».

Ну а что — «остров» высокий, пусть послужит хорошему делу!

Что интересно, в российском кораблестроении сейчас такой традиции нет, хотя раньше она тоже существовала. В начале восемнадцатого века, в петровские времена, когда собственно и начинался российский флот, в форштевень и ахтерштевень строящегося судна помещали золотые монеты. Делалось это прямо на верфи в начале постройки.

Впоследствии традиция немного изменилась, и во время закладки киля мастера помещали в него не только монеты, но и специальные знаки с именами строителей корабля, а также информацию о самом корабле — его название и ранг. Первый крепёжный элемент в конструкции забивался специальным серебряным молоточком, а церемонию стали называть торжественной «закладкой киля». Со временем размеры памятного знака росли: из монеты или медали он потихоньку мутировал в небольших размеров досочку.

(Фото: Денис Лебедев)

Затем в чью-то умную голову пришла идея делать эти знаки в двух экземплярах, один из которых вручался высокому чину, присутствующему на церемонии закладки киля. Как правило, это был кто-то из императорской семьи — строительство корабля дело редкое и очень важное. Бывшую медаль начали называть закладной доской (как мы её знаем сейчас). В Санкт-Петербургском военно-морском музее в настоящее время собрана коллекция из более чем 500 закладных досок — начиная с девятнадцатого века.

В США и Великобритании традиция осталась почти такой же, как и много веков назад. Вот только мачты делать разучились, а ставят их теперь при помощи гигантского крана.

Проблемы и достижения

Теперь, когда «остров» находится на своём месте, специалисты говорят, что авианосец готов на 90 процентов. По плану его спустят на воду в декабре 2019 года, после чего кораблю предстоит достаточно долгая достройка на воде, а затем ходовые испытания и приёмка. Если всё пойдёт по расписанию, то второй атомный авианосец типа «Джеральд Форд» войдёт в состав американского флота уже в 2024 году.

В настоящее время головной корабль этого типа — «Джеральд Форд» — уже два года как ввели в эксплуатацию (это произошло 31 мая 2017 года), однако на нём обнаружилось очень много «детских болезней», которые постепенно устраняются. Также на авианосце нет сформированной авиагруппы, поэтому он до сих пор находится в состоянии небоеготовности.

(Фото: Matt Hildreth)

Отдельный вопрос по поводу электромагнитных катапульт для запуска самолётов — их применили впервые. На данный момент к ним накопилось достаточно много претензий и мало наработанного опыта применения. Даже президент США Дональд Трамп высказался о возможном отказе от электромагнитных катапульт в пользу традиционных паровых.

Какие катапульты установят на   «Джона Ф. Кеннеди» — пока неизвестно.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий