«Браво Новембер»: вертолётик, который смог

История «Чинука» с номером ZA718 началась в далёком 1978 году. Правительство Её Величества заказало у компании «Боинг» серию из тридцати трёх машин модификации HC1 (британская версия оригинальной модели CH-47). Машины поставили в течение четырёх лет, и последняя партия, в которую как раз и входил наш герой, прибыла в Туманный Альбион в феврале 1982 года.

С корабля на бал

В это время внезапно аргентинские военные решили, что Мальвинские острова — исконно южноамериканская территория. И не нашли ничего лучше, как оккупировать архипелаг, тем самым начав Фолклендскую войну.

С Маргарет Тэтчер такие фокусы не проходили, и вскоре в Южной Атлантике уже было не протолкнуться от самолётов, кораблей и подводных лодок. На подходе был переоборудованный контейнеровоз «Атлантик Конвейер», который вёз для британского контингента одиннадцать «Харриеров», шесть вертолётов «Уэссекс» и четыре «Чинука».

«Чинук» ZA718 «Браво Новембер» (фото: Sean Clee)

25 мая 1982 года в судно влетела ракета «Экзосет», выпущенная аргентинским пилотом Роберто Куриловичем. Внезапно! Вся десантная операция на суше оказалась под угрозой: из всех вертолётов, находившихся на борту «Атлантик Конвейер», уцелел только один. Это был «Чинук» ZA718 с позывным «Браво Новембер», который в момент атаки находился в воздухе.

«Отлично неделя начинается», — подумал командир эскадрильи Ричард Лангуорти и успешно приземлил вверенную ему матчасть на палубу авианосца «Гермес».

На корабле радостью от нежданного гостя прониклись мало и попытались его выкинуть с палубы, ибо «мешает выполнять поставленную боевую задачу». Кое-как выбив себе передышку, «Чинук» в конце концов прибыл в бухту Сан‑Карлос.

Командование, конечно, расстроилось от такой потери транспортников, но поставленные задачи никто не отменял. Правда, существовала одна маленькая проблема: все запчасти, инженерное оборудование и прочее снаряжение для «Чинука» ушло на дно вместе с «Атлантик Конвейером».

Джонни! Я двери не чувствую! — А у тебя её и нет!

Буквально через пару дней к «Браво Новембер» подошли парни из 22-го полка SAS и предложили ночную прогулку.

«На господствующую высоту, с тремя 105-мм гаубицами, расчётами к ним и запасом снарядов? Ночью? Под огнём врага? С мелкими неисправностями и подтекающим маслом из редуктора заднего винта? Конечно, погнали!»

При высадке выявилась «небольшая проблема»: грунт на месте приземления был мягкий, и тяжёлые орудия в нём банально тонули. Артиллеристы жалобно посмотрели на вертолётчиков, и те стали заниматься «фэн-шуем» — перетаскивать уже выгруженные гаубицы на нужные позиции.

(Фото: IWM)

Наконец экипаж направился в сторону временной стоянки. Но по дороге машина попала в снежный буран и на скорости около 170 км/ч врезалась в воду. Впрочем, инженеры компании «Боинг» не зря ели свой хлеб — «Чинук» получился на редкость живучим: с двумя кое-как работающими движками, водой внутри кабины и дырами в фюзеляже винтокрыл всё же взлетел с воды и направился на базу.

Правда, второй пилот Энди Уоллес успел в момент аварии вырвать и выкинуть в воду аварийную дверь со своей стороны (а также секретные радиокоды и карты местности) — и все последующие вылеты во время Фолклендской войны второй пилот проводил укутанный как Санта-Клаус. Всевозможные тёплые вещи он надевал, чтобы не помереть от холода в полёте.

Уже после капитуляции аргентинского гарнизона экипаж «летающего сортира» — как прозвали «Браво Новембер» морпехи за его внешний неприглядный вид — отвинтил от одного из южноамериканских повреждённых «Чинуков» дверь, аналогичную потерянной, и приспособил её на своём вертолёте.

Оригинальную запчасть, к слову, море выбросило на берег спустя десять лет.

За всю кампанию экипаж получил награды, а Ричард Лангуорти был награжден «Крестом за выдающиеся лётные заслуги».

«Ну-ка подержи моё пиво»!

Повоевавший «Чинук» можно было бы отправить на покой, но ему ещё предстояли подвиги. Когда началась вторая война в Ираке, «Браво Новембер» (этот позывной остался прикреплён к нему навсегда) получил модернизацию по программе HC2 и отправился на передовую.

В период операции по захвату нефтяного района Эль-Фао в марте 2003 года именно ZA718 под командованием Стива Карра возглавлял волны десанта, которые доставляли морпехов из 3-й бригады для атаки на иракские позиции.

При входе в иракское воздушное пространство винтокрылы снизились до высоты в 15 метров, чтобы не попасть под действие радаров. Но ситуация складывалась как в анекдоте — «видимость ноль, иду по приборам».

(Фото: Dave Coombs)

Всё дело в том, что командование нарисовало маршрут вдоль основных дорог, по которым в этот же момент на юг Ирака входила американская бронетехника, поднявшая столбы пыли и создавшая локальную песчаную бурю.

Однако всё закончилось хорошо, и Стив Карр тоже получил «Крест за выдающиеся лётные заслуги».

Казалось бы всё, теперь точно пора на отдых. Но «Браво Новембер» перебросили в Афганистан, где — да, вы угадали — его пилот опять получил высшую награду Королевских ВВС. 11 июня 2006 года лейтенант Крэйг Уилсон за сутки совершил три боевые вылета. Без перерыва на сон и отдых, находясь непосредственно под огнём противника, он вывозил из-под огня раненых британских солдат.

Ещё один эпизод произошёл там же в 2010 году. Возвращаясь с миссии по эвакуации, «Чинук» попал под обстрел с земли. Первая пуля пробила фюзеляж, разбила стекло в кабине пилота и попала в шлем лейтенанту Яну Форчуну, тяжело ранив его. Ещё девять попаданий в машину нарушили работу бортовых систем — включая систему стабилизации — и возможность полноценного полёта в прямом направлении.

Несмотря на всю внезапно появившуюся вентиляцию в салоне, Ян Форчун смог дотянуть «Браво Новембер» до Кэмп Бастиона — и… Всё правильно! Получить «Крест за выдающиеся летные заслуги».

На сегодняшний момент на легендарный «Чинук» облизывается британский музей авиации в Хендоне, обещая министерству обороны красивую экспозицию и прочие плюшки. Но военные умеют считать деньги и, по прогнозам специалистов, прошедший модернизацию по программе HC4 «Браво Новембер» останется в строю как минимум до начала 2030-х годов. А может, и позже. Ведь награды и удача явно любят этот вертолёт. Так может, подождать пятого «Креста за выдающиеся лётные заслуги»? Статистика подсказывает, что это вполне осуществимо.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий