Когда мы все умрём, или Комета-убийца из далёкого космоса

Российский астроном Геннадий Борисов открыл новую комету — об этом стало известно 12 сентября 2019 года. C/2019 Q4 (Борисова) уникальна, это второй такой наблюдаемый объект в истории человечества — комета прилетела из другой звёздной системы. И сразу возник закономерный вопрос: что бы произошло, если бы такая комета направлялась прямо к Земле?

Человечество живёт на полную катушку: кредитные лансеры, айфоны, фильмы о супергероях с бюджетом в полмиллиарда долларов. Все ведут себя так, как будто у них в запасе девять жизней, и потом ещё два-три to be continued. А жизнь на нашей планете — штука хрупкая и короткая, особенно по меркам времени существования планеты Земля.

Замецки

До 2017 года астрономы считали, что все кометы, находящиеся в Солнечной системе, образовались в одном месте — облаке Оорта. Это гипотетическое место Солнечной системы, в котором содержится огромное количество кометных ядер, — оттуда они и прилетают в область планет, поближе к Солнцу. Пока облако Оорта не найдено, но его наличие доказывают орбиты более 6330 комет, уже зафиксированных астрономами.

Но вот 19 октября 2017 года был открыт Оумуамуа — первый межзвёздный объект, движущийся с третьей космической скоростью и гарантированно прилетевший в Солнечную систему извне, от другой звезды. У него не было кометной комы — активности, создающей характерный «хвост», поэтому астрономы до сих пор спорят, считать его кометой или же астероидом. Таким образом, комета Борисова точно стала вторым обнаруженным человечеством межзвёздным объектом в Солнечной системе и, вполне возможно, первой кометой, увиденной астрономами.

Модно — не модно

Меньше знаешь — крепче спишь. Первый астероид был открыт в первую ночь девятнадцатого столетия итальянским астрономом Пиацци. Тогда, в 1801 году, считали, что это была полноценная планета, и лишь потом поняли — больше чем на карликовую она не тянет.

И тут как ящик Пандоры распахнули: звёздные открытия посыпались как из рога изобилия. Стало очевидно: уж чего-чего, а больших каменных глыб в Солнечной системе предостаточно. И примерно с пятидесятых годов прошлого века сначала фантасты, а затем и астрономы всё больше задавались вопросом:

«А что, если бахнет»?

В конце прошлого века угроза падения астероида стала гораздо серьёзней (по крайней мере в сознании людей) — были созданы такие организации, как SpaceGuard и SpaceWatch, режиссёры изо всех сил пугали многомиллионными блокбастерами «Армагеддон» и «Столкновение с бездной». Угроза из космоса была модной и нешуточной.

Когда мы все умрём, или Комета-убийца из далёкого космоса

За эти годы учёные сделали несколько попыток измерения класса астероидной опасности, каталогизировали большинство небесных тел и вычислили их орбиты. Оказалось, что большинство астероидов Земле не угрожает, особенно это касается самых крупных. Мелкие, с диаметром менее тридцати метров (их вообще называют не астероиды, а метеороиды), конечно, наперерез нашей планете выскочить могут, но шансов на это не так уж много.

Есть лишь небольшой список так называемых АСЗ (астероидов, сближающихся с Землёй), но не более того. Даже открытый в 2004 году астероид (99942) Апофис почти никого не напугал. В 2029 году он максимально опасно сблизится с нашей планетой — скорее всего, пройдёт на расстоянии около 30-35 тысяч километров (это даже ближе, чем геостационарные спутники). Но 2029 год далеко, а потому новость никого не испугала.

С кометами ещё проще — они летят по своим вытянутым орбитам и Земле практически не угрожают.

Комета 21P
Комета 21P (фото: Мигель Кларо)

Все выдохнули, мол, пронесло — и снова занялись обычными делами. Новые машины, смартфоны подвезли, сериал хороший, ипотеку платить, девушка из обычной семьи за принца вышла — нормальная такая земная жизнь. Однако опасность скрывалась там, где её не ждали.

Гости со звёзд

В 2017 году этому статус-кво пришёл конец. Девятнадцатого октября с помощью телескопа Pan-STARRS гавайская обсерватория обнаружила первый в истории наблюдений межзвёздный объект. Это небесное тело двигалось сквозь Солнечную систему с третьей космической скоростью и явно не собиралось у нас задерживаться. Обнаружили его уже на излёте, поэтому астрономы Земли только помахали страннику рукой, внесли его в справочники и принялись строить теории, как часто подобные межзвёздные объекты появляются в наших краях.

И вот, меньше чем через два года — в сентябре 2019-го — новое открытие. На этот раз комета C/2019 Q4 (Борисова) — обнаружена на подлёте к Солнечной системе. Она долетит до ближайшей к Солнцу точки в начале декабря 2019 года, примерно через три месяца. Сейчас уже точно известно, что эта комета Земле не угрожает и пройдёт от неё на значительном расстоянии.

А если бы да?

Примерный размер кометы Борисова — около 20 километров в поперечнике. Столкновение с ледышкой такого размера — это практически неизбежный конец для всех жителей Земли. Для сравнения: не напугавший никого Апофис был около 300 метров и при падении легко мог уничтожить какую-нибудь европейскую страну целиком. Комета же Борисова, упади она на Землю, будет сравнима со взрывом 80 000 000 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Композитное изображение C/2019 Q4 Борисова, сделанное обсерваторией Джемини
Композитное изображение C/2019 Q4 (Борисова), сделанное обсерваторией «Джемини»

Я сейчас ещё раз, чтобы точно проняло. Восемьдесят миллионов мегатонн! Это всё. Сливай воду, туши свет, последний уходящий с планеты должен выключить электричество.

Без шансов, без вариантов

Узнай мы сейчас, что комета столкнётся с Землёй в декабре 2019 года, — скорее всего, ничего бы не успели. Ни ракету подготовить к старту, чтобы разнести в труху каменную глыбу, ни полезную нагрузку, состоящую из ядерного заряда и открыток «уважаемая комета, надеемся, что эта встреча была последней».

Современной космонавтике требуется минимум полтора — два года, чтобы реализовать подобную миссию. И это не считая времени на согласование проектов, необходимость продавить в ООН исключение из запрета о недопустимости размещения ядерного оружия в космосе от 1963 года.

Обиднее всего, что средств и технологий землянам бы с лихвой хватило для создания полноценной сети обсерваторий, занимающихся поиском и обнаружением космических гостей. Сеть должна включать в себя как наземные станции, так и орбитальные космические аппараты. Проектов множество — требуются лишь согласованная работа по всему миру и бюджет, не превышающий одного процента от того, что тратится на вооружение ежегодно.

Анимация траектории кометы Борисова

Пока же можно лишь надеяться на счастливый случай и несколько американских программ (LINEAR, NEAT, SpaceWatch, CSS). Которые, несмотря на красивые названия, чаще всего располагают одним-двумя телескопами, чего явно недостаточно. Человечество и сейчас может зафиксировать комету на подходе (комету Борисова зафиксировали с разницей в несколько десятков минут аж в трёх обсерваториях), но требуется гораздо более раннее оповещение. А также ракета, созданная специально для этой миссии и способная стартовать наперерез в кратчайшие сроки.

Будет обидно прекратить бестолковую и странную, но так уже полюбившуюся жизнь на планете Земля. Кстати, какой сериал новый вышел, что посмотреть вечером?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Илон Маск опять доставляет
На сей раз — космический беспилотник

Американские ВВС запускают в космос Илона Маска. В смысле, не его самого, а ракеты SpaceX Falcon 9. К одной из них будет пришпандорен X-37B — засекреченный космический челнок, который в сентябре совершит свой пятый полёт.

Бумажный космос Вернера фон Брауна

Благородному искусству заработка на космическом стартапе давно стукнуло полвека. Семьдесят не за горами. Но из всех адептов космической многоразовости Вернер фон Браун оказался автором не только одного из самых первых, но и самых запоминающихся проектов.

Пепелац с транклюкатором
Атомный космос Страны Советов

Мирным космосом в далёкие пятидесятые и не пахло. Заведомое преимущество США в ядерных вооружениях нужно было хоть как-то парировать. Желательно — «ещё вчера». Одним из таких несимметричных ответов предсказуемо стал проект советского орбитального бомбардировщика с ядерным оружием на борту.

Лунная соната для бластера
Чем и как армия США хотела воевать за Луну

В далёком 1959 году армия США всерьёз готовилась в недалёкой перспективе воевать на Луне: логика «холодной войны» предполагала скорую милитаризацию космоса. К грядущим боям готовились по-настоящему, в том числе разрабатывали и оружие вида ужасного для космодесанта.

С орбиты на Землю вручную и на глаз

Бывает, пишешь об исторических фактах и понимаешь: не поверят. Потому как вместо фактов чаще всего сочиняется сплошная дичь. Тем не менее, реальная космическая программа двадцатого века состоит из такой вот «дичи» чуть ли не полностью.

Лунные мусорщики
Космический сбор металлолома

Прошлый век ― эпоха космических свершений. Больших и маленьких, популярных и забытых. Одним из них стал первый межпланетный сбор мусора.

Красота без здравого смысла
Правда о чудо-скафандре Давы Ньюмен

Первое письмо в редакцию, которое мы решили опубликовать.

К вечной славе десанта!
Мобильная пехота подполковника Ригга

Водку пьянствовать и безобразия творить подполковник Боб Ригг начал ещё в 1943 году, когда служил военным наблюдателем у красных казаков. В его биографии отмечают даже аресты, пусть и без особых уточнений, за что именно. Месяц в китайской тюрьме у коммунистов в 1947 году окончательно сломал и без того нестойкую психику подполковника.

«Итака», полная десанта
Вокруг света за 45 минут

Ранние шестидесятые породили целую россыпь проектов тяжёлых и сверхтяжёлых космических транспортных систем. Морпехи США в целом и генерал Уоллес М. Грин, в частности, полагали, что им не помешает ракетная мобильность в пределах земного шара. Потому что нельзя просто взять и не полетать на межконтинентальном ракетном слонопотаме!

Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.