WARHEAD туристический: «Аврора» — самый важный корабль страны

Военная легенда

В Санкт-Петербурге — там, где Петровская набережная загибается в сторону Большой Невки, чтобы обогнуть Петроградский остров, — чуть в стороне от основного русла Невы, на своей вечной стоянке стоит «Аврора». Крейсер пришвартован к набережной, а на его борту ежедневно поднимают флаг курсанты военно-морского флота, напоминая, что перед нами не просто музей, а боевой корабль — военная легенда, дошедшая до нас практически без изменений из позапрошлого столетия.

«Аврора» после спуска на воду, 1900 год

Достаточно просто перейти по сброшенным на набережную сходням, и вы окажетесь на легендарном корабле, участвовавшем в трёх войнах. В 1905 году «Аврора» вместе со второй Тихоокеанской эскадрой пробивалась сквозь Цусимский пролив на выручку Порт-Артуру, спустя десятилетие выходила в дозоры во время Первой мировой войны, а во время Великой Отечественной отчаянно отбивала налёты немецкой авиации на Кронштадт.

Не спешите нырять в глубину внутренних помещений, постойте на палубе. Прикоснитесь к одной из десяти 130-миллиметровых пушек образца 1913 года, ощутите под ногами натёртую до блеска тиковую палубу, почувствуйте саму историю.

Просто представьте расчёты орудий во время боя, жмущиеся за щитами бронезащиты — такой тонкой для снарядов противника. Представьте, как перехлёстывают холодные волны сквозь полубак во время похода по Атлантике, так и норовя смыть каждого, кто не держится мёртвой хваткой за леера. Прислушайтесь, как хлопает парусиновая ткань ограждений, опоясывающих ходовую рубку. Где-то там, на марсе фок-мачты напрягает усталые глаза вперёдсмотрящий, силясь разглядеть дымы японских кораблей на горизонте.

Ощутите холод металла, почувствуйте все 18 попаданий в «Аврору» во время Цусимского сражения. Подойдите к орудию на верхней палубе, из которого революционные матросы в 1917 году совершили холостой выстрел, по легенде ставший сигналом к штурму Зимнего дворца. Окиньте палубу взглядом краснофлотца, покидающего свой корабль в июле 1941 года, чтобы уйти на фронт и отстоять Ленинград.

«Аврора» в Цусимском сражении

Страницы истории

Да, тот промозглый октябрьский вечер семнадцатого года сложно забыть. Гомон революционных матросов, топтавшихся по палубе и словно готовившихся принять очень важное решение. Споры, крики, а рядом с носовым орудием так и лежали принесённые для выстрела снаряды.

«Аврора» стояла тогда совсем в другом месте — на Английской набережной, неподалёку от здания Сената. Сходите, постойте на том месте, где сейчас стоит памятный знак. Сразу станет ясно — стрелять оттуда по Зимнему дворцу проблематично, только если по касательной, рискуя задеть случайных горожан, спешащих по набережной домой. Крейсер хранит свои тайны и никогда не расскажет, был тот выстрел холостым, или, как потом уверял Джон Рид, боевым — вспахавшим мощёную мостовую возле дворца.

Можно лишь представить, как это было, — один удар, словно разделивший страну на две эпохи.

А ведь именно этот выстрел потом спас «Аврору» — когда крейсер, полузатопленный, истерзанный бомбёжкой, слепо щерящийся дырами на месте снятых и отданных на фронт орудий, ржавел в Финском заливе. Он отдал все силы на защиту Ленинграда, его команда большей частью ушла на фронт, а зенитные установки до последнего пытались не пустить фашистов в удерживаемый нашими войсками Кронштадт.

Наверное, тогда помогло то, что «Аврора» была символом Октябрьской революции. В отличие от многих других кораблей, разделанных на столь необходимый стране металл, крейсер подняли водолазы ЭПРОНа, восстановили и вернули в строй как музей-памятник истории флота.

Были в жизни корабля и мирные страницы, когда красавец крейсер ходил в другие страны, чтобы показать силу русского флота. «Аврора» помнит, что в 1910 году при заходе в порт сицилийской Мессины, где русским морякам должны были вручить медаль за участие в спасательных работах во время землетрясения 1908 года, её украсили флагами, а матросы в парадной форме выстроились на борту. Спустя несколько часов эти же самые матросы в составе спасательной партии посреди ночи бросились тушить огромный пожар, успев даже раньше итальянских пожарных бригад. Благодарные итальянцы не остались в долгу и на следующий день долго таскали с берега на борт ящики с южными апельсинами и лимонами.

Прославленный герой

Совсем недавно, в 2016 году, «Аврора» прошла ещё один ремонт в кронштадтских доках. Крейсеру оставили советский герб и красные звёзды, проверили герметичность корпуса, восстановили исторический облик каюты флагмана.

Внутри крейсера пространство организовали таким образом, чтобы, с одной стороны, дать возможность увидеть реальный быт матросов и офицеров того времени, а с другой — сделать прекрасный, пусть и не очень большой, музей боевой славы корабля. Рассказывающий не только об участии в трёх войнах — Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной, — но и о менее известных страницах истории крейсера: заграничных походах в качестве учебного и боевого корабля.

Можно посмотреть и на реальный быт матросов более чем столетней давности — тесноту кают, где приходилось проводить по нескольку месяцев, гамаки для сна, боевую рубку, где после Цусимы командовал перешедший на крейсер адмирал Энквист. Стоит заглянуть в машинное и котельное отделения корабля, посетить восстановленный корабельный православный храм, где в дни церковных праздников проводят богослужения.

(Источник фото)

К настоящему времени осталось очень мало кораблей, спущенных на воду в начале прошлого века. Наиболее известны четыре корабля-музея: японский броненосец «Микаса» в Йокосуке — последний оставшийся в живых пример броненосца-додредноута; греческий броненосный крейсер «Георгиос Аверофф» в пригороде Афин; линейный корабль «Техас» в Сан-Джасинто — последний из дредноутов; и «Аврора».

Другой такой возможности в нашей стране прикоснуться к реальной истории и побывать на честно заслужившем себе славу корабле просто нет.

И если вы не были на «Авроре», то пора покупать билеты в Питер.

Сны крейсера

Удобнее всего пройти к «Авроре» пешком от метро Горьковская, пройдя сквозь Александровский парк, мимо памятника миноносцу «Стерегущему» до набережной. Возле Троицкого моста надо свернуть влево, полюбоваться на первое каменное строение Санкт-Петербурга — домик Петра Первого, кивнуть на набережной безмолвным стражам — китайским львам Ши Цза, больше похожим на смешных мопсов, и уже потом заметить впереди стремительный тёмно-серый силуэт крейсера, выглядывающего из-за Нахимовского военно-морского училища. Весь путь займёт не более 20 минут прогулочным шагом.

Вечером, если есть время, можно прийти к крейсеру ещё раз и с набережной посмотреть на подсвеченный прожекторами стремительный силуэт, батарею дымовых труб и ощетинившиеся стволы бортовых орудий. Крейсер дремлет и видит сны о своей долгой и славной службе. Кажется, что в кают-компании сейчас собрались все капитаны — и курят, и смеются, и спорят. Достаточно им лишь захотеть и отдать в медный раструб переговорного устройства короткую команду, как «Аврора» снова, как и век назад, даст полный ход, вырываясь из тесной для неё Невы на простор свинцовой Балтики.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о трёхмерной панораме «Дорога через войну» в Санкт-Петербурге >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий