Приключения казаков в Османской империи

Некрасовцы

Впервые я прочитал про казаков в детстве в романе Валентина Пикуля «Фаворит». Там описывался последний татарский поход на Россию в 1769 году:

«Было странно видеть — среди конских бунчуков — христианские кресты над бандами игнатов-некрасовцев, которым Турция дала политическое убежище, принудив за это участвовать в своих войнах. За спиною каждого игната была привязана половина мёрзлой свиной туши, и вид жирной свинины вызывал яростное озлобление правоверных. Пересаживаясь в сани, хан сказал де Тотту:

— Игнаты говорят, что покинули Россию ради свободы, но вы им не верьте — для них сохранение бород дороже всего на свете».

Как же казаки оказались в Османской империи?

В 1707–1708 годах на Дону вспыхнуло казачье восстание Кондратия Булавина, которое поддержали запорожцы. После разгрома движения несколько тысяч казаков во главе с Игнатием Некрасовым ушли в земли Крымского ханства, на Кубань. Там они объединились с казаками-старообрядцами, ушедшими за пределы Российского государства ещё раньше. Сохраняя автономию, казаки служили в войске хана. Основным их занятием в мирное время, видимо, было рыболовство.

Взятие Царицына войсками Булавина

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Снижение численности донских казаков в результате восстания очень ослабило южный фланг России, из-за чего возобновились набеги. Так, в 1717 году ногайцы вместе с черкесами и некрасовцами доходили даже до Пензы и Саранска!

Но турецкие приключения казаков продолжились. Картина крупными мазками выглядит так.

В 40-е годы XVIII века началось переселение казаков с Кубани на северо-восток Балкан, на земли Османской империи, в Добруджу и устье Дуная. Сохранив автономию, они вошли в состав так называемой «привилегированной райи». Это — христианское население империи, которое освобождалось от джизьи (подушная подать с иноверцев в исламских странах. — Прим.ред.), но обязано было служить в турецкой армии.

Игнаты сохраняли самоуправление. Всё решал казачий круг, он же выбирал атамана и есаулов. В основе идеологии некрасовцев стояло убеждение, что в России утвердилась власть антихриста, поэтому служить Османской империи, жившей по законам шариата, предпочтительнее.

Часть казаков ушла с Кубани на левобережье Днестра, оставшись во владениях Крымского ханства. Вероятно, именно эти казаки и принимали участие в татарском походе 1769 года.

Жившие в Добрудже казаки смешались со старообрядцами-липованами. Происхождение этого названия до сих пор остаётся предметом споров. В их среде сосуществовали оба старообрядческих течения — поповцев и беспоповцев.

Судьба запорожцев

В конце XVIII века, после ликвидации Запорожской Сечи, в Добруджу прибыла ещё одна группа казаков-эмигрантов. Это были запорожцы и присоединившиеся к ним беглые крепостные.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Основная масса бывших запорожцев переселилась на Кубань, где было создано Черноморское казачье войско, ставшее основой кубанского казачества.

Так на землях Османской империи была основана Задунайская сечь. Как и некрасовцам, этим казакам пришлось служить в турецкой армии. В 20-е годы XIX века они приняли активное участие в подавлении революции в Греции, где в боях с повстанцами понесли большие потери. Там погиб и кошевой атаман Семён Мороз.

Но в Добрудже уже жили казаки-старообрядцы! Запорожцы были вытеснены и переселились вверх по Дунаю, на границу с Австрийской империей — но затем вновь вернулись.

В дельте Дуная запорожцы и некрасовцы не смогли поделить места рыбного лова. Этот конфликт в начале XIX века перерос в междоусобную войну. Запорожцы и некрасовцы соревновались в жестокости, убивая пленных, сжигая станицы и вырезая женщин и детей. В итоге из Добруджи бо́льшая часть некрасовцев переселилась на запад Малой Азии, где и основали пять станиц.

Путь домой

В 1828 году произошло два перехода задунайцев в Россию. Сначала в Одессу на лодках уплыли восемьсот казаков. А затем на сторону России перешли ещё пятьсот человек во главе с Осипом Гладким. Они приняли активное участие в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, а после её окончания поселились на побережье Азовского моря, в районе Бердянска.

Казак Дунайского казачьего войска

Бо́льшая часть задунайцев осталась жить в Османской империи. Более того — туда вернулась даже часть ушедших в Россию, которым не понравились местные порядки. Но турки в 1828 году упразднили Сечь, поскольку казаки вышли из доверия.

Непримиримостью к России отличались именно некрасовцы.

Впрочем, две их группы переселились в Россию, в Южную Бессарабию, под гарантии автономии и сохранения своей веры. В 1809 году туда перешло около ста семей, а в 1829-30 годах — ещё чуть более тысячи человек. Под Измаилом они основали две станицы — Старую и Новую Некрасовки.

Но основная масса осталась в Османской империи, и возвращение их в Россию возобновилось лишь в XX веке.

Имя им — Легион

Девятнадцатый век оказался крайне бурным, и на исторической сцене появились весьма необычные персонажи. Одним из таких был Михаил Чайковский (1804-1886) — польский шляхтич, родившийся на Волыни. Он участвовал в польском восстании 1830-31 годов, после его разгрома уехал за границу и в итоге оказался у турок. Там Чайковский принял подданство Османской империи и ислам — и стал известен как Садык-паша.

Михаил Чайковский

С началом Крымской войны Садык-паша возглавил казачий полк в составе турецкой армии, получивший название «Славянский легион». В его рядах были бывшие задунайцы, некрасовцы и прочие славяне‑христиане.

Легион действовал на Балканах — и показал себя очень хорошо.

После окончания войны полк включили в состав регулярной армии Османской империи. Он занимался наведением порядка, подавлял очередное греческое восстание.

В 1869-м турки решили обратить солдат этого полка в ислам, но большинство казаков отказалось от такой чести. Они предпочли стать обычной райей (немусульманское население в старой Турции. — Прим.ред.), но сохранить веру.

Так из-за религиозного рвения был уничтожен мощный, эффективный полк.

Сам же Чайковский получил от российских властей разрешение вернуться в Россию, что и сделал в 1872 году. Там он в очередной раз сменил веру, приняв православие (при крещении в детстве он был униатом, затем обращался в мусульманство). Спокойно жил в своем поместье в России, получая турецкую пенсию, но в 1886 году, на 82-м году жизни, повесился…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий