itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Универсальные, десантные, авианесущие: откуда пошли корабли-доки?

Судя по многочисленным «утечкам» в прессу, наш ВМФ созрел-таки для универсальных десантных кораблей-доков собственной постройки. Их закладка якобы запланирована на 2020 год. Так что самое время вспомнить, где и когда появился этот класс кораблей и для чего они вообще нужны.

/
13K
51
20
96

Судя по многочисленным «утечкам» в прессу, наш ВМФ созрел-таки для универсальных десантных кораблей-доков собственной постройки. Их закладка якобы запланирована на 2020 год. Так что самое время вспомнить, где и когда появился этот класс кораблей и для чего они вообще нужны.

От Илиона до Дарданелл

Высадку войск с моря придумали в незапамятные времена. Достаточно вспомнить самый распиаренный морской десант всех времён и народов — операцию 1-го ахейского корпуса по захвату плацдарма около укрепрайона «Троя».

Универсальные, десантные, авианесущие: откуда пошли корабли-доки?

Тогда всё было проще: мелкосидящие кораблики древних греков и прочих викингов не могли похвастаться выдающейся грузоподъёмностью и мореходностью, зато они умели запросто причалить к любому мало-мальски пригодному побережью и высадить свою «морскую пехоту».

Но всё хорошее когда-то заканчивается.

Суда и их осадка увеличивались, и процесс высадки становился всё более геморройным. Теперь надо было либо захватывать порт с причалами — что его хозяева часто воспринимали без восторга и всячески пакостили в процессе, либо вставать на якорь на безопасной глубине, а затем очень медленно и печально высаживаться с помощью шлюпок или вообще плотов.

Высадка французских и британских войск неподалёку от Севастополя в ходе Крымской войны
Высадка французских и британских войск неподалёку от Севастополя в ходе Крымской войны

С этим надо что-то делать

Такое положение вещей продержалось более полутысячи лет, вплоть до Первой мировой, когда войска начали высаживать уже в совсем промышленных масштабах. И лишь обломы «владычицы морей» в ходе десантной операции в Дарданеллах заставили задуматься о создании специализированных десантно-высадочных средств. В Англии это привело к появлению в 1915 году десантных лихтеров типа X, или «чёрных жуков», — 135-тонных самоходных барж.

В России пошли другим путём.

В том же году на Черноморском флоте не только скопировали британские лихтеры, но и придумали знаменитые «эльпидифоры» — десантные суда специальной постройки водоизмещением уже 1300 тонн. Они могли перевезти и, благодаря особому устройству, «напрямую» высадить на берег до 1000 солдат, плюс обеспечить им артподдержку. Однако с русским десантом в Босфоре не срослось, так что все суда в итоге перестроили в корабли других типов.

Британские штурмовые десантные катера-плоскодонки LCA Landing Craft Assault могли взять на борт 36 бойцов
Британские штурмовые десантные катера-плоскодонки LCA (Landing Craft Assault) могли взять на борт 36 бойцов

Через десяток лет британцы сделали выбор в пользу небольших плоскодонных корыт-плашкоутов, снабжённых, как и лихтеры типа Х, откидной аппарелью в носу. В 1926 году был разработан «танкодесантный» катер MLC для техники до десяти тонн, а в 1938-м на вооружение приняли «штурмовой» LCA, перевозивший взвод пехоты. Однако к началу Второй мировой в Англии построили лишь девять единиц первого типа и 18 второго. Как говорится — не о чём.

К счастью, в Германии с этим оказалось ещё хуже.

Лишь прорвавшись летом 1940 года к Ла-Маншу, немецкие генералы начали наконец чесать репу на предмет: «а на чём мы, собственно, будем этот противотанковый ров форсировать?». Результатом стали лихорадочно разработанные, но очень удачные 230-тонные быстроходные десантные баржи MFP и катамараны «Зибель». До Англии эти суда так и не добрались, зато попортили немало крови нашим на Чёрном и Балтийском морях — и даже на Ладоге. Да и союзникам с ними пришлось столкнуться.

Немецкая быстроходная десантная баржа MFP Marinefährprahm тип D грузоподъёмностью до 140 тонн
Немецкая быстроходная десантная баржа MFP (Marinefährprahm) тип D грузоподъёмностью до 140 тонн

Японский подход

А вот на другом конце Евразии всё было совсем по-другому. Для островной Японии любая война автоматом означала переброску войск морем. Японская армия тоже достаточно нахлебалась при высадках в ходе как японо-китайской и русско-японской войн, так и в Первую мировую при штурме немецкой колониальной крепости Циндао. Так что к вопросу десантно-высадочных средств там в межвоенный период подошли со всей серьёзностью.

Хотя флот сразу отморозился. Дескать, не наши это проблемы.

Лужи, отделяющие Японские острова от нежно любимых соседей, — они совсем другого масштаба, чем Ла-Манш и даже европейские «внутренние» моря. Поэтому японцы, как и англичане, сделали ставку не на крупные, но мелкосидящие десантные корабли и баржи с их никакой мореходностью, а на небольшие десантные катера, доставляемые в далёкий район высадки на чём-то более солидном — от войсковых транспортов до эсминцев.

Японский 14-метровый десантный катер дайхацу. От западных аналогов отличался лучшей мореходностью и управляемостью — за счёт оригинальной формы днища с катамаранным носом
Японский 14-метровый десантный катер дайхацу. От западных аналогов отличался лучшей мореходностью и управляемостью — за счёт оригинальной формы днища с «катамаранным» носом

Разработка велась по линии Транспортного управления сухопутных сил, и в 1925 году армейцы уже испытывали пробную партию. В 1930-м был начат крупносерийный выпуск увеличенной версии с улучшенной мореходностью, а спустя два года последовал последний штрих — у катеров были усилены палуба и аппарель. Теперь они могли нести не только 70 десантников или 12 тонн груза, но и бронетехнику уровня «среднего» танка обр. 89 «И-Го».

Изделие незатейливо обозвали «большая моторная лодка»

По-японски — «дай хацудо-тэй», или сокращённо «дайхацу». Новинку сразу же засекретили, и о её существовании на Западе узнали лишь спустя семь лет. Впервые десантные катера массово применили в начавшейся в 1937 году очередной японо-китайской войне, где они отлично себя проявили. Включая битву за Шанхай, где катера и «срисовали» любознательные американские морпехи.

Один из снимков дайхацу, сделанных в 1937 году в Шанхае лейтенантом морской пехоты США Виктором Крулаком
Один из снимков дайхацу, сделанных в 1937 году в Шанхае лейтенантом морской пехоты США Виктором Крулаком
Замецки
Замецки

И не просто «срисовали». Их фотографии передали владельцу небольшой судостроительной компании Эндрю Хиггинсу. Результатом его «творческого переосмысления» японской конструкции стал принятый на вооружение в 1942 году самый массовый десантный катер всех времён и народов — американский LCVP, или «лодка Хиггинса», наштампованная в количестве более 23 тысяч единиц.

Что характерно — несмотря на то, что морская пехота традиционно была самым воюющим родом войск США, на начало Второй мировой специализированных десантно-высадочных средств у них тоже ещё не было.

Следующий шаг

Наличие толпы дайхацу позволяло японцам задействовать приём, именуемый сейчас «загоризонтная высадка». Когда забитые войсками и прочими грузами крайне уязвимые транспорты высаживают десант, оставаясь вне радиуса действия береговой обороны. Рискуют не они, а лишь дешёвые катера с небольшим количеством бойцов на каждом. Но сами по себе даже лучшие в мире десантные катера решают лишь часть проблем.

Ведь использовать их придётся по старинке.

Сами катера нужно сначала опустить с палубы судна-носителя на воду. Затем увешанные «по самое не хочу» оружием и снаряжением бойцы тоже должны на них как-то спуститься. Как и сотни лет назад — по грузовой сети на борту. С погрузкой техники — ещё сложней. Даже при идеальной погоде всё это занимает кучу времени, а судно при этом должно торчать на месте, радостно изображая жирную цель типа «сидячая утка».

Медленно и печально: погрузка техники и десантников с обычных американских транспортов на десантные катера
Медленно и печально: погрузка техники и десантников с обычных американских транспортов на десантные катера

Так что, первыми в мире обзаведясь солидным флотом десантных катеров, японцы практически сразу задумались о создании специально заточенных под них десантных судов — способных проводить высадку без описанного выше геморроя. Для этого выбрали не самое очевидное для тех времён решение: оснастить эти суда «гаванью» для дайхацу — доковой камерой в трюме.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Строго говоря, японцы были не первыми, кто до этого додумался. Ещё в 1880 году в Италии построили броненосец «Кайо Дуилио», снабжённый доковой камерой. Пусть и не для десантных катеров, а для «возимой» миноноски.

Секретный «коневоз»

Разработкой и постройкой судна нового класса опять занялась армия. В 1933 году состоялась закладка корабля, и 15 декабря 1934 года он был принят в состав Императорской армии под именем «Синсю-мару». Сам корабль был не особо внушительным — 8100 тонн водоизмещения. Самое интересное было у него внутри.

Плавбаза десантных катеров Синсю-мару 神州丸
Плавбаза десантных катеров «Синсю-мару» (神州丸)

Весь трюм занимала та самая доковая камера для десантных катеров. Всего судно могло нести до 29 дайхацу плюс до 25 катеров поменьше — десятиметровых сёхацу на 30 человек. Этого хватало, чтобы высадить всех 2200 десантников, которых перевозило «Синсю-мару», а также их артиллерию и лёгкую бронетехнику. Для непосредственной поддержки десанта служили четыре артиллерийских бронекатера «АБ-тэй» с парой 57-мм орудий каждый.

Для выпуска катеров судно было снабжено огромными «воротами» — лацпортом — в корме. Перед высадкой корма «притапливалась» с помощью балластных цистерн. Затем специальными лебёдками стоящие на тележках дайхацу перемещали к корме, после чего скатывали в воду по специальным направляющим. Для ускорения процесса могли также использоваться расположенные чуть выше ватерлинии большие люки в бортах.

Боковая проекция и разрез Синсю-мару
Боковая проекция и разрез «Синсю-мару»

Над док-камерой находись кубрики для десанта, а над ними — самое интересное: ангар для 12 армейских истребителей и разведчиков-корректировщиков. Поначалу конструкторы хотели оборудовать «Синсю-мару» ещё и небольшой полётной палубой. Но флотские порекомендовали им урезать осётра.

При максимальной скорости судна в 20 узлов ни о каком взлёте своим ходом речь идти не могла, так что флот поделился со своими армейскими «заклятыми друзьями» парой авиационных катапульт. О посадке обратно на корабль думать тоже, конечно, не приходилось. Самолёты планировалось сажать где-нибудь на берегу или в крайнем случае на воду.

Свою новую игрушку японцы, естественно, засекретили. Причём на том же уровне, что и суперлинкор   «Ямато». Никаких фотографий или просто упоминаний в прессе. Даже в боевых приказах оно фигурировало под вымышленными именами. А странные «ворота» в корме и подозрительную надстройку «объяснили» тем, что это экспериментальное судно, сконструированное для упрощения перевозки… лошадей.

Справедливости ради, катера дайхацу вполне могли перевозить и лошадей тоже
Справедливости ради, катера дайхацу вполне могли перевозить и лошадей тоже

Аппетит приходит во время еды

Испытав «Синсю-мару» в боевых условиях, Императорская армия захотела ещё. Подкопив денег, летом 1941 года она реквизировала недостроенный лайнер, и в январе 1942 года второй десантный корабль вступил в строй под именем «Акицу-мару». На этот раз армейские смогли реализовать свои хотелки и оснастили судно полётной палубой почти на всю длину, что позволяло поднимать самолёты своим ходом.

Но посадка опять-таки не предусматривалась.

Кроме 27 дайхацу и 20 самолётов корабль нёс ещё и пару автожиров «Каяба» Ка-1. Так что его можно считать в некотором роде ещё и первым десантным вертолётоносцем в истории.

Первый в мире авианесущий десантный корабль Акицу-мару
Первый в мире авианесущий десантный корабль «Акицу-мару»

После 1942 года ни о каких японских десантных операциях речь уже не шла. Но Императорская армия с упорством, достойным лучшего применения, продолжала штамповать десантные суда. Построив в общей сложности аж десять единиц. Никакого воздействия на ход войны они, естественно, оказать уже не могли.

Эпилог

Первыми неяпонскими десантными кораблями-доками стали американские LSD (Landing Ship, Dock) типа «Эшленд», что пошли в строй летом 1943 года, то есть через восемь с половиной лет после «Синсю-мару». А первым кораблём-доком со сквозной полётной палубой — американский же LHA-1 «Тарава» вообще 1976 года рождения. Конечно, это были корабли совсем другого уровня — но не стоит забывать, с чего всё начиналось.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?

Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.

13K
27
8
38
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

80K
46
8
358
Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу

Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.

18K
26
26
93
«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры

Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…

65K
39
16
444
Ботаническое оружие: как не умереть от ожогов борщевика

Жителей Подмосковья обязали бороться с борщевиком. Теперь, если запустили участок, будьте добры оплатить штраф. Речь в законопроекте идёт о борщевике Сосновского. Что это за зверь, чем он опасен для страйкболистов и куда его нельзя прикладывать — давайте разбираться.

28K
17
16
715
И числом, и умением: кто такие драгуны

Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!

28K
26
18
139
Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье

Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.

20K
32
12
476
Конституция США: менять нельзя оставить

Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?

6.3K
19
1
30
Голштинская гвардия — потешные войска Петра III

У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.

7.8K
12
9
79
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

28K
180
164
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

25K
136
111
1.6K
11 подводных хохм, от которых ржут американские моряки

Как ловить водяных слизней, зачем воровать дверь старпома и чем опасны вентиляторы между отсеками? Подводников ВМС США из группы Submarine Bubblehead Brotherhood в фейсбуке спросили о самых забавных случаях во время их службы. Из 230 комментариев отобрали 11 лучших и опубликовали на сайте We Are The Mighty. Статью О. Волли читайте в переводе Алексея Костенкова.

23K
63
28
287
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

23K
49
31
326
Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

21K
113
390
1.5K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

20K
50
102
268
Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

17K
90
88
679
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
107
161
809
Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

17K
37
23
410
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
69
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

62K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
82
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
406
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
42
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

269K
122
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

144K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

136K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

102K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
100
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

85K
44
8
274
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

80K
39
14
172