Последние дни «Ангары»: корабль, возивший Гитлера и Гагарина, распилят на металл

Нет картины более страшной и горькой для милитариста, чем корабль, разделываемый на металл. Ещё вчера бороздивший морские просторы, он лежит, вытащенный на берег, выставив на всеобщее обозрение подводную часть, — огромный и жалкий, враз потерявший былую красоту и величие. Сейчас в Севастополе, у причала в Инкермане, к такой судьбе готовится уникальнейший корабль «Ангара». Надстройки с корпуса срезаны уже давно, и, судя по всему, в ближайшие месяцы судно с интересной и очень богатой историей останется лишь в воспоминаниях.

(Фото: Источник)

История имени

Мы живём в эпоху мифотворчества, и уже сами не замечаем, как творим мифы, просто не поняв или даже не расслышав сказанное. Вот и сейчас в новостях и соцсетях пишут, что «Ангара» — это трофейный корабль Aviso Hella (то с одной, то с двумя буквами l).

Иногда можно увидеть даже перевод названия — «бегущая по волнам». Правда, непонятно, с какого языка.

На самом деле, судно, заложенное в 1937 году на гамбургской верфи «Штюлькен», получило короткое и ёмкое имя Hela («Хела»). Имя это, как и многие другие в традиции немецкого флота, передавалось по наследству ещё со времён парусных кораблей. В 1853 году так назвали шхуну, построенную в Гданьске (в то время немецкий Данциг).

«Хела»

Впоследствии имя «Хела» получил малый крейсер, построенный в 1893 году, иногда определяющийся специалистами как бронепалубный авизо (небольшой военный быстроходный корабль для разведки или доставки донесений). За ним новой «Хелой» стал тральщик M135, построенный в 1916 году, — в 1923-м его переделали под работу штабным судном немецкого флота. К 1937 году стало понятно, что он уже не удовлетворяет требованиям и возросшим аппетитам флотского командования, а потому для нужд кригсмарине был заложен новый корабль класса авизо. Так началась история «Хелы»/«Ангары».

Крейсер «Хела»

Координатор волчьих стай

Новый авизо «Хела» передали флоту рейха в 1940 году, когда война в Европе уже полыхала вовсю. Красавец длиной чуть менее ста метров, шириной всего 12 метров и максимальным водоизмещением 2520 тонн, он больше напоминал не трудовое штабное судно, а лёгкую и воздушную яхту. Было на «Хеле» и вооружение: два 105-мм орудия SKC/32 — по одному на носу и корме — и ещё три зенитных установки. Предлагавшийся изначально по чертежам гидросамолёт вместе с катапультой ставить не стали. Вместо него появились два катера, необходимых в работе штабного судна.

Корабль выполнял функции мобильного штаба Карла Дёница — главнокомандующего военно-морскими силами Германии — и плавучей базы для экипажей подводных лодок. За время службы в Германии на нём побывали многие видные руководители Третьего рейха: Гитлер, Редер, Дёниц, Гиммлер, Геббельс, Геринг, Риббентроп.

В составе кригсмарине

«Хела» носилась по Балтике, организовывала работу   «волчьих стай», став плавучим мозговым центром кригсмарине. Для высших чинов на корабле были созданы 15 (по другим источникам 16) отдельных кают повышенной комфортности.

Всего же экипаж составлял 259 человек, что достаточно много для корабля такого водоизмещения. На «Хеле» работали специалисты по обеспечению радиосвязи и бесперебойной работы мобильного штаба. Вопреки встречающимся в прессе заявлениям, что «Хела» была личной яхтой Гитлера, судно требовалось на флоте для реальных штабных дел, а не для покатушек фюрера.

В 1945 году немного повреждённый, но всё ещё работоспособный корабль был захвачен союзниками. После «торговли» победителей за трофеи, он отошёл Советскому Союзу и был отправлен сначала в Свинемюнде, а затем в Балтийск, в состав Балтийского флота. Первоначально судно предложили назвать «Байкал», но в итоге остановились на «Ангаре».

«Королевская яхта»

За три последующих года «Ангара» успела даже поучаствовать в длительном переходе до Северного флота. «Ангара» и учебное судно «Неман» дошли до Мурманска и Ваенги с курсантами Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе на борту. Однако в 1949 году «Ангару» отправили на Черноморский флот. Примерно в это время корабль полностью перекрасили. Избавившись от оставшегося с войны камуфляжа, «Ангара» приобрела белый цвет, за который её прозвали королевской или генеральской яхтой.

И с 1949 года «Ангара» стала представительским кораблём командования Черноморского флота. Именно на нём в море выходили все высокие чины и уважаемые гости, приезжавшие в советский Севастополь. Молотов, Суслов, Ворошилов, Брежнев и Рузвельт, Гагарин и Терешкова, Астрид Линдгрен. Наверное, сейчас даже не получится собрать полный список мировых знаменитостей, поднимавшихся на палубу «Ангары». Благодаря своей красоте, корабль много раз снимался в кино.

Говорят, что матросы службу на «Ангаре» не любили — постоянно приходилось принимать высоких гостей и держать судно в максимальной чистоте. Вот они и драили медяшку — и скребли палубу с утра до ночи. А кому это понравится?

«Ангара» в составе ВМФ СССР

В 1996 году на корабле случился пожар, и в 2003-м его списали. Вроде бы в 2007 году судно купил итальянский миллионер в частное пользование, «Ангару» начали готовить для переделки, срезали все надстройки, чтобы заменить на красивые и современные каюты. Но, увы, то ли контракт не был заключён, то ли ещё что — корабль так и остался в полуразобранном состоянии. И вот теперь приняли решение уничтожить его окончательно.

(Фото: Алексей Царьков)

Очень жаль, что такой уникальный трофейный корабль с длинной и очень интересной историей не найдёт себе места в каком-нибудь музее или парке «Патриот». «Ангара» останется лишь в книгах, фотографиях и памяти флотофилов, до сих пор переживающих об уникальных кораблях, пущенных на слом и не удостоившихся музеефикации. Крейсер «Киров», линкор «Марат» и другие славные корабли мы уже никогда не сможем увидеть воочию. Обидно, что в их число в скором времени войдёт и «Хела»/«Ангара».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий