itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

/
39K
41
45
593
Серия:

В предыдущей статье серии читайте о том, как и зачем был подписан пакт Молотова-Риббентропа.

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

Продолжаем читать школьные учебники и удивляться тому, что там рассказывается о Великой Отечественной войне.

Операции

Ряд военных операций описан очень невнятно — и неверно.

В учебнике 11 класса под редакцией Данилова («Просвещение», 2012) Синявинскую операцию называют среди отвлекающих ударов. В действительности она была направлена на прорыв блокады Ленинграда, но не увенчалась успехом.

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Наступление под Ржевом преследовало цели срезания Ржевско-Вяземского выступа, который глубоко вклинивался в советскую оборону. Цели достигнуть не удалось — и атака превратилась в кровавую «мясорубку».

При описании Курской битвы в учебниках не говорится, что советское командование ошиблось с направлением главного удара вермахта. Он ожидался в полосе ГА «Центр», на северном фасе дуги, а произошёл на южном. Там немцы и достигли более серьёзных успехов. Не упоминаются июльские бои на Миус–фронте, а без них нельзя понять, как шло наше контрнаступление.

Конечно, нельзя рассказать обо всех битвах той войны. Но некоторые важные сражения обойдены даже в тех учебниках, где ход войны описывается подробно. Например, не упоминается контрудар Манштейна в феврале–марте 1943-го — последнее крупное и удачное немецкое контрнаступление на Восточном фронте.

Численность и потери

Наверное, вечная проблема — это периодическое завышение численности вермахта либо его потерь.

Размеры немецких сил к началу операции «Барбаросса» заметно расходятся от учебника к учебнику. В какой-то мере это можно объяснить тем, что в одном случае упомянута лишь немецкая армия, а в другом — вместе с сателлитами. Но в учебниках это нигде не указывается! Возможно, авторы не понимают значения этих цифр.

Учебник для 11 класса Шестакова («Просвещение», 2012) заметно завышает немецкие потери в контрударе под Ельней в сентябре 1941 года.

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

То, что немцы впервые перешли к обороне, — это некоторое преувеличение. И есть цифры, которые явно устарели и пришли из советских книг.

«Советская классика» — это 330 тысяч в сталинградском котле. Как посчитали? Окружённые 22 дивизии умножили на 15 тысяч.

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

В реальности в котле оказалось около 280 тысяч. Это тоже очень много. Более 150 тысяч солдат и офицеров погибли, порядка ста тысяч попали в плен. Около 25 тысяч эвакуировали по воздуху.

Учебники 11 класса под редакцией Данилова (2012) и 10 класса под редакцией Торкунова (2016) приводят «классические» цифры в 900 тысяч солдат и офицеров, а также в 2,7 тысяч танков и штурмовых орудий в немецких войсках на начало операции «Цитадель» летом 1943 года. Впрочем, здесь разница с современными данными не очень большая — и, наверное, не принципиальная.

Из учебника для 11 класса под редакцией Данилова 2012
Из учебника для 11 класса под редакцией Данилова (2012)

Но, например, учебник 10 класса под редакцией Торкунова (2016) оценивает немецкие потери в авиации за время этого сражения в 3700 самолётов.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Это также «классическая» цифра, кочующая из книги в книгу. В реальности она была заметно ниже. Так, в июле 1943 года люфтваффе потеряли на Восточном фронте около 700 самолётов.

Есть вопросы и к потерям, которые нанесли оккупантам партизаны. Учебник 11 класса под редакцией Данилова (2012) утверждает, что они убили, ранили и захватили в плен около одного миллиона 600 тысяч гитлеровцев и их пособников. А среди нанесённых ими потерь указаны 4,7 тысяч танков и бронемашин, а также 833 самолёта. Учебник 10 класса под редакцией Торкунова (2016) называет цифру в более чем один миллион, свыше четырёх тысяч танков и свыше тысячи самолётов.

Судя по всему, такие цифры появились на основе заявок командиров партизанских отрядов. Всё это можно отнести к небрежности авторов. Дальше — сложнее.

В учебнике 10 класса под редакцией Торкунова Адольф Гитлер, видимо, передразнивает защитников Измаила. Пафос зашкаливает.

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Любят у нас завышать и потери вермахта в Корсунь-Шевченсковской операции 1944 года. Учебник 11 класса Шестакова утверждает, что в котле оказалось десять дивизий. На самом деле в окружение попали шесть дивизий и одна бригада. И это не секрет!

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

В учебнике Шестакова утверждается, что восточнее Минска в 1944 году было окружено свыше миллиона (!) немецких солдат и офицеров.

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Таких огромных котлов вообще никогда не было!

Видимо, кто-то дорисовал лишний нолик?

В учебнике 10 класса под редакцией Торкунова упоминается, что в сентябре–октябре 1944 года были освобождены основные территории Эстонии и Латвии, а южнее Риги окружены и уничтожены 38 немецких дивизий. Но история не знает таких сражений! Возможно, это звон   «Багратиона», и «южнее Риги» означает в Белоруссии — то есть не осенью, а летом.

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Авторы, написавшие это, имеют довольно смутное представление о Великой Отечественной войне. Уровень рецензентов из министерства просвещения также оставляет желать лучшего.

Немного о Третьем рейхе

Большой плюс — в учебнике «Россия и мир» есть анализ военных программ гитлеровской Германии.

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну
Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

На его страницах попадаются интересные мысли. Так, «Россия и мир» считает, что перелом настроений в рейхе был связан с массированными бомбардировками Германии в конце 44-го — начале 45-го. Это вызвало всплеск патриотических настроений и стремление сопротивляться до конца.

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Непонятно, правда, почему в этом случае немцы, после того как территорию Германии заняли войска союзников, не развернули партизанскую войну. Куда исчез их патриотизм?

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

При описании военной техники встречаются странные вещи. Вызывает вопрос тезис учебника Шестакова, будто ИС-2 в полтора раза превосходил по броневой защите «Тигр» и вдвое — «Пантеру». Преимущества ИСа состояли в другом!

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Рассказывая о наших героях, учебник «Россия и мир» также поведал школьникам и о героях в армиях агрессоров. Плюс это или минус — решайте сами.

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Вместо заключения

К плюсам современных учебников следует отнести то, что там подробно рассказано о значении и роли ленд-лиза. «Россия и мир» представляет это так:

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Все учебники подчёркивают, что на советско-германском фронте сражалась основная масса немецких войск, и здесь они понесли основные потери — свыше 70 процентов.

Почему же СССР победил? Это объясняется героизмом солдат и офицеров на фронте и советского народа в тылу. Учебники приводят «классические» примеры героев, куда попадают и 28 панфиловцев.

Учебник 11 класса под редакцией Данилова (2012) даёт практически равные цифры потерь советской армии и гитлеровского блока. Восемь миллионов 668,5 тысяч — и восемь миллионов 649,5 тысяч человек соответственно.

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Вообще такая точность вызывает сильное — и закономерное — недоверие.

Учебник 10 класса (2016) оценивает потери советских войск примерно в десять миллионов. Учебник Левандовского и Щетинова даёт потери вооружённых сил, включая пленных, в 11,4 миллиона человек.

Все эти данные основаны на работе «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил» под редакцией Г. Ф. Кривошеева. Но авторы разных учебников вытаскивают оттуда различные цифры.

Говоря о начале холодной войны, учебник Шестакова рассказывает о планах нападения союзников на Советский Союз, которое должно было начаться 1 июля 1945 года.

Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну
Школьные ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Вообще, переброска советских войск на Дальний Восток плохо вяжется с такими планами. Интересно, а с высадкой в Японии союзники решили подождать? То есть устроить Третью мировую, не дожидаясь окончания Второй?

Show must go on!

Иногда на страницах учебников встречаются и спорные иллюстрации.

Бойцы на фото учебник 11 класса, 2012 больше похожи на красноармейцев
Бойцы на фото (учебник 11 класса, 2012) больше похожи на красноармейцев

Но это, скажут защитники учебников, придирки к мелочам. Победили же?

Есть и другое замечание. Принципиальное.

Повествуя о битвах Великой Отечественной, учебники постоянно сравнивают не совсем то.

Рассказывая об эффективности авиации, следует «меряться» числом не только самолётов, а боевых вылетов. В начале войны немецкие самолёты совершали до пяти-шести вылетов в день, а советские могли сделать лишь один-два. Причиной такой активности люфтваффе было очень хорошее техническое обслуживание на земле (большое количество персонала), плюс использование немецкими пилотами стимуляторов. Без этого не понять, почему советскую авиацию разбили за первый месяц боёв.

В сражениях следует сравнивать не только количество стволов орудий и миномётов, но и количество выпущенных снарядов. Ведь линии окопов и огневые точки смешивают с землёй выпущенные тонны стали.

Какой толк от орудий, если они на диете?

Кроме того, нужно сопоставлять количество бойцов и единиц техники не только на начало операции, но и с учётом подкреплений и резервов, задействованных в ходе боевых действий.

Вы скажете, это очень сложно для школьников? Видимо, сложно даже для взрослых людей, писавших эти книги.

При описании Великой Отечественной войны нередко используют устаревшие цифры, а также мифы, в которые авторы вносили некоторые изменения. Иногда они, не вникая, делают «репосты» каких-то исторических работ.

К сожалению, я не вижу глубокого знания темы ни у одного из авторских коллективов тех учебников, которые просмотрел.

Но, может быть, всё же существует учебник без явных ляпов и ошибок по Великой Отечественной войне — а я из вредности не взял его? Тогда эту книгу — в студию!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
В следующей статье серии читайте о трудностях перевода >>
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?

Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.

15K
27
9
38
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

95K
49
9
358
Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу

Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.

20K
28
26
93
«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры

Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…

71K
42
16
444
Ботаническое оружие: как не умереть от ожогов борщевика

Жителей Подмосковья обязали бороться с борщевиком. Теперь, если запустили участок, будьте добры оплатить штраф. Речь в законопроекте идёт о борщевике Сосновского. Что это за зверь, чем он опасен для страйкболистов и куда его нельзя прикладывать — давайте разбираться.

29K
17
16
715
И числом, и умением: кто такие драгуны

Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!

30K
26
18
139
Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье

Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.

21K
34
12
476
Конституция США: менять нельзя оставить

Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?

6.8K
20
1
30
Голштинская гвардия — потешные войска Петра III

У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.

8.9K
13
9
79
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
74
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

53K
48
124
132
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

60K
116
380
786
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

48K
140
110
1.4K
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

25K
96
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

24K
67
90
114
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

323K
149
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
74
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
106
29
742
WARBLOGS