Фильм «Эбигейл»: можно ли оживить стимпанк магией и гаджетами?

Стимпанк мёртв — а мы ещё нет

Начнём с самого начала. У стимпанка есть огромная проблема — в этом жанре вообще нет хороших фильмов. Всё, что есть, ну очень спорно можно натянуть хотя бы на «нормально». Провалившийся «Дикий, дикий Вест», абсолютно не взлетевшая «Лига выдающихся джентльменов», несмотря на внушительный актёрский состав. Может быть, имеет смысл в принципе закопать стюардессу, объявить стимпанк мёртвым и перестать гальванизировать труп, уже не надеясь на классическое It’s alive! alive!?

Стимпанк — жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии условной второй половины XIX века не исчезли, а достигли высочайшего развития.

Все любят стимпанк. Эпизод из сериала «Касл»

А казалось бы, чего проще — берём полдюжины отважных джентльменов, пару прекрасных леди, немного шестерёнок — и готово! Ан нет — не выходит. Где смелые путешественники на паровых танках, паровых дирижаблях и прочем паровом всём? Нету.

Все дело в том, что к стимпанку почему-то подходят с другой стороны. Что режиссёры, что зрители хотят прекрасный фильм, где главная роль была бы отдана достаточно искусственной, пусть и очень притягательной обёртке. Кроме внешних атрибутов само понятие стимпанка практически ничего не даёт жанру — нет наполнения, есть лишь внешняя атрибутика и машинерия, а этого явно недостаточно.

Это все равно как хотеть прекрасный фильм, в котором все бы ходили в шкурах, с палицами и разговаривали гортанными звуками. Ориентируясь только на внешнюю сторону, вряд ли получится хорошее кино. А вот если оживить мир шикарным сюжетом и хорошей актёрской игрой, можно уже ждать какую-нибудь «Землю Санникова».

Так и тут — мы хотим неисторическое кино о викторианской Англии, при этом с бо́льшим упором на внешнюю сторону. Ну и много ли вы знаете шикарных неисторических фильмов об этом временном периоде с упором на окружение? Сходу в голову приходит только камерный и прекрасный «Интервью с вампиром», но там именно тот случай, когда сюжет вкупе с актёрской игрой гораздо важнее всей внешней обёртки.

Как только на первый план выходят персонажи и сюжет, вся стимпанковская машинерия сходу оживает. Прекрасный, пусть и не киношный пример — серия Dishonored о приключениях ложно обвинённого в убийстве императрицы лорда-защитника Корво Аттано. Неординарный сюжет, интересные персонажи — и вот уже к месту становится и чёрная как ночь магия, и во многом стимпанковская машинерия. Были подобные случаи и раньше.

«Тайна острова Бэк-Кап»

Евгений Белаш

Замечу в сторону, что съёмки «Земли Санникова» сопровождались феерическими скандалами, к одноимённой книге Обручева это кино имеет отношение почти никакое, а помнят фильм только благодаря песне про миг. Но вернёмся к стимпанку.

«Тайна острова Бэк-Кап», крутейшая стилизация под гравюры, с дуэлями подводных пиратов на саблях, вышел… более 60 лет назад!

Классическая экранизация Диснеем «20 000 льё под водой» — ещё раньше, в 1954 году.

В чём же дело?

За что мы любим стимпанк? Наверное, за ностальгию по прекрасному прошлому. В котором ещё не было отравленной природы и массовых войн («ха!» — сказали любители XIX века), зато были настоящие приключения!

Кстати, последнее время за рубежом эту розовую мечту зверски стебают. В книгах.

Но и ругают стимпанк не напрасно. Всё дело в том, что косплееры, художники и авторы берут лишь внешний флёр эпохи, оставляя за кадром боль и грязь того времени. У них же остаются только красивые дамы в шестерёнках да гениальные изобретатели. А то, что та эпоха — это рабские условия существования, детский труд, мизерная цена человеческой жизни, об этом «случайно» забывается. Упомянутый выше Dishonored показал игроку всю подноготную этого мира — бордели, грязь, чума, нищие, практически узаконенное рабство. И да, он сразу поднимается на голову выше большинства поделок «на дирижаблике вдвоём…» и застывшего в танцах и бесконечных любовных переписках маннерпанка.

А с фильмами… Над стимпанком просто проклятие какое-то висит. Вышеназванные кино, пяток аниме — и все!

Но что, если…

Новая надежда, или Жила-была девочка

Евгений Белаш

Хотите верьте, хотите нет, но о фильме «Эбигейл» рассказал один мой друг — сбросив ссылку на ролик. Ролик выглядел симпатично. Поэтому я решил дать фильму шанс. И что мы имеем?

Жила-была девочка — Эбигейл. Папа учил её ориентированию по звёздам. Потом за папой пришли — и девочка выросла в довольно стервозную, но решительную особу. И лучше б её отца не трогали!

Время действия — где-то между стимпанком и дизельпанком. Если автомобили, телефоны и массовая пропаганда «Большого Брата» — это явно «дизель», то стильные наручные, налобные и наглазные гаджеты, работающие с местной магией — типичный «стим». А уж «ключ на старт» воздушного корабля… Красота.

Именно такого и ждали фанаты стимпанка

Место действия — типичная страна между Руританией и Кракозией. Скорее всего, к западу от них — как имена, так и надписи в фильме английские.

Кстати, большой плюс фильма — нет традиционной беды отечественного кино: «даже у лошадей американских ковбоев — наши морды». Герои выглядят вполне «загранично».

А отец главной героини — внешне так и просто вылитый Киллиан Мерфи, только добрый. Неудивительно — это ж Эдди Марсан! Правда, назвать уроженца Ист-Энда вылитым ирландцем… Ну да ладно — из Москвы похож.

Отец и дочь

В кои-то веки не стыдно за отечественные спецэффекты.

Также создатели «Эбигейл» в целом успешно избежали «ловушки» Мэри Сью — когда «сильная независимая девушка» круче, умнее и красивее всех остальных персонажей, вместе взятых. Во всём. Здесь героиня: а) регулярно ошибается б) не раз ломает голову над загадками. И тут очень кстати флэшбеки из детства, где потихоньку раскрывается замысел отца Эбигейл…

Злодеи вполне харизматичны и даже умны.

А бой в финале напоминает проход Дарта Вейдера сквозь повстанцев. Конечно, тут «труба пониже» — но стиль похож. Спасибо за толику юмора — особенно сцену «Его больше нет!!!». А то пафос «на серьёзных щах» уже немало утомил. В общем, на удивление симпатичное кино. Может, и стоит дать стимпанку на экране ещё один шанс.

Михаил Котов

Не могу не внести ложку дёгтя. Как по мне, так это снова совсем не то, что мы ждали. Сюжет, рассказанный в начале, начинает сыпаться буквально в первой трети фильма. Все регулярно делают тупые ошибки, откуда-то появляется просто орда новых персонажей, а режиссёр не умеет их представлять — вот и приходится зрителю ломать голову, что это за новое чудо в шестерёнках свалилось к нам на голову. Ну и да, каждому свой стимпанк, но по мне происходящее на экране выглядит удивительно дёшево. Увы, не взлетело.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий