В предыдущей статье серии читайте об американских морпехах и мясорубке в лесу Белло, которым посвящён новый выпуск «Истории с Sabaton».
Sabaton продолжает рассказывать об исторических событиях из своих песен. Песня Long Live the King и новый выпуск на YouTube-канале «История с Sabaton» — о тяжёлой для шведов Северной войне и гибели короля Карла XII. О том, как рушились шведские мечты о великой империи и почему янычары прозвали Карла Железной башкой, читайте в переводе и с комментариями WARHEAD.SU.
Песня Long Live the King группы Sabaton посвящена последствиям Полтавской битвы, произошедшей в июне 1709 года. Будущее Швеции зависело от парламента, король находился в добровольном изгнании. Наступила чёрная полоса в истории страны, где будущее было туманным, а исход оказался неожиданно мрачным.
Инди: Я — Инди Нейделл.
Йоаким: Я — Йоаким из группы Sabaton.
Инди: И это — «История с Sabaton».
Инди: Карл Двенадцатый, известный также как Каролус Рекс, был убит шальной пулей в бою, что было обычным в те времена. Кто выпустил эту пулю? Есть множество теорий.
Йоаким: Наша песня Long Live the King посвящена тому дню и возвращению тела короля домой.
Рухнет ли великая мечта?
Инди: Полтавская битва 28 июня 1709 года стала настоящей катастрофой для Швеции, поставившей под вопрос само существование страны. Шведский король Карл Двенадцатый чуть не попал в плен к русским и после битвы залечивал раны в Оттоманской империи, в городе Бендеры (нынешняя Молдавия).
Хотя среди турок, бывших злейшими врагами русских, король был в безопасности, он при этом находился более чем в 700 милях от родины, через пол-Европы. Это оказалось для Шведской империи чуть ли не более губительным, чем любая Полтава.

В отсутствие правителя Риксдаг — шведский парламент в Стокгольме — оказался в сложной ситуации. Разгром шведской армии под Полтавой вдохновил врагов страны на продолжение боевых действий. Теперь не только русские, но ещё саксонцы и датчане обратили свой взор на находящуюся в тяжком положении империю. Риксдаг изо всех сил старался добиться хотя бы временного мира, выиграть время до возвращения короля. Карл, однако, запретил любые мирные переговоры. Он верил, что раз у него однажды получилось привести страну к славе, то получится и снова. Но возвращаться он при этом не торопился.
Годы войны и агонии
Не заключив мира, Швеция вскоре лишилась Риги и Дюнамюнде, потом Ревеля и ряда других городов и крепостей. В ноябре 1709 года шестнадцатитысячная датская армия пересекла пролив Эресунн и вторглась на территорию самой Швеции. К счастью, нашёлся талантливый полководец — Магнус Стенбок, генерал-губернатор провинции Сконе. Он собрал армию из юных рекрутов и не только остановил наступление датчан, но и вытеснил их из страны.

Но вечно так продолжаться не могло. Многие считали, что Швеции нужен сильный политик с трезвым взглядом, который сможет воспользоваться сильными сторонами державы, не забывая о её слабостях. Но абсолютная монархия подразумевала, что любое решение Риксдага может быть отменено задним числом недели и месяцы спустя, когда приказы Карла прибудут из его самопровозглашённой ссылки.
Ситуация складывалась отчаянная. Швеция была истощена. Её экономика, в основном аграрная, лежала в руинах. Народ голодал и страдал от непосильных налогов. Неурожаи и банкротство подкосили государство. Нечем было снаряжать солдат, не на что чинить корабли и отливать пушки. Города и имения утопали в долгах. Даже церковные колокола приходилось закладывать, чтобы поддерживать державу и её войска на плаву.
Победа Стенбока, однако, принесла небольшую передышку. Появился шанс заключить перемирие. Его предложил император Священной Римской империи, опасавшийся распространения войны на его земли. Риксдаг поддерживал идею, но Карл и слышать не желал о мире. Он боялся, что мирный договор свяжет ему руки и не даст отбить обратно территории, которые он считал своими. Швеции, по его мнению, было суждено величие. И он не желал быть королём, при котором империя падёт. Положившись на веру в бога и преданность идее, король разорвал мирный договор и максимально доходчиво объяснил парламентариям, что власть над империей и её войсками принадлежит только ему. Он всё ещё надеялся всё спасти, возобновив наступление на Россию и прочих врагов. Мир должен был настать лишь на выгодных для Швеции условиях.

Даже самые лояльные члены Риксдага писали Карлу, что его планы оторваны от реальности, что время побед и завоеваний прошло. Что Швеции надо договариваться с врагами, пусть даже ценой потери территорий — иначе скоро не останется самой Швеции. Стенбок ездил в Бендеры и пытался уговорить короля лично, но всё было тщетно.
Историки считают, что до 1712 года у Швеции ещё были шансы сохранить хотя бы что-то путём дипломатических увёрток. От прусского короля Фридриха Первого поступило предложение объединить армии Пруссии, Швеции и Саксонии против России, но Карл отказался — он не хотел быть ничьей марионеткой. Шведский король был глубоко разочарован десятилетиями предательств со стороны других держав. Он верил лишь в собственную судьбу, божественное предназначение, которое вело его с рождения. Однако в эпоху безжалостных Staatsraison — национальных интересов, не зависящих от формы правления, — это могло привести только к трагедии.
В 1713 году одиннадцатитысячное войско Магнуса Стенбока было вынуждено капитулировать перед превосходящими объединёнными силами России, Дании и Саксонии. Швеция потеряла всякое влияние в Европе. Риксдаг захлестнули пораженческие настроения — позиции на континенте были потеряны, и ради спасения страны даже парламентарии уже были готовы восстать против Карла и абсолютизма. Либеральные политики, такие как Арвид Горн, выступали за парламентаризм как мирную альтернативу революции, но это демократическое будущее всё равно не могло наступить, пока Карл был на троне.

Под угрозой назревающего переворота Карл наконец вернулся в Швецию. Несмотря на тяготы, которым подвергся народ по его вине, люди встретили короля с радостью, надеясь, что он всё исправит. Но король не намеревался задерживаться в Швеции. Он приказал немедленно сформировать двадцатитысячную армию и приготовиться к продолжению войны. Все мирные переговоры должны быть прекращены до полного разгрома врага… который теперь представлял собой коалицию Дании, России, Пруссии, Польши, Саксонии и Ганновера — потому что ну а почему бы Ганноверу проходить мимо? Со своей обычной уверенностью, неколебимой верой в бога и небольшой финансовой помощью от Франции Карл собирался спасти Швецию, продемонстрировав мощь, которой у неё, однако, уже не осталось.

Мечты разбиты вдребезги пулей во тьме

Великие победы не случаются сами по себе, так что первые годы кампания не приносила плодов. В конце 1718 года Карл привёл свою армию к датским укреплениям на юге Норвегии. Уже миновал октябрь, солдаты страдали от плохой погоды и плохих дорог, сотни умирали от болезней. Началась осада крепости Фредрикстен близ города Фредриксхальд. Король не прятался от опасностей и делил тяготы войны с солдатами. Он спал среди них в поле, стоял в карауле и даже лично возглавлял атаки на внешнюю стену. К 30 ноября шведские окопы достигли последнего бастиона крепости. Король и его офицеры осматривали поле боя на расстоянии мушкетного выстрела от него.
Датчане, оборонявшие крепость, освещали подступы к ней, опасаясь сапёров. Карл раз за разом выглядывал из окопа, пытаясь внимательнее осмотреть бастион, чем очень нервировал офицеров. Один из них даже сказал: «Пулям и ядрам наплевать на королевские регалии».
Внезапно раздался глухой удар, как от падения камня на землю. Король уронил голову на грудь. «Господи Иисусе, король ранен!» — закричали офицеры, находившиеся в окопе. Кусок металла пробил левый висок Карла и вышел из правого, прошив голову насквозь. Монарх скончался мгновенно. Ему было 36 лет, из них 21 год он правил страной. Его тело отвезли в Швецию, истощённую войной. Со смертью Карла растаяли мечты о Великой шведской империи, но зато наконец-то настал мир.

Что именно убило Карла — неизвестно до сих пор. Некоторые считают, что это была картечина из крепости, кто-то думает, что мушкетная пуля. Некоторые полагают, что короля застрелили свои — по ошибке или намеренно. Было проведено расследование, нескольких либеральных политиков допросили и казнили, но найти твёрдых доказательств заговора не удалось. И по сей день, триста лет спустя, тайна остаётся нераскрытой. Мумифицированное тело Карла Двенадцатого эксгумировали и обследовали трижды, последний раз в 1917 году, но ответа на вопрос о причинах его смерти найти не удалось.
Да здравствует Карл!
Инди: Эта песня далеко отходит от вашей традиционной тематики, так?
Йоаким: Да, она рассказывает о падении Шведской империи. Она действительно отличается от остальных. Но именно она вдохновила нас на написание альбома Carolus Rex на шведском.
Инди: То есть она была первой?
Йоаким: Да. Помню, когда я начал писать музыку, я вспоминал эту картину — «Похоронная процессия», кажется, так она называется.

Инди: Ага, знаю эту картину. Забавно, когда я впервые прилетел в Швецию и начал учиться языку, нам буквально на второй или третий день начали рассказывать историю страны и показали именно эту картину. Значит, это она вдохновила тебя на написание песни?
Йоаким: Да. Когда я писал мелодию, картина стояла у меня в голове, и она задала атмосферу песни. И, по вполне естественным причинам, слова, которые в этот момент приходили ко мне, были шведскими. Я записал предварительную версию на шведском, мы её послушали и решили: «Блин, это круто! Давайте весь альбом на шведском запишем!» Это показалось нам отличной идеей.
Инди: Это и была отличная идея.
Йоаким: Ага, пока ты не обнаруживаешь, что тебе надо текст написать два раза, потом запись и сведение тоже дважды делать и всё такое. А время в расписании рассчитано только на один заход.
Инди: А тогда у вас не было таких мощностей, как сейчас.
Йоаким: Именно. Тогда вообще были довольно сложные времена. Всё приходилось делать самим. У нас тогда ещё и состав менялся. Я плохо помню процесс той записи, что само по себе признак.
Инди: Но в итоге получилось-то здорово! В смысле, вам всё же удалось выпустить целый альбом на двух языках.
Йоаким: Ага.
Инди: Ещё вопрос. Ты сказал, что эта песня была первой в альбоме — а вы тогда уже планировали целый альбом о шведской истории? Или нет?
Йоаким: Вообще, у нас была идея альбома о Шведской империи, да. Ну и надо было с чего-то начинать, так что, когда эта песня пришла мне в голову, я подумал — почему бы не сейчас?
Инди: А вы много из этого узнали в школе? В смысле, такое преподают шведским детям или вы узнали это позже?
Йоаким: Конечно. История занимает важное место в шведском образовании. У каждой страны есть своя история, и именно поэтому я так люблю путешествовать. О событиях, общеизвестных в Швеции, никто не слышал, скажем, в Бразилии, и наоборот.
Инди: Ваши песни, такие как Smoking Snakes, Last Dying Breath, Panzerkampf, часто рассказывают о таком.
Йоаким: Да. На самом деле, это всё благодаря вам, уважаемые, благодаря фанатам. Вы часто дарите нам книги, присылаете письма с информацией. Тридцать, сорок, пятьдесят процентов песен в альбомах, особенно Coat of Arms и Heroes, написаны благодаря вам. Спасибо!
Инди: Продолжайте снабжать их информацией! Это была песня Long Live the King, увидимся через неделю в «Истории с Sabaton»!
Йоаким: На сегодня всё!
Йоаким: Ну что ж, как я и сказал, на сегодня это всё. Мы бы хотели, чтобы все вы стали нашими спонсорами на Patreon. Понятно, кто-то не хочет, кто-то не может — это нормально. Но мы были бы рады, если бы вы всё равно помогли нам — например, при помощи магии соцсетей. Поделитесь роликом, подпишитесь на канал, включите уведомления. Рассказывайте всем вокруг про нас — это очень помогает. Если у вас нет денег или желания для Patreon, это не страшно, но спонсорство помогает нам выпускать это видео, мы о таком мечтали годами. А ещё щёлкните вот сюда, загляните на TimeGhost и World War Two. До встречи!