Ядерный ренессанс 70-х, или Недолгая осень атомолётов

После недолгого расцвета в 50-х атомная эйфория сошла на нет. Реакторы успели прижиться только на флоте, а вот разговоры о ядерных самолётах утихли. Вновь о них заговорили во второй половине 70-х, и даже чуть было не начали строить экспериментальные образцы. Как атомная авиация пережила недолгий ренессанс и что стало этому причиной — попробуем разобраться.

/
12K
23
19
127

После недолгого расцвета в 50-х атомная эйфория сошла на нет. Реакторы успели прижиться только на флоте, а вот разговоры о ядерных самолётах утихли. Вновь о них заговорили во второй половине 70-х, и даже чуть было не начали строить экспериментальные образцы. Как атомная авиация пережила недолгий ренессанс и что стало этому причиной — попробуем разобраться.

Атомная эра

Первые десятилетия после Второй мировой не зря иногда называют атомной эрой. Многим тогда казалось, что ядерная энергетика станет такой же обыденностью, как электричество и двигатель внутреннего сгорания. Надо чуть-чуть подождать, и полетят атомолёты, по рельсам побегут атомные поезда, а ядерные батареи в бытовой технике помогут избавиться от розеток и проводов.

Особое внимание уделялось именно авиации. Ядерный реактор полностью устранял главный недостаток самолётов — серьёзно ограниченную дальность. С атомной энергией можно было бы проводить в небе недели и даже месяцы. Да и отпала бы необходимость таскать с собой топливо.

Convair NX-2 — самый известный проект бомбардировщика с ядерной силовой установкой ЯСУ
Convair NX-2 — самый известный проект бомбардировщика с ядерной силовой установкой (ЯСУ)

Существовало два варианта установки на самолёт реактора — с открытым или закрытым циклом. И там и там тяга создавалась при помощи нагрева сжатого воздуха. В первом варианте воздух нагревался непосредственно в трубках реактора. Это обеспечивало отличный КПД (коэффициент полезного действия), и вес такой системы был не очень большим. Был один «маленький» минус — выхлоп от реактора открытого цикла был максимально «грязным». По сути, самолёт оставлял бы за собой сплошную зону радиационного заражения. В закрытом варианте воздух нагревали при помощи теплообменника. Мощность выходила чуть меньше, зато проблем с загрязнением почти не было.

Сверхзвуковой атомный бомбардировщик с установкой открытого цикла Lockheed L-195-A-13. Художник Джозеф Гатал
Сверхзвуковой атомный бомбардировщик с установкой открытого цикла Lockheed L-195-A-13. Художник Джозеф Гатал

Достаточно быстро стало ясно: ни один из вариантов не работает как надо. Построить самолёт с открытой ЯСУ не составляло проблем, вот только перспектива радиоактивного загрязнения своей же страны совсем не радовала. Закрытый же цикл был просто неэффективен. Огромный вес реактора и теплообменника сводил на нет всю пользу. В итоге самолёту хватило бы мощности, только чтобы возить силовую установку, — ни о какой полезной нагрузке и речи не было.

Хоть сколько-то эффективны ядерные реакторы были на совсем огромных самолётах. Для которых почти не было подходящих аэродромов
Хоть сколько-то эффективны ядерные реакторы были на совсем огромных самолётах. Для которых почти не было подходящих аэродромов

К концу 60-х годов интерес к атомным самолётам резко угас. Размеры, скорость и высота полёта без проблем росли и без применения ядерной энергетики. К концу 70-х должны были появиться массовые сверхзвуковые авиалайнеры и настоящие летающие гиганты на тысячи пассажиров и сотни тонн грузов. Но в октябре 1973 года бо́льшая часть арабских экспортёров нефти ввела эмбарго на поставку чёрного золота в США и Западную Европу в ответ на их поддержку Израиля в войне Судного дня. Последовавший за этим первый энергетический кризис серьёзно изменил мир.

После кризиса в прошлом остались проекты увеличения Боинг 747 до совсем неприличных размеров
После кризиса в прошлом остались проекты увеличения «Боинг 747» до совсем неприличных размеров
Им на смену пришли идеи наоборот сделать 747 поменьше и экономичнее
Им на смену пришли идеи наоборот сделать 747 поменьше и экономичнее

Короткая осень

Несмотря на то, что уже в 1974 году эмбарго было отменено, к своим старым значениям цены на нефть так и не вернулись.

Сильнее всего новые ценники ударили по автомобилям и авиации. После роста стоимости топлива в четыре-пять раз все проекты летающих гигантов и сверхзвуковых самолётов стали невыгодны — слишком прожорливы были такие машины.

«Быстрее, выше, сильнее» резко ушло в прошлое, теперь надо было только «дешевле».

Одновременно все начали задумываться: а что если арабы или, например, СССР повторят это трюк с эмбарго и случится новый кризис? Рост цен ещё раза в два-три грозил убить не только гражданскую авиацию. Денег на топливо стало бы не хватать и военным.

Проект тяжёлого транспортного самолёта на водороде от Lockheed. Огромные баки под крылом крайне взрывоопасны, зато серьёзная экономия на цене топлива
Проект тяжёлого транспортного самолёта на водороде от Lockheed. Огромные баки под крылом крайне взрывоопасны, зато серьёзная экономия на цене топлива

Немедленно начался поиск альтернативных видов топлива. Для гражданских машин рассматривали водород, гелий или даже природный газ. Но ни один из этих вариантов не подходил военным, поскольку требовался большой объём баков, а тот же водород и природный газ серьёзно снижали живучесть машин. Тогда снова вспомнили о ядерной энергетике.

За прошедшее десятилетие реакторы стали значительно легче, использование новых материалов позволило бы облегчить и теплообменник. И вновь в мечтах военных появились гигантские самолёты, способные летать без посадок недели или даже месяцы.

Один самолёт с ядерным двигателем мог нести под 300 тонн полезного груза, мог служить огромным летающим заправщиком или гигантским ракетоносцем
Один самолёт с ядерным двигателем мог нести под 300 тонн полезного груза, мог служить огромным летающим заправщиком или гигантским ракетоносцем
Ещё одна идея — ядерный тягач для обычных транспортных или боевых самолётов
Ещё одна идея — ядерный тягач для обычных транспортных или боевых самолётов

К концу 70-х первые экспериментальные машины были готовы строить «Боинг» и «Локхид» в сотрудничестве с NASA. Все расчёты показывали, что на новых технологиях ЯСУ будет даже выгоднее, чем старые двигатели, даже с учётом веса самой установки и защиты экипажа. Но денег на такие глобальные эксперименты у военных в те времена не было: сказались и кризис, и недавно законченная война во Вьетнаме. Несмотря на это, в новом десятилетии от планов на атомную авиацию никто отказываться не собирался.

Боинг 747 для испытания ядерной силовой установки нового поколения
«Боинг 747» для испытания ядерной силовой установки нового поколения

Атом — враг!

Казалось, что 80-е должны стать идеальным моментом для появления атомных самолётов. И технологии имелись, и «рейганомика» была готова профинансировать исследования. Но тут на пути встала очередная преграда.

Если в 50-х и 60-х к ядерной энергетике относились с оптимизмом, то к 80-м она стала настоящим жупелом. Рассказы об ужасах ядерной войны постепенно переросли в рассказы об ужасах ядерной энергетики. Толпы зелёных пытались блокировать ядерные станции, рассказывая о жутком вреде атома для всего живого. В такой обстановке строить новые АЭС было сложно, а уж какой истерией ответило бы общество на появление атомного самолёта — и не вообразить. Авария на ЧАЭС окончательно зацементировала общественное настроение.

В итоге в 80-х почти все работы над ядерной авиацией свернули.

К этому времени энергетический кризис немного забылся. Авиация больше не развивалась семимильными шагами, сосредоточившись на экономичности. Это позволило адаптироваться к непрерывному рост цен на топливо. И оказалась, что даже рост цены в три раза от 1974 года не смертелен, если нет резкого скачка и всё происходит размеренно.

Все современные необычные дизайны авиалайнеров созданы из стремления только к уменьшению цены полёта
Все современные необычные дизайны авиалайнеров созданы из стремления только к уменьшению цены полёта

В конце нулевых на фоне нового роста цен снова вернулись к идеям самолётов на водороде, газе или гелии, начались разговоры о самолётах на электричестве. О ядерных двигателях никто и не вспоминал, ведь даже просто новость о работе над ними вызвала бы скандал.

Так, например, случилось после информации о разработке разведывательных беспилотников с радиоизотопным генератором, который и реактором-то считаться не может. Но это не помешало зелёным активно и громко возмущаться в прессе на тему «а если он упадёт на детский сад?»

И по сей день ядерная энергетика является страшилкой для большинства населения. Выходят фильмы и сериалы про ужасы ядерных катастроф и радиации, от атомной энергетики под давлением зелёных отказывается всё больше и больше стран. И, пока этот тренд существует, «весну» ядерной авиации мы так и не увидим.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

18K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

46K
41
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

23K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

34K
44
60
844
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

33K
78
54
826
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

29K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

22K
64
13
441
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

20K
4
18
87
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
36
69
374
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
37
32
923
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

17K
43
19
578
Забытый успех армии троечников: куда делись герои 1812 года

Противник сидел на плечах. Русские войска отступали, огрызаясь, — часть обоза пришлось бросить. Раненые остались на милость неприятеля. Не самая типичная картина для ноября 1812 года, когда до битвы на Березине оставалось всего ничего. А самое удивительное, что, откатившись на полторы сотни километров и сдав противнику город, русские могли поздравить себя с успехом…

16K
94
27
313
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

82K
68
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

75K
24
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

59K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

202K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

107K
60
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
40
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

83K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

82K
68
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

75K
24
11
81
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346