itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

МБР воздушного старта: запретный союз ракеты и самолёта

Долгое время межконтинентальные ракеты и бомбардировщики соперничали за роль главного носителя ядерного оружия. В итоге атомные бомбы остались в основном у тактической авиации, а на стратегических бомбардировщиках прижились крылатые ракеты. Но были идеи пойти дальше и полностью объединить два «враждующих дома». О них сейчас и расскажем.

/
10K
29
24
91

Долгое время межконтинентальные ракеты и бомбардировщики соперничали за роль главного носителя ядерного оружия. В итоге атомные бомбы остались в основном у тактической авиации, а на стратегических бомбардировщиках прижились крылатые ракеты. Но были идеи пойти дальше и полностью объединить два «враждующих дома». О них сейчас и расскажем.

Не межконтинентальные, но баллистические

В 50-х годах, на заре истории ракетостроения, речи о подобном союзе не шло. Первые межконтинентальные ракеты, что только сходили с чертёжных досок на пусковые столы, размером были иногда чуть ли не больше межконтинентальных бомбардировщиков. Просто баллистические же ракеты, более компактные, уже могли использоваться с самолётов. Особенно это оказалось полезно в связи с неостановимым прогрессом ПВО. Бомбардировщику с ракетой не обязательно прорываться прямо к цели под огнём противника, ведь можно атаковать с серьёзной дистанции в сотни, а иногда и тысячи километров.

Отсутствие технической возможности поставить МБР в то время не мешало мечтать о подобном в уже обозримом будущем
Отсутствие технической возможности поставить МБР в то время не мешало мечтать о подобном в уже обозримом будущем

Американцы изначально сделали ставку на аэробаллистические ракеты, летящие далеко — как ясно из названия — с помощью баллистической траектории.

В конце 50-х фирма «Мартин» создала ракету Bold Orion для бомбардировщика В-47, а в «Локхид» разработали ракету High Virgo для В-58. В целом оба изделия могли выполнять поставленные перед ними задачи. Более того, рассматривался вариант использовать их как антиспутниковое оружие. Но проект «Мартин» был сложноват, ибо имел две ступени, а у проекта «Локхид» не хватало дальности. В итоге создание новой ракеты уже для B-52 поручили фирме «Дуглас».

WS-199B Bold Orion
WS-199B Bold Orion

Новая аэробаллистическая ракета AGM-48 Skybolt была разработана к 1960 году. Изначально её собирались сделать одноступенчатой, но достигнуть требуемой дальности минимум в 1500 километров без второй ступени не вышло. В итоге двухступенчатая Skybolt могла пролететь и до 1800 километров. Конечно, до звания межконтинентальной ракеты было далеко, но вот до главного конкурента — ракеты для подводных лодок «Поларис» с дальностью в 2200 километров — почти рукой подать. По задумке, AGM-48 стала бы ответом ВВС на появление подводных ракетоносцев у флота. Новое оружие позволяло бы постоянно держать СССР под прицелом патрулирующих бомбардировщиков. Но, несмотря на успешные испытания, американское правительство отдало предпочтение развитию подводного флота и МБР.

B-52Н с макетами ракет AGM-48 Skybolt
B-52Н с макетами ракет AGM-48 Skybolt

У нас в стране пошли по иному пути, сделав ставку на ракеты крылатые. И, хотя с дальностью у них похуже, их можно использовать как противокорабельные. Так, уже к концу 50-х годов для Ту-95 появилась крылатая ракета Х-20, а вскоре подоспела и ракета Х-22 для новейшего бомбардировщика Ту-22. В дальнейшем крылатые ракеты оставались основным оружием воздушной компоненты ядерной триады в СССР. А в 70-х ими вооружились и американцы, создав крылатую ракету AGM-86 ALCM.

Серьёзной проблемой Х-20 были её размеры, взять больше одной ракеты на самолёт никак не получилось бы
Серьёзной проблемой Х-20 были её размеры, взять больше одной ракеты на самолёт никак не получилось бы

Впихнуть невпихуемое

Несмотря на то, что попытка установить на бомбардировщики баллистические ракеты в целом окончилась неудачей, идея запускать с самолётов МБР в 70-е наоборот выглядела всё более интересной.

Резкое увеличение точности ракет ставило под угрозу их же шахтное размещение. Без разницы, насколько защищена шахта, если ядерная бомба рванёт рядом. Даже заклинивания механизма подъёма крышки хватит, чтобы сорвать пуск. Выход виделся в создании мобильных пусковых установок — грунтовых и железнодорожных. Но было ясно, что вскоре и их можно будет отследить со спутников и уничтожить. Совсем другое дело — самолёт. Он может спокойно летать над родной территорией и не бояться ни МБР, ни крылатых ракет. О прорыве через ПВО всей страны вражеская авиация могла бы только мечтать.

Некоторые варианты самолёта-носителя МБР
Некоторые варианты самолёта-носителя МБР

Благо в том десятилетии МБР, с одной стороны, стали достаточно компактными, чтобы влезть в самолёт, а с другой — появилась техническая возможность создавать достаточно большие крылатые машины. Но каким должен быть носитель? Хорошо бы, чтобы он мог брать на борт побольше ракет. Минимум две, желательно четыре. Время полёта у него тоже должно быть побольше, чтобы в угрожаемый период дольше находиться в воздухе. Сразу стало ясно: обычные бомбардировщики для этого совсем не подходят. Ставка у них обычно на скорость, а не продолжительность полёта, да и места дай бог на одну ракету.

Сверхзвуковой носитель МБР с косым крылом асимметрично изменяемой стреловидности
Сверхзвуковой носитель МБР с косым крылом (асимметрично изменяемой стреловидности)

Куда логичнее было спроектировать специальный носитель. Каким он должен быть?

В США исследовали целую гору вариантов. Конечно, идеальнее всего выглядел бы самолёт с ядерной силовой установкой, способный находиться в воздухе без посадки неделями. Но к тому моменту было ясно, что это слишком технически сложная задача, да и общественность не потерпит ядерные реакторы в небе. Рассматривался вариант создания гидросамолёта-носителя. Это позволило бы вообще отказать от использования аэродромов. Но поскольку опыта в проектировании и эксплуатации подобных машин не было, идею завернули.

Гидросамолёт-носитель МБР
Гидросамолёт-носитель МБР

Другой, не менее смелый вариант — использовать в качестве носителя СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки). Да, в такую машину больше одной ракеты не влезло бы, и время полёта похуже, чем на других вариантах. Но площадок для дозаправки СВВП можно «натыкать» по всей стране и непрерывно «прыгать» от одной к другой. Недаром проект получил наименование «Кузнечик». Вот только в то время никак не получалось создать даже небольшой грузовой СВВП — что говорить о куда более крупном носителе МБР.

СВВП-носитель МБР и карта, возможно, расположений площадок его базирования на территории материковых США
СВВП-носитель МБР и карта, возможно, расположений площадок его базирования на территории материковых США

Наиболее верным подходом оказалось спроектировать обычный носитель без каких-то особых извращений. Просто большой самолёт с местом под ракеты и достаточным запасом топлива. В качестве силовой установки — максимально экономичные турбовинтовые или турбовентиляторные двигатели.

Правда, в «Боинге» попытались предложить летающее крыло, над которым работали в то время. Главным плюсом этого решения были куда более компактные размеры, в сравнении с «просто большим носителем». Но в итоге вся идея спроектированной с нуля машины оказалась на обочине.

Варианты носителя МБР с турбовентиляторными двигателями на четыре и девять ракет
Варианты носителя МБР с турбовентиляторными двигателями на четыре и девять ракет

Куда проще было не создавать новый самолёт, а просто адаптировать для пуска МБР существующие грузовые или даже пассажирские машины. С размерами у них всё нормально — две, а то и три ракеты спокойно влезают. С экономичностью тоже особых проблем не было. Оставалось решить, какую ракету ставить на самолёт.

Самым простым вариантом было работать с баллистическими ракетами подлодок. Их размеры позволяли даже установить на модифицированный самолёт вертикальную пусковую шахту и без особых изменений использовать имеющиеся БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок). В США планировали установить «Поларис» на транспортный С-5А, у нас — Р-27 на Ан-22. Но всё же дальности подобных ракет не хватало. Если та же подводная лодка могла сблизиться с побережьем противника, то у грузового самолёта шансов на это не было совсем.

Запуск ракеты Поларис из вертикальной пусковой установки на С-5А
Запуск ракеты «Поларис» из вертикальной пусковой установки на С-5А

Потому окончательным вариантом стали самые обычные МБР: перспективная ракета МХ у американцев и Р-29 у нас. В качестве носителей рассматривались «Боинг 747» и «Макдонал Дуглас DC-10» по ту сторону железного занавеса, Ан-124 и Ил-76 — в СССР.

Система пуска также особо не отличалась по обе стороны океана. Ракета или вытягивалась из грузового отсека, или сбрасывалась из него, после чего системой парашютов ей придавалось вертикальное положение и включались двигатели. Необычные идеи вроде пуска миномётным способом из носа вертикально летящего самолёта были отвергнуты.

Схема пусковой установки для запуска МБР из носовой части самолёта
Схема пусковой установки для запуска МБР из носовой части самолёта

Спорный запрет

В 1974 году американцы произвели ряд опытных пусков ракеты «Минитмен» с самолёта С-5А, показавших полную работоспособность концепции. Всё шло к скорому повторению этих экспериментов и у нас. Но в 1979 году договор ОСВ-2 наложил запрет на создание межконтинентальных ракет воздушного базирования. И уже в наше время вокруг этого запрета скопилось множество теорий различного уровня бредовости.

Запуск ракеты «Минитмен» с С-5А

Во многих публикациях вам с удовольствием сообщат, что воздушное базирование МБР — идеальное средство сдерживания, не имеющее никаких дестабилизирующих факторов. И если с первым утверждением ещё кое-как можно согласиться, то второе к реальности отношения почти не имеет. Самолёт-носитель на деле куда более уязвим к первому удару, чем те же подлодки. Даже с дозаправкой он может патрулировать в воздухе максимум пару дней, в то время как лодка способна затаиться в океане на месяц-другой. Самолёт-носитель требует хорошего аэродрома, оборудованного под хранение ядерных боеприпасов и межконтинентальных ракет. Таких много быть не может, и, если атаковать неожиданно, есть все шансы застать почти всю группировку на земле.

Носитель МБР с турбовинтовыми двигателями
Носитель МБР с турбовинтовыми двигателями

Более того, МБР воздушного базирования отлично подходят для неожиданной атаки. Если противник к войне не готов, у носителей есть все шансы подлететь поближе и пустить МБР с минимального расстояния. Малое подлётное время ракеты просто не оставит возможности среагировать.

Носитель МБР на базе Боинг 747
Носитель МБР на базе «Боинг 747»

Всё это накладывается на то, что самолёты-носители не сильно отличаются от грузовых и пассажирских машин.

И кто знает, везёт тот «Боинг» мирных граждан или немирный атом на баллистических ракетах?

Возрастает шанс ложной тревоги. Исходя из этого, запрет подобного вооружения был вполне логичен: «дестабилизирующие» минусы значительно перекрывали «сдерживающие» плюсы.

Носитель МБР на базе DC-10
Носитель МБР на базе DC-10

Так что запрет МБР воздушного базирования не был какой-то неудачей СССР, как это любят представлять. И тем более мало связана с реальностью история, что наши политики согласились на ограничения, ибо понятия не имели, что это такое — ракеты воздушного базирования. Как говорилось выше, в СССР работы шли так же, как и в США, хоть и с отставанием.

Как бы то ни было, даже с запретом история межконтинентальных ракет воздушного базирования не совсем закончилась.

Носитель МБР на базе Ил-76
Носитель МБР на базе Ил-76

Наследие и перспективы

Так, в СССР работы над ними продолжили в рамках проекта «Кречет». Дальнейшая миниатюризация МБР позволила разместить аж две ракеты в бомбардировщике Ту-160 без особых изменений носителя. Но дальше чертёжной доски проект не ушёл, ведь предпосылок к свёртыванию политики ограничения ядерного вооружения не было.

Ту-160 с ракетным комплексом Кречет
Ту-160 с ракетным комплексом «Кречет»

Интересной лазейкой обойти запрет стало создание крылатых ракет межконтинентальной дальности. Их договор не запрещал, и никто не мешал нарастить дальность ракетного вооружения до нужных значений.

Именно это и произошло с советским проектом ракеты «Метеорит». Её расчётная дальность равнялась как раз 5500 километрам — цифре, на которой ракета становится межконтинентальной. Правда, работы над версией для самолётов свернули в середине 80-х. Причины были простые — посчитали более эффективным принять на вооружение крылатую ракету Х-55. Дальность у неё в два раза меньше, но и сама она в разы компактнее. Лучше больше, чем дальше.

Размещение стратегических крылатых ракет Метеорит на Ту-95МА
Размещение стратегических крылатых ракет «Метеорит» на Ту-95МА

По сей день достаточно популярна и идея пуска мирных ракет с самолётов. Это позволяет оптимизировать их конструкцию и в случае успеха вывести на орбиту больше груза за меньшие деньги. Подобных проектов столь много, что им можно посвятить отдельную статью, но пока ни один из них настоящего успеха не достиг.

Гиперзвуковая баллистическая ракета AGM-183А
Гиперзвуковая (баллистическая) ракета AGM-183А

В последнее время баллистические ракеты воздушного базирования снова оказались на слуху, только теперь под модным именем «гиперзвуковое оружие». И наш «Кинжал», и американская AGM-183 запускаются с самолётов и по сути являются обычными баллистическими ракетами без особых изысков. О межконтинентальной дальности речь пока не идёт, но нарастить её на нынешних технологиях проблем не составит. Учитывая тенденции на демонтаж договоров конца холодной войны, в ближайшее время мы вполне сможем наблюдать ренессанс идеи МБР воздушного старта.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

23K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

51K
49
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

34K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
«За родину, ня!»: лучший милитари-косплей русских из Японии

Японцы очень любят всё русское: балет, фигурное катание, классическую литературу и Чебурашку. Однако ещё одно, не самое распространённое, но от этого не менее значимое явление среди субкультур Страны восходящего солнца — косплей армии СССР и Российской Федерации. Редакция WARHEAD.SU с интересом ознакомилась с самыми удачными образчиками этого творчества.

19K
80
64
1.6K
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

17K
62
31
654
Красный снег: странная победа 1812 года

Битва под Красным в ноябре 1812 года до сих пор остаётся каким-то потерянным ребёнком Наполеоники. Сражение, в котором французы потеряли десятки тысяч людей, одно из крупнейших во всей кампании, регулярно провозглашается то ли трагикомедией ошибок и упущенных возможностей, то ли вообще провалом русских войск и персонально Кутузова. Но что там вообще произошло?

14K
130
91
882
Лётчики-камикадзе и девочки-волшебницы: 7 лучших аниме о войне и военных

Мир аниме огромен и способен удивлять даже ценителей. К примеру, вот вам прорыв советской армии через оборону НАТО в Западной Германии в 80-е. Или бой эсминца с СУО «Иджис» против американского авианосца Второй мировой. И даже современные японские военные, громящие драконов с помощью систем РСЗО и звена «фантомов»! Обо всём этом — наша статья.

14K
48
30
565
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

14K
37
1
460
Балатонские храбрецы: как советские артиллеристы остановили немцев

В марте 1945 года немцы начали последнее крупное наступление. В районе венгерского озера Балатон в атаку двинулась 6-я танковая армия СС. Своих танков у фронта Толбухина было мало, резервы требовались для движения на Вену. Останавливать немецкие танки выпало артиллеристам.

13K
66
31
793
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

11K
66
92
384
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

11K
50
57
336
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

11K
20
29
204
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

124K
62
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

96K
90
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

66K
98
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

59K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

230K
100
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

125K
83
21
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

124K
62
48
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

117K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

96K
90
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
44
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

90K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

77K
28
17
346