Универсальные, десантные, авианесущие: откуда пошли корабли-доки?

Судя по многочисленным «утечкам» в прессу, наш ВМФ созрел-таки для универсальных десантных кораблей-доков собственной постройки. Их закладка якобы запланирована на 2020 год. Так что самое время вспомнить, где и когда появился этот класс кораблей и для чего они вообще нужны.

/
11K
47
20
96

Судя по многочисленным «утечкам» в прессу, наш ВМФ созрел-таки для универсальных десантных кораблей-доков собственной постройки. Их закладка якобы запланирована на 2020 год. Так что самое время вспомнить, где и когда появился этот класс кораблей и для чего они вообще нужны.

От Илиона до Дарданелл

Высадку войск с моря придумали в незапамятные времена. Достаточно вспомнить самый распиаренный морской десант всех времён и народов — операцию 1-го ахейского корпуса по захвату плацдарма около укрепрайона «Троя».

Универсальные, десантные, авианесущие: откуда пошли корабли-доки?

Тогда всё было проще: мелкосидящие кораблики древних греков и прочих викингов не могли похвастаться выдающейся грузоподъёмностью и мореходностью, зато они умели запросто причалить к любому мало-мальски пригодному побережью и высадить свою «морскую пехоту».

Но всё хорошее когда-то заканчивается.

Суда и их осадка увеличивались, и процесс высадки становился всё более геморройным. Теперь надо было либо захватывать порт с причалами — что его хозяева часто воспринимали без восторга и всячески пакостили в процессе, либо вставать на якорь на безопасной глубине, а затем очень медленно и печально высаживаться с помощью шлюпок или вообще плотов.

Высадка французских и британских войск неподалёку от Севастополя в ходе Крымской войны
Высадка французских и британских войск неподалёку от Севастополя в ходе Крымской войны

С этим надо что-то делать

Такое положение вещей продержалось более полутысячи лет, вплоть до Первой мировой, когда войска начали высаживать уже в совсем промышленных масштабах. И лишь обломы «владычицы морей» в ходе десантной операции в Дарданеллах заставили задуматься о создании специализированных десантно-высадочных средств. В Англии это привело к появлению в 1915 году десантных лихтеров типа X, или «чёрных жуков», — 135-тонных самоходных барж.

В России пошли другим путём.

В том же году на Черноморском флоте не только скопировали британские лихтеры, но и придумали знаменитые «эльпидифоры» — десантные суда специальной постройки водоизмещением уже 1300 тонн. Они могли перевезти и, благодаря особому устройству, «напрямую» высадить на берег до 1000 солдат, плюс обеспечить им артподдержку. Однако с русским десантом в Босфоре не срослось, так что все суда в итоге перестроили в корабли других типов.

Британские штурмовые десантные катера-плоскодонки LCA Landing Craft Assault могли взять на борт 36 бойцов
Британские штурмовые десантные катера-плоскодонки LCA (Landing Craft Assault) могли взять на борт 36 бойцов

Через десяток лет британцы сделали выбор в пользу небольших плоскодонных корыт-плашкоутов, снабжённых, как и лихтеры типа Х, откидной аппарелью в носу. В 1926 году был разработан «танкодесантный» катер MLC для техники до десяти тонн, а в 1938-м на вооружение приняли «штурмовой» LCA, перевозивший взвод пехоты. Однако к началу Второй мировой в Англии построили лишь девять единиц первого типа и 18 второго. Как говорится — не о чём.

К счастью, в Германии с этим оказалось ещё хуже.

Лишь прорвавшись летом 1940 года к Ла-Маншу, немецкие генералы начали наконец чесать репу на предмет: «а на чём мы, собственно, будем этот противотанковый ров форсировать?». Результатом стали лихорадочно разработанные, но очень удачные 230-тонные быстроходные десантные баржи MFP и катамараны «Зибель». До Англии эти суда так и не добрались, зато попортили немало крови нашим на Чёрном и Балтийском морях — и даже на Ладоге. Да и союзникам с ними пришлось столкнуться.

Немецкая быстроходная десантная баржа MFP Marinefährprahm тип D грузоподъёмностью до 140 тонн
Немецкая быстроходная десантная баржа MFP (Marinefährprahm) тип D грузоподъёмностью до 140 тонн

Японский подход

А вот на другом конце Евразии всё было совсем по-другому. Для островной Японии любая война автоматом означала переброску войск морем. Японская армия тоже достаточно нахлебалась при высадках в ходе как японо-китайской и русско-японской войн, так и в Первую мировую при штурме немецкой колониальной крепости Циндао. Так что к вопросу десантно-высадочных средств там в межвоенный период подошли со всей серьёзностью.

Хотя флот сразу отморозился. Дескать, не наши это проблемы.

Лужи, отделяющие Японские острова от нежно любимых соседей, — они совсем другого масштаба, чем Ла-Манш и даже европейские «внутренние» моря. Поэтому японцы, как и англичане, сделали ставку не на крупные, но мелкосидящие десантные корабли и баржи с их никакой мореходностью, а на небольшие десантные катера, доставляемые в далёкий район высадки на чём-то более солидном — от войсковых транспортов до эсминцев.

Японский 14-метровый десантный катер дайхацу. От западных аналогов отличался лучшей мореходностью и управляемостью — за счёт оригинальной формы днища с катамаранным носом
Японский 14-метровый десантный катер дайхацу. От западных аналогов отличался лучшей мореходностью и управляемостью — за счёт оригинальной формы днища с «катамаранным» носом

Разработка велась по линии Транспортного управления сухопутных сил, и в 1925 году армейцы уже испытывали пробную партию. В 1930-м был начат крупносерийный выпуск увеличенной версии с улучшенной мореходностью, а спустя два года последовал последний штрих — у катеров были усилены палуба и аппарель. Теперь они могли нести не только 70 десантников или 12 тонн груза, но и бронетехнику уровня «среднего» танка обр. 89 «И-Го».

Изделие незатейливо обозвали «большая моторная лодка»

По-японски — «дай хацудо-тэй», или сокращённо «дайхацу». Новинку сразу же засекретили, и о её существовании на Западе узнали лишь спустя семь лет. Впервые десантные катера массово применили в начавшейся в 1937 году очередной японо-китайской войне, где они отлично себя проявили. Включая битву за Шанхай, где катера и «срисовали» любознательные американские морпехи.

Один из снимков дайхацу, сделанных в 1937 году в Шанхае лейтенантом морской пехоты США Виктором Крулаком
Один из снимков дайхацу, сделанных в 1937 году в Шанхае лейтенантом морской пехоты США Виктором Крулаком
Замецки
Замецки

И не просто «срисовали». Их фотографии передали владельцу небольшой судостроительной компании Эндрю Хиггинсу. Результатом его «творческого переосмысления» японской конструкции стал принятый на вооружение в 1942 году самый массовый десантный катер всех времён и народов — американский LCVP, или «лодка Хиггинса», наштампованная в количестве более 23 тысяч единиц.

Что характерно — несмотря на то, что морская пехота традиционно была самым воюющим родом войск США, на начало Второй мировой специализированных десантно-высадочных средств у них тоже ещё не было.

Следующий шаг

Наличие толпы дайхацу позволяло японцам задействовать приём, именуемый сейчас «загоризонтная высадка». Когда забитые войсками и прочими грузами крайне уязвимые транспорты высаживают десант, оставаясь вне радиуса действия береговой обороны. Рискуют не они, а лишь дешёвые катера с небольшим количеством бойцов на каждом. Но сами по себе даже лучшие в мире десантные катера решают лишь часть проблем.

Ведь использовать их придётся по старинке.

Сами катера нужно сначала опустить с палубы судна-носителя на воду. Затем увешанные «по самое не хочу» оружием и снаряжением бойцы тоже должны на них как-то спуститься. Как и сотни лет назад — по грузовой сети на борту. С погрузкой техники — ещё сложней. Даже при идеальной погоде всё это занимает кучу времени, а судно при этом должно торчать на месте, радостно изображая жирную цель типа «сидячая утка».

Медленно и печально: погрузка техники и десантников с обычных американских транспортов на десантные катера
Медленно и печально: погрузка техники и десантников с обычных американских транспортов на десантные катера

Так что, первыми в мире обзаведясь солидным флотом десантных катеров, японцы практически сразу задумались о создании специально заточенных под них десантных судов — способных проводить высадку без описанного выше геморроя. Для этого выбрали не самое очевидное для тех времён решение: оснастить эти суда «гаванью» для дайхацу — доковой камерой в трюме.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Строго говоря, японцы были не первыми, кто до этого додумался. Ещё в 1880 году в Италии построили броненосец «Кайо Дуилио», снабжённый доковой камерой. Пусть и не для десантных катеров, а для «возимой» миноноски.

Секретный «коневоз»

Разработкой и постройкой судна нового класса опять занялась армия. В 1933 году состоялась закладка корабля, и 15 декабря 1934 года он был принят в состав Императорской армии под именем «Синсю-мару». Сам корабль был не особо внушительным — 8100 тонн водоизмещения. Самое интересное было у него внутри.

Плавбаза десантных катеров Синсю-мару 神州丸
Плавбаза десантных катеров «Синсю-мару» (神州丸)

Весь трюм занимала та самая доковая камера для десантных катеров. Всего судно могло нести до 29 дайхацу плюс до 25 катеров поменьше — десятиметровых сёхацу на 30 человек. Этого хватало, чтобы высадить всех 2200 десантников, которых перевозило «Синсю-мару», а также их артиллерию и лёгкую бронетехнику. Для непосредственной поддержки десанта служили четыре артиллерийских бронекатера «АБ-тэй» с парой 57-мм орудий каждый.

Для выпуска катеров судно было снабжено огромными «воротами» — лацпортом — в корме. Перед высадкой корма «притапливалась» с помощью балластных цистерн. Затем специальными лебёдками стоящие на тележках дайхацу перемещали к корме, после чего скатывали в воду по специальным направляющим. Для ускорения процесса могли также использоваться расположенные чуть выше ватерлинии большие люки в бортах.

Боковая проекция и разрез Синсю-мару
Боковая проекция и разрез «Синсю-мару»

Над док-камерой находись кубрики для десанта, а над ними — самое интересное: ангар для 12 армейских истребителей и разведчиков-корректировщиков. Поначалу конструкторы хотели оборудовать «Синсю-мару» ещё и небольшой полётной палубой. Но флотские порекомендовали им урезать осётра.

При максимальной скорости судна в 20 узлов ни о каком взлёте своим ходом речь идти не могла, так что флот поделился со своими армейскими «заклятыми друзьями» парой авиационных катапульт. О посадке обратно на корабль думать тоже, конечно, не приходилось. Самолёты планировалось сажать где-нибудь на берегу или в крайнем случае на воду.

Свою новую игрушку японцы, естественно, засекретили. Причём на том же уровне, что и суперлинкор «Ямато». Никаких фотографий или просто упоминаний в прессе. Даже в боевых приказах оно фигурировало под вымышленными именами. А странные «ворота» в корме и подозрительную надстройку «объяснили» тем, что это экспериментальное судно, сконструированное для упрощения перевозки… лошадей.

Справедливости ради, катера дайхацу вполне могли перевозить и лошадей тоже
Справедливости ради, катера дайхацу вполне могли перевозить и лошадей тоже

Аппетит приходит во время еды

Испытав «Синсю-мару» в боевых условиях, Императорская армия захотела ещё. Подкопив денег, летом 1941 года она реквизировала недостроенный лайнер, и в январе 1942 года второй десантный корабль вступил в строй под именем «Акицу-мару». На этот раз армейские смогли реализовать свои хотелки и оснастили судно полётной палубой почти на всю длину, что позволяло поднимать самолёты своим ходом.

Но посадка опять-таки не предусматривалась.

Кроме 27 дайхацу и 20 самолётов корабль нёс ещё и пару автожиров «Каяба» Ка-1. Так что его можно считать в некотором роде ещё и первым десантным вертолётоносцем в истории.

Первый в мире авианесущий десантный корабль Акицу-мару
Первый в мире авианесущий десантный корабль «Акицу-мару»

После 1942 года ни о каких японских десантных операциях речь уже не шла. Но Императорская армия с упорством, достойным лучшего применения, продолжала штамповать десантные суда. Построив в общей сложности аж десять единиц. Никакого воздействия на ход войны они, естественно, оказать уже не могли.

Эпилог

Первыми неяпонскими десантными кораблями-доками стали американские LSD (Landing Ship, Dock) типа «Эшленд», что пошли в строй летом 1943 года, то есть через восемь с половиной лет после «Синсю-мару». А первым кораблём-доком со сквозной полётной палубой — американский же LHA-1 «Тарава» вообще 1976 года рождения. Конечно, это были корабли совсем другого уровня — но не стоит забывать, с чего всё начиналось.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?

Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.

9.1K
24
8
38
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

62K
35
7
358
Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу

Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.

15K
24
22
93
«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры

Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…

53K
27
12
444
Ботаническое оружие: как не умереть от ожогов борщевика

Жителей Подмосковья обязали бороться с борщевиком. Теперь, если запустили участок, будьте добры оплатить штраф. Речь в законопроекте идёт о борщевике Сосновского. Что это за зверь, чем он опасен для страйкболистов и куда его нельзя прикладывать — давайте разбираться.

26K
14
15
715
И числом, и умением: кто такие драгуны

Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!

20K
18
16
139
Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье

Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.

17K
27
12
476
Конституция США: менять нельзя оставить

Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?

5K
17
0
30
Голштинская гвардия — потешные войска Петра III

У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.

5.9K
13
9
79
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

33K
44
58
844
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

21K
62
13
438
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

19K
4
18
87
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
35
69
374
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
36
32
923
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

16K
42
19
590
Оборона Вестерплатте: первые выстрелы Второй мировой

Семидневная защита ключка суши в устье Вислы стала одним из главных патриотических столпов послевоенной польской историографии. В честь героев Вестерплатте называли военные части и улицы городов, на их примере воспитывают защитников Польши. Но некоторые говорят, что ничего особенного тогда не произошло и за легендой стоят не слишком впечатляющие события. Где же правда?

16K
47
103
351
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

74K
23
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

59K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
42
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

200K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

83K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

74K
23
11
81
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
27
17
346