«Герой» нашего года

And they say that a hero could save us

В последнее время снимается очень много фильмов про героев. Все они обладают какой-то уникальной способностью, которой нет у нас, простых смертных. Поэтому они нам нравятся, поэтому мы хотим на них походить. Наличие у героя какой-то особенной силы, при помощи которой он преодолевает препятствия, — азбучное правило голливудской индустрии.

Но что делать, если герой никто? «Я ж не шпион, не агент. Я никто». Так о себе говорит главный герой (Александр Петров) фильма «Герой» — простите за повторы, но без них тут никак.

Трейлер фильма

Он никто в самом прямом смысле слова. Простой парень, агент-недоучка, на службе не состоит. Или думает, что не состоит. Что-то он, конечно, умеет — например, немного драться и быстро соображать. Но далеко не спец. Что же касается эмоций, доверия и простой человеческой порядочности, тут Андрей Родин — так зовут героя — абсолютно профнепригоден.

Однако фильм именно про него — милого, доброго парня, которому нужна помощь и семья. А не про его папу (Владимир Машков), который по всем параметрам подходит на должность суперагента сверхсекретной службы. История, которую снял Карен Оганесян, рассказывает про нового героя. В чём его сила? В улыбке.

Someone told me love will all save us

Ведь если честно, то мы уже устали от всемогущих пафосных супергероев, которые гнут галактики одной левой и в невесомости летают строго по прямой.

Поэтому нашу симпатию вызывает недоделанный шпион-симпатяга, которого ещё в детстве выгнали из конторы и который едет на самокате из Вены в Кёльн (да сколько там вообще той Европы!). Потому что едет он не выполнять задание, а спасать красивую девушку (Светлану Ходченкову). Потом с этой девушкой он разговаривает по душам, прыгает с самолёта в винг-сьюте и приземляется ровнёхонько в Калининградской области. Где его поджидает самая секретная и самая коварная разведка в мире (дальше читать только ночью и только под одеялом с фонариком!).

И что-то неуловимое выдавало в Штирлице советского разведчика…

Знакомьтесь, главная звезда фильма — Служба внешней разведки, которая наконец-то вышла из тени под свет софитов. Есть фильмы про ФСБ, про ГРУ и, само собой разумеется, про КГБ. Но про СВР никто не снимает. Может быть, потому что никто про неё ничего толком не знает.

Дебютом СВР можно считать фильм 2018 года «Красный воробей», где Дженнифер Лоуренс стала «орудием в борьбе за мировую справедливость», то есть русским секретным агентом. Её дядю, замдиректора СВР, играет «человек, похожий на Владимира Путина», то есть Матьяс Схунартс, что добавляет незамысловатому сюжету про двойных агентов некоторую изюминку. Понятное дело, раз снимали американцы, то в СВР служат одни злодеи, мечтающие при этом продаться на Запад.

Отечественный подход радикально отличается от зарубежного.

В «Герое» акцент сделан на погонях, драках и трогательных отношениях. Драки, стрельба и погони обеспечиваются людьми в чёрной форме без нашивок и опознавательных знаков. Можно предположить, что имеется в виду «Заслон», или 7-й отдел Центра собственной безопасности СВР, про который мало что известно в силу его секретности (7-й ли он вообще?) и относительно непродолжительного существования. Используют его в основном за границей, в российском медиа-пространстве упоминается он редко. Единственная громкая история, связанная с «Заслоном», — это похищение и гибель офицера СВР Олега Федосеева в Ираке в 2006 году и поиск его останков вплоть до 2012-го. Но опять-таки все события происходили в иностранном государстве. Проводит ли «Заслон» операции на территории России, как оно показано в «Герое», тоже большой вопрос.

Так или иначе, их техническое обеспечение заставляет пускать слюнки. Любые капризы: начиная от беспилотников, которые найдут нужного человека где угодно, — до базы в Калининградской области, оборудованной по последнему слову моды. Злодеи, конечно, сражаются за деньги, ну а наши — за Родину.

Сюжет построен вокруг сети агентов, так называемых нелегалов, которые плюс ко всему ещё и крутые диверсанты. В реальности чаще всего это разные категории агентов, но на экране приходится совмещать две ставки. Сеть называется «Юность», потому что была набрана практически из детей, которых в подростковом возрасте внедрили за границей и … Теперь кое-кто хочет заполучить контроль над сетью, а СВР, которая её создавала, пытается этого не допустить.

Проблема только одна, но самая существенная для разведки, — в СВР не знают, кому доверять. Потому что — вторая главная проблема разведки — нельзя быть до конца уверенным, кто свой.

Шпион, выйди вон

Очевидно, что режиссёр вдохновлялся не только голливудскими стандартами шпионских боевиков, но и относительно недавними реальными событиями. Намёки на 2010 год, когда была раскрыта, а точнее сдана, российская агентурная сеть из десяти человек, действовавшая на территории США, вполне прозрачны, хотя и творчески переработаны. В «Герое» США полностью вычеркнуты из истории. Сеть раскинута по всему миру, а СВР противостоит частная организация и её наёмники.

Под впечатлением от тех же самых событий, кстати, был снят американский сериал «Американцы», где действие, чтобы не нагнетать политическую напряжённость, было перенесено в 80-е годы.

Но чтобы там ни происходило с агентурой, разведкой и спецназом, главное в фильме — это любовь и отношения отца и сына. Вечные проблемы. По крайней мере так видит режиссёр — зритель не обязан с ним во всём соглашаться.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий