Китайцы перешли на копирование западной техники: новые вертолёт и БМП из КНР

На самом деле Z-20 новинкой назвать сложно, скорее это — один из достаточно редких китайских долгостроев.

Вариантов его появления два — либо это достаточно глубокая военная «перепевка» одного из двух десятков гражданских вертолётов Сикорского S-70C-2s, проданных Китаю в восьмидесятых годах, либо полученные в подарок от Пакистана обломки «Чёрного ястреба», одного из вертолётов, разбившихся во время операции по уничтожению Усамы бен Ладена в 2011 году.

Z-20 (источник фото)

Так или иначе, в 2013 году в воздух поднялся первый китайский Z-20, и шесть непривычно долгих для Китая лет он добирался до серийного производства. Есть версии, что шесть лет потребовались для доведения до ума двигателей — «ахиллесовой пяты» китайского промышленного производства, хотя официального подтверждения этой информации нет.

От «Чёрного ястреба» внешне он отличается как минимум винтом с пятью лопастями, внутренние же отличия наверняка ещё более многочисленны, но широкой публике неизвестны.

Второй новинкой стала тяжёлая БМП VN-17 разработки China Ordnance Industry Group. Судя по показу её экстерьеров для внутреннего зрителя, новинка уже практически готова к полноценному серийному производству.

Алексей Бортников

Новая китайская БМП на базе лёгко-среднего танка VT-5 говорит нам сразу о нескольких тенденциях в китайском ВПК и военном строительстве. До этого в разработках своих боевых машин пехоты товарищи из NORINCO опирались больше на советские машины. Так, на параде в честь 70-летия КНР показали модернизированную плавающую ZBD-04A для морской пехоты, в которой видны «уши» БМП-3 и БМП-3Ф, — не без участия российских специалистов.

В ту же кассу — боевая машина десанта ZBD-03 (привет БМД-3). А вот представленная на видео бронемашина больше напоминает нам тяжёлую шведскую CV-90, которая стоит на вооружении ряда стран Скандинавии, Бенилюкса и Швейцарии. Есть общие черты и с германской «Пумой», и с другими современными тяжёлыми БМП — максимально скошенный лобовой броневой лист, солидная бронезащита, динамическая защита и рассекающие кумулятивную струю решётчатые бортовые экраны.

Танковая база VT-5 даёт возможность достичь боевой массы 30-35 тонн, что тоже вполне укладывается в новый стандарт гусеничной БМП XXI века. То есть китайцы явно пристально поглядывают на Европу. Стремление к утяжелению БМП продемонстрировал и проект тяжёлой БМП на базе полноценного основного боевого танка экспортной направленности MBT-3000 (VT-4).

Общемировой тренд просто кричит, что современные БМП должны уметь сопровождать танки и не подвергаться при этом большому риску быть уничтоженными. Поэтому многие страны находятся в ситуации выбора между БМП на танковой базе и универсальной пехотной (гусеничной для тяжёлой пехоты и колёсной — для лёгкой) платформой повышенной защищённости. У китайцев, как часто бывает, появилось промежуточное решение.

VN-17

Алексей Бортников

Пару слов о самом танке. Задумывался он как лёгкий (ещё недавно такой бы назвали средним). Он предлагался на экспорт как относительно недорогая замена для обширных танковых парков Т-55. В итоге НОАК приняла его на вооружение как возможную замену лёгких «Тип-62». Танк такого класса хуже защищён и вооружён, чем ОБТ, но зато более мобилен и авиатранспортабелен (может перевозиться Ил-76 или Y-20). Теоретически скоро к нему могут добавиться унифицированные по базе БМП VN-17. Таким комплектом можно вооружить части быстрого реагирования. Это говорит и о направленности НОАК на большую мобильность, и о характере потенциальных конфликтов с участием КНР. Например, за спорный архипелаг Спратли — или возможная эскалация пограничного конфликта с Индией.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий