Сложносочленённое уравнение: зачем нужна арктическая «Магнолия»?

Эта новинка российского оборонпрома удивляет всех. Странная самоходка с гаубицей в гусеничном «прицепе» словно сошла с постеров фантастического фильма. Зачем нужна, да и нужна ли в принципе арктическая «Магнолия» в ударном букете российского оружия — в нашем материале.

/
11K
26
32
115

Эта новинка российского оборонпрома удивляет всех. Странная самоходка с гаубицей в гусеничном «прицепе» словно сошла с постеров фантастического фильма. Зачем нужна, да и нужна ли в принципе арктическая «Магнолия» в ударном букете российского оружия — в нашем материале.

В краю «магнолий» плещет море

Из 17 с лишним миллионов квадратных километров площади России около 10 процентов приходится на тундру и лесотундру. Тут до сих пор лучшим транспортом считаются олени, собаки или вертолёт. А ещё лучше — болотоход какой, или вездеход. Короче, без спецсредств не обойтись.

Олени — хорошо, а вездеходы — лучше
Олени — хорошо, а вездеходы — лучше (фото: Минобороны РФ)

А сразу за тундрой — просторы Северного Ледовитого океана и морская граница протяженностью 19 724 километра. К чему все эти цифры? Да к тому, что Арктика стала привлекать всё больше внимания. Границы в XX веке там так окончательно и не провели — было не до того. А вот в XXI веке выяснилось, что на шельфах есть много вкусных углеводородов. Пока добывать их дорого. Пока…

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Ещё в 2015 году Россия отправила в комиссию ООН заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике на 1,2 миллиона квадратных километров, включая хребет Ломоносова, котловину Подводников, поднятие Менделеева, зону Северного полюса и другие участки. На шельфах содержится до 13 процентов мировых запасов углеводородов, от пяти до десяти миллиардов тонн нефти и 1,5 триллиона кубометров газа.

Подводную почву прощупывают и США с Канадой, и Великобритания с Норвегией и Данией. Даже и Китай ледоколы делает и странно косится на север земного шара.

Сложносочленённое уравнение: зачем нужна арктическая Магнолия?

Для обороны родных льдов и русскоязычных белых медведей несколько лет назад создали так называемый арктический корпус (береговой обороны). Он подчиняется Объединённому стратегическому командованию «Северный флот». И тут встаёт проблема использования тяжёлой боевой техники на хлюпких тундровых почвах — разным «Коалициям» и «Арматам» встрять там легче лёгкого.

Сочленённый и зелёный самый мирный крокодил

На помощь приходит давно известное семейство двухзвенных сочленённых гусеничных тягачей. Их основное преимущество — низкое удельное давление на грунт. Та же «мотолыга» — тягач МТ-ЛБ — тоже служит верой и правдой в арктических бригадах, но а) САУ «Гвоздика» или «Хоста» на его базе для тех грунтов оказывается перетяжелённой, б) серийно МТ-ЛБ для армии давно не строится.

Потому и появилась идея создания самоходной установки на шасси сочленённого транспортёра ДТ. Занялся проектом охочий до необычной бронетехники ЦНИИ «Буревестник». До этого года о самоходке мало что было известно — maskirovka, товарищ!

Первый известный снимок САУ Магнолия; сделан предположительно в Перми
Первый известный снимок САУ «Магнолия»; сделан предположительно в Перми (фото: Sasa Sasa)

Но в 2019-м сначала фото САУ с зачехлённой башней появились в сети, а затем в буклете, который распространяли на «Армии-2019», появились более интересные снимки и характеристики.

В задний корпус интегрировали боевое отделение САО «Вена» (самоходка для ВДВ на базе БМП-3). В башне — давно знакомое 120-мм «десантное» универсальное орудие. Можно стрелять минами, управляемыми снарядами и даже отбирать боеприпасы у вражьих сил, если те будут вооружены 120-мм миномётами под натовское вооружение.

Согласно данным в годовом отчете УВЗ испытания САУ начались еще в 2018-м и по ряду публичных заявлений должны закончиться в 2019-м году
Согласно данным в годовом отчете УВЗ испытания САУ начались еще в 2018-м и по ряду публичных заявлений должны закончиться в 2019-м году

«Магнолия» — не первая в ряду подобных арктических боевых машин. Сама модификация гражданского вездехода ДТ-10ПМ была специально создана для армии и обладает бронезащитой обитаемого отсека. Тягачи могут перевозить до десяти тонн груза, плавать и шпарить по любому бездорожью со скоростью до 40-50 километров в час. Есть более тяжёлый и грузоподъёмный ДТ-30ПМ «Вездесущий». Именно на его базе изготовили арктические ЗРК «Тор»-М2ДТ, которые летом заступили на боевое дежурство в Архангельской области. На «Вездесущем» же базируется арктический вариант «Панциря».

ЗРК Тор-М2ДТ
ЗРК Тор-М2ДТ (фото: Виталий Кузьмин)

В линейке производителя — ишимбайской машиностроительной компании «Витязь» — целая россыпь таких вездеходов грузоподъёмностью от трёх до тридцати тонн. Самые тяжёлые разрабатывались изначально именно под военные задачи. Рассматривался даже вариант перевозки баллистических ракет по тундре. Мало ли что?

В чём фишка этих машин? Это не просто «трактор с прицепом».

Это две транспортные платформы с активными гусеничными движителями. На первом звене — силовая установка с трансмиссией и кабина, на втором — пассажирский/грузовой отсек.
Широкие резинотканевые гусеницы с металлическими грунтозацепами, большая площадь транспортёра за счет второго модуля обеспечивают низкое удельное давление. У ДТ-30 среднее значение — 0,3 кг/кв. см, у ДТ-10 — 0,22. К примеру, у человека — 0,35, у САУ 2С1 «Гвоздика» — почти 0,5, у «Акации» — 0,6 и так далее. Да и нежный покров тундры меньше повреждается: вездеход поворачивает не за счёт торможения гусеницы, а благодаря изгибу в конструкции сочленения и силовым гидроцилиндрам. Также звенья могут «складываться», что позволяет преодолевать сильные неровности.

У обоих модулей есть электропитание и обогрев. К ДТ-30 можно ещё и дополнительный прицеп присоединить. В главной кабине — пять человек. В грузовой можно разместить десантников. В базовой комплектации с бронезащитой ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ уже эксплуатируются северными мотострелками.

Сложносочленённое уравнение: зачем нужна арктическая Магнолия?
(Фото: Минобороны РФ)

В декабре 2017-го ДТ-30ПМ, ДТ-10ПМ и другая арктическая техника совершили испытательный рейд по льду моря Лаптевых от поселка Тикси до острова Котельный и обратно.

«Магнолию» в гербарий

Таким образом, вырисовывается целое семейство арктических боевых двухзвенных машин. Они имеют крайне важное конкурентное преимущество — возможность пройти по любой местности и ликвидировать прибрежный плацдарм или диверсионную группу. Батарея доводов калибра 120 мм сможет стать решающим аргументом там, где противник вряд ли сможет высадить большие силы с тяжёлым вооружением.

Да, и десятитонная полезная нагрузка позволяет возить с собой солидный боезапас. Правда разработчик считает, что «Магнолии» будут громить и вражью технику, и укрепления.

Вкратце о характеристиках и назначении в рекламном проспекте ЦНИИ Буревестник
Вкратце о характеристиках и назначении в рекламном проспекте ЦНИИ «Буревестник»

Типичный сценарий боевого применения «Магнолий» — прикрытие баз Северного флота, позиций ПВО, радаров и других военных объектов. В качестве противника — реальней всего диверсионная группа отморозков или тактический десант с локальной задачей.

Казалось бы, всё как надо? Но есть ряд вопросов.

Перейдём к минусам. Главный из них — материальная часть российских вооружённых сил велика и обильна, а порядку в ней нет. Армия получает ещё ряд боевых машин на новом шасси, которых и так столько, что пальцев рук не хватит пересчитывать. Свои современные и устаревшие машины есть у сухопутных войск, десантников, морпехов — теперь они будут ещё и у «арктиков».

И это не только боль материально-технического управления, но и дополнительные деньги и возможные осложнения боевой логистики. Да и арктический корпус вряд ли отправят на таких чудах-юдах куда-либо ещё, кроме региона приписки. Несмертельно, но снижает возможности сухопутных войск к переброскам в другие широты.

Сложносочленённое уравнение: зачем нужна арктическая Магнолия?
(Фото: Минобороны РФ)

К тому же — сколько арктических САУ нужно? Вряд ли сильно больше, чем несколько десятков (сейчас в 80-й и 200-й мотострелковых бригадах по одному-два дивизиона с «Гвоздиками», «Акациями» и «Мста-С»). Это естественным образом поднимет в цене малосерийный выпуск. Да и придётся серьёзно подумать о калибре 152, ведь 120-мм при всём нашем почтении — уровень батальона-полка максимум. Дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами — до восьми километров, управляемыми боеприпасами — до десяти.

Конечно, в России, с нашим рельефом и климатом частенько приходится идти на компромиссы. Для усиления тундросамоходов всё-таки нужно что-то посерьёзней и дальнобойней. И видимо, 152 миллиметра придется водружать уже на ДТ-30. Иначе арктические бригады мало чем будут отличаться от легкопехотных воздушных десантников с «Нонами» и «Лотосами».

Следующий момент: зона ответственности арктических бригад — от Мурманской области до Новой Земли и Новосибирских островов — хрен знает, сколько «франций» и океан. Конечно у «Витязей» запас хода приличный, но всё же для дальних оперативных перебросок нужно детально проработать логистические схемы. Как артподдержке оказаться за несколько сотен километров в считанные часы? Противник о месте высадки предупреждать не будет.

Перебросить крупногабаритную «Магнолию» по воздуху будет нетривиальной задачей, с которой справится, пожалуй, только Ил-76 — и то придется демонтировать башню. Но на Севере для Ил-76 не так много полос. С парашютной системой не скинуть. Так что аэромобильность, столь нужная на бескрайних полярных просторах, находится под большим вопросом. То есть из боевых задач остаётся активная оборона территорий, прилегающих к местам постоянной дислокации или боевого дежурства.

Сложносочленённое уравнение: зачем нужна арктическая Магнолия?
(Фото: Минобороны РФ)

Ещё одна САУ и ещё одно шасси, ясное дело, не приведут к унификации российского зоопарка бронетехники. В США же (и многих других странах) наоборот, пытаются прийти к максимальной унификации платформ боевых машин, под каждую задачу и род войск разработать,не торопясь, что-то особенное и не имеющее аналогов.

«Магнолия» не так уж хорошо защищена. Объёмный корпус гражданского вездехода сложно забронировать целиком, не потеряв при этом ходовых характеристик. То есть под обстрелом живучесть машины не так высока, зато и застрять такая тачка вряд ли сможет.

Многозвенная реакция

Кстати, УВЗ, кроме работ по превращению гражданские транспортёров в условно боевые машины, работал и над новой универсальной бронированной платформой «Арктика». Показать её обещали ещё в 2016 году.

Сложносочленённое уравнение: зачем нужна арктическая Магнолия?

Разработчики планировали, что «Арктика» станет полноценной платформой, на базе которой создадут целое семейство боевых машин: БТР, БМП, САУ, ЗРК, командно-штабные, ремонтно-эвакуационные и другие. Подобное решение было бы логичным, но…

Но пока нам демонстрировали только макеты полноценного арктического БТР/БМП.

Макет БТР-ТД Арктика
Макет БТР-ТД «Арктика» (фото: Источник)

По сообщениям СМИ, финансирование ОКР по теме «Арктики» приостанавливали — как и её появление в ближайшем будущем. Так что нынешние экзерсисы с «Магнолиями» и «Торами», возможно, лишь временное решение с присущими подобным компромиссам недостатками. Кроме того, достаточно странна концепция «узкозаточенной» арктической боевой машины. На западе «сочленёнки» давно видят и используют как универсальные транспортные средства для любых бездорожных условий.

Многозадачный и во многом универсальный шведский транспортёр Bv 206 «Лось» разошёлся огромным тиражом в 11 тысяч машин по всему миру и армиям Швеции, Германии, Франции, Испании, Италии и даже Израиля.

Сложносочленённое уравнение: зачем нужна арктическая Магнолия?

Его более тяжёлая и защищённая модификация Bv S10 «Викинг» на службе британской морской пехоты неплохо показала себя и в горах Афганистана, и в пустынях Ирака. Как и другой бронированный транспортёр британской армии — Bronco Warthog («Бородавочник»).

Вездеход — везде вездеход!

Сложносочленённое уравнение: зачем нужна арктическая Магнолия?
(Фото: Clint Runyon)

На основе этого опыта BAE Systems разработала «Беовульфа», а сингапурцы — Bronco 3 с противоминным V-образным днищем. Их может перевозить, скажем, тяжёлый транспортный вертолёт. Такие транспортёры тоже могут стать САУ — например, комплектоваться модулями со 120-мм миномётами.

Bronco 3
Bronco 3

Но если отвлечься от локальной задачи обороны Арктики и дать многозвенные транспортёры частям, расположенным южнее, то придётся серьёзно пересматривать всю концепцию вооружения и применения сухопутных войск. А это грозит серьёзными тратами, чего Россия не может себе позволить. Потому пока приходится довольствоваться такими «заплатками» и, по сути, импровизациями.

Если говорить в целом, сочленённые многозвенные транспортёры неплохо отвечают современным концепциям маневренных войн. В них уделяется довольно большое значение логистике и возможностям ударов с множества направлений в разных местах. Область применения можно расширить далеко за пределы Полярного круга, ведь сочленённые боевые машины имеют высокую степень автономности и мало обращают внимание на рельеф.

На стороне таких транспортёров ещё и модульность. Можно быстро сменить заднюю часть на грузовой, десантный, медицинский или артиллерийский модуль. В условиях современных конфликтов, то есть отсутствия сплошной линии фронта, высокой степени мобильности противников и немногочисленности боевых групп, такая боевая техника может оказаться весьма полезной.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

19K
21
4
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

47K
41
20
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

23K
25
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
24
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

54K
92
57
979
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

35K
41
14
238
Забытый успех армии троечников: куда делись герои 1812 года

Противник сидел на плечах. Русские войска отступали, огрызаясь, — часть обоза пришлось бросить. Раненые остались на милость неприятеля. Не самая типичная картина для ноября 1812 года, когда до битвы на Березине оставалось всего ничего. А самое удивительное, что, откатившись на полторы сотни километров и сдав противнику город, русские могли поздравить себя с успехом…

21K
118
30
399
Первое танковое сражение в истории: когда не помогают миллиметры

Когда речь заходит о сражении танковых корпусов, любители начинают считать танчики и меряться миллиметрами. Битва при Жамблу прекрасно показывает тщетность подобных усилий.

18K
55
29
243
Амритсарская бойня: самый знаменитый расстрел в Британской империи

Сто лет назад всего один генерал и сотня солдат навсегда изменили судьбу Индии — и всей Британской империи. Как попытка спасти страну привела к дикой бойне — в нашей статье.

17K
53
51
631
Неудобная война: как тушили пожар Боксёрского восстания

Об этой войне не любят рассказывать. Летом 1900 года китайская артиллерия обстреливала Благовещенск, а российские войска вместе с союзниками штурмовали Пекин. Что же там произошло?

17K
51
15
746
Осмысляя «Немыслимое»: РККА против англо-американцев

Операция «Немыслимое» — секретные британские планы на случай войны с СССР, составленные летом 1945 года. И естественно, основное внимание привлекает главный вопрос: кто бы победил, случись конфликт между бывшими союзниками? Стальной кулак и боевой опыт РККА — или же воздушная мощь и выучка англо-американцев?

17K
73
426
825
Палочная дисциплина: как наказывали в русской армии 1830–50-х годов

Не спи на посту — получишь сотню ударов палкой! Для России времён Николая I это был совершенно нормально. Как же наказывали в то время нерадивых солдат и офицеров — в нашей статье.

16K
38
63
476
Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев

Сражение при Мидуэе стало первой крупной победой флота США во Второй мировой и одновременно — самым чёрным днём американских торпедоносцев. Из 51 боеспособной машины в результате остались лишь две. Что произошло тогда — в нашей статье.

16K
80
134
474
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

60K
42
77
361
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

54K
92
57
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

53K
63
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

53K
42
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

52K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

52K
65
34
719
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

208K
92
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

109K
63
18
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

88K
41
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

84K
7
3
276
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346