Попытка линкора «Шарнхорст»: последний шанс больших кораблей Третьего рейха

Конвойные драмы

Задач в духе «выйти из портов и разгромить проклятых англичашек насовсем» адмиралы кригсмарине не ставили себе никогда. А вот воздействие на коммуникации, охота за морскими перевозками, от которых жизненно зависела Британия, — совсем другое дело. Ещё более полезным делом был перехват союзных конвоев, шедших к русским самым коротким путём, — в Мурманск через арктические воды.

К счастью для Германии, она с 1940-го успела оккупировать Норвегию. Многочисленные фьорды предоставляли прекрасные возможности для базирования, а географическое положение было идеальным для атак на арктическую трассу. Разгром конвоя PQ-17 и чувствительнейшие потери у PQ-18 в 1942 году, казалось, подтверждали вышеизложенное.

Одно из потопленных судов конвоя PQ-17

Но в декабре у немецких моряков случился великий стыд. Вышедшее на перехват конвоя соединение с костяком из двух тяжёлых крейсеров унизительно спасовало перед куда более слабым эскортом и отступило в Норвегию, потеряв один из эсминцев сопровождения.

Когда новости дошли до самого верха, обалдевший от такого поворота событий фюрер грозился отправить крупные корабли в утиль.

Командующему флотом адмиралу Редеру пришлось уйти в отставку. Кригсмарине возглавил адмирал Дёниц. И это была далеко не синекура.

Главный герой

Теперь Дёницу требовалось продемонстрировать убедительный успех. Для этого в Норвегии собрали сильную группу из больших надводных кораблей. Но атаковать немедленно они не могли — британцы водили конвои только в полярную ночь. Ждать пришлось до конца 1943‑го.

Однако к сентябрю от некогда грозной группы в Норвегии остался лишь один «Шарнхорст». Тяжёлый крейсер «Лютцов» ушёл в Германию на серьёзный ремонт, а   «Тирпиц» — самый мощный из оставшихся во флоте кораблей — был выбит из строя удачной операцией британских сверхмалых подлодок.

Сам «Шарнхорст» был линкором, тяготеющим в сторону линейного крейсера. Относительно слабые, но скорострельные 283-мм орудия. Впечатляющая максимальная скорость хода — 31 узел. Казалось бы, идеальные характеристики для атаки на конвои. Но имелись и проблемы. Во-первых, посредственная мореходность, которая всегда аукается в суровых арктических морях, особенно во время шторма. Во-вторых, проблема кригсмарине 1943-го года в целом — серьёзное отставание от англичан в радарах, что в условиях полярной ночи было очень важно.

«Шарнхорст» в 1939 году

«Шарнхорст» имел впечатляющую боевую историю: потопление британского авианосца «Глориес», охота на транспорты в Атлантике, прорыв через Ла-Манш. Линкор часто выскакивал из расставленных ловушек в крайне сложных ситуациях, но рано или поздно этому везению должен был прийти конец.

Хитрый план

Выведя из строя все крупные корабли в Норвегии, кроме «Шарнхорста», англичане стали охотиться и на него. В качестве приманки использовали всё те же конвои в Мурманск — их стали пускать так близко к контролируемому немцами берегу, как только возможно. Суда шли на границе радиусов действия самолётов-разведчиков и бомбардировщиков — так, чтобы быть обнаруженными, но не получить бомбу или торпеду.

Тем не менее, в условиях полярной ночи немцы заметили и успели среагировать на посылаемые одну за другой приманки далеко не сразу. Конвой, который отправился перехватывать поддерживаемый эсминцами «Шарнхорст», вышел из Шотландии 20 декабря 1943 года. Девятнадцать транспортов, везущих 200 тысяч тонн ценнейших военных грузов: боеприпасы, высокооктановый бензин, сырьё, танки, а также весьма скромный, казалось бы, эскорт — девять судов, из которых лишь два эсминца, а другие и того мельче.

Но всё, разумеется, было не так просто. Неподалёку от конвоя рыскали две группы. Force 1 состояла из тяжёлого крейсера «Норфолк» и двух лёгких — «Белфаста» и «Шеффилда». Незадолго до боя к ним присоединились и четыре эсминца. Force 2 была ещё серьёзнее — новый линкор «Дюк оф Йорк» (10 356-мм орудий), лёгкий крейсер «Ямайка» и эсминцы. Сам «Шарнхорст» тоже имел пять эсминцев, но в будущем бою они не участвовали — их отправили искать конвой отдельно.

Рождественское избиение

Несмотря на привлечённые силы, охота за «Шарнхорстом» вовсе не была беспроигрышной лотереей. В шторме, разыгравшемся 26 декабря, в условиях полярной ночи возможность не найти немецкий линкор оставалась весьма реальной. Проскочи он к конвою — и «Шарнхорст» уподобился бы допущенному в курятник лису, а потом бы успешно ушёл в Норвегию, пользуясь преимуществом в скорости перед «Дюк оф Йорк» — главным доводом англичан.

Но этот шанс был потерян: по пути к транспортникам «Шарнхорст» наткнулся на Force 1 из трёх крейсеров. Линкор больно огрызался и пытался выйти на конвой с другой стороны. Но в конце концов ему сбили радар, и немцы, решившие не рисковать последним боеспособным на тот момент большим кораблём, решили отойти в Норвегию.

Однако со стороны берега к удиравшему «Шарнхорсту» уже подходила Force 2. Спустя семь с небольшим часов после начала боя огонь по немцу открыл и «Дюк оф Йорк». Германский линкор тут же среагировал, шарахнувшись на восток — чтобы оторваться, а потом скрыться в каком-нибудь норвежском фьорде.

Ему почти удалось — «Шарнхорст» увеличивал отрыв, доведя его до 20 километров. Мало того, у британского линкора ещё и вышел из строя радар. Но незадолго до этого последний залп на предельной дистанции добился своего — один из снарядов «Дюк оф Йорк» попал в силовую установку, перебив паропроводы сразу у четырёх котлов. Скорость упала почти на треть — до 22 узлов.

«Дюк оф Йорк» обстреливает «Шарнхорст»

После этого исход боя был предрешён. Напрасно «Шарнхорст» пытался стрелять на вспышки неприятельских орудий по принципу «израсходуем все снаряды до того, как нас потопят». Напрасно его зенитчики старались погасить парашютирующие на холодные арктические воды осветительные снаряды.

При таком перевесе сил одинокий линкор не мог ни выйти победителем, ни хотя бы сохранить себе жизнь.

Расстрелянный «Шарнхорст» затонул ещё до восьми вечера. Не удалось спастись даже лётчикам, лихорадочно пытавшимся запустить пока ещё целый гидросамолёт — все баллоны со сжатым воздухом уничтожил обстрел. Все 1968 человек экипажа или погибли в бою, или не смогли выбраться с тонущего корабля, или попрыгали за борт, в холодные волны. Англичане смогли подобрать немногих — лишь 36 моряков. Могли бы и больше, но последовал срочный приказ уходить — боялись немецких подлодок.

Тонущий «Шарнхорст»

История одного из мощнейших боевых кораблей кригсмарине завершилась.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий