«За нашу и вашу свободу»: историческая правда о работорговле

Рабство отвратительно! Но на самом ли деле рабов во время перевозок по морю морили голодом и доводили до полусмерти? Или всё же это не более чем выдумки художественной литературы? Мы разобрались.

/
15K
51
285
624

Рабство отвратительно! Но на самом ли деле рабов во время перевозок по морю морили голодом и доводили до полусмерти? Или всё же это не более чем выдумки художественной литературы? Мы разобрались.

Логика торговцев

Чаще всего, читая о рабстве и работорговле, мы с вами руководствуемся мифами, которыми наполнены как исследования XVIII–XIX веков, так и художественная литература. Ведь все помнят засевшего ещё с детства в подкорку мерзавца Негоро, торговавшего бедными неграми, и его антагониста благородного Дика Сенда — «пятнадцатилетнего капитана» с китобойной шхуны «Пилигрим»?

Вот типовое описание перевозок рабов на невольничьих судах из книги Джорджа Макдоналда Фрейзера «Записки Флэшмена»: «Как только очередного раба вталкивали в трюм, ожидающий там матрос связывал его и заставлял лечь на палубу в отведённом уголке, головой к борту судна и ногами к проходу, так что в конце концов с обеих сторон палуба была заполнена ими в два ряда. Каждый мужчина должен был уместиться на пространстве шесть футов на пятнадцать дюймов; если же пленников сжимали еще туже или приказывали лечь на правый бок, то их можно было уместить ещё больше.

…Резкий мускусный запах темных тел в трюме был невыносим, жара и смрад возрастали с каждым часом, так что приходилось удивляться, как это кто-либо вообще мог выжить в этом аду. Они дергались и извивались, а мы выбивались из сил, хватая за коричневые руки и ноги, пиная их, чтобы заставить улечься поплотнее. Уже лежащие негры испражнялись прямо под себя, так что к тому времени, как работа была закончена лишь наполовину, грязь и вонь стояли неимоверные. Нам приходилось каждые полчаса подниматься на палубу, чтобы освежиться морской водой и выпить немного апельсинового сока, прежде чем снова и снова спускаться в эту ужасную яму и опять трамбовать эти потные вонючие чёрные тела, которые стремились забраться куда угодно, но только не туда, куда было нужно».

https://thefunambulist.net
https://thefunambulist.net

Однако современные исследования если не полностью опровергают, то ставят под сильное сомнение подобные версии. Нужно понимать, что для работорговцев невольники были прежде всего товаром — со всеми вытекающими.

Чем больше товара в нормальной кондиции доедет до покупателя — тем больше будет цена и, как следствие, — навар.

В этом смысле довольно часто перевозимых рабов кормили даже лучше, чем экипаж невольничьего судна, причём очень часто — высококалорийной пищей, дабы рабы как можно больше набрали в весе, ведь товарный вид — это во все времена было «наше всё». Жёсткие ограничения при кормежке рабов были только по алкоголю — африканцы спивались очень быстро, а алкоголика задорого не продашь, работник из него никакой.

Смертность на работорговых судах была ниже, чем на кораблях, которые перевозили переселенцев в Новый Свет или в Австралию, и даже чем на транспортах, перевозивших солдат.

За нашу и вашу свободу: историческая правда о работорговле

Отдельно можно упомянуть про кандалы, которые, как мы помним по той же книге Жюля Верна, «не снимались с рабов вообще, оставляя на руках и ногах кровавые мозоли». В трюме будущие рабы чаще всего были без кандалов — их надевали только, когда негров выводили «проветрить» на верхнюю палубу, пока в трюме шла уборка. Вот на ком всегда были кандалы — так это на бунтовщиках и беглецах. Попытка самоубийства каралась тем же: мол, дорогой друг, пока не продадут — сиди смирно, дай людям заработать. А вот когда поступишь к новому хозяину, там и самоубивайся, сколько хочешь. Стандартная логика торговца.

Историческая правда

Хотелось бы особо подчеркнуть — рабство само по себе отвратительно как институт и совершенно аморально. И от того, что условия перевозок невольников были не такими, какие нам представлялись по художественной литературе, оно не становится более благородным или респектабельным занятием. Тем не менее, историческую правду нужно знать.

В качестве примера можно привести историю работоргового судна «Тарлетон» (Tarleton), которое совершило три вояжа в Африку в 1796–1798 годах и при этом выдержало несколько боёв с французскими кораблями.

Итак, работорговый корабль «Тарлетон» построили в Ливерпуле специально для фирмы Tarleton & Co, которая занималась работорговлей ещё с XVII века. Поскольку времена были опасные (шла война с Францией), хозяева потратились и на вооружение корабля, поставив на него десять шестифунтовых пушек. «Тарлетон» нёс две мачты и стандартное парусное вооружение шхуны. Помимо основного своего занятия капитан «работорговца» Радклиф Шимминс получил ещё и каперскую лицензию, что позволяло ему нападать на французские корабли и продавать призы в ходе призовых судов.

Девятнадцатого июня шхуна вышла из Ливерпуля и 25 августа 1796 года прибыла к побережью Гвинейского залива. Там англичане купили негров у местных царьков (всего 394 африканца) и 26 октября отбыли к Барбадосу.

Двадцать восьмого ноября в 40 лигах к востоку от Барбадоса их нагнала французская шхуна, вооружённая 12 пушками. Далее цитата из отчета Шимминса: «Противник дал два выстрела по ветру, приказывая тем самым нам спустить паруса и лечь в дрейф. Мы видели, что француз — неплохой ходок и быстро нас нагоняет, однако, будучи уверены, что мои люди, и прежде всего офицеры, не испугались и рвутся в бой, мы решили сражаться».

Экипаж «Тарлетона» составлял всего 37 человек, а расчёт одной шестифунтовой пушки, согласно штатам королевского флота, — пять человек. Даже если учитывать, что в парусную эпоху бой шёл только одним бортом — на пять пушек одного борта команде «Тарлетона» требовалось 25 человек из 37. А кто же будет управлять парусами? Именно поэтому Шимминс решил следующее: «Мы вызвали из трюма лучших из наших рабов (примерно 20 человек) и приготовились к бою. Нагнав нас, француз, подняв флаг и красный вымпел, дал по нам залп. Мы ответили тем же и повернули на норд. Однако и наш противник не отставал, пытаясь повредить нам мачты и снизить ход».

Карта Барбадоса, 1761 год
Карта Барбадоса, 1761 год (источник фото)

Хотя перестрелка продлилась около пяти часов, у «Тарлетона» не было потерь, а повреждения заключались в продырявленных выстрелами француза парусах. К вечеру работорговец смог оторваться от французской шхуны.

На следующий день «Тарлетон» атаковал другой французский капер, чьё вооружение было не в пример сильнее — двадцать девятифунтовок на главной палубе и восемь девятифунтовок на квартердеке. И опять Шимминс, чтобы отбиться от противника, использовал часть рабов, которых вёз на продажу. В результате капер «нанёс нам некоторые повреждения, однако мы смогли повредить его гораздо сильнее — почти снесли ему квартердек, и, как я предполагаю, он понёс большие потери в людях. Мы использовали для стрельбы пять бочек пороха, и к вечеру следующего дня, около пяти часов, кинули якорь у Барбадоса».

Возможно, если бы бой продолжился, француз захватил бы «Тарлетон», однако к вечеру 29-го на горизонте появился британский 20-пушечный шлюп «Принцесс Роял», который отогнал капера от «Тарлетона».

Работорговые суда в акватории Лондона
Работорговые суда в акватории Лондона

Шимминс хвастливо пишет: «Мои люди и негры продемонстрировали высокий боевой дух, и уверен, что, если бы мы столкнулись с нашим преследователем снова, мы бы заставили его спустить флаг».

Итак, 30 ноября 1796 года «Тарлетон» вошёл в гавань Барбадоса, а оттуда отплыл на Мартинику, достигнув точки назначения. Из 394 негров было потеряно 14, или 3,6%; из числа экипажа (напомним, он составлял 37 человек) умерли четыре моряка, или 8,1%.

Прекрасно, не правда ли? Процент потерь у экипажа выше, чем у рабов!

«Ну а как же рассказы из художественной литературы?» — спросите вы. Может, это был единичный случай и «Тарлетон» просто воспользовался какими-то благоприятными обстоятельствами?

Давайте посмотрим на второй рейс «Тарлетона». Тринадцатого апреля 1797 года он вернулся в Ливерпуль. В сентябре 1797 года корабль вышел из Ливерпуля с 43 членами экипажа. Прибыл к бухте Биафра, где загрузил 475 негров и в декабре продал их на острове Сент-Винсент (в Карибском море). Потери при перевозке составили 36 рабов (или 8,4% от общего числа) и пять человек команды (или 11,6% от общего числа). Таким образом, и в этом походе в процентном соотношении потери невольников были меньше, чем среди моряков.

Чтобы совсем удивить читателя, приведём ещё один кричащий пример — бой 2 января 1797 года работоргового 16-пушечного судна «Томас» из Ливерпуля (капитан Питер МакКью) с французским 18-пушечным корветом. У «Томаса» была команда из 78 человек, а также 273 негра, тогда как у француза имелось 200 человек.

Работорговый корабль Бристоль
Работорговый корабль «Бристоль»

Вот, как МакКью описывает бой: «Помимо 18 орудий на квартердеке корвета были установлены четыре карронады калибром 10 дюймов. После сближения первым же выстрелом французы прострелили насквозь каюту капитана (то есть попали ядром в верхнюю часть кормы, где обычно располагалась капитанская каюта. — Прим.ред.), мы развернулись, поскольку корвет догонял нас по правому борту, и обрушили на него продольный огонь, усилив свои артиллерийские расчёты неграми. Наши выстрелы основательно продырявили ему паруса, что позволило нам лечь на прежний курс и попытаться оторваться. Однако когда противник вновь начал настигать нас и был уже на правом траверзе, я приказал поднять все паруса, смочить их, дабы развить наибольшую скорость, и обрезать ему нос.

Обрезая корвет, мы удачным залпом снесли ему бушприт, и он свалился под ветер, однако и мы не могли уйти — бушприт запутался в наших снастях. Я вооружил всех своих моряков и часть негров абордажными топорами и пистолетами, увидев, что французы готовятся к абордажу, приказал неграм бросить на их палубу десять или пятнадцать ручных гранат, что полностью расстроило их штурм, а потом мы открыли огонь из всех орудий правого борта. Через 47 минут мы смогли обрубить запутавшиеся снасти, француз же, сильно повреждённый, остался на месте, отказавшись от дальнейшего преследования, поскольку остался без бушприта и с повреждённой фок-мачтой. Потери наши составили два человека, негров мы не потеряли ни одного. Часть моих людей получили мелкие раны».

Позже МакКью прибыл в Буэнос-Айрес, где сбыл свой товар. Потери при переходе составили восемь человек из 273, или 3%.

Что же касается «Тарлетона» — корабль вышел в свой последний рейс 30 июля 1798 года. Тридцатого января 1798 года судно пропало без вести у мыса Пальмас (Либерия) — скорее всего, налетело на риф и затонуло. Рабов на «Тарлетоне» на тот момент не было, закупить и загрузить не успели. Команда погибла полностью.

В окончание еще раз повторим: рабство — отвратительная вещь, и оно не нуждается в обелении. Просто, когда мы говорим об этом ужасном явлении, есть смысл избегать двух вещей. Во-первых, не стоит верить на слово художественной литературе, раздувавшей до гипертрофированных форм проблему рабов и рабства как института. А во-вторых, нам, людям XXI века, не стоит подходить с современными мерками морали к людям XVI–XVIII веков, поскольку жизненные принципы были другими — и сильно отличались от наших.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?

Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.

9.3K
24
8
38
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

62K
36
7
358
Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу

Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.

15K
24
22
93
«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры

Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…

53K
27
12
444
Ботаническое оружие: как не умереть от ожогов борщевика

Жителей Подмосковья обязали бороться с борщевиком. Теперь, если запустили участок, будьте добры оплатить штраф. Речь в законопроекте идёт о борщевике Сосновского. Что это за зверь, чем он опасен для страйкболистов и куда его нельзя прикладывать — давайте разбираться.

26K
14
15
715
И числом, и умением: кто такие драгуны

Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!

21K
18
16
139
Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье

Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.

18K
27
12
476
Конституция США: менять нельзя оставить

Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?

5.1K
17
0
30
Голштинская гвардия — потешные войска Петра III

У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.

6K
13
9
79
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

34K
44
60
844
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

33K
78
54
841
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

29K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

22K
64
13
441
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

20K
4
18
87
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
36
69
374
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
37
32
923
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

17K
44
19
578
Забытый успех армии троечников: куда делись герои 1812 года

Противник сидел на плечах. Русские войска отступали, огрызаясь, — часть обоза пришлось бросить. Раненые остались на милость неприятеля. Не самая типичная картина для ноября 1812 года, когда до битвы на Березине оставалось всего ничего. А самое удивительное, что, откатившись на полторы сотни километров и сдав противнику город, русские могли поздравить себя с успехом…

17K
95
27
322
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

82K
68
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

76K
24
12
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

59K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

202K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

107K
60
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
40
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

83K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

82K
68
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

76K
24
12
81
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346