«Летучие Голландцы» XXI века: корабли без экипажей и автономные дроны

Что нам делать с пьяным матросом?

Тридцать первого июля 2019 года на портале госзакупок Минпромторг разместил заявку на разработку предложений по внедрению и анализу мирового опыта применения безэкипажных судов и программ электронной навигации. То есть всё идёт к тому, что в России появятся полностью роботизированные корабли без экипажа. В лучшем случае экипаж будет состоять из пары-тройки человек, исполнительные механизмы будут полностью автоматизированы, информация со всех датчиков и систем корабля будет поступать на специальный пульт вахтенного офицера. Корабль с новой навигационной системой будет сам, без участия человека, вычислять маршрут, менять курс, распознавать объекты вокруг судна и обходить возможные препятствия.

Зачем менять членов команды на бездушное железо? В вопросе заложен ответ: по подсчётам ряда страховых компаний и консалтинговых фирм (например, Allianz Global Corporate & Specialty), от 75% до 96% аварий на море совершаются по вине человека. Неверно оценил риски, неправильно действовал во время аварийной ситуации, сильно нервничал, слишком буквально придерживался формальных правил — и гибнут люди, а фирмы несут миллионные потери.

(Фото: Джоэрн Хауфе)

Роботы от всего этого избавлены. В частности, от непредусмотренных инструкцией гостей женского пола на капитанском мостике, как это было в случае кораблекрушения «Коста Конкордия» у итальянского острова Джильо в 2012 году.

А как у нас?

В России тестировать программы электронной навигации будут на трёх судах разных типов: в Арктике — на челночном танкере ПАО «СКФ», на Чёрном море — на сухогрузе фирмы ООО «Пола Райз», и на Балтике — на самоходной барже Росморпорта. То есть будут опробованы типы кораблей, наиболее подходящие для переделки в автономные суда.

Проверка будет проходить в нескольких режимах. В режиме «помощника», когда электронная система подсказывает те или иные действия человеку. В дистанционном режиме, когда к управлению подключается человек на судах сопровождения или из специального диспетчерского центра. Так, во время испытаний на Балтике собираются отработать дистанционное управление караваном судов. Пульт управления разместят на одном из кораблей — с него же будет осуществляться контроль над другими.

Наконец, протестируют и автоматический режим, когда экипаж судна только в отдельных случаях берет управление на себя.

Тише едешь — дальше будешь?

А что в других странах? В конце ноября 2018 года финская «Вартсила» (Wärtsilä) бодро отчиталась об успешном тестировании полностью роботизированного парома Folgefonn. Судну просто дали команду «плыви», и дальше оно уже само пошло без помощи экипажа по заранее проложенному маршруту. По пути Folgefonn посетил три порта, причём причаливание также совершалось в автоматическом режиме.

В декабре 2018 года судно со схожим функционалом протестировал «Роллс-Ройс». Паром Falco в рамках проекта SVAN — «Безопасное судно с автономной навигацией» — тестировался более 400 часов в Архипелаговом море, дистанционный контроль осуществлялся из специального диспетчерского центра, который находился в 50 км — в городе Турку. Испытания закончились успешно. На двоих эта пара судов прошла сотни километров.

Однако эти рекорды ничто в сравнении с расстоянием, которое прошёл американский «Морской охотник». Во время тестирования этот дрон-тримаран проделал путь более восьми тысяч километров из порта Сан-Диего до Гавайев и обратно (ещё пару тысяч нарулил на отработке маневров). Вот что значит — военные взялись за дело!

«Морской охотник»

Во время перехода параллельным с «Охотником» курсом шёл корабль, дистанционно контролировавший состояние судна. И в ближайшее время, в 2020 году, американцы собираются построить ещё один корабль такого типа и проверить полностью автоматическую работу дрона. Вероятно, тогда же или немногим позже будут проверять командную работу дронов и в составе эскадры кораблей.

Но есть нюансы

По прикидкам «Роллс-Ройса», полностью отлаженное автономное судно для гражданского флота будет создано к 2021 году. А к 2025 году прибрежные воды развитых государств уже должны бороздить целые флотилии роботизированных судов.

Есть, конечно же, и более оптимистичные прогнозы — якобы уже в 2025 году появятся первые океанские суда автономного типа. Но вот это вряд ли.

Во-первых, нормы безопасности требуют от такого судна обязательного присутствия человеческого экипажа на корабле. Многие сомневаются, стоит ли поручать электронному болвану перевозку нефти, газа и прочих углеводородов. Ведь если бомбанёт или случится пожар, всякое может пойти не так. Во-вторых, не исключены и нападения пиратов.

Автономный паром от «Роллс-Ройс» (источник фото)

Некоторые Ыксперты привычно заводят шарманку про   «хакнули систему по вайфаю» и тому подобные страшилки. Вряд ли этого стоит опасаться военным судам. Однако опыт эксплуатации сложных систем с дистанционными каналами связи подсказывает, что человеческий идиотизм неистребим. А значит, какой-нибудь дурацкий казус со взломом танкера по сети, потому что оператор решил зайти на порносайт (Как? Он найдет способ!), стопроцентно произойдет. Это не будет свидетельствовать ни о чём, кроме глупости экипажа и факапов службы безопасности кампании-оператора, но шуму и криков поднимется… Всё это также задерживает разработку и внедрение.

Совершенствование безэкипажных судов и всё более и более массовое их появление неизбежно. Мимо такой возможности не пройдут военные. Любые, даже неудачные (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить) испытания военных кораблей типа «Морской охотник» приближают эру автономных судов. И Россия, пусть с некоторым опозданием, уже в тренде — планируется установить электронную навигационную систему «Беринг» на два ледокола проекта 23550.

В общем, будущее давно тут, просто особо не светится.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий