itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Советские «невидимки»: был ли «стелс» в Советском Союзе

Отношения СССР с концепцией самолётов, невидимых для радаров, — сложнее некуда. Бытует мнение, что в Союзе «стелса» не было. Кто-то считает это большим упущением наших военных. Другие заявляют, что так и надо, ведь вся концепция — «выдумки американцев». Был ли советский «стелс» — попробуем разобраться.

/
12K
34
12
152

Отношения СССР с концепцией самолётов, невидимых для радаров, — сложнее некуда. Бытует мнение, что в Союзе «стелса» не было. Кто-то считает это большим упущением наших военных. Другие заявляют, что так и надо, ведь вся концепция — «выдумки американцев». Был ли советский «стелс» — попробуем разобраться.

Куда пропал «стелс»?

История   «стелс» в СССР — сама по себе штука очень сложная и требующая долгого и внятного разбора. С одной стороны, работа «Метод краевых волн в физической теории дифракции» была опубликована в 1962 году — и на её основе вполне могла сложиться советская школа «незаметности» (многие даже уверены, что она легла в основу американских работ над «стелс», но это не так). С другой — никакие работы до середины 70-х годов так и не начались.

Активизироваться наших заставила лишь информация разведчиков о старте американской программы XST (которая в итоге приведёт к появлению F-117).

Испытания модели F-117 уже на российско-советском радиолокационном стенде
Испытания модели F-117 уже на российско-советском радиолокационном стенде

Исследования радионезаметности в СССР велись с конца 70-х годов и приносили значительные плоды. Меры по снижению заметности применялись ко всем советским проектам с начала 80-х годов. Одним из первых стал бомбардировщик Ту‑160.

Но вот настоящих стелс-самолётов — чтобы выглядели, как шедевры кубизма, — от Союза так и не последовало. Почему же?

К сожалению, пока бо́льшая часть документов позднесоветского периода глубоко секретна, точного ответа дать не выйдет. Но попробовать погадать можно.

Снижение ЭПР, которого удалось достичь на ряде советских и российских проектов
Снижение ЭПР, которого удалось достичь на ряде советских и российских проектов

Существует непроверенное утверждение, будто бы советские инженеры считали, что уменьшить ЭПР истребителя (эффективную площадь рассеяния, или, если простым языком, — размер, которому будет соответствовать самолёт для радара) ниже 0,3 метра нельзя. Кто-то сразу скажет, что так они раскрыли американский обман и никакого «стелс» в реальности нет. Вот только прошло время, и весь мир (не исключая нас) начал проектировать «невидимые» для радаров самолёты, в том числе и с ЭПР меньше 0,3 метра.

По некоторым западным оценкам, ЭПР новейшего российского беспилотника Охотник-Б составляет менее 0,1 метра. А размеры у него вполне как у пилотируемого самолёта
По некоторым западным оценкам, ЭПР новейшего российского беспилотника «Охотник-Б» составляет менее 0,1 метра. А размеры у него вполне как у пилотируемого самолёта

Вполне возможно, что за такой уверенностью лежала банальная нехватка времени. Как показывает американская история работ над «стелс», при относительной простоте теории добиться реального результата очень сложно. Особенно, если проектировать самолёты по старинке, не с помощью компьютеров. Американцы впервые попробовали сделать «стелс» ещё в 50-е — и ничего не вышло. Попробовали в 60-е — и результат снова никакой. Лишь в середине 70-х, потратив кучу времени на создание специального ПО, удалось достичь успеха. Может быть, со схожими проблемами столкнулись и в СССР, попробовав спроектировать «стелс» на глаз. Но в отличие от американцев, не бросивших попыток даже после двух десятилетий провалов, наши могли и успокоиться на мысли, что «стелс» не так страшен, как его малюют.

Некоторые американские стелс-проекты 60-х и не отличить от современных. Но радионезаметность у них была очень так себе
Некоторые американские стелс-проекты 60-х и не отличить от современных. Но радионезаметность у них была очень так себе

Незаметный разведчик

Тем не менее, если достичь ЭПР в 0,3 метра всё же можно, то где же подобные проекты? А они были.

Что интересно, их путь очень походил на тот, что прошли американцы за 20 лет до того. В начале 80-х годов на испытания вышел советский ответ U-2 и его потомку TR-1 — самолёт КБ Мясищева М-17. К сожалению, как часто бывает, к моменту появления ответ уже устарел. Время, когда можно было летать высоко и игнорировать ПВО, прошло ещё в 1960 году. В итоге М-17 записали в истребители аэростатов и начали готовить ему замену. Военные хотели разведывательный радар как на TR-1 вкупе с высоким уровнем незаметности.

М-17РП2
М-17РП2
Американский проект 50-х годов — модернизация U-2 со снижением заметности — очень напоминает М-17РП
Американский проект 50-х годов — модернизация U-2 со снижением заметности — очень напоминает М-17РП (фото: Скотт Лоутер)

Разработчики из КБ Мясищева пошли по простому пути — попробовали переработать конструкцию М-17 под радионезаметные формы и воткнуть радар. Получившийся проект М-17РП очень напоминал американские попытки 1957 года сделать «стелс» U-2. Результат вышел похожий — достичь нужного уровня незаметности не вышло. Кроме того, большой обтекатель радара портил и эти небольшие достижения. В итоге решили от «стелс» отказаться и делать просто высотного разведчика с радаром, получившего название М‑63.

Проекции М-17РП, хорошо виден обтекатель радара под фюзеляжем
Проекции М-17РП, хорошо виден обтекатель радара под фюзеляжем
Итоговый проект М-63 радионезаметности лишился полностью
Итоговый проект М-63 радионезаметности лишился полностью

Тем не менее, на этом история работы КБ Мясищева со «стелс» не заканчивается. В 1987 году стартовал проект самолёта-разведчика М-67 для обнаружения пуска американских МБР. В угрожаемый период такой самолёт должен был барражировать у границ США, дополняя своим оптическим комплексом спутниковую группировку.

Понятно, что американцы перед атакой попытались бы сбить такой самолёт, поэтому его главной защитой должна была стать именно незаметность. Исследуемые варианты М-67 напоминали американские стелс-бомбардировщики, в том числе и ещё секретный В-2. К сожалению, из-за развала СССР проект так и не зашёл дальше первичной проработки.

Один из вариантов самолёта Мясищев М-67
Один из вариантов самолёта «Мясищев» М-67

Ударный «стелс»

Однако были у СССР не только стелс-разведчики, но и более серьёзные самолёты. Ещё со второй половины 70-х в КБ Сухого шли работы над проектом Су-24БМ. По сути, это было эволюционное развитие обычного Су-24. Размеры побольше, двигатели помощнее, летает выше и быстрее, несёт более крутое вооружение с электроникой. Но постепенно проект рос, и к 1981 году от Су-24 осталась лишь часть крыла.

Посмотрев на это, военные отказались считать машину просто модернизацией и решили дать старт полностью новому самолёту. К требованиям крейсерского сверхзвука добавили ещё и уменьшение заметности в радиодиапазоне. Так новая программа Т-60 стала полноценным ударным «стелсом».

В поздних проектах Су-24БМ Т-6БМ просматриваются черты будущего Су-34
В поздних проектах Су-24БМ (Т-6БМ) просматриваются черты будущего Су-34
Запасным вариантом было создание ударного самолёта из Су-27 с крылом по типу F-16XL. В этом проекте также использовались решения по снижению заметности. В итоге из него и вырос Су-34
Запасным вариантом было создание ударного самолёта из Су-27 с крылом по типу F-16XL. В этом проекте также использовались решения по снижению заметности. В итоге из него и вырос Су-34

Постепенно «шестидесятый» повторял судьбу проекта 24БМ — машина всё больше изменялась и усложнялась. То, что началось как тактический бомбардировщик, уже было нацелено на замену не только Су-24, но и Ту-22МЗ, а в увеличенный бомбоотсек влезали даже ракеты с Ту-160.

Сочетание крейсерского сверхзвука и высокой незаметности ещё больше усложняло и удорожало проект. Кроме того, вокруг Т-60 начали плести интриги.

КБ Сухого видело в новой машине возможность отбить у КБ Туполева стратегическую авиацию и заводы для производства таких самолётов. Туполевцы не могли не сопротивляться этому — и не только ставили палки в колёса «шестидесятого», но и проектировали свою собственную стелс-замену Ту‑22М3.

Возможный внешний вид одного из вариантов Т-60/Т-54
Возможный внешний вид одного из вариантов Т-60/Т-54 (источник фото)
Конкурент проекта Сухого — стелс-бомбардировщик Ту-170
Конкурент проекта «Сухого» — стелс-бомбардировщик Ту-170

В итоге проект Т-60, поменявший название на Т-54, дожил до 1994 года и тогда был закрыт. Можно сказать, что виноват был развал СССР, но, скорее всего, и сохранись Союз — ничего бы не вышло. Слишком велики были требования к машине и слишком много было вокруг неё интриг и споров. Тем не менее, наработки по Т-60 и Т-54 даром не пропали. Часть из них перекочевала на истребитель-бомбардировщик Су-34, часть досталась по наследству Су‑57.

Реконструкция внешнего вида Т-60/Т-54 на основе описания
Реконструкция внешнего вида Т-60/Т-54 на основе описания

Незаметные фантазии

Говоря о советских «стелсах», нельзя не вспомнить и про некоторые вымышленные машины. Явное отставание СССР в тематике радиолокационной незаметности многим было принять нелегко, и они активно искали советский F-117 и В-2. Иногда это были полностью придуманные машины, иногда неверно интерпретированные реальные.

Мясищев М-60
«Мясищев» М-60

Так, к последним можно отнести проект широкофюзеляжного высотного самолёта М-60 от КБ Мясищева. Его активно пиарили на различных выставках 90-х годов как авиалайнер, военный транспорт и даже бомбардировщик. Неудивительно, что многие углядели в нём именно тот «наш ответ В-2». Но на деле никакой незаметности у М-60 не было — его формы и расположение воздухозаборников сверху объяснялись требованием полётов на больших высотах, а не концепцией «стелс».

Попытка представить, как превратить пассажирский Ту-404 в бомбардировщик
Попытка представить, как превратить пассажирский Ту-404 в бомбардировщик

Другой пример — пассажирский самолёт Ту-404. Выполнен он по схеме «летающее крыло», а значит, немного его доделать — и вот он, В-2. К сожалению, в реальности такая переделка вряд ли возможна. Ну и конечно же, не всё «стелс» — что «летающее крыло». Ту-404 был скорее ответом на модную на Западе концепцию пассажирского авиалайнера такой конструкции.

Не является стелсом и бомбардировщик Т-4МС, хотя, попади в серию, частичную незаметность по типу Ту-160 он, вероятнее всего, получил бы
Не является «стелсом» и бомбардировщик Т-4МС, хотя, попади в серию, частичную незаметность по типу Ту-160 он, вероятнее всего, получил бы

Не исключено, что описанные в этой статье проекты — не единственные стелс-машины из СССР. Вполне возможно, где-то ждут рассекречивания куда более интересные наработки. Остаётся надеяться, что гриф с них снимут при нашей жизни и мы сможем закончить рассказ о советских «невидимках».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
58
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
39
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
13
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

53K
48
124
132
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

60K
116
380
786
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

25K
96
20
336
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

48K
140
110
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

323K
149
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
106
29
742
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

7.5K
17
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0