Космические тихоходки: как Израиль колонизировал Луну «водяными медведями»

На Луне теперь есть жизнь! В 2019 году израильский космический аппарат «Берешит», разбившийся при приземлении, принёс туда несколько тысяч живых организмов. Как так получилось и сколько времени они смогут там продержаться?

Тихоходки, вперёд!

Человечество относится к космосу, да и ко всей остальной окружающей среде очень легкомысленно. Землю довели до глобального потепления, околоземные орбиты замусорены, даже на Луну было свалено несколько тонн космических аппаратов и ступеней ракет.

Но не допустить биологического заражения космического пространства земляне старались с самого начала. Даже первые космические аппараты старались обрабатывать, чтобы не вытащить в космос земные бактерии. Когда это всё-таки случилось, то выяснилось, что в условиях близкого к Земле космоса — на Международной космической станции — бактерии чувствуют себя вполне себе неплохо, живут, размножаются и наслаждаются видами Земли.

Поэтому космические аппараты, работающие в дальнем космосе, обрабатывают особенно тщательно. Но внезапно против всех правил выступил Израиль и засеял Луну едва ли не самыми живучими земными организмами — тихоходками (лат. tardigrada). Как это получилось и что теперь будет?

Сундучок с секретом

Двадцать второго февраля 2019 года, с помощью ракеты Falcon-9, запущённой с мыса Канаверал к Луне, в космос отправился израильский аппарат «Берешит», построенный частной компанией SpaceIL. Предполагалось, что этот научный аппарат совершит мягкую посадку на поверхность Луны во славу Израиля.

Берешит
«Берешит» (фото: SpaceIL)

Увы, не вышло. Из-за сбоя главного двигателя «Берешит» рухнул на лунную поверхность, оставив на месте приземления множество обломков и десятиметровую воронку. Спустя несколько месяцев выяснилось, что на борту израильского аппарата находилась «лунная библиотека» (никелевая капсула размером с компакт-диск, хранившая десятки тысяч выгравированных миниатюрных изображений). Кроме изображений в библиотеке лежали образцы человеческого ДНК и несколько тысяч обезвоженных тихоходок в специальной ленте.

Зачем? Да так, на всякий случай.

Вдруг на Земле закончатся тихоходки (пока их на нашей планете просто невообразимое количество) и все начнут бегать кругами, волноваться и кричать «Эй, где нам взять тихоходок на развод»? И тут вперёд скромно выйдут израильтяне и покажут пальцем на Луну. И весь мир зааплодирует.

На пороге вечности

«Но постойте! — уже кричат нам внимательные читатели. — Это же Луна, там нет атмосферы, влажности, огромный перепад температур и солнечная радиация! Эти тихоходки уже небось давно стучатся в двери рая для тихоходок всеми четырьмя парами ног!». (редакция WARHEAD.SU оставляет этот пассаж целиком на совести автора).

Тихоходки (в англоязычной литературе их часто называют «водяными медведями») — одни из наиболее выносливых и живучих существ на нашей планете.

Говорят, после ядерной войны на Земле останутся только тараканы. Враньё! Тихоходки вообще не заметят последствий.

Эти существа размером всего около миллиметра выдерживают более чем годовое охлаждение в жидком кислороде при −193 градусах Цельсия. Их можно нагревать до температуры в 100 градусов, и погибнут они лишь спустя час такой экзекуции.

Тихоходка

Смертельная доза радиации для человека — около 500 бэр. Тихоходка даже не поморщится, хапнув такую дозу. После того, как контрольная группа тихоходок получила дозу в 570 тысяч бэр, погибла только половина особей.

Самое главное, что тихоходки могут несколько лет храниться в обезвоженном виде, а затем после добавления воды начать размножаться как ни в чём не бывало. По мнению некоторых учёных, это происходит благодаря очень длинному для таких существ геному, способному распадаться на фрагменты при высушивании и восстанавливаться после возвращения в комфортную для жизни среду.

SOS

У новых лунных жителей есть ещё как минимум несколько лет. Понятно, что жить они там не смогут, размножаться тоже, но какое-то время будут храниться. В зависимости от условий, может быть, более десяти лет.

Для учёных была бы очень интересной лунная миссия по возвращению тихоходок домой, на Землю.

Если окажется, что после такой командировки они оклемаются, то это станет серьёзным аргументом в пользу теории по переносу жизни с планеты на планету. Пока же на Луне тихонько спят несколько тысяч высушенных «водяных медведей» в ожидании спасения. Стоит поспешить, пока их не забрали себе инопланетяне.

Что ещё более мило: название космического аппарата «Берешит» в переводе с иврита означает «В начале» — это первые строки «Книги Бытия».

«В начале сотворил Бог небо и землю — и тихоходок»…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Илон Маск опять доставляет
На сей раз — космический беспилотник

Американские ВВС запускают в космос Илона Маска. В смысле, не его самого, а ракеты SpaceX Falcon 9. К одной из них будет пришпандорен X-37B — засекреченный космический челнок, который в сентябре совершит свой пятый полёт.

Бумажный космос Вернера фон Брауна

Благородному искусству заработка на космическом стартапе давно стукнуло полвека. Семьдесят не за горами. Но из всех адептов космической многоразовости Вернер фон Браун оказался автором не только одного из самых первых, но и самых запоминающихся проектов.

Пепелац с транклюкатором
Атомный космос Страны Советов

Мирным космосом в далёкие пятидесятые и не пахло. Заведомое преимущество США в ядерных вооружениях нужно было хоть как-то парировать. Желательно — «ещё вчера». Одним из таких несимметричных ответов предсказуемо стал проект советского орбитального бомбардировщика с ядерным оружием на борту.

Лунная соната для бластера
Чем и как армия США хотела воевать за Луну

В далёком 1959 году армия США всерьёз готовилась в недалёкой перспективе воевать на Луне: логика «холодной войны» предполагала скорую милитаризацию космоса. К грядущим боям готовились по-настоящему, в том числе разрабатывали и оружие вида ужасного для космодесанта.

С орбиты на Землю вручную и на глаз

Бывает, пишешь об исторических фактах и понимаешь: не поверят. Потому как вместо фактов чаще всего сочиняется сплошная дичь. Тем не менее, реальная космическая программа двадцатого века состоит из такой вот «дичи» чуть ли не полностью.

Лунные мусорщики
Космический сбор металлолома

Прошлый век ― эпоха космических свершений. Больших и маленьких, популярных и забытых. Одним из них стал первый межпланетный сбор мусора.

Красота без здравого смысла
Правда о чудо-скафандре Давы Ньюмен

Первое письмо в редакцию, которое мы решили опубликовать.

К вечной славе десанта!
Мобильная пехота подполковника Ригга

Водку пьянствовать и безобразия творить подполковник Боб Ригг начал ещё в 1943 году, когда служил военным наблюдателем у красных казаков. В его биографии отмечают даже аресты, пусть и без особых уточнений, за что именно. Месяц в китайской тюрьме у коммунистов в 1947 году окончательно сломал и без того нестойкую психику подполковника.

«Итака», полная десанта
Вокруг света за 45 минут

Ранние шестидесятые породили целую россыпь проектов тяжёлых и сверхтяжёлых космических транспортных систем. Морпехи США в целом и генерал Уоллес М. Грин, в частности, полагали, что им не помешает ракетная мобильность в пределах земного шара. Потому что нельзя просто взять и не полетать на межконтинентальном ракетном слонопотаме!

Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

WARBLOGS