itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Незаметный светлячок, или Как немцы чуть «стелс» не построили

В 80-е годы «стелс» был настоящим ноу-хау США. Но пока весь мир ещё только спорил о новой концепции, в Германии почти нагнали американцев и попытались создать свой «стелс»-истребитель. Как так вышло, и почему немецкие «стелсы» всё же не появились в реальности — разберём ниже.

/
11K
31
17
140

В 80-е годы «стелс» был настоящим ноу-хау США. Но пока весь мир ещё только спорил о новой концепции, в Германии почти нагнали американцев и попытались создать свой «стелс»-истребитель. Как так вышло, и почему немецкие «стелсы» всё же не появились в реальности — разберём ниже.

Страх как двигатель прогресса

Вторая мировая война и правление нацистов серьёзно ослабили немецкую науку. Но её изначальная сила была настолько велика, что в итоге даже две трети Германии в лице ФРГ не сильно отставали от своих западных коллег.

Не было исключением и авиастроение. Но на все немецкие военные проекты накладывал отпечаток один факт — ФРГ стала бы первым полем боя Третьей мировой в Европе. Именно в Германию «орды» ОВД (Организация Варшавского договора) хлынули бы первыми — свежие и полнокровные.

Официально немцы начали работы над авиацией в 1955 году, неофициально многие фирмы занимались этим с начала 50-х. В Heinkel с 1951 года работали над сверхзвуковым перехватчиком для Египта. В итоге этот проект стал основным конкурентом закупки F-104
Официально немцы начали работы над авиацией в 1955 году, неофициально многие фирмы занимались этим с начала 50-х. В Heinkel с 1951 года работали над сверхзвуковым перехватчиком для Египта. В итоге этот проект стал основным конкурентом закупки F-104

В авиации в 60-е и 70-е годы немцы приложили максимум усилий, чтобы создать полноценный истребитель-СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки). Ожидалось, что все аэродромы ФРГ будут быстро выведены из игры, а потому авиации надо научиться воевать без них. Но то, что выглядело достаточно просто на бумаге, в реальности осуществить не вышло. Одно дело — создавать дозвуковой «Харриер», не предназначенный для воздушных боёв, совсем другое — спроектировать полноценный СВВП-истребитель, способный хотя бы на равных биться с советскими МиГ‑21.

В работе над СВВП немцы пытались кооперироваться американцами. Не помогло
В работе над СВВП немцы пытались кооперироваться американцами. Не помогло

В середине 70-х в ФРГ в сотрудничестве с британцами создали очень неплохой ударный «Торнадо» с модным крылом изменяемой стреловидности. В то же время немецкие авиаконструкторы занялись проектированием истребителя, превосходящего не только существующие советские МиГ-21 и МиГ-23, но и перспективные машины. (В будущем этот проект будет объединён с британцами и из него вырастет «Еврофайтер»). Но даже этого немцам казалось мало. Что с того, что будущий самолёт сможет победить в одиночку два или три МиГ-23, если СССР выставит десяток машин против одной? Нужно было радикальное решение.

Один из ранних проектов Tfk-90, перспективного немецкого истребителя
Один из ранних проектов Tfk-90, перспективного немецкого истребителя

Квадратный светлячок

В то время информация о работах в США над незаметностью в радиодиапазоне была вполне известна всем интересующимся, благо пример подобного подхода — самолёт SR-71 — был чуть ли не символом американской мощи. Да и у самих немцев над этим вопросом уже с начала 70-х работало несколько групп учёных — изначально в пользу малозаметных планеров‑шпионов.

В 1981 году уже был доведён до ума не только математический аппарат, но и создана компьютерная программа для расчёта отражения радиоволн. Сложно сказать, знали ли немецкие учёные, что идут след в след за американскими коллегами, у которых в 1981 году взлетел первый F-117.

В то время стелс представляли скорее так, чем рубленым уродцем
В то время «стелс» представляли скорее так, чем «рубленым уродцем»

Ознакомившись с выкладками учёных и авиаконструкторов, военные признали «стелс» подходящей идеей, способной перевесить чашу весов в возможной войне с ОВД. Предполагалось разработать две «незаметные» машины.

Первым был ударный самолёт, по своей концепции напоминавший американский F-117. Максимально незаметный, он должен был выбивать «красную» ПВО и громить важные объекты в тылу противника.

Вторая концепция оказалась куда более амбициозной. Предполагалось создать лёгкий «стелс»-истребитель, способный «подкрадываться» к советским ударным самолётам, быстро уничтожать их и избегать столкновения с истребителями врага. В случае же неизбежного контакта, используя малую заметность, — атаковать противника первым с удобных позиций.

Незаметный светлячок, или Как немцы чуть стелс не построили
В начале 70-х у американцев были схожие идеи, воплотившиеся в проекте Rockwell — Surprise fighter
В начале 70-х у американцев были схожие идеи, воплотившиеся в проекте Rockwell — Surprise fighter

Наибольший приоритет отдали созданию истребителя. Немецкие военные полагали: при ожидаемой плотности боёв в первые дни Третьей мировой особой пользы от малозаметного ударного самолёта не будет. Насыщенность ПВО противника будет такой, что вероятность даже банального визуального обнаружения станет слишком высокой, ну или одному из вражеских радаров просто повезёт обнаружить самолёт. Возможно, потому проект, порученный фирме Dornier, не получил особого развития.

LA-2000 спроектировали по схеме «дельтовидное летающее крыло». Результат очень напоминал будущий американский А-12. Как и американцы позже, инженеры Dornier столкнулись с проблемой обеспечения достаточной манёвренности и высокого уровня незаметности. В итоге в 1985 или 1986 году работы прекратились.

Ударный самолёт Dornier LA-2000
Ударный самолёт Dornier LA-2000

Создание «стелс»-истребителя поручили фирме Messerschmitt-Bölkow-Blohm, одной из наиболее опытных в авиастроении в ФРГ на тот момент. Более того, МВВ к этому времени активно сотрудничала с американцами в вопросе проектирования перспективных истребителей. Сложно сказать, удалось ли им получить от коллег из-за океана какую-то информацию или всё пришлось делать самим. Как бы то ни было — задача стояла очень непростая. По требованиям военных необходимо было создать малозаметную небольшую машину с сверхзвуковой скоростью. Ради всего это было возможно пожертвовать манёвренностью, ведь концепция применения этого самолёта ближний бой не предусматривала.

МВВ Lampyridae, один из ранних вариантов
МВВ Lampyridae, один из ранних вариантов

В процессе работ немцы сталкивались с теми же проблемами, что и американцы за десять лет до того.

Мощность доступных немцам компьютеров не позволяла рассчитать «стелс» для кривых поверхностей, и пришлось делать «летающий шедевр абстракционизма».

Самолёт, получивший наименование Lampyridae («светлячок» на латыни) очень напоминал своего американского коллегу из далёкого 1975 года — разведчика Hopeless diamond. Ранние варианты Lampyridae также не имели выраженного крыла и использовали схему несущего фюзеляжа, и также в итоге стало ясно: летать на текущих технологиях такое «извращение» не будет. И немцы, и американцы были вынуждены всё же добавить крыло своим проектам.

Lockheed Hopeless diamond
Lockheed Hopeless diamond

В ходе разработки Lampyridae обнаружилось несколько серьёзных проблем. В погоне за уменьшением размеров самолёта его сделали настолько маленьким, что просто не нашлось места для внутренних отсеков вооружения. Конечно, ракеты можно повесить снаружи, на внешние точки подвески под крылом, но это сильно портит «стелс». Увеличить истребитель — значит тоже повысить заметность. Кроме того, при настолько необычных формах машины это потребует серьёзной переделки всей конструкции.

Другую проблему создал фонарь пилота. Изначальный «плоский» вариант почти не давал пилоту нормального обзора. В то время мысли о том, что пилот истребителя может летать только «по приборам», давно остались в прошлом, важность хорошего обзора понимали все. Пришлось ставить округлый фонарь, который тоже отрицательно сказался на незаметности.

МВВ Lampyridae с округлым фонарём кабины пилота
МВВ Lampyridae с округлым фонарём кабины пилота

Ненужный «стелс»

К 1986 году стало окончательно ясно: полноценной боевой машины из Lampyridae не выйдет, как ни старайся. Самолёт перевели в категорию опытных и собирались отработать на нём решения для будущего истребителя. К 1987 году большинство испытаний масштабных моделей было завершено; есть информация, что радиоуправляемый макет в две трети величины успел даже полетать по-настоящему. По сути всё было готово к постройке реальной машины. Но в 1987 году финансирование проекта начали сворачивать.

Один из макетов МВВ Lampyridae в музее
Один из макетов МВВ Lampyridae в музее

Существует легенда, почему это произошло. Якобы в 1987 году макет Lampyridae показали группе американских военных. Те, увидев почти настоящий «стелс», ужаснулись, что немцы смогли освоить их секретную технологию и использовали политическое давление, чтобы прекратить их работы.

Маловероятно, что эта история имеет отношение к реальности. Во-первых, немцы значительно — больше чем на десять лет- отставали от американцев. Lampyridae и близко не тянул на аналог F-117. Скорее его можно было бы сравнить с демонстратором технологии Have Blue, который полетел аж в 70-е. Во-вторых, вопреки легенде работы над «стелс» в 1987 году тевтонцы не прекратили.

Продувочный макет DASA TDEFS
Продувочный макет DASA TDEFS

В мире царила «разрядка», и скупые немецкие политики потихоньку начинали экономить на вооружённых силах. Денег на дорогие экспериментальные машины тратить они не хотели. Так сократилось финансирование и на Lampyridae.

Формально работы над проектом продолжались до 1989 года, когда в связи с распадом ОВД его окончательно закрыли. Тем не менее немецкие авиаторы всё равно хотели бы получить «стелс»-самолёты, да и рассекречивание американских машин подтвердило: путь был выбран правильный.

Разработками занялись уже в фирме Daimler-Benz Aerospace AG (DASA), купившей МВВ в 1989 году. Новый проект получил название TDEFS (Technology Demonstrator for Enhancement and Future Systems). Предполагалось для удешевления одновременно разрабатывать «стелс»-самолёт и «стелс»-дрон.

Реконструкция возможного внешнего вида DASA TDEFS. Автор Matej Furda
Реконструкция возможного внешнего вида DASA TDEFS. Автор Matej Furda

Проект TDEFS был совершеннее Lampyridae, его уже можно сравнить и с F-117, хотя и известно о нём куда меньше, чем о проекте МВВ. Неясно, сохранил ли он роль истребителя или был перепрофилирован в ударный самолёт. Работы над TDEFS шли в очень непростое время для немецких вооружённых сил. Холодная война закончилась, закончился СССР, и главное — кончился сорокалетний страх перед вторжением. Вместо вооружённых сил деньги потекли в интеграцию территорий бывшей ГДР в ФРГ.

Тем не менее над «стелсом» неспешно продолжали трудиться до 1994 года, когда из-за прекращения финансирования программу окончательно закрыли. В дальнейшем имевшиеся наработки использовала DASA в проекте учебно-боевого самолёта AT-2000 MAKO.

Макет учебно-боевого самолёта AT-2000 MAKO
Макет учебно-боевого самолёта AT-2000 MAKO

Вполне возможно, не случись краха СССР, немцы бы всё же построили свой «стелс»-самолёт. Как минимум все технологические возможности у них для этого были. Не факт, что они потом смогли бы осилить серийную машину, но подобное распространение невидимых для радаров самолётов, вероятно, бы подстегнуло и другие страны заняться разработкой «стелс» вплотную. Что было бы дальше, мы можем лишь гадать.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

21K
23
7
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

48K
44
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

24K
27
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

30K
76
321
767
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

29K
115
106
1.4K
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
51
16
279
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Китай — забытый фронт Второй мировой

В начале 1944-го японская армия начала масштабное наступление в Китае. «Ити-го» стала последней успешной операцией стран «Оси» во Второй мировой. Могли ли японцы предпринять её раньше и завоевать Китай? Как изменился бы в этом случае ход войны?

14K
59
33
457
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Ближневосточная «прохоровка»: иранские «чифтены» против иракских Т-62

Сотни танков сошлись в смертельной схватке, сдаваться не собирался никто… Июль 1943-го, Прохоровка? Нет, январь 1981-го, Хузестан. Именно там развернулось крупное танковое сражение ирано-иракской войны. Об иранской операции «Победа», противостоянии западной и советской бронетехники и противоречивых итогах битвы — в материале WARHEAD.SU.

13K
58
8
426
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346