itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

В-6: жизнь и смерть самого большого дирижабля Советского Союза

Дирижабли — один из нетленных символов интербеллума. Их стремилась строить каждая более-менее уважающая себя держава. Не был исключением и СССР — выбрав за основу полужёсткую схему, наша страна создала несколько воздушных кораблей. Самым серьёзным из них был В‑6.

/
13K
26
6
130

Дирижабли — один из нетленных символов интербеллума. Их стремилась строить каждая более-менее уважающая себя держава. Не был исключением и СССР — выбрав за основу полужёсткую схему, наша страна создала несколько воздушных кораблей. Самым серьёзным из них был В‑6.

Маркер дизельпанка

В середине двадцатых в Москву не раз приезжали изобретатели и аэронавты — предлагать проекты дирижабельного сообщения, в том числе и трансполярные. Находились и желающие строить дирижабль самостоятельно — в ранние советские годы Россия преисполнилась энтузиазма догонять и перегонять западные страны, как никогда прежде.

Это выражалось и в пожертвованиях. Когда в сентябре 1930-го объявили сбор средств на эскадру советских дирижаблей, удалось набрать 26 миллионов рублей. Внести лепту стремились даже те, у кого не было денег. Например, группа прикованных к постелям больных в Институте нервно-психиатрической профилактики изготовила модель дирижабля «За здоровые нервы» и торжественно презентовала его местным осоавиахимовцам.

Поиск путей

У отечественных дирижаблестроителей было два варианта.

Первый, предложенный Туполевым в 1928 году, — спокойно, не торопясь, идти от небольших конструкций к гигантам вроде того же «Цеппелина».

Второй — победившая альтернатива — активно использовать иностранных спецов. Так можно было бы перескочить «лишние» этапы. Вначале решили искать специалистов по жёстким дирижаблям. Почти договорились с фирмой «Цеппелин». Но не устроила цена — на фоне индустриализации СНК отпускал валюту очень скупо.

В-6: жизнь и смерть самого большого дирижабля Советского Союза

Тогда решили сосредоточиться на полужёстких кораблях, имевших не сплошной, а лишь частичный каркас, проходящий по нижней части корабля. Благо тут подвернулась очень интересная возможность.

Итальянский рецепт

Ею оказался итальянский конструктор и генерал Умберто Нобиле. В 1926 году он вместе с Амундсеном на дирижабле своей конструкции достиг Северного полюса, что сделало его национальным героем. Два года спустя Нобиле решил повторить экспедицию (уже без норвежского коллеги), но потерпел крушение, которое подкосило репутацию итальянца. И теперь он страстно желал реабилитации.

Нобиле ненадолго приехал в Москву в сентябре 1931 года. Читал лекции в МАИ, помогал налаживать производство. Информацию не утаивал, работал с самоотдачей. Нобиле был нужен дирижабль его конструкции, который полетит в Арктику — на сей раз успешно. А Советскому Союзу требовался опыт итальянца и его связи — Нобиле мог ещё и привезти конструкторскую группу.

Умберто Нобиле
Умберто Нобиле

Та прибыла в СССР в мае 1932 года. Для начала они спроектировали небольшой дирижабль В-5 объёмом 1750 кубометров, а затем приступили к В-6, который уже достигал 18 тысяч «кубов».

Руководство Дирижаблестроя грезило о кораблях покрупнее, но они так и не увидели свет.

В своём классе В-6 был хорош. Та же общая конструкция, размеры и кубатура, что у дирижаблей Нобиле, участвовавших в экспедициях 1926 и 1928 годов, но при этом — множество улучшений, сделавших В-6 одним из самых совершенных полужёстких дирижаблей в мире. Но это, к сожалению, было далеко не всё.

Падение доверия

Не все противники размашистого, массового дирижаблестроения находились в стане сторонников самолётов. Некоторыми из них были и самими дирижаблисты — как, например, Владимир Ольденбергер, летавший уже до революции. Ещё 1925 году он сомневался, что мечты о постройке десятков крупных дирижаблей пойдут стране на пользу.

Обосновывалось это, правда, местами довольно специфично: «При капитализме есть конкуренция, которая не терпит промедления, а у нас — трестированная экономика… И представителям госорганов нечего носиться по воздуху, вырывая друг у друга заказы и поставки… У нас не такое количество нэпманов и дипкурьеров, чтобы мы возили их на дирижаблях по всей стране». И так далее в том же духе.

Синька — воздушное судно ДП-4 СССР В6, из архива Дирижаблестроя
Синька — воздушное судно ДП-4 (СССР В6), из архива Дирижаблестроя

Но в главном Ольденбергер был прав — дирижабли были убыточными и не могли стать эффективнее самолётов. Однако очевидным это стало лишь к середине 30-х годов — не в последнюю очередь благодаря промедлениям и бесхозяйственности в самом дирижаблестроении.

Тот же В-6 полетел 5 ноября 1934 года, хотя должен был сильно раньше. Дирижаблестрой сорвал все дедлайны, опоздав на целых полтора года и перерасходовав смету в 3,5 раза.

Начали появляться вопросы — где результаты?

Последний шанс

А с ними было туго. Слабая организация, хаотичность планов, склонность браться за множество проектов сразу и небольшие возможности ведомства не позволили даже поставить В-6 на грузопассажирскую линию «Москва-Свердловск», о которой было много разговоров. Это, впрочем, немудрено — чтобы сделать дирижабль рентабельным, требовалось назначить цену в 22,5 раза выше стоимости билета на самолёт.

Дирижаблестроению требовался весомый довод в пользу своей необходимости.

Взвешивание оболочки дирижабля СССР-В6 в эллинге
Взвешивание оболочки дирижабля «СССР-В6» в эллинге

Он представился в январе 1938 года. Полярная станция «Северный полюс-1» была уникальным проектом среди мировых арктических экспедиций, вопросом престижа. И как раз в январе её дела пошли плохо. Льдина с полярниками принялась дрейфовать на юг вдоль берега Гренландии, где её рано или поздно неминуемо бы разорвало на куски. Событие оказалось неожиданным — планировалось, что СП-1 будет функционировать до весны, но действовать надо было сейчас.

Непоправимое

Воздухоплаватели понимали уникальность шанса и написали письмо Сталину с просьбой разрешить им спасти папанинцев. Третьего февраля они получили разрешение. Но инициатива наказуема — вылететь требовалось максимум через двое суток. Это означало, что весь экипаж во главе с командиром должен был провести две бессонные ночи, готовя дирижабль к экстренному вылету.

Требовалось проложить маршрут, достать и загрузить арктическое снаряжение, решить уйму организационных вопросов вроде устройства в Мурманске пункта дозаправки водородом. Дело попало под особый контроль НКВД, что резко усилило эффективность подготовки — чекисты ловко жонглировали поездами, редкими предметами снабжения, срочно выгнали в море подлодку и эсминец — им предстояло стать ретрансляторами для связи с дирижаблем.

Вылет состоялся 5 февраля в 19:40.

В-6: жизнь и смерть самого большого дирижабля Советского Союза

Уставший, неподготовленный к полётам в северных условиях экипаж довёл корабль до Кольского полуострова. Где-то в районе Кандалакши штурман потерял ориентировку. Болтанка, низкие туманы и метель вынуждали идти вслепую.

В Мурманск успели доставить не так много водорода. Его выпускали, чтобы компенсировать уменьшавшийся в результате выработки горючего вес дирижабля. Поднимись В-6 выше — пришлось бы стравить ещё, чтобы снизить сверхдавление. А этого делать не стоило — при заправке газа могло не хватить на дорогу до полярников. Поэтому В-6 старался идти низко.

Это, вкупе с погодой, неопытностью и усталостью экипажа погубило корабль — 6 февраля 1938 года в 19:45 следовавший на высоте 360 метров В-6 врезался в 440-метровую гору Небло. Тут же вспыхнул гигантский пожар, унёсший жизни 13 из 19 членов экипажа.

Последний шанс был потерян. Советским полужёстким дирижаблям пришёл конец.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

21K
26
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

49K
45
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

22K
116
70
896
Китай — забытый фронт Второй мировой

В начале 1944-го японская армия начала масштабное наступление в Китае. «Ити-го» стала последней успешной операцией стран «Оси» во Второй мировой. Могли ли японцы предпринять её раньше и завоевать Китай? Как изменился бы в этом случае ход войны?

18K
66
35
558
«Атака мертвецов»: Sabaton о легендарной атаке защитников крепости Осовец

У защитников Осовца не было противогазов, поэтому взятие крепости после химической атаки виделось немцам лёгкой прогулкой. Но те, кого уже считали мертвецами, нашли силы, чтобы пойти в контратаку. Читайте новый выпуск «Истории с Sabaton» об одном из легендарных эпизодов Первой мировой. Как всегда, в переводе и с комментариями WARHEAD.SU.

17K
28
21
181
Тест: какой вы знаток военных терминов?

Давайте проверим, какой вы военный специалист. Как хорошо вы знаете различные военные термины?

17K
13
23
469
Гиперзвук: недостижимая мечта авиации

Сверхзвук, вертикальный взлёт, стелс, сверхманёвренность… Сейчас все говорят о гиперзвуке, активно его развивают и хвастаются достижениями. Кажется, ещё чуть-чуть — и в серию пойдут пассажирские гиперзвуковые самолёты! Но это происходит не в первый раз. Почему гиперзвуковая авиация не появилась раньше — и появится ли сейчас?

16K
55
33
228
Месть Джанибека: как ордынский хан едва не погубил Европу

Некоторые решения ведут к неожиданно печальным и далеко идущим последствиям для всего человечества. Так было, например, с атомными зарядами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки, — тогда их считали просто очень мощными бомбами. Вероятно, монгольский хан Джанибек, в 1347 стоявший лагерем под стенами крымской Кафы, тоже слабо себе представлял, какую тьму он впускает в мир.

14K
60
44
470
«Дотянулся товарищ Сухов»: как охотились на басмачей в Иране в 1945-м

Весна 1945 года. Отборные автоматчики на машинах гоняются за басмачами по иранской пустыне. Как СССР всё же добрался до старых врагов — в нашей статье.

13K
61
9
566
Операция «К», или Пёрл-Харбор курильщика

Второй японский авиаудар по Пёрл-Харбору обернулся фарсом. История о том, как неуёмное желание побыстрей поиграться с новой игрушкой сорвало действительно важную операцию, — в нашей статье.

13K
80
52
202
«Бумеранг» VS БТР-80. Зачем российской армии «тяжёлые колёса»?

Новейшая колёсная бронемашина «Бумеранг» наконец-то должна выйти на госиспытания летом 2020-го. Это не просто бронетранспортёр, а база для линейки боевой техники на единой платформе. Но многие считают это излишеством — мол, и «восьмидесяток» достаточно. Зачем всё-таки нужен армии новейший бронетранспортёр «Бумеранг»? На чьей стороне правда? Попробуем разобраться.

12K
58
107
361
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

106K
56
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

102K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

91K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

63K
95
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

60K
54
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
69
68
862
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

56K
53
42
1.1K
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

56K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

56K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

222K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

118K
75
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

106K
56
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

102K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

92K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

91K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

87K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

77K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346