itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»: проблемы строительства железных дорог в царской России

Построить железную дорогу — это вам не в бирюльки сыграть. Царская Россия с огромным трудом принимала проекты строительства. Отовсюду лезли мошенники и новоявленные «остапы бендеры», экономических проблем было пруд пруди, да и общего скепсиса хватало. Как же новому виду транспорта удалось преодолеть все проблемы?

/
9K
36
5
88

Построить железную дорогу — это вам не в бирюльки сыграть. Царская Россия с огромным трудом принимала проекты строительства. Отовсюду лезли мошенники и новоявленные «остапы бендеры», экономических проблем было пруд пруди, да и общего скепсиса хватало. Как же новому виду транспорта удалось преодолеть все проблемы?

Экономический эффект

Мы уже рассказали вам, как начинался путь железных дорог в России и насколько сложным было принятие проекта их строительства. Царская вольность, эксперимент, банальный аттракцион — ничего особенного и долгосрочного.

Вернёмся в 1840-е годы. По зрелом размышлении Николай I выбрал проект дороги Москва–Санкт-Петербург, хотя он не сулил большой экономической выгоды. Главным аргументом стала возможность быстрой переброски войск в Прибалтику из Московской губернии, или наоборот. Решение это было непростым.

Первое обстоятельство, которое останавливало строительство железных дорог в России — если в Европе расстояния между крупными населёнными или торговыми центрами измерялись в сотнях вёрст, то у нас — в тысячах, а то и в десятках тысяч. Например, расстояние от Казани до Москвы составляет 800 километров и почти равно расстоянию от Парижа до Марселя. От Одессы до Санкт-Петербурга — 1693 километров, это больше, чем от Берлина до Парижа (1055 километров).

Для достижения экономического эффекта строить дороги в России нужно было не десятками, а сотнями или даже тысячами вёрст.

Второе обстоятельство выражено в записке инженера Палибина: «Первый успех Царскосельской дороги ничего не доказал ни в отношении действия той железной дороги в зимнее время, ни в отношении будущих в России железных дорог… Многие жители С. Петербурга и Москвы слышали, а некоторые и сами видели, как целые обозы бывали зарываемы снегом в одну ночь, так что дилижансы проезжали по возам, не чувствуя их под собою, и это было на Московском шоссе, состоящем большею частью из насыпи, имеющей во многих местах около 30 футов вышины… Ледяная кора и снежные сугробы, покрывающие зимою рельсы, затруднят, а по временам и вовсе прекратят движение по железным дорогам… Пример иностранных государств, строящих железные дороги, на который ссылались поборники будущих русских линий, ничего не доказывает: разность в климатических условиях, а особенно различие характеров нашего народа и западноевропейских народов должно лучше всего доказать невозможность и негодность для России железных дорог».

Отдельно стоял вопрос топлива. После долгих раздумий решили всё-таки закупать английский уголь. Во-первых, англичане перевозили его морем, во-вторых, стоил дёшево, в-третьих, уголь для железной дороги по пути следования можно всегда доставить по… железной дороге.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы: проблемы строительства железных дорог в царской России

Решение о строительстве линии Петербург–Москва приняли 1 февраля 1842 года. Вторая дорога России оказалась одной из самых протяжённых в мире — 640 километров. Но внезапно начались проблемы.

«Поднимем российскую промышленность!»

В реализации такого масштабного проекта царь увидел возможность государственного кредитования российской промышленности и её подъёма. Николай I распорядился разместить заказ на пять миллионов пудов рельсов на российских предприятиях, несмотря на то, что стоимость пуда рельсов с наших заводов почти вдвое превышала стоимость английских с учётом доставки: 1 рубль 43 копейки серебром против 87 копеек. Однако российские горнозаводчики не смогли обеспечить необходимый объём производства рельсов в период строительства дороги, поэтому бо́льшую часть рельсов заказывали за рубежом.

Изготовление же подвижного состава удалось практически организовать в России. Для этих целей в 1844 году ведомству путей сообщения передали Александровский чугунолитейный завод, который переименовали в Александровский главный механический завод Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Его предоставили на шесть лет в распоряжение американским предпринимателям Гаррисону и Уайненсу, которые провели коренную реконструкцию предприятия и наладили выпуск пассажирских и товарных паровозов, а также всех типов вагонов в необходимом количестве к моменту открытия движения на дороге.

Организации производства собственного подвижного состава придавали особое значение, поскольку за счёт этого решалась задача не только приобретения необходимого оборудования, но и его дальнейшего обслуживания и обучения младших железнодорожных кадров — машинистов, кочегаров, рабочих мастерских и прочих — независимо от иностранных поставщиков.

Дорогу Санкт-Петербург–Москва открыли в 1851 году. Далее планировалась ветка Москва–Варшава (расстояние 1312 километров), но началась Крымская война. Тридцатого сентября 1854 года на заседании Особого комитета Николай решил срочно создать дорогу Москва — Киев с ветками на Одессу и Симферополь.

Надо сказать, что ранее, в 1851 году, приступить к сооружению Южной магистрали (Москва — Кременчуг) пробовал предводитель полтавского дворянства Павловский. Он обратился к правительству с предложением создать акционерную компанию для строительства ветки. Главноуправляющий путями сообщений граф Клейнмихель отказал Павловскому, поскольку учредители акционерного общества не произвели изыскание трассы, не составили проект и смету новой дороги и не внесли в Госбанк пять процентов от общей суммы строительного капитала на обеспечение исполнения предприятия.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы: проблемы строительства железных дорог в царской России

Вообще, требования Клейнмихеля следует признать разумными — учредители просят денег от государства, но при этом конкретики представить не могут. Слишком похоже на мошенничество.

Железнодорожные «остапы бендеры»

В условиях начавшейся войны, видя трудное положение России, в страну полезли всякого рода аферисты и мошенники. Так, летом 1854 года американский банкир Сандерс, специально приехавший в Петербург, направил письмо Клейнмихелю, где выражал желание взяться за сооружение Петербурго-Варшавской и Московско-Черноморской железных дорог. Он просил установить повёрстную стоимость для обеих магистралей в размере 140—160 тысяч рублей, что в два-три раза превышало ставки, предлагавшиеся правительству перед войной.

Со всей строительной суммы, которая могла составить 340—390 миллионов рублей (для сравнения — общий бюджет России в те годы составлял 450–500 миллионов рублей), Сандерс хотел ежегодно получать 5,5 процента гарантированного дохода, то есть значительно больше, чем его предшественники.

Это предложение было сделано лишь в общей форме. Сандерс не представил ни проектов дорог, ни уставов, ни смет. Не внёс он и пятипроцентного залога благонадёжности. Но правительство не обратило внимания на такие детали и, несмотря на невыгодные условия американского финансиста, начало с ним переговоры. Получив предложение 8 июня, Клейнмихель на следующий же день отправил срочное письмо своему помощнику с пометкой: «Весьма важно». Он требовал создать специальный комитет для спешного рассмотрения заведомо невыгодных условий.

Комитет отклонил основные, явно кабальные, требования Сандерса. Однако подход к проблеме коренным образом отличался от методов предыдущих комиссий подобного рода. Из решений видно, что комитет не ставил перед собой задачи доказать неприемлемость предложений, как это делалось раньше. Он явно хотел найти основу для дальнейших переговоров.

Комитетское заключение было действительно конструктивным. В нём чётко указывались условия, которые стоило принять и отклонялись явно нереальные. Об изменении в подходе к предложениям говорит и тот факт, что члены комитета считали возможным согласиться на предложенный процент гарантированного дохода, тогда как ранее отклоняли требования гарантировать дивиденд в 4-4,5 процентов.

Александровский чугунолитейный завод
Александровский чугунолитейный завод

Почти одновременно с Сандерсом предложил свои услуги секретарь американской телеграфной компании Шаффнер. Его заявка представляет интерес не только как очередное предложение, но и как документ, показывающий отношение иностранных деловых кругов к верховному носителю власти.

Обращаясь к Николаю I с письмом от 27 января 1855 года, Шаффнер счёл необходимым прибегнуть к лести.

Шаффнер говорил, что накупил царских портретов на две тысячи рублей и распорядился выставить их в общественных зданиях, чтобы американцы имели возможность «любоваться ими».

Затем он приложил оттиск своей статьи о положении в России, опубликованной, по его словам, в 1200 крупных газетах. В статье превозносился как сам император, так и охраняемые им порядки: «…подданные обожают его и смотрят на него, как на отца, а солдаты, как на полубога». Только наговорив таких комплиментов, Шаффнер приступил к делу.

Первоначально он предлагал себя в качестве устроителя русских железных дорог вообще, без указания какой-либо определённой линии и условий концессии. Вскоре, однако, его интересы приняли более определённый характер, и он выразил намерение строить Петербурго-Варшавскую дорогу. Хотя предложение не содержало никаких конкретных условий и уместилось на полутора страницах, его не отвергли, что безусловно случилось бы до Крымской войны. Правительство явно заинтересовалось и пригласило представителя американского капитала в Россию для переговоров.

Условия Шаффнера оказались ещё тяжелее тех, которые выдвигал Сандерс. В окончательной заявке Шаффнер изъявил готовность построить железную дорогу Москва—Харьков—Кременчуг—Ольвиополь—Одесса с ветвью от Харькова на Феодосию. Строительный капитал, по его подсчётам, должен был составить около 266 миллионов рублей (150 тысяч рублей на версту) при гарантированном доходе в шесть процентов, причём он прямо заявил, что до заключения концессии не принимает на себя ни производства изысканий, ни составления проектов и смет.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы: проблемы строительства железных дорог в царской России

Вследствие невыгодности предложение отклонили, но сделали это не так, как в довоенные годы. Вместо грубого отказа Шаффнер получил дипломатическое послание: «Заключить в настоящее время контракт на эту операцию представляется неудобным за неокончанием изысканий и несоставлением проектов и смет, без чего нельзя определить ни рода работ, ни ценности их, ни самого размера контрактной суммы. Когда изыскания будут закончены, проекты и сметы составлены, то получите по этому делу уведомление».

Изменения коснулись как отношения к железным дорогам, так и способов их сооружения. Если раньше правительство отдавало предпочтение государственному строительству, то теперь оно готово было отказаться от него в пользу частного предпринимательства.

Военные интересы

До 1840-х годов к железнодорожному строительству со скепсисом относились все страны. В следующее десятилетие Россия, оценив важность железных дорог, начала их строительство, причём выбор между экономикой и военными интересами был сделан в пользу последних. Основным театром военных действий до войны виделись Польша и германские земли — именно туда было направлено основное внимание по строительству железных дорог. Крым как область, где шла война, безусловно, оказался неприятным сюрпризом для правительства Российской империи.

В западных странах железнодорожное строительство велось по следующему принципу: строились небольшие куски дорог, которые постепенно соединялись между собой и в результате появлялась железнодорожная сеть.

В России подобное было невозможно — между крупными центрами расстояние исчислялось сотнями или тысячами километров.

Для строительства требовались гораздо больший начальный капитал, огромные вложения, да и срок окупаемости железной дороги был выше, чем в странах Западной Европы (может быть, за исключением США).

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы: проблемы строительства железных дорог в царской России

В условиях Крымской войны русское правительство решило отойти от государственного строительства железных дорог и допустить к нему частный капитал — и свой, и иностранный.

Пришедший к власти после Николая I император Александр II просто воспользовался теми наработками, которые были сделаны в предыдущее царствование. Правда, новый царь уже не старался защитить российскую промышленность, а больше кормил иностранную… но это уже тема для отдельного большого разговора.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?

Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.

13K
27
8
38
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358
Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу

Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.

18K
26
26
93
«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры

Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…

66K
39
16
444
Ботаническое оружие: как не умереть от ожогов борщевика

Жителей Подмосковья обязали бороться с борщевиком. Теперь, если запустили участок, будьте добры оплатить штраф. Речь в законопроекте идёт о борщевике Сосновского. Что это за зверь, чем он опасен для страйкболистов и куда его нельзя прикладывать — давайте разбираться.

28K
17
16
715
И числом, и умением: кто такие драгуны

Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!

28K
26
18
139
Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье

Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.

20K
32
12
476
Конституция США: менять нельзя оставить

Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?

6.3K
19
1
30
Голштинская гвардия — потешные войска Петра III

У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.

7.9K
12
9
79
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

30K
183
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

28K
143
112
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

26K
63
165
504
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

25K
55
32
380
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

24K
28
22
56
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

19K
74
73
508
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

19K
127
105
865
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

18K
109
161
809
Замена треуголки: как фуражка стала главным головным убором военных

Казалось бы, что может быть проще обычной военной фуражки? Но оказалось, что у этого головного убора долгая и очень интересная история, теснейшим образом связанная с прошлым русской армии

15K
69
47
385
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
107
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

272K
125
84
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

145K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

133K
97
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

88K
47
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358