itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"
itemscope itemtype="https://schema.org/Organization" div itemprop="logo" itemscope itemtype="https://schema.org/ImageObject" img src="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="url" content="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="width" content="250" meta itemprop="height" content="60" span itemprop="name" content="WARHEAD.SU"

Дух старой школы: простой шотландский герой Тед Фрессон

Лишь благодаря самоотверженности «капитана» Теда Фрессона современная Шотландия получила развитие воздушного сообщения, а во время войны — прикрытие береговой линии обороны. Но за пределами Соединённого Королевства о нём совершенно никто не знает! Мы устранили несправедливость и проследили путь героя.

/
4K
38
8
47

Лишь благодаря самоотверженности «капитана» Теда Фрессона современная Шотландия получила развитие воздушного сообщения, а во время войны — прикрытие береговой линии обороны. Но за пределами Соединённого Королевства о нём совершенно никто не знает! Мы устранили несправедливость и проследили путь героя.

Путь в небо

Эрнест Эдмунд Фрессон родился в 1891 году в семье британского брокера. Семья была не бедная, и первый из шести детей получил хорошее инженерное образование, после чего был отправлен в Китай — работать в семейную компанию.

Тут началась Первая мировая война, и Тед (очень парню не нравилось имя Эрнест Эдмунд, и мы его понимаем) записался волонтёром в британскую армию. Родные помахали платочком, утёрли слезы и благословили его в добрый путь. Парня, благодаря хорошему образованию и желанию летать, зачислили в Королевский Лётный корпус.

Закончив школу пилотов в Канаде в 1918 году, он отправился на фронт, но тут война внезапно кончилась.

«Неудачно как-то получилось», — подумал Тед, посмотрел на толпы безработных пилотов и вернулся в Китай.

Любовь к самолётам у него не пропала, а только росла. Тем более, что в этот момент в азиатской стране (да и по всему миру, если честно) начался бум пассажирских перевозок. Следующие восемь лет он провёл, ремонтируя, а затем и собирая из запчастей авиапарк локальных воздушных перевозчиков, и даже построил самолёт собственной конструкции. Но вскоре и это ему наскучило.

Тед Фрессон
Тед Фрессон

«Мне тридцать шесть лет! А чем я занимаюсь»?

В родном Сассексе он приобрел небольшой самолёт и стал совершать чартерные рейсы по всей стране, а затем перебрался севернее — в шотландский городок Инвернесс. И вот однажды, сидя за вечерним чаем, он понял, что чего-то не хватает.

Минуточку! А где самолёты в небе?

К тому моменту регулярное авиасообщение существовало разве что между Лондоном и Глазго с Эдинбургом. Да и то не всегда, поскольку государственная авиакомпания «Империал Эйруэйз» была занята установлением сообщения с Африкой, Индией и Австралией. В общем, не до Шотландии было.

Тед Фрессон купил подержанный двухместный биплан «Де Хэвиленд» DH.60G и отправился регистрировать свою авиакомпанию «Хайленд Эйруэйз». В графе «сотрудники» он гордо написал: «Один». На удивлённые вопросы чиновников из министерства авиации последовал ответ: «Вы бы пошли работать в авиацию на севере Шотландии»? Те поняли, что сморозили глупость, взмахнули платочками, утёрли скупые слёзы и поставили печать на разрешении на полёты.

Доставка его самолёта DH.60G в Шотландию Фрессон на переднем плане
Доставка его самолёта DH.60G в Шотландию (Фрессон на переднем плане)

Человек с титановыми нервами

К тому моменту нашему герою было уже сорок два года. Он стал совершать рейсы на своём красном биплане между городами Шотландии, что вскоре привлекло внимание местных бизнесменов. Посидев в кабине, подёргав за ручки и даже слетав в пробный полет, они все задались одним вопросом: «А может, расширим и углубим»? Фрессон согласился, и в 1933 году первые транспортные «драконы» (легкие пассажирские самолёты DH.84) связали между собой Инвернесс, Керкуолл и Уик.

Парк самолётов Хайленд Эйруэйз на аэродроме
Парк самолётов «Хайленд Эйруэйз» на аэродроме

А вот дальше встала проблема: требовалась авиаразведка других шотландских городов.

Нет, конечно, какие-то исследования проводились, но мы помним, что сей медвежий угол был не очень интересен государству, и всё делалось по принципу «когда-нибудь потом». Предложение провести воздушный облёт территории страны не вызвало прилива энтузиазма у пилотов компании. Вкратце их мысль сводилась к «нам жить хочется», поскольку в здравом уме летать в непредсказуемых погодных условиях севера британского острова было на тот момент нельзя.

Фрессон задумался, потом махнул рукой и сказал: «Поехали!».

Ну или что-то в таком духе, потому что следующие три года он провел, носясь на своем самолёте по всей Шотландии.

В дождь, снег, туман, непогоду, не имея полноценных карт местности, на одном лишь упрямстве он исследовал, сидя в одномоторном биплане, самые дальние уголки горной страны. Фактически Фрессон побывал в каждом более-менее крупном населённом пункте этой части Соединённого Королевства. Несколько раз ломал машину, но неизменно чинился и поднимался в воздух. Как он при этом умудрился не убиться при уровне аварийности того времени, осталось тайной.

Выглядело это примерно так. На мирное овечье пастбище в какой-то удалённой деревне из тумана сваливается биплан, разгоняя стуком мотора животных, и садится на неподготовленное поле. Оттуда вылезает пилот, осматривает территорию, намечает створ взлёта-посадки и место для будущей ВПП, после чего с помощью местных жителей разворачивает самолёт и исчезает в тумане.

– Дункан, а что это было?
– Не знаю, Алан! Псих какой-то!
– Значит, он наш — шотландец.

Спустя некоторое время появлялись строители, которые возводили первую грунтовую полосу для приёма самолётов и временный домик для пассажиров. Начавшееся сообщение привлекало финансовый капитал — увеличивались вливания в регион, аэропорт расширялся, ВПП становилась бетонной, а здание капитальным. Вместе с этим рос и город, тоже увеличивая пассажиропоток…

Рекламные проспекты авиакомпании
Рекламные проспекты авиакомпании

По мнению самих шотландских исследователей, как минимум современный вид аэродромов и городов Абердина, Уика, Сторновея, Самбурга, Керкуолла, Турсо, Инвернесса, Оркнейских и Шетландских островов (не самых маленьких населённых пунктов, прошу заметить) был бы невозможен, если бы однажды на поля рядом с тогда ещё небольшим городком не приземлился биплан Теда Фрессона.

На службе Его Величества

Вскоре началась Вторая мировая война, и тут Королевские ВВС внезапно обнаружили, что им очень нужны дополнительные ВПП на севере Шотландии. А то, знаете ли, с Норвегии немцы летают, полярные конвои проводить надо, да и вообще — неплохо было бы иметь сеть аэродромов прикрытия на одном из важных направлений боевых действий.

Такой специалист в Великобритании, естественно, был только один — и все годы войны Тед Фрессон занимался обустройством полевых ВПП в хорошо знакомой ему местности.

К тому моменту авиакомпанию Теда «Хайленд Эйруэйз» уже трижды поглощали другие предприятия по перевозке пассажиров, но его парк самолётов сохранил свою раскраску до самого последнего момента — когда в 1946 году влился в новую государственную авиакомпанию BEA.

На тот момент нашему герою было уже 55 лет, и его время прошло. Уволенному с почётом на пенсию Теду Фрессону подарили его же биплан, который после нещадной эксплуатации и долгих лет войны уцелел и был благополучно восстановлен. После церемоний Фрессон ещё попутешествовал по Африке, а вскоре вернулся в ставший родным Инвернесс, где и умер в статусе почётного гражданина в возрасте семидесяти двух лет.

Памятник Фрессону в аэропорту Инвернесса и стела в аэропорту Керкуолла
Памятник Фрессону в аэропорту Инвернесса и стела в аэропорту Керкуолла

Потомки, впрочем, запомнили «капитана», и экспозицию о нём можно найти в музее авиации Хайленда. В Керкуолле установлена стела, а в аэропорту Инвернесса — памятник пилоту, в котором жил «дух старой школы». Человеку, который своими делами изменил Шотландию.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Джон Гловер — контрабандист 80 lvl
Как незаметно украсть целую армию

Если вы думаете, что Бард Лучник из «Хоббита» — единственный в мире рыбак, который переломил ход войны, то вы явно незнакомы с биографией Джона Гловера. Этот пролетарий во время Американской революции дослужился до генерала, а первая битва Войны за независимость не стала последней лишь благодаря его вмешательству. Но обо всем по порядку.

12K
17
6
65
Ян Кёнджон
Невероятные приключения корейца на Второй мировой

В начале 90-х в информационном пространстве всплыл любопытный персонаж, Ян Кёнджон. Может, мир никогда и не узнал бы о нём, если бы не одно «но». Этот человек за годы Второй мировой войны умудрился примерить на себя военную форму трёх стран. Прославившись, ветеран противоборствовавших армий вскоре умер. Это не помешало корейским изданиям бурно развить тему непростой и причудливой судьбы их соотечественника (правда, давно уже гражданина США).

25K
25
7
126
Доктрина Дуэ — начало

К середине XIX века некогда сильная австрийская армия представляла собой довольно унылое зрелище. Не то чтобы у тамошних Швейков от этого сильно подгорало, но быть военным отстоем Европы тоже как-то не хотелось. По итогам коллективного обращения в небесную канцелярию в списке европейских армий появилась итальянская — исключительно для того, чтобы австрийцам было кого бить.

15K
25
7
146
Звезда Михаила Скобелева
«Та сила, что богатырей нам сказочных напоминала»

Национальный герой русского и болгарского народов, один из наиболее прославленных полководцев Российской империи: как Михаил Скобелев стал настоящей звездой второй половины XIX столетия.

11K
17
0
218
Наш человек в Фивах
Строим гегемонию из фаланг и илотов

Античный полководец Эпаминонд прославился двумя вещами: тем, что жёстко покарал спартанцев, и годными военными инновациями. Собственно, именно благодаря жёсткости, чёткости и инновациям Эпаминонда, второсортный греческий полис Фивы в какой-то момент стал эллинским геополитическим гегемоном.

18K
14
1
226
Смерть белого генерала

22 июня 1882 года командир 4-го армейского корпуса Михаил Скобелев после завершения манёвров получил отпуск и выехал в Москву. Он планировал пробыть в городе несколько дней и затем отправиться в своё имение Спасское. Однако этот путь завершился его смертью, которая стала одной из загадок русской истории.

19K
9
14
368
Стоит ли бояться девушки с винтовкой?
Да, если ты ― нацист, а она ― советский снайпер

«То, что сверхметкий стрелок одним выстрелом снимет в наступающей цепи офицера и атака захлебнётся, так красиво не покажешь», ― сокрушалась когда-то лучшая женщина-снайпер Людмила Павличенко.

30K
46
8
445
Как войти в топ-10 рыцарей планеты
Этот человек мог завершить Столетнюю войну на 70 лет раньше

Если бы кто-нибудь сказал Бертрану дю Геклену в середине его жизни, что он станет коннетаблем, подружится с монархом и будет похоронен в усыпальнице французских королей в храме Сен-Дени, он бы заржал. А если бы сообщили, что после смерти французы добавят его имя к девятке величайших героев всех времен и народов, — потерял бы дар речи.

13K
31
6
47
Касем Сулеймани, Тигр Ирана
Из крестьянских сыновей — в великие полководцы

10 лет назад Иран стоял на краю пропасти. Страна ждала ударов по своим объектам, прежде всего АЭС в Бушере. Внутренняя нестабильность могла привести к большой смуте. Спустя ещё десяток лет мир с удивлением увидел, что на карте настойчиво проступают очертания древней, как мир, персидской империи.

19K
32
7
61
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

28K
112
106
1.4K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

27K
74
297
753
Революция вампиров: как свергали Чаушеску

30 лет назад в Румынии пал режим Николае Чаушеску. Споры о румынской революции не утихают по сей день. Кому был нужен переворот? На чьей совести сотни погибших? Причастны ли к свержению диктатора русские? В мифах и реальных фактах разбирался WARHEAD.SU.

20K
45
24
188
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
51
16
279
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

14K
62
44
32
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
68
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346