itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

В погоне за «Голубой лентой»: как пассажирские лайнеры покоряли Атлантику

На протяжении ста лет весь мир, затаив дыхание, следил за гонкой через Атлантику. Великие инженеры, крупнейшие судостроители, богатейшие транспортные компании состязались за право стать лучшими — и быстрее пересечь океан на пассажирском судне. Об истории гонки и вымпеле «Голубая лента» — в материале WARHEAD.SU.

/
11K
37
49
101

На протяжении ста лет весь мир, затаив дыхание, следил за гонкой через Атлантику. Великие инженеры, крупнейшие судостроители, богатейшие транспортные компании состязались за право стать лучшими — и быстрее пересечь океан на пассажирском судне. Об истории гонки и вымпеле «Голубая лента» — в материале WARHEAD.SU.

Столетиями в Америку из Европы шёл поток переселенцев. Колонии освобождались от власти метрополии, но экономические связи со Старым Светом не ослабевали, а поток эмигрантов не прекращался. Всё это требовало регулярного сообщения с далёким континентом. Так в начале XIX века появились атлантические лайнеры.

Рейсы стали регулярными, корабли следовали строго по расписанию. Отныне любой потенциальный пассажир мог быть уверенным: если он прибудет в порт отправления к нужной дате, то всегда найдёт там готовящееся к отплытию судно.

Пароходы побеждают парусники

В 1818 году начались рейсы Ливерпуль — Нью-Йорк компании «Блэк Болл лайн» — первой открывшей регулярное сообщение через Атлантику. А уже в следующем году с противоположной стороны океана, из американской Саванны, вышел первый пароход, следовавший в Великобританию. На нём было тридцать две довольно комфортабельные пассажирские каюты и два салона для путешественников. Но в те времена паровые машины были ещё несовершенны, запас угля на кораблях невелик, и поэтому большую часть пути пароходы проводили под парусами. Впрочем, объективному наблюдателю было ясно: плавание, не зависящее от воли ветра, даёт изрядный выигрыш во времени. А время — это деньги.

Но не только. Несмотря на совершенствование характеристик кораблей, развитие навигационных знаний и качественные карты, порой случались крайне неприятные события. Так, парусник «Даймонд» в течение зимы 1836–1837 годов скитался по океану более трёх месяцев.

На судне кончились запасы провизии, и к моменту прибытия в порт 10% пассажиров умерли от голода.

Ответ последовал очень быстро. В 1837 году на воду был спущен пароход «Грейт Вестерн» — огромный океанский лайнер. За ним последовал «Бритиш Куин» — пароход ещё большего размера.

Пароход Грейт Вестерн
Пароход «Грейт Вестерн»

Но двух гигантов опередило маленькое деревянное судно «Сириус». Капитану «Сириуса» владелец приказал во что бы то ни стало добиться первого рекорда — пройти весь путь только с помощью паровой машины, без парусов. Несмотря на то, что корабль был так перегружен углём, что рисковал перевернуться при любом сильном волнении, топлива всё же не хватило. Последние несколько десятков миль «Сириус» шёл, сжигая мебель, мачты и перегородки между каютами. В топку пошла даже тряпичная кукла одной из маленьких пассажирок.

«Грейт Вестерн» проиграл и прибыл только через шесть часов после того, как «Сириус» вошёл в гавань Нью‑Йорка.

Сэмюэл Кунард — первопроходец Атлантики

Первая полностью пароходная линия через Атлантику возникла чуть позже. В 1840 году с помощью правительственных субсидий талантливый британский предприниматель Сэмюэл Кунард создал компанию «Кунард лайн» с парком из четырёх больших океанских пароходов. Каюты в них были похожи на номера в отелях, салоны блистали роскошью. Ставка делалась на состоятельных пассажиров, поэтому на судах не было третьего, или, как его звали, «эмигрантского» класса, предназначенного для бедняков.

Четвёртого июля 1840 года пароход «Британия» вышел в первый рейс. Считается, что именно он положил начало переходящему призу гонки через Атлантику — «Голубой ленте». В следующем году компания «Кунард лайн» учредила награду, которая вначале была фактически рекламной акцией. Голубой вымпел присуждался кораблю, который в трансатлантическом рейсе смог поддерживать наибольшую среднюю скорость. А поскольку лучшими долгое время были корабли Кунарда, первые «Голубые ленты» — до 1850 года — развевались только на мачтах «Кунард лайн».

Британия
«Британия» (источник фото)

Реклама, безусловно, удалась. Как показала практика, большинство пассажиров желало плыть именно на пароходе-рекордсмене, а это позволяло без возражений увеличивать стоимость билетов.

Американский ответ

Превосходство британцев быстро начало раздражать честолюбивых американцев, испытывающих страсть к установке рекордов. В конце сороковых годов владелец транспортной компании Эдвард Коллинз дошёл до конгресса с идеей создать американскую пароходную трансатлантическую компанию. Он сумел убедить депутатов, и те выделили изрядную государственную субсидию, чтобы побить надменных жителей Альбиона.

Компания «Коллинз лайн» заказала свои четыре парохода и включилась в гонку.

Первый же рейс «Пацифика» — лайнера «Коллинз лайн» — в 1850 году взял «Голубую ленту» и вызвал ликование американцев. Коллинз хорошо понимал, что общественное мнение формируют обеспеченные люди. Так что всё было направлено на удовлетворение потребностей богатых пассажиров. Именно суда Коллинза стремились превзойти конкурентов не только в скорости, но и в роскоши. Однако это привело к тому, что первый год существования компания закончила с убытком в 17 миллионов долларов. Конгрессмены поскрипели зубами, но утвердили дополнительные субсидии, оплачивая национальную гордость.

Лайнер Пацифик
Лайнер «Пацифик» (источник фото)

Новая победа Кунарда

Для компании Кунарда настали тяжёлые времена. Американцы укрепляли позиции и выигрывали всё чаще. К тому же вскоре началась Крымская война, и английское правительство мобилизовало его корабли для военных перевозок. Казалось, в середине 1850-х «Кунард лайн» была близка к разорению. Но тут на помощь британцам пришёл случай.

Суда Коллинза, подгоняемые неуёмным владельцем, начали нарушать меры безопасности. Один за другим затонули два лайнера, причём один из них — первый американский победитель атлантической гонки «Пацифик». В 1858 году в США сменился состав конгресса — теперь большинство в нём получили противники Коллинза. Тот лишился государственных субсидий и немедленно разорился.

Трансатлантическая гонка оказалась не только коммерческим предприятием, но и состязанием народов в тщеславии — присоединялись всё новые и новые участники.

Пароход Персия
Пароход «Персия» (источник фото)

«Кунард лайн» вернулся с победой, и в 1856 году вновь завоевал «Голубую ленту» с помощью парохода «Персия». С победителем соревновался пароход «Вандербильт», проигравший всего несколько часов. Его владелец — один из богатейших людей США Корнелиус Вандербильт — вскоре потерял интерес к морским перевозкам и, когда началась гражданская война, пожертвовал свой пароход союзному правительству. Американцы, не сумевшие превратить трансатлантические пассажирские перевозки в прибыльное дело, почти на сто лет выбыли из борьбы за атлантическое первенство.

Конкуренция нарастает

В это время в гонку включились немцы и французы. Тому были и экономические причины. Из Германии в США непрерывным потоком переселялись эмигранты, а французы, в годы Второй империи во всем соревновавшиеся с англичанами, не могли упустить шанс утереть нос Джону Буллю.

Первые немецкие корабли компании «Гамбург-Америка лайн» были медленными и далёкими от ставших привычными норм комфорта. Но немцы отличались упорством, и с каждым новым кораблём их суда становились всё лучше и лучше.

В 1854 году была основана компания «Френч лайн». Первое время она тоже не была в числе лидеров, но приносила стабильный доход и заказы французским кораблестроителям.

Сити оф Браслз
«Сити оф Браслз»

Появилась конкуренция и среди английских предпринимателей. В 1850 году начались рейсы компании «Инман лайн». В отличие от судов Кунарда она делала ставку не на роскошь и богачей, а на привлечение как можно большего числа пассажиров. При этом в каютах третьего класса обеспечивался достаточный по тем временам уровень удобств. Журналисты с удивлением писали, что простые эмигранты не спят в трюме или на палубе вповалку, а ночуют в специально отведённых для них каютах. Инмана в шутку прозвали «королём нищих», однако в 1869 году его судно «Сити оф Браслз» показало первый рекорд скорости.

Два новых игрока

В 70-е годы в трансатлантические перевозки ворвалась компания «Вайт Стар лайн», которая на долгие годы стала одним из главных конкурентов «Кунард лайн».

В 1872 году её корабль «Адриатик» взял «Голубую ленту». А в 1875 году «Сити оф Берлин» компании «Инман лайн» отобрал «Голубую ленту» у «Вайт Стар лайн». Что интересно, именно инмановские корабли первыми отказались от гребного колеса в пользу винта и от парусного вооружения в пользу исключительно паровой машины. Заработав деньги на бедняках, Уильям Инман строил новые корабли уже в расчёте на богатых клиентов, хотя каюты третьего класса неизменно сохранялись и приносили стабильный доход.

Сити оф Берлин
«Сити оф Берлин»

Но стоило Инману отвлечься от утилитарных задач и сделать ставку на роскошь и скорость, как его компания начала нести убытки. Выяснилось, что дорогие лайнеры приносят прибыль лишь при получении государственных контрактов на перевозки. А если субсидий нет, то неудачливый предприниматель оказывается перед неразрешимой задачей — «где взять деньги?». После смерти Инмана компания медленно разорялась, и в итоге её корабли выкупили американцы.

Новые победители

В восьмидесятые и девяностые годы девятнадцатого столетия «Голубая лента» прочно обосновалась в Великобритании. Её основными владельцами были корабли всё той же «Кунард лайн». Периодически вымпел доставался «Вайт стар» или «Инману».

К концу века Германская империя, имевшая большие виды на межокеанское сообщение, внезапно вырвалась вперёд. Немецкие акционеры питали честолюбивые мечты обыграть своих старых конкурентов — англичан, и не жалели денег на новые суда. В этом своими субсидиями их щедро поддерживало имперское правительство.

Сначала корабли заказывались в Великобритании, но вскоре немецкие кораблестроители научились строить крупные суда, и верфь в Штеттине заработала на полную мощь. В 1897 году со стапелей сошёл лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», которому первым среди германских кораблей было суждено получить «Голубую ленту». Ставки были велики. Судно стоило очень дорого, но уже в первом рейсе преодолело Атлантику всего за пять дней и поставило новый рекорд.

Кайзер Вильгельм дер Гроссе
«Кайзер Вильгельм дер Гроссе»

Скорость и комфорт

Тевтоны прочно обосновались на пьедестале почёта. До 1907 года «Голубая лента» принадлежала только немецким судам. Германия построила немало первоклассных лайнеров, чему сильно помог закон 1900 года: государственное финансирование предоставлялось всем гражданским кораблям, которые могут быть использованы в военных целях, сооружаются на немецких верфях, из немецких материалов и по немецким проектам.

Англичане решили не уступать. Соревнование шло не только в количестве дредноутов, но и в коммерческих перевозках. Правительство заключило контракт с «Кунард лайн» на постройку двух больших кораблей, которые должны были обыграть заносчивых немцев и также могли использоваться в военных нуждах. Это были «Лузитания» и «Мавритания».

Лузитания
«Лузитания»

В 1907 году первый рейс «Лузитании» принёс оглушительную победу и новый рекорд — всего четыре дня пути. Успех определили установленные на кораблях новейшие паровые турбины. Это были выдающиеся корабли. По сравнению с первыми судами Кунарда их пассажировместимость увеличилась в 20 раз, а мощность двигателя — в 34 раза.

В это же время «Вайт стар», старые конкуренты «Кунард лайн», решили поменять стратегию и отказались от борьбы за скорость в пользу ещё большего комфорта и количества пассажиров.

Так были построены три гиганта — «Олимпик», «Титаник» и «Британик».

Эти корабли современники называли плавучими дворцами, а гигантский размер позволял вместить на борт все блага цивилизации, которые только можно пожелать. От богатых клиентов не было отбоя, даже катастрофа «Титаника» в 1912 году не слишком повлияла на число желающих проделать океанский рейс на суперлайнерах.

Внутреннее убранство Лузитании
Внутреннее убранство «Лузитании»

Немцы, поддавшись искушению, тоже начали строить суперлайнеры, где скорость приносилась в жертву комфорту. В 1913 году начались первые рейсы такого корабля. «Император» — так назывался лайнер — на двадцать лет стал крупнейшим кораблём в мире.

Военная судьба лайнеров

Знаменитый «Грейт Вестерн» послужил англичанам в годы Крымской войны, перебрасывая в Россию войска, боеприпасы и провизию. Лайнер «Вандербильт», как уже говорилось, стал подарком федеральному правительству в годы Гражданской войны Севера с Югом. «Британия», с которой началась история «Голубой ленты», была продана пруссакам. Те сначала использовали её как учебное судно, затем как плавучую казарму и, наконец, как мишень для отработки торпедного вооружения.

Несчастная «Лузитания» была потоплена немцами — больше тысячи пассажиров погибли в водах океана. Ещё один лидер гонки — «Тевтоник» — перевозил английские войска в годы англо-бурской войны, а в Первую мировую был перестроен в крейсер.

Катастрофа Лузитании
Катастрофа «Лузитании»

Немецкие лайнеры тоже подверглись реквизиции и стали либо транспортами, либо, как «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», превращены во вспомогательные крейсеры. «Куин Мэри» возила войска между Австралией, Англией, США и Европой, перевозя до 16 тысяч солдат за один рейс — в семь раз больше, чем штатная пассажировместимость, ведь солдатам, в отличие от джентльменов, не столь важен комфорт.

Первая мировая война нанесла сильнейший удар по атлантической гонке. Соревнование за скорость в мирное время уже не имело такого накала и не превращалось в важнейший элемент государственного престижа. В 1929 году первенство вновь досталось немцам с лайнером «Бремен», затем в 1933 году его перехватил итальянский корабль «Рекс», а ещё через два года — французская «Нормандия». «Кунард лайн» ненадолго вышла в лидеры со своей главной надеждой «Куин Мэри», но её снова обошла «Нормандия». А после Второй мировой «Голубая лента» досталась последнему победителю — американскому суперлайнеру «Юнайтед Стейтс», который завершил историю скоростных пассажирских плаваний через океан.

Юнайтед Стейтс
«Юнайтед Стейтс»

Уже в 60-х годах трансатлантический пассажиропоток достался быстрым и надёжным самолётам, а большие корабли превратились в круизные лайнеры, которые совершают неспешные туристические прогулки по южным морям.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Увидеть Пентагон и умереть

Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.

35K
36
15
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»

Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.

32K
40
17
170
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии

Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.

24K
39
13
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории

В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.

31K
50
15
84
Ракеты для ракетного кризиса

В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.

21K
28
9
148
Загадки Мальтийского Ордена

Госпитальеры — самый древний и влиятельный из рыцарских орденов. Они продолжают существовать и по сей день под именем Суверенного иерусалимского военно-монашеского ордена госпитальеров им. Святого Иоанна, Родоса и Мальты. Каждое слово в названии Ордена — небольшая головоломка.

19K
13
6
22
Remember, remember the fifth of November!

Даже те, кто никогда не слышал имени Гая Фокса, наверняка видели его маски, ставшие популярными благодаря комиксу и фильму «V — значит вендетта». Будучи, как и положено английскому дворянину того времени, ярым монархистом, реальный Гай Фокс стал символом революционера-анархиста. И ключевой фигурой заговора против монарха.

13K
28
5
218
1917: Незнакомая революция

Грянул залп крейсера «Аврора», и красные с белыми бросились убивать друг друга… Ага, три раза. Начнём с того, что выстрел «Авроры» не был сигналом к восстанию. Захват Зимнего происходил иначе, чем его изображает политический лубок, и вообще всё было «немного не так».

35K
64
35
484
Как Фрэнсис Дрейк угробил Английскую армаду

Любой двоечник хоть что-то, да слышал об испанской «Непобедимой армаде» и её печальной судьбе. Куда менее известна другая армада с не менее тяжкой долей — английская. А ведь возглавлял её не юнга и не похмельный боцман, а Фрэнсис Дрейк собственной персоной.

25K
39
17
359
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

123K
66
57
530
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

44K
77
69
513
Как очки-авиаторы спасли лётчиков от небесного сияния и покорили весь мир
История самых культовых военных очков от пионеров авиации

Американские лётчики Второй мировой оказали сильное влияние не только на ход самой войны, но и на мировую моду. Им мы обязаны куртками-пилотами и кожаными косухами, а также очками-авиаторами. О том, как аксессуар для лётчиков покорил военных и модников по всему миру, — в нашей статье.

36K
76
24
295
Пират Жан Лафит: панк на корабле

Жан Лафит — последний крупный представитель эпохи пиратства в Карибском море. И, как ни странно, один из самых удачливых — причём в то время, когда пиратство было фактически побеждено, а корсары массово шли либо на виселицу, либо на государственную службу. Как и почему так получилось?

35K
65
13
287
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

35K
107
217
664
Что, если? Советские войска в 1945-м высадились на острове Хоккайдо

Вторая мировая война закончилась без вторжения в Японию. Атомные бомбардировки и советское наступление в Маньчжурии сломили волю самураев к сопротивлению. Но что, если бы верх всё же взяли фанатичные сторонники продолжения войны «до последнего японского солдата»?

34K
70
161
249
Дым над водой, огонь в небесах: как Красная армия брала Кюстрин

В январе 1945 года наступающие советские части переправились через Одер и захватили плацдарм в районе города Кюстрин. Немцы отлично понимали значимость «первых ворот Берлина» — город был объявлен «фестунгом» и серьёзно укреплён. Чтобы плацдарм на Одере стал для фронта Жукова настоящими «воротами на Берлин», с них требовалось сбить замок.

34K
82
18
271
«Мы получим то, что требуем»: интервью с турецким адмиралом

Швейцарская Neue Zürcher Zeitung 2 сентября 2020 года опубликовала интервью с адмиралом-геополитиком, создавшим стратегию морской экспансии Турции. О том, что рассказал контр-адмирал в отставке Джем Гюрдениз о роли доктрины «Голубой Родины» в конфликте с Афинами, — читайте в переводе Алексея Костенкова.

33K
33
53
99
Почему после Рима никто не использовал легионы?

Римские легионеры не знали поражений! Так почему же после Рима больше никто не использовал этот опыт и не создавал легионы?

32K
73
67
558
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

123K
66
57
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

89K
135
68
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

68K
82
78
862
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

57K
115
380
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

49K
77
88
1.7K
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

47K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

45K
138
109
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

44K
77
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

43K
46
14
238
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

304K
142
99
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

166K
44
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

144K
79
59
467
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

141K
60
11
274
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

136K
102
26
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

109K
60
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
105
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

104K
13
4
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

90K
48
9
358
WARBLOGS
Пиксельный музей. Lockheed CL-227-0-6

Пиксельные истории известных проектов и вундервафель от Юрия Кужелева

4.9K
11
2
0
Игра престолов по-ордынски

История о Великой Замятне — гражданской войне в Золотой Орде.

4.8K
15
4
0
Безголовая подлодка

Образ подводной лодки давно устоялся — сигарообразный корпус с рубкой сверху. Представить субмарину, выглядящую иначе, достаточно сложно. Тем не менее, выступающая рубка не является обязательным элементом подлодки.

3.3K
12
2
0
Лытдыбр флотофоба

Fleet in being. Тухачевский и Морозов. Прослушал выступление Мирослава Морозова про становление советского флота. И, почти, как Шариков, не согласен.

3K
5
13
0
Про флотскую смекалку

Море ошибок не прощает. Поэтому в моряках особенно ценятся такие качества как быстрота реакции, находчивость и сноровка.

2.6K
15
1
0
Пиксельный музей. Объект 775

Пиксельные истории известных проектов и вундервафель от Юрия Кужелева

2.2K
5
0
0
О пользе спорта для средневековых правителей и интеллектуалов

Эта история произошла в 9 веке, когда свирепые ирландские пираты отправились в очередной морской поход к берегам Аквитании.

2.2K
5
2
0
Убийца советских дроздов

Проект перспективного гиперзвукового американского перехватчика начала семидесятых годов.

2.1K
5
0
0
История и мифы песни «Serbia Strong»

Разбираемся что такое REMOVE KEBAB и Dat Face Soldier

1.9K
11
1
0