Это была самая крупная катастрофа российского флота в XVIII веке! И школьные учебники до сих пор скрывают эту тайну. Что же это за загадочный Роченсальм и что на самом деле там произошло?
Писатель приоткрыл завесу тайны
У русского парусного и гребного флота было много побед. Несколько бесспорных, и много — «по очкам». Случались и небольшие неудачи. Но катастрофа была только одна. Она произошла в 1790 году — и имя ей Второй Роченсальм (он же Свенкзунд). Советские школьные учебники о ней не упоминали — впервые я узнал об этом морском сражении из романа Валентина Пикуля «Фаворит»:
«Гребная флотилия Балтийского флота погибла вся целиком, волны ещё долго выносили на берега тысячи мертвецов. А сколько погибло при Роченсальме, до сих пор неизвестно в точности. Но один только список павших офицеров составил 270 человек.
Екатерина с карандашом в руке вчитывалась во множество фамилий, известных на Руси со времён Рюрика и совсем новых, но уже заслуженных. Она сказала:
— Таких потерь не имел даже Очаков, как в этот сумасшедший денёк моего восшествия на престол».
Хотя эта военно-морская катастрофа перестала быть тайной, российские учебники о ней предпочитают молчать.

Школьный учебник издательства «Просвещение» пишет, что «Судьбу войны решило Выборгское морское сражение в июне 1790 года, завершившееся победой русского флота. В июле был заключён мирный договор. Война закончилась без изменения границ между двумя странами».
Возникает вопрос — если война закончилась на такой высокой ноте, победой, то почему же её свели вничью?
Учебник для студентов издательства МГУ (2006) под редакцией Л. В. Милова отмечает, что «Весной 1790 года русские моряки выиграли ещё два морских сражения со шведами (у Красной горки), но одно сражение проиграли». Где именно было поражение, из текста неясно.
Учебник Спицына, впрочем, не имеющий официального статуса, вообще числит Второй Роченсальм среди русских побед.
Весло и парус
На Балтийском море флоты и Швеции, и России состояли из больших парусных кораблей, пригодных для войны в открытом море, и небольших гребных, удобных для действий в изрезанном ландшафте побережья. Иногда эти флоты соединялись в единый кулак, как это было при Выборге, но чаще сражались отдельно друг от друга.
После тяжёлых потерь, которые шведы понесли во время Выборгского сражения, их парусный флот заблокировали российские корабли в Свеаборге, а гребной флот находился на большом Роченсальмском рейде.
Силы казались примерно равными. В составе русского гребного флота было около двухсот различных кораблей (от гребных фрегатов до шхун), на борту которых находились примерно тысяча орудий и 14 тысяч экипажа. У противника было примерно столько же судов и орудий, но людей несколько больше — около 18 тысяч. Шведские суда занимали удобную оборонительную позицию, их прикрывали береговые батареи. Командовал флотом король Густав III.

Двадцать восьмое июня был днём восшествия на престол Екатерины II. Принц Нассау-Зиген, командовавший русским гребным флотом, решил преподнести императрице подарок — разбить шведский флот и, если удастся, взять в плен шведского короля Густава III.
Любовь к датам — это давняя, ещё досоветская традиция!
Шторм срывает атаку
Принц Нассау-Зиген не стал выяснять расстановку сил противника. До утра гребные суда маневрировали и занимали свои места в строю, отчего гребцы заметно утомились. Утром русский флот атаковал шведов, которые стояли на якорях.
Картина боя ясна лишь в целом. Сильная зыбь и усталость гребцов, которые гребли всю ночь, привели к тому, что русские корабли сломали боевой порядок. Шведы вели обстрел скучившихся судов — а также атаковали их канонерками с тыла.

К 14 часам русские суда смогли восстановить строй — и сражение разгорелось с новой силой. Но уставшие гребцы не могли противостоять усилившимся ветру и волнам. Часть кораблей выбросило на камни. Прицельно стрелять в таких условиях было невозможно, а тяжёлым шведским орудиям береговых батарей ветер не мешал. Осознав неудачу, принц Карл Нассау-Зиген приказал отступить и сжечь те суда, которые нельзя было спасти. Сильный ветер препятствовал выходу судов из залива — многие оставались там до темноты, подвергаясь обстрелу.
Общие потери русского флота составили свыше пятидесяти судов. Валентин Пикуль «несколько» сгустил краски.
Потери шведов были незначительными — всего лишь пять небольших судов.
Причиной катастрофы стала неверная оценка сил, поспешность действий, а также непогода, которая превратилась в настоящую бурю к концу сражения. Принц Нассау-Зиген попросил об отставке, но Екатерина не приняла её.

Выборг и Второй Роченсальм разделяют шесть дней. В течение одной недели флоты обеих стран понесли тяжёлые поражения. Силы у них ещё оставались, но уже 3 августа 1790 года был заключён мир — на условии сохранения довоенных границ и невмешательства Швеции в подписание Россией мирного договора с Турцией.
Война закончилась ничьей.