itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

В погоне за «Голубой лентой»: как пассажирские лайнеры покоряли Атлантику

На протяжении ста лет весь мир, затаив дыхание, следил за гонкой через Атлантику. Великие инженеры, крупнейшие судостроители, богатейшие транспортные компании состязались за право стать лучшими — и быстрее пересечь океан на пассажирском судне. Об истории гонки и вымпеле «Голубая лента» — в материале WARHEAD.SU.

/
11K
37
49
101

На протяжении ста лет весь мир, затаив дыхание, следил за гонкой через Атлантику. Великие инженеры, крупнейшие судостроители, богатейшие транспортные компании состязались за право стать лучшими — и быстрее пересечь океан на пассажирском судне. Об истории гонки и вымпеле «Голубая лента» — в материале WARHEAD.SU.

Столетиями в Америку из Европы шёл поток переселенцев. Колонии освобождались от власти метрополии, но экономические связи со Старым Светом не ослабевали, а поток эмигрантов не прекращался. Всё это требовало регулярного сообщения с далёким континентом. Так в начале XIX века появились атлантические лайнеры.

Рейсы стали регулярными, корабли следовали строго по расписанию. Отныне любой потенциальный пассажир мог быть уверенным: если он прибудет в порт отправления к нужной дате, то всегда найдёт там готовящееся к отплытию судно.

Пароходы побеждают парусники

В 1818 году начались рейсы Ливерпуль — Нью-Йорк компании «Блэк Болл лайн» — первой открывшей регулярное сообщение через Атлантику. А уже в следующем году с противоположной стороны океана, из американской Саванны, вышел первый пароход, следовавший в Великобританию. На нём было тридцать две довольно комфортабельные пассажирские каюты и два салона для путешественников. Но в те времена паровые машины были ещё несовершенны, запас угля на кораблях невелик, и поэтому большую часть пути пароходы проводили под парусами. Впрочем, объективному наблюдателю было ясно: плавание, не зависящее от воли ветра, даёт изрядный выигрыш во времени. А время — это деньги.

Но не только. Несмотря на совершенствование характеристик кораблей, развитие навигационных знаний и качественные карты, порой случались крайне неприятные события. Так, парусник «Даймонд» в течение зимы 1836–1837 годов скитался по океану более трёх месяцев.

На судне кончились запасы провизии, и к моменту прибытия в порт 10% пассажиров умерли от голода.

Ответ последовал очень быстро. В 1837 году на воду был спущен пароход «Грейт Вестерн» — огромный океанский лайнер. За ним последовал «Бритиш Куин» — пароход ещё большего размера.

Пароход Грейт Вестерн
Пароход «Грейт Вестерн»

Но двух гигантов опередило маленькое деревянное судно «Сириус». Капитану «Сириуса» владелец приказал во что бы то ни стало добиться первого рекорда — пройти весь путь только с помощью паровой машины, без парусов. Несмотря на то, что корабль был так перегружен углём, что рисковал перевернуться при любом сильном волнении, топлива всё же не хватило. Последние несколько десятков миль «Сириус» шёл, сжигая мебель, мачты и перегородки между каютами. В топку пошла даже тряпичная кукла одной из маленьких пассажирок.

«Грейт Вестерн» проиграл и прибыл только через шесть часов после того, как «Сириус» вошёл в гавань Нью‑Йорка.

Сэмюэл Кунард — первопроходец Атлантики

Первая полностью пароходная линия через Атлантику возникла чуть позже. В 1840 году с помощью правительственных субсидий талантливый британский предприниматель Сэмюэл Кунард создал компанию «Кунард лайн» с парком из четырёх больших океанских пароходов. Каюты в них были похожи на номера в отелях, салоны блистали роскошью. Ставка делалась на состоятельных пассажиров, поэтому на судах не было третьего, или, как его звали, «эмигрантского» класса, предназначенного для бедняков.

Четвёртого июля 1840 года пароход «Британия» вышел в первый рейс. Считается, что именно он положил начало переходящему призу гонки через Атлантику — «Голубой ленте». В следующем году компания «Кунард лайн» учредила награду, которая вначале была фактически рекламной акцией. Голубой вымпел присуждался кораблю, который в трансатлантическом рейсе смог поддерживать наибольшую среднюю скорость. А поскольку лучшими долгое время были корабли Кунарда, первые «Голубые ленты» — до 1850 года — развевались только на мачтах «Кунард лайн».

Британия
«Британия» (источник фото)

Реклама, безусловно, удалась. Как показала практика, большинство пассажиров желало плыть именно на пароходе-рекордсмене, а это позволяло без возражений увеличивать стоимость билетов.

Американский ответ

Превосходство британцев быстро начало раздражать честолюбивых американцев, испытывающих страсть к установке рекордов. В конце сороковых годов владелец транспортной компании Эдвард Коллинз дошёл до конгресса с идеей создать американскую пароходную трансатлантическую компанию. Он сумел убедить депутатов, и те выделили изрядную государственную субсидию, чтобы побить надменных жителей Альбиона.

Компания «Коллинз лайн» заказала свои четыре парохода и включилась в гонку.

Первый же рейс «Пацифика» — лайнера «Коллинз лайн» — в 1850 году взял «Голубую ленту» и вызвал ликование американцев. Коллинз хорошо понимал, что общественное мнение формируют обеспеченные люди. Так что всё было направлено на удовлетворение потребностей богатых пассажиров. Именно суда Коллинза стремились превзойти конкурентов не только в скорости, но и в роскоши. Однако это привело к тому, что первый год существования компания закончила с убытком в 17 миллионов долларов. Конгрессмены поскрипели зубами, но утвердили дополнительные субсидии, оплачивая национальную гордость.

Лайнер Пацифик
Лайнер «Пацифик» (источник фото)

Новая победа Кунарда

Для компании Кунарда настали тяжёлые времена. Американцы укрепляли позиции и выигрывали всё чаще. К тому же вскоре началась Крымская война, и английское правительство мобилизовало его корабли для военных перевозок. Казалось, в середине 1850-х «Кунард лайн» была близка к разорению. Но тут на помощь британцам пришёл случай.

Суда Коллинза, подгоняемые неуёмным владельцем, начали нарушать меры безопасности. Один за другим затонули два лайнера, причём один из них — первый американский победитель атлантической гонки «Пацифик». В 1858 году в США сменился состав конгресса — теперь большинство в нём получили противники Коллинза. Тот лишился государственных субсидий и немедленно разорился.

Трансатлантическая гонка оказалась не только коммерческим предприятием, но и состязанием народов в тщеславии — присоединялись всё новые и новые участники.

Пароход Персия
Пароход «Персия» (источник фото)

«Кунард лайн» вернулся с победой, и в 1856 году вновь завоевал «Голубую ленту» с помощью парохода «Персия». С победителем соревновался пароход «Вандербильт», проигравший всего несколько часов. Его владелец — один из богатейших людей США Корнелиус Вандербильт — вскоре потерял интерес к морским перевозкам и, когда началась гражданская война, пожертвовал свой пароход союзному правительству. Американцы, не сумевшие превратить трансатлантические пассажирские перевозки в прибыльное дело, почти на сто лет выбыли из борьбы за атлантическое первенство.

Конкуренция нарастает

В это время в гонку включились немцы и французы. Тому были и экономические причины. Из Германии в США непрерывным потоком переселялись эмигранты, а французы, в годы Второй империи во всем соревновавшиеся с англичанами, не могли упустить шанс утереть нос Джону Буллю.

Первые немецкие корабли компании «Гамбург-Америка лайн» были медленными и далёкими от ставших привычными норм комфорта. Но немцы отличались упорством, и с каждым новым кораблём их суда становились всё лучше и лучше.

В 1854 году была основана компания «Френч лайн». Первое время она тоже не была в числе лидеров, но приносила стабильный доход и заказы французским кораблестроителям.

Сити оф Браслз
«Сити оф Браслз»

Появилась конкуренция и среди английских предпринимателей. В 1850 году начались рейсы компании «Инман лайн». В отличие от судов Кунарда она делала ставку не на роскошь и богачей, а на привлечение как можно большего числа пассажиров. При этом в каютах третьего класса обеспечивался достаточный по тем временам уровень удобств. Журналисты с удивлением писали, что простые эмигранты не спят в трюме или на палубе вповалку, а ночуют в специально отведённых для них каютах. Инмана в шутку прозвали «королём нищих», однако в 1869 году его судно «Сити оф Браслз» показало первый рекорд скорости.

Два новых игрока

В 70-е годы в трансатлантические перевозки ворвалась компания «Вайт Стар лайн», которая на долгие годы стала одним из главных конкурентов «Кунард лайн».

В 1872 году её корабль «Адриатик» взял «Голубую ленту». А в 1875 году «Сити оф Берлин» компании «Инман лайн» отобрал «Голубую ленту» у «Вайт Стар лайн». Что интересно, именно инмановские корабли первыми отказались от гребного колеса в пользу винта и от парусного вооружения в пользу исключительно паровой машины. Заработав деньги на бедняках, Уильям Инман строил новые корабли уже в расчёте на богатых клиентов, хотя каюты третьего класса неизменно сохранялись и приносили стабильный доход.

Сити оф Берлин
«Сити оф Берлин»

Но стоило Инману отвлечься от утилитарных задач и сделать ставку на роскошь и скорость, как его компания начала нести убытки. Выяснилось, что дорогие лайнеры приносят прибыль лишь при получении государственных контрактов на перевозки. А если субсидий нет, то неудачливый предприниматель оказывается перед неразрешимой задачей — «где взять деньги?». После смерти Инмана компания медленно разорялась, и в итоге её корабли выкупили американцы.

Новые победители

В восьмидесятые и девяностые годы девятнадцатого столетия «Голубая лента» прочно обосновалась в Великобритании. Её основными владельцами были корабли всё той же «Кунард лайн». Периодически вымпел доставался «Вайт стар» или «Инману».

К концу века Германская империя, имевшая большие виды на межокеанское сообщение, внезапно вырвалась вперёд. Немецкие акционеры питали честолюбивые мечты обыграть своих старых конкурентов — англичан, и не жалели денег на новые суда. В этом своими субсидиями их щедро поддерживало имперское правительство.

Сначала корабли заказывались в Великобритании, но вскоре немецкие кораблестроители научились строить крупные суда, и верфь в Штеттине заработала на полную мощь. В 1897 году со стапелей сошёл лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», которому первым среди германских кораблей было суждено получить «Голубую ленту». Ставки были велики. Судно стоило очень дорого, но уже в первом рейсе преодолело Атлантику всего за пять дней и поставило новый рекорд.

Кайзер Вильгельм дер Гроссе
«Кайзер Вильгельм дер Гроссе»

Скорость и комфорт

Тевтоны прочно обосновались на пьедестале почёта. До 1907 года «Голубая лента» принадлежала только немецким судам. Германия построила немало первоклассных лайнеров, чему сильно помог закон 1900 года: государственное финансирование предоставлялось всем гражданским кораблям, которые могут быть использованы в военных целях, сооружаются на немецких верфях, из немецких материалов и по немецким проектам.

Англичане решили не уступать. Соревнование шло не только в количестве дредноутов, но и в коммерческих перевозках. Правительство заключило контракт с «Кунард лайн» на постройку двух больших кораблей, которые должны были обыграть заносчивых немцев и также могли использоваться в военных нуждах. Это были «Лузитания» и «Мавритания».

Лузитания
«Лузитания»

В 1907 году первый рейс «Лузитании» принёс оглушительную победу и новый рекорд — всего четыре дня пути. Успех определили установленные на кораблях новейшие паровые турбины. Это были выдающиеся корабли. По сравнению с первыми судами Кунарда их пассажировместимость увеличилась в 20 раз, а мощность двигателя — в 34 раза.

В это же время «Вайт стар», старые конкуренты «Кунард лайн», решили поменять стратегию и отказались от борьбы за скорость в пользу ещё большего комфорта и количества пассажиров.

Так были построены три гиганта — «Олимпик», «Титаник» и «Британик».

Эти корабли современники называли плавучими дворцами, а гигантский размер позволял вместить на борт все блага цивилизации, которые только можно пожелать. От богатых клиентов не было отбоя, даже катастрофа «Титаника» в 1912 году не слишком повлияла на число желающих проделать океанский рейс на суперлайнерах.

Внутреннее убранство Лузитании
Внутреннее убранство «Лузитании»

Немцы, поддавшись искушению, тоже начали строить суперлайнеры, где скорость приносилась в жертву комфорту. В 1913 году начались первые рейсы такого корабля. «Император» — так назывался лайнер — на двадцать лет стал крупнейшим кораблём в мире.

Военная судьба лайнеров

Знаменитый «Грейт Вестерн» послужил англичанам в годы Крымской войны, перебрасывая в Россию войска, боеприпасы и провизию. Лайнер «Вандербильт», как уже говорилось, стал подарком федеральному правительству в годы Гражданской войны Севера с Югом. «Британия», с которой началась история «Голубой ленты», была продана пруссакам. Те сначала использовали её как учебное судно, затем как плавучую казарму и, наконец, как мишень для отработки торпедного вооружения.

Несчастная «Лузитания» была потоплена немцами — больше тысячи пассажиров погибли в водах океана. Ещё один лидер гонки — «Тевтоник» — перевозил английские войска в годы англо-бурской войны, а в Первую мировую был перестроен в крейсер.

Катастрофа Лузитании
Катастрофа «Лузитании»

Немецкие лайнеры тоже подверглись реквизиции и стали либо транспортами, либо, как «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», превращены во вспомогательные крейсеры. «Куин Мэри» возила войска между Австралией, Англией, США и Европой, перевозя до 16 тысяч солдат за один рейс — в семь раз больше, чем штатная пассажировместимость, ведь солдатам, в отличие от джентльменов, не столь важен комфорт.

Первая мировая война нанесла сильнейший удар по атлантической гонке. Соревнование за скорость в мирное время уже не имело такого накала и не превращалось в важнейший элемент государственного престижа. В 1929 году первенство вновь досталось немцам с лайнером «Бремен», затем в 1933 году его перехватил итальянский корабль «Рекс», а ещё через два года — французская «Нормандия». «Кунард лайн» ненадолго вышла в лидеры со своей главной надеждой «Куин Мэри», но её снова обошла «Нормандия». А после Второй мировой «Голубая лента» досталась последнему победителю — американскому суперлайнеру «Юнайтед Стейтс», который завершил историю скоростных пассажирских плаваний через океан.

Юнайтед Стейтс
«Юнайтед Стейтс»

Уже в 60-х годах трансатлантический пассажиропоток достался быстрым и надёжным самолётам, а большие корабли превратились в круизные лайнеры, которые совершают неспешные туристические прогулки по южным морям.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Увидеть Пентагон и умереть

Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.

34K
32
14
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»

Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.

29K
33
12
170
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии

Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.

22K
39
13
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории

В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.

30K
48
15
84
Ракеты для ракетного кризиса

В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.

20K
26
9
148
Загадки Мальтийского Ордена

Госпитальеры — самый древний и влиятельный из рыцарских орденов. Они продолжают существовать и по сей день под именем Суверенного иерусалимского военно-монашеского ордена госпитальеров им. Святого Иоанна, Родоса и Мальты. Каждое слово в названии Ордена — небольшая головоломка.

18K
11
6
22
Remember, remember the fifth of November!

Даже те, кто никогда не слышал имени Гая Фокса, наверняка видели его маски, ставшие популярными благодаря комиксу и фильму «V — значит вендетта». Будучи, как и положено английскому дворянину того времени, ярым монархистом, реальный Гай Фокс стал символом революционера-анархиста. И ключевой фигурой заговора против монарха.

12K
28
5
218
1917: Незнакомая революция

Грянул залп крейсера «Аврора», и красные с белыми бросились убивать друг друга… Ага, три раза. Начнём с того, что выстрел «Авроры» не был сигналом к восстанию. Захват Зимнего происходил иначе, чем его изображает политический лубок, и вообще всё было «немного не так».

34K
62
35
484
Как Фрэнсис Дрейк угробил Английскую армаду

Любой двоечник хоть что-то, да слышал об испанской «Непобедимой армаде» и её печальной судьбе. Куда менее известна другая армада с не менее тяжкой долей — английская. А ведь возглавлял её не юнга и не похмельный боцман, а Фрэнсис Дрейк собственной персоной.

24K
38
17
359
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

30K
183
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

28K
143
112
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

26K
63
165
504
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

25K
55
32
380
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

24K
28
22
56
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

19K
74
73
508
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

19K
126
105
864
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

18K
109
161
809
Идиоты, слоны и вундервафли: 5 самых неравных битв античности

В древности вести войны были проще. Набрал пару тысяч солдат — и уже можно набегать на ближайший полис: у кого людей больше, тот и победил. Но иногда глупость полководцев, вундервафли и тайные операции творили чудеса на поле брани.

17K
92
40
440
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
107
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

272K
125
84
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

145K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

133K
97
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

87K
45
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358