Слабая надежда на технику, или Почему базовые навыки рано списывать в архив

Как пройти до Капитолия?

Пятнадцатого октября мы написали, что армия США намерена изменить своё отношение к ориентированию на местности с помощью GPS-систем: солдат всё-таки будут учить читать бумажные карты. А то ведь если угрюмые кудесники из Империи Зла, зловеще хмыкая, отключат все интернеты, то 3-й пехотный полк в случае чего не сможет найти дорогу от Белого Дома до Капитолия. Буквально одновременно с этим прошла новость, что мэр одного из муниципалитетов на Сардинии призвал туристов прекратить пользоваться «Гугл-картами» — доверчивые дети цифрового столетия бездумно полагаются на GPS и «Гугл» и в результате забредают в такие дебри, что куда там Макару с его телятами. А спасать потеряшек приходится, между прочим, за счёт местного бюджета, который вовсе на такое не рассчитан.

Конечно, новость, что люди, находящиеся в процессе передвижения (будь то пехотинцы или туристы), не способны прочитать карты, способна вызвать улыбку. Но у этой улыбки есть и грустная сторона. Стремительное развитие технологий, в том числе связанных с определением положения на местности, на сегодняшний день привело к тому, что некоторые навыки, ещё не так давно считавшиеся базовыми, сегодня утрачиваются. Причём массово. Широкое распространение смартфонов с большим экраном, тьма тьмущая электронных карт для этих устройств, GPS-модули, которые разве что в женские шпильки не вставляются, и мобильный интернет даже в самых глухих местах типа Центральноафриканской Республики изменили, как это ни банально звучит, массовое сознание. Массовый, продвинутый, воспитанный гуглопедией молодой человек решил, что больше не надо покупать огромные бумажные полотнища, держать в голове кучи условных значков и обозначений, сверять свой путь с картой, рассчитывать маршрут, делать выводы и так далее. Строго по классику:

— А к чему бы это служило на первый случай?
— На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
— Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь.

(Фото: The U.S. Army)

Поздравляем, именно это и случилось. Извозчиков заменила умная машина — и везёт она нового дворянина, куда ему вздумается. Хорошо везёт, правильно — до тех пор, пока не сломается. И вот тут, пожалуй, возникнут проблемы…

Идём по приборам!

К хорошему человек привыкает быстро, к удобному — мгновенно. Новая технология, если она облегчает жизнь, очень часто играет злую шутку — люди настолько в неё влюбляются, что не задаются вопросом: а что будет, если колесо-таки треснет? От тех, кто такие вопросы задаёт, обычно отмахиваются: «Да вы что, да у нас, да никогда!». Когда наступает «когда», то приходится срочно изыскивать средства на восстановление — в двух или трёхкратном размере. Как это не так давно случилось в США.

В 2015 году без особой помпы было объявлено, что Академия ВМС США в Аннаполисе возвращает в свою учебную программу астрономическую навигацию — преподавание которой отменили аж за 15 лет до этого! Причём вернули дисциплину не факультативным курсом, а обязательным предметом, без знания какового будущему офицеру не видать погон. Об этом событии писали — а вот о том, почему мореходную астрономию изъяли из программы подготовки будущих адмиралов, старались как-то не упоминать. А всё лежало на поверхности — деньги и очарованность новой технологией.

Конец XX века для США ознаменовался — как это видели в Белом Доме — безусловной победой в холодной войне, безусловным доминированием на всём земном шаре, безусловным лидерством во всех сферах жизни и безусловной верой в то, что золотой век Америки будет длиться вечно.

Ну а раз так, решили какие-то умные головы, то давайте сократим всё, что можно, — от личного состава до бюджетов, в которых заложены деньги на обучение.

Ну и зачем тогда, спрашивается, командиру авианосца «Джордж Вашингтон» знать, где расположены Бетельгейзе, Альфа Центавра и прочие Малые Медведицы? Современные компьютеры помогут ему провести эту изящную посудинку из Норфолка в Сан-Диего как по маслу — сиди себе в рубке, попивай крепкий флотский кофе…

(Фото: The U.S. Navy)

Спустя пару десятилетий до других умных голов дошло, что «общий отказ системы», «сбои в цепи электропитания», «нарушения работы спутников», а также «намеренное выведение из строя инфраструктуры с помощью взлома программного обеспечения» — это не просто скучные строчки из справочников по техобслуживанию, а суровая реальность. Когда же наконец до самых высокопоставленных голов дошло, что массовый отказ в навигационных системах в военном деле легко приведёт к тому, что боевые подразделения и техника в мгновение ока превратятся в дезорганизованные толпы и груду железа, то военная машина включила заднюю передачу.

Так что вычислению по звёздам и обращению с секстантами военных моряков учить-таки будут.

Два лаптя правее солнышка

Что интересно, все эти игрища с изыманием и возвращением учебных курсов по ориентированию не затронули спецподразделения флота (тех самых «морских котиков»). Когда астрономическую навигацию убрали из учебного курса Академии, то Главное управление ВМС США попыталось проделать то же самое с частями спецназначения. Но «котики» внезапно упёрлись, заявив, что хотя они и флотский спецназ, но подчиняются Командованию специальных операций ВС США — и вообще, без ориентирования ночью по звёздам (а спецназ как-то всё больше по ночам и работает) им никуда.

Дескать, раз не желает флот учить будущих флотоводцев, как пройти из Нагасаки в Марсель, держа курс по созвездию Скорпиона, — это их дело, но нам жизненно необходимо Полярную звезду с Южным Крестом не перепутать. После долгой и муторной служебной переписки в Пентагоне махнули рукой — у спецназа вечно придурь какая-то в голове, ладно, пусть заучивают, чем Плеяды от Магелланова облака отличаются.

Жизнь показала, кто был прав…

И уж совсем за кадром остаётся серьёзная озабоченность военного ведомства США практическими знаниями в области географии и сопутствующими навыками (в том числе, да-да, чтением бумажных карт и определением своего местоположения относительно элементов окружающего пространства) у тех, кто идёт служить. То, что американцы в географии разбираются слабо, — известно всему миру, у них даже президенты Австрию с Австралией порой путают, что уж говорить об обычных гражданах. Ну не преподают в американских школах отдельно этот предмет — да и не во всех вузах, кстати. А это приводит к тому, что поколение смартфонов, привыкшее к тому, что навигатор услужливо подскажет, как проехать в ближайший «Макдональдс», в какой-то момент надевает военную форму — и смотрит на бумажную карту, как то самое парнокопытное на проход в ограде. А уж чтобы пройти десять километров звёздной ночью по ровной прерии, имея при себе только бумагу и какую-то кругляшку со стрелкой…

(Фото: The U.S. Navy)

Шутки шутками, а над тем, как бы разрешить этот вопрос, военное ведомство США сейчас серьёзно ломает голову. С одной стороны, GPS-устройство тебя гарантированно выведет в нужную точку с точностью до пяти метров — что существенно облегчает боевую задачу и высвобождает ресурсы для обучения солдата другим дисциплинам. С другой, если GPS откажется работать, то идти придётся по старинке —   «два лаптя правее солнышка». Только для этого желательно солдат научить, как этот лапоть мысленно к звезде приложить.

Как бы так и на ёлку влезть, и не оцарапаться — в Пентагоне пока не знают. Но оптимизма по поводу будущего не испытывают.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий