WARHEAD туристический: авиамузей в Монине

С чего всё начиналось

Музей в подмосковном Монине образовался не на пустом месте. Всё началось с построенного в 20-е годы аэродрома. Место сочли удобным, и в 1940 году там открыли Военно-воздушную академию. Обучение шло хорошо до 50-х годов, пока развитие реактивной авиации не потребовало более длинных полос, а значит, и новых аэродромов.

Когда использовать монинский аэродром по назначению стало нельзя, решили организовать на его базе авиамузей. Работа над ним началась в ноябре 1958 года, а к февралю 1960-го всё было готово. Именно тогда авиамузей открыли для всех желающих. Сегодня он популярен и у зарубежных любителей авиации — редкости и разнообразию экспозиции можно только позавидовать.

На что посмотреть

Самолётов и вертолётов в Монине — многие десятки. Большинство так или иначе уникальны. Взять, например, Ту-4 — нашу копию американского   «сжигателя Японии» В-29. В мире сохранилось всего три машины, причём две из них — в Китае.

Ту-4 (источник фото)

Или В-12 — самый грузоподъёмный вертолёт в мире, способный поднимать в воздух 200 человек. Таких винтокрылых в природе всего два. Список нетривиальных вертушек им, конечно, не ограничивается. Особо стоит отметить Як-24 (злые языки говорят, что Яковлев вдохновлялся вагоном от электрички) и «летающий кран» Ми‑10.

В-12 (фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU) Як-24 и Ми-6 чуть поодаль (фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU)

Также обязательно обратите внимание на Т-4 и М-50 — это прототипы сверхзвуковых бомбардировщиков, так и не пошедших в серию. Ну и орбитальный МиГ-105 не забудьте, а также ВВА-14 — ещё одно детище Роберта Бартини, напоминающее «Сокол тысячелетия» из   «Звёздных войн».

Сухой Т-4 (фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU) МиГ-105 (фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU)

Стоит посетить и ангары. Там находится, например, БИ-1 — первая советская машина с ракетным двигателем эпохи реактивной авиации. А также макеты знаменитых «Ильи Муромца» Сикорского и рекордного самолёта АНТ-25. Да, того самого, на котором были совершены перелёты в США через Северный полюс.

БИ-1 (фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU) «Илья Муромец» (фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU)

Волонтёрская забота

К сожалению, текущее финансирование музея явно «не тянет» столь многочисленные экспонаты. Многие из них стоят под открытым небом. Сил и времени на обслуживание у работников музея, судя по всему, не находится. Поэтому бесценные самолёты и вертолёты ржавеют, с них до грунта (а где-то и более) слезает краска.

Ил-76М (фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU)

К счастью, в мире авиации много неравнодушных людей — как среди обычных любителей, так и на некоторых КБ и авиазаводах. Первые в свободное время приезжают помочь подреставрировать то, до чего успевают дойти руки, а вторые выделяют специалистов, чтобы процесс проходил правильно. Для поддержания всех экспонатов в приятном для глаз виде этого, увы, недостаточно. Но можно не сомневаться — не будь волонтёров, дело обернулось бы ещё хуже.

Как добраться

Добраться до музея из Москвы можно на автомобиле или электричке. Первый вариант хорош тем, что можно доехать до самых ворот. Которые, кстати, находятся по координатам 55.831255, 38.188710. Но есть серьёзный минус — от МКАД вас ожидает 35 километров трассы М7, проходящих через стотысячный Реутов и почти полумиллионную, вытянувшуюся вдоль всего шоссе Балашиху. Что делает пробки крайне вероятной проблемой — особенно в летний, дачный сезон.

Электрички могут (когда не ждут скорый поезд) решить эту проблему. Но, высадившись в самом Монине, придётся пройти ещё четыре километра — ну или взять такси.

Як-36 (фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU)

Главное, не забудьте про крайне специфический режим работы. Выходные у музея в понедельник и вторник. В рабочие дни он открывается всегда в 9:30, а вот дальше начинается странное. В будни музей уходит на технический перерыв с 13:30 до 14:15, а в субботу с воскресеньем почему-то закрывается в 14:00. Учтите это, планируя поездки.

Почему именно сейчас?

Возможно, музею в Монине осталось не так уж и много. Вот уже несколько лет активно идут разговоры о переезде его экспонатов в парк «Патриот» на Минском шоссе, как это уже частично произошло с танковым музеем в Кубинке.

Казалось бы, с точки зрения посетителя, всё хорошо. Экспонаты восстановят централизованно, а не эпизодическими волонтёрскими усилиями. Да и условия осмотра на новом месте, скорее всего, будут лучше. Не говоря уже о режиме работы.

Реактивный стратегический бомбардировщик ЗМ (фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU)

Но волонтёрская среда резко против. Основные аргументы — невозможность нормально, без необратимых повреждений, перевезти многие образцы. Сомневаются и в способности Минобороны, при всех ресурсах, подойти к процессу восстановления уникальной техники именно как к реставрации, с сохранением максимально возможного количества оригинальных деталей.

Чем всё это обернётся, обычный любитель авиации сможет узнать, лишь когда всё решится. Возможно, какие-то экспонаты и будут утеряны или ухудшены неквалифицированной реставрацией, а может, и нет.

И в этих допущениях кроется ответ на вопрос, ехать ли в музей сегодня. Если вы любите авиацию и цените редкие экспонаты из прошедших эпох, то, возможно, настало время увидеть их своими глазами, пока они ещё целы. Хотя, конечно, хочется надеяться, что всё обойдётся и ценнейшие самолёты будут радовать ещё наших внуков.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о павильоне «Космос» на ВДНХ >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий