В погоне за «Голубой лентой»: как пассажирские лайнеры покоряли Атлантику

Столетиями в Америку из Европы шёл поток переселенцев. Колонии освобождались от власти метрополии, но экономические связи со Старым Светом не ослабевали, а поток эмигрантов не прекращался. Всё это требовало регулярного сообщения с далёким континентом. Так в начале XIX века появились атлантические лайнеры.

Рейсы стали регулярными, корабли следовали строго по расписанию. Отныне любой потенциальный пассажир мог быть уверенным: если он прибудет в порт отправления к нужной дате, то всегда найдёт там готовящееся к отплытию судно.

Пароходы побеждают парусники

В 1818 году начались рейсы Ливерпуль — Нью-Йорк компании «Блэк Болл лайн» — первой открывшей регулярное сообщение через Атлантику. А уже в следующем году с противоположной стороны океана, из американской Саванны, вышел первый пароход, следовавший в Великобританию. На нём было тридцать две довольно комфортабельные пассажирские каюты и два салона для путешественников. Но в те времена паровые машины были ещё несовершенны, запас угля на кораблях невелик, и поэтому большую часть пути пароходы проводили под парусами. Впрочем, объективному наблюдателю было ясно: плавание, не зависящее от воли ветра, даёт изрядный выигрыш во времени. А время — это деньги.

Но не только. Несмотря на совершенствование характеристик кораблей, развитие навигационных знаний и качественные карты, порой случались крайне неприятные события. Так, парусник «Даймонд» в течение зимы 1836–1837 годов скитался по океану более трёх месяцев.

На судне кончились запасы провизии, и к моменту прибытия в порт 10% пассажиров умерли от голода.

Ответ последовал очень быстро. В 1837 году на воду был спущен пароход «Грейт Вестерн» — огромный океанский лайнер. За ним последовал «Бритиш Куин» — пароход ещё большего размера.

Пароход «Грейт Вестерн»

Но двух гигантов опередило маленькое деревянное судно «Сириус». Капитану «Сириуса» владелец приказал во что бы то ни стало добиться первого рекорда — пройти весь путь только с помощью паровой машины, без парусов. Несмотря на то, что корабль был так перегружен углём, что рисковал перевернуться при любом сильном волнении, топлива всё же не хватило. Последние несколько десятков миль «Сириус» шёл, сжигая мебель, мачты и перегородки между каютами. В топку пошла даже тряпичная кукла одной из маленьких пассажирок.

«Грейт Вестерн» проиграл и прибыл только через шесть часов после того, как «Сириус» вошёл в гавань Нью‑Йорка.

Сэмюэл Кунард — первопроходец Атлантики

Первая полностью пароходная линия через Атлантику возникла чуть позже. В 1840 году с помощью правительственных субсидий талантливый британский предприниматель Сэмюэл Кунард создал компанию «Кунард лайн» с парком из четырёх больших океанских пароходов. Каюты в них были похожи на номера в отелях, салоны блистали роскошью. Ставка делалась на состоятельных пассажиров, поэтому на судах не было третьего, или, как его звали, «эмигрантского» класса, предназначенного для бедняков.

Четвёртого июля 1840 года пароход «Британия» вышел в первый рейс. Считается, что именно он положил начало переходящему призу гонки через Атлантику — «Голубой ленте». В следующем году компания «Кунард лайн» учредила награду, которая вначале была фактически рекламной акцией. Голубой вымпел присуждался кораблю, который в трансатлантическом рейсе смог поддерживать наибольшую среднюю скорость. А поскольку лучшими долгое время были корабли Кунарда, первые «Голубые ленты» — до 1850 года — развевались только на мачтах «Кунард лайн».

«Британия» (источник фото)

Реклама, безусловно, удалась. Как показала практика, большинство пассажиров желало плыть именно на пароходе-рекордсмене, а это позволяло без возражений увеличивать стоимость билетов.

Американский ответ

Превосходство британцев быстро начало раздражать честолюбивых американцев, испытывающих страсть к установке рекордов. В конце сороковых годов владелец транспортной компании Эдвард Коллинз дошёл до конгресса с идеей создать американскую пароходную трансатлантическую компанию. Он сумел убедить депутатов, и те выделили изрядную государственную субсидию, чтобы побить надменных жителей Альбиона.

Компания «Коллинз лайн» заказала свои четыре парохода и включилась в гонку.

Первый же рейс «Пацифика» — лайнера «Коллинз лайн» — в 1850 году взял «Голубую ленту» и вызвал ликование американцев. Коллинз хорошо понимал, что общественное мнение формируют обеспеченные люди. Так что всё было направлено на удовлетворение потребностей богатых пассажиров. Именно суда Коллинза стремились превзойти конкурентов не только в скорости, но и в роскоши. Однако это привело к тому, что первый год существования компания закончила с убытком в 17 миллионов долларов. Конгрессмены поскрипели зубами, но утвердили дополнительные субсидии, оплачивая национальную гордость.

Лайнер «Пацифик» (источник фото)

Новая победа Кунарда

Для компании Кунарда настали тяжёлые времена. Американцы укрепляли позиции и выигрывали всё чаще. К тому же вскоре началась Крымская война, и английское правительство мобилизовало его корабли для военных перевозок. Казалось, в середине 1850-х «Кунард лайн» была близка к разорению. Но тут на помощь британцам пришёл случай.

Суда Коллинза, подгоняемые неуёмным владельцем, начали нарушать меры безопасности. Один за другим затонули два лайнера, причём один из них — первый американский победитель атлантической гонки «Пацифик». В 1858 году в США сменился состав конгресса — теперь большинство в нём получили противники Коллинза. Тот лишился государственных субсидий и немедленно разорился.

Трансатлантическая гонка оказалась не только коммерческим предприятием, но и состязанием народов в тщеславии — присоединялись всё новые и новые участники.

Пароход «Персия» (источник фото)

«Кунард лайн» вернулся с победой, и в 1856 году вновь завоевал «Голубую ленту» с помощью парохода «Персия». С победителем соревновался пароход «Вандербильт», проигравший всего несколько часов. Его владелец — один из богатейших людей США Корнелиус Вандербильт — вскоре потерял интерес к морским перевозкам и, когда началась гражданская война, пожертвовал свой пароход союзному правительству. Американцы, не сумевшие превратить трансатлантические пассажирские перевозки в прибыльное дело, почти на сто лет выбыли из борьбы за атлантическое первенство.

Конкуренция нарастает

В это время в гонку включились немцы и французы. Тому были и экономические причины. Из Германии в США непрерывным потоком переселялись эмигранты, а французы, в годы Второй империи во всем соревновавшиеся с англичанами, не могли упустить шанс утереть нос Джону Буллю.

Первые немецкие корабли компании «Гамбург-Америка лайн» были медленными и далёкими от ставших привычными норм комфорта. Но немцы отличались упорством, и с каждым новым кораблём их суда становились всё лучше и лучше.

В 1854 году была основана компания «Френч лайн». Первое время она тоже не была в числе лидеров, но приносила стабильный доход и заказы французским кораблестроителям.

«Сити оф Браслз»

Появилась конкуренция и среди английских предпринимателей. В 1850 году начались рейсы компании «Инман лайн». В отличие от судов Кунарда она делала ставку не на роскошь и богачей, а на привлечение как можно большего числа пассажиров. При этом в каютах третьего класса обеспечивался достаточный по тем временам уровень удобств. Журналисты с удивлением писали, что простые эмигранты не спят в трюме или на палубе вповалку, а ночуют в специально отведённых для них каютах. Инмана в шутку прозвали «королём нищих», однако в 1869 году его судно «Сити оф Браслз» показало первый рекорд скорости.

Два новых игрока

В 70-е годы в трансатлантические перевозки ворвалась компания «Вайт Стар лайн», которая на долгие годы стала одним из главных конкурентов «Кунард лайн».

В 1872 году её корабль «Адриатик» взял «Голубую ленту». А в 1875 году «Сити оф Берлин» компании «Инман лайн» отобрал «Голубую ленту» у «Вайт Стар лайн». Что интересно, именно инмановские корабли первыми отказались от гребного колеса в пользу винта и от парусного вооружения в пользу исключительно паровой машины. Заработав деньги на бедняках, Уильям Инман строил новые корабли уже в расчёте на богатых клиентов, хотя каюты третьего класса неизменно сохранялись и приносили стабильный доход.

«Сити оф Берлин»

Но стоило Инману отвлечься от утилитарных задач и сделать ставку на роскошь и скорость, как его компания начала нести убытки. Выяснилось, что дорогие лайнеры приносят прибыль лишь при получении государственных контрактов на перевозки. А если субсидий нет, то неудачливый предприниматель оказывается перед неразрешимой задачей — «где взять деньги?». После смерти Инмана компания медленно разорялась, и в итоге её корабли выкупили американцы.

Новые победители

В восьмидесятые и девяностые годы девятнадцатого столетия «Голубая лента» прочно обосновалась в Великобритании. Её основными владельцами были корабли всё той же «Кунард лайн». Периодически вымпел доставался «Вайт стар» или «Инману».

К концу века Германская империя, имевшая большие виды на межокеанское сообщение, внезапно вырвалась вперёд. Немецкие акционеры питали честолюбивые мечты обыграть своих старых конкурентов — англичан, и не жалели денег на новые суда. В этом своими субсидиями их щедро поддерживало имперское правительство.

Сначала корабли заказывались в Великобритании, но вскоре немецкие кораблестроители научились строить крупные суда, и верфь в Штеттине заработала на полную мощь. В 1897 году со стапелей сошёл лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», которому первым среди германских кораблей было суждено получить «Голубую ленту». Ставки были велики. Судно стоило очень дорого, но уже в первом рейсе преодолело Атлантику всего за пять дней и поставило новый рекорд.

«Кайзер Вильгельм дер Гроссе»

Скорость и комфорт

Тевтоны прочно обосновались на пьедестале почёта. До 1907 года «Голубая лента» принадлежала только немецким судам. Германия построила немало первоклассных лайнеров, чему сильно помог закон 1900 года: государственное финансирование предоставлялось всем гражданским кораблям, которые могут быть использованы в военных целях, сооружаются на немецких верфях, из немецких материалов и по немецким проектам.

Англичане решили не уступать. Соревнование шло не только в количестве дредноутов, но и в коммерческих перевозках. Правительство заключило контракт с «Кунард лайн» на постройку двух больших кораблей, которые должны были обыграть заносчивых немцев и также могли использоваться в военных нуждах. Это были «Лузитания» и «Мавритания».

«Лузитания»

В 1907 году первый рейс «Лузитании» принёс оглушительную победу и новый рекорд — всего четыре дня пути. Успех определили установленные на кораблях новейшие паровые турбины. Это были выдающиеся корабли. По сравнению с первыми судами Кунарда их пассажировместимость увеличилась в 20 раз, а мощность двигателя — в 34 раза.

В это же время «Вайт стар», старые конкуренты «Кунард лайн», решили поменять стратегию и отказались от борьбы за скорость в пользу ещё большего комфорта и количества пассажиров.

Так были построены три гиганта — «Олимпик», «Титаник» и «Британик».

Эти корабли современники называли плавучими дворцами, а гигантский размер позволял вместить на борт все блага цивилизации, которые только можно пожелать. От богатых клиентов не было отбоя, даже катастрофа «Титаника» в 1912 году не слишком повлияла на число желающих проделать океанский рейс на суперлайнерах.

Внутреннее убранство «Лузитании»

Немцы, поддавшись искушению, тоже начали строить суперлайнеры, где скорость приносилась в жертву комфорту. В 1913 году начались первые рейсы такого корабля. «Император» — так назывался лайнер — на двадцать лет стал крупнейшим кораблём в мире.

Военная судьба лайнеров

Знаменитый «Грейт Вестерн» послужил англичанам в годы Крымской войны, перебрасывая в Россию войска, боеприпасы и провизию. Лайнер «Вандербильт», как уже говорилось, стал подарком федеральному правительству в годы Гражданской войны Севера с Югом. «Британия», с которой началась история «Голубой ленты», была продана пруссакам. Те сначала использовали её как учебное судно, затем как плавучую казарму и, наконец, как мишень для отработки торпедного вооружения.

Несчастная «Лузитания» была потоплена немцами — больше тысячи пассажиров погибли в водах океана. Ещё один лидер гонки — «Тевтоник» — перевозил английские войска в годы англо-бурской войны, а в Первую мировую был перестроен в крейсер.

Катастрофа «Лузитании»

Немецкие лайнеры тоже подверглись реквизиции и стали либо транспортами, либо, как «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», превращены во вспомогательные крейсеры. «Куин Мэри» возила войска между Австралией, Англией, США и Европой, перевозя до 16 тысяч солдат за один рейс — в семь раз больше, чем штатная пассажировместимость, ведь солдатам, в отличие от джентльменов, не столь важен комфорт.

Первая мировая война нанесла сильнейший удар по атлантической гонке. Соревнование за скорость в мирное время уже не имело такого накала и не превращалось в важнейший элемент государственного престижа. В 1929 году первенство вновь досталось немцам с лайнером «Бремен», затем в 1933 году его перехватил итальянский корабль «Рекс», а ещё через два года — французская «Нормандия». «Кунард лайн» ненадолго вышла в лидеры со своей главной надеждой «Куин Мэри», но её снова обошла «Нормандия». А после Второй мировой «Голубая лента» досталась последнему победителю — американскому суперлайнеру «Юнайтед Стейтс», который завершил историю скоростных пассажирских плаваний через океан.

«Юнайтед Стейтс»

Уже в 60-х годах трансатлантический пассажиропоток достался быстрым и надёжным самолётам, а большие корабли превратились в круизные лайнеры, которые совершают неспешные туристические прогулки по южным морям.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий