itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"
itemscope itemtype="https://schema.org/Organization" div itemprop="logo" itemscope itemtype="https://schema.org/ImageObject" img src="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="url" content="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="width" content="250" meta itemprop="height" content="60" span itemprop="name" content="WARHEAD.SU"

Дух старой школы: рыцарь неба Алан Кобхэм

Человек, в эпоху поршневых аэропланов покоривший на самолёте три континента; авиапроизводитель; создатель летающего цирка и системы дозаправки в воздухе. Обладатель рыцарского звания, изменивший историю человечества, — всё это сэр Алан Кобхэм.

/
4.5K
33
9
55

Человек, в эпоху поршневых аэропланов покоривший на самолёте три континента; авиапроизводитель; создатель летающего цирка и системы дозаправки в воздухе. Обладатель рыцарского звания, изменивший историю человечества, — всё это сэр Алан Кобхэм.

Если бы в детстве ему сказали, что он станет одним из самых известных на планете лётчиков межвоенного периода, Алан бы рассмеялся в лицо такому шутнику. Дело в том, что с младых ногтей наш герой хотел быть фермером, но из-за финансовых трудностей перебивался случайными подработками. Тут началась Первая мировая война, Кобхэм стал военным ветеринаром и следующие три года честно лечил лошадей на передовой и в тылу, мотаясь по всей Франции.

В какой-то момент ему пришла в голову мысль: «А чем заняться после службы»? Животные ему осточертели, идти в скучный офис не хотелось. А вот стать лётчиком и приносить пользу — это интересно.

Энтузиаст

Сказано — сделано. В мае 1918-го в Королевском лётном корпусе появился новый курсант, но к выпуску нашего героя война внезапно закончилась.

Кобхэм в Королевском лётном корпусе
Кобхэм в Королевском лётном корпусе

На гражданке Алан Кобхэм вместе Джеком Холмсом основали авиакомпанию, состоявшую из них двоих и одного самолёта. Впрочем, она вскоре разорилась, и наш герой подался к авиаконструктору Джоффри Де Хэвиленду — лётчиком-испытателем. В 1921 году он совершил путешествие по Европе длиной 8000 км, катая богатого американца Люсьена Шарпа, но в 1923 году Кобхэм перекрыл этот результат, «намотав» более 19000 километров на том же маршруте.

Летать на дальность ему понравилось больше, а последующие годы работы в качестве пилота-аэрофотосъёмщика дали ему богатый опыт в ориентировании на незнакомой местности.

Рыцарь Его Величества

В 1924 году Алан устроился главным пилотом в новую британскую авиакомпанию «Империал Эйруэйз», чьей основной задачей было установление воздушного сообщения между всеми частями Британской империи.

Летать в своё удовольствие, быть знаменитым, да ещё получать за это кучу денег? Да это просто праздник какой‑то!

Шестнадцатого ноября 1925 года Кобхэм стартовал в свой первый дальний перелёт из Лондона в Кейптаун. Не то чтобы до него никто туда не летал, просто делалось это на энтузиазме, без полноценной авиаразведки мест для будущих взлётно-посадочных полос, да и пафоса было маловато. Тут же авиакомпании было нужно показать себя всему миру — а что для агрессивного пиара подходит лучше, чем герой-пилот, летящий над джунглями во славу Его Величества?

Кобхэм, Эммотт и Эллиотт
Кобхэм, Эммотт и Эллиотт (источник фото)

Шёлковый шарф, очки и всё прочее полагалось заснять оператору-документалисту Эммотту, а чинить самолёт — бортинженеру Артуру Эллиоту. Полёт был хорошо подготовлен: на промежуточных ВПП были складированы запасы топлива, еды и ремонтных принадлежностей на всякий случай. Преодолев за три месяца 12 874 километра, отважный экипаж приземлился в Кейптауне. Обратное путешествие совместилось с пари, заключённым с капитаном лайнера «Виндзор Касл»: кто быстрее достигнет родных берегов — моряк или лётчик?

Спойлер: авиация победила. Кобхэм прибыл в Лондон на два дня раньше.

Пока все в офисе шумно праздновали и радовались успеху, наш задумчивый герой ткнул пальцем в другой конец земного шара и спросил: «А может, рванём в Австралию»? В 1919 году, конечно, уже состоялась авиагонка, но победители соревновались на скорость. А вот наметить маршруты для будущего авиатранспортного сообщения никто не торопился.

Команду собрали ту же, и 30 июня 1926 года Кобхэм отправился на Зелёный континент. Пролетая над южным Ираком, он снизился для проверки направления и был обстрелян местными племенами. Единственная пуля, пробившая фюзеляж, смертельно ранила бортинженера Артура Эллиота. Лететь без технического специалиста было нельзя, и пилот банально реквизировал на ближайшей базе Королевских ВВС механика Уорда.

В дальнейшем всё шло гладко. Поменяв в Дарвине поплавки (мы не сказали, что весь полёт был на гидросамолёте, нет?) на колёса, 15 августа 1926 года Кобхэм приземлился в Мельбурне и был встречен как национальный герой. После чего последовали две недели званых ужинов, встреч и всего остального официоза, от которого спустя две недели лётчик сбежал обратно.

Австралийцы встречают самолёт Кобхэма
Австралийцы встречают самолёт Кобхэма (источник фото)

Первого октября, пролетев более 45 000 километров за 78 дней, он посадил свой самолёт на Темзу у стен парламента. На следующий день король Георг V присвоил ему рыцарское звание.

Популяризатор

Совершив то, чего уже с лихвой хватило бы на среднестатистическую жизнь, Алан не успокоился. В ноябре 1926 года он попытался доставить почту в Нью-Йорк с борта лайнера «Вайт Стар», но не смог взлететь из-за волнения на море. В начале 1927 года он снялся в фильме «Командир полёта» в роли… самого себя. Кино особого успеха не имело, но вот три документальных фильма — «С Кобхэмом до Кейпта», «Вокруг Африки с Кобхэмом» и с «Кобхэмом до Киву» — снискали куда большее восхищение публики.

Сэр Алан Кобхэм
Сэр Алан Кобхэм (источник фото)

Все они были сняты во время путешествий в Африку в 1926, 1928 и 1932 годах соответственно. Причём во втором случае Алан облетел её по периметру на летающей лодке «Шорт» S.5 «Сингапур», приземляясь только на британских территориях, а в третьем долетел до озера Киву в центральной части континента.

Стоит отметить, что такая реклама очень сильно помогла фирме-производителю устоять на ногах, получить новые заказы и обеспечить во время Второй мировой войны Королевские ВВС самолётами ПЛО.

Попутно Алана Кобхэма не отпускала идея популяризации авиации и привлечения в небо всех желающих. Для этого он занялся проведением Дней национальной авиации в Великобритании. Во время выступлений его авиагруппы на разных площадках выполнялись трюки высшего пилотажа, самолёты буквально причёсывали зрителей, по крыльям в воздухе ходили отважные герои, которые затем прыгали с парашютом.

Зрителям такое шоу очень нравилось — правда, иначе как «летающий цирк Кобхэма» они его не называли.

Инженер

«Чем я там ещё не занимался в своей жизни»? — подумал наш герой и стал совладельцем компании-авиапроизводителя «Эйрспид». Подкинув ей по первости заказов на самолёты, а затем проводя активный пиар её продукции с помощью «летающего цирка» и своей собственной компании-перевозчика «Кобхэм Эйр Рутс», сэр Алан помог фирме утвердиться на рынке и получить заказы на разработку воздушных судов.

На одном из самолётов «Эйрспид Курьер» британский лётчик начал свои эксперименты с дозаправкой в воздухе, которые впоследствии превратились в так называемую систему «шланг-петля».

Воздушный танкер Хэндли Пэйдж W.10 заправляет Эйрспид Курьер
Воздушный танкер «Хэндли Пэйдж» W.10 заправляет «Эйрспид Курьер» (источник фото)
Замецки
Замецки

Суть её в следующем: сначала заправляемый самолёт выпускал через хвост трос с укреплённым на конце грузом и специальными зацепами. Заправщик подходил справа-сзади к заправляемому самолёту и делал «выстрел» из гарпуна с ответной частью зацепов влево-вниз от хода движения танкера. Далее пилот заправляемой машины подводил её так, чтобы соединить тросы, после чего с помощью лебёдки вся система затаскивалась внутрь танкера.

Там к тросам крепился заправочный шланг, который уже с помощью лебёдки первого самолёта доставлялся на его борт и подсоединялся к топливным бакам. Заправщик поднимался выше и открывал кран подачи, после чего бензин под действием силы тяжести перетекал из танкера в заправляемый самолёт.

Не сказать, что такая система была чем-то очень революционным, но она была жизнеспособной и достаточно надёжной. В результате именно система Кобхэма в дальнейшем ставилась на все самолёты Королевских и американских ВВС вплоть до конца 40-х годов, когда увеличенные скорости реактивных машин потребовали ввода в эксплуатацию нового оборудования.

Алан Кобхэм отдал себя авиации полностью и умер в Великобритании в возрасте 79 лет. Его имя внесено в международный зал славы авиации и космонавтики в музее Сан-Диего — как дань уважения человеку, покорившему небо.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Джон Гловер — контрабандист 80 lvl
Как незаметно украсть целую армию

Если вы думаете, что Бард Лучник из «Хоббита» — единственный в мире рыбак, который переломил ход войны, то вы явно незнакомы с биографией Джона Гловера. Этот пролетарий во время Американской революции дослужился до генерала, а первая битва Войны за независимость не стала последней лишь благодаря его вмешательству. Но обо всем по порядку.

12K
17
6
65
Ян Кёнджон
Невероятные приключения корейца на Второй мировой

В начале 90-х в информационном пространстве всплыл любопытный персонаж, Ян Кёнджон. Может, мир никогда и не узнал бы о нём, если бы не одно «но». Этот человек за годы Второй мировой войны умудрился примерить на себя военную форму трёх стран. Прославившись, ветеран противоборствовавших армий вскоре умер. Это не помешало корейским изданиям бурно развить тему непростой и причудливой судьбы их соотечественника (правда, давно уже гражданина США).

25K
25
7
126
Доктрина Дуэ — начало

К середине XIX века некогда сильная австрийская армия представляла собой довольно унылое зрелище. Не то чтобы у тамошних Швейков от этого сильно подгорало, но быть военным отстоем Европы тоже как-то не хотелось. По итогам коллективного обращения в небесную канцелярию в списке европейских армий появилась итальянская — исключительно для того, чтобы австрийцам было кого бить.

15K
25
7
146
Звезда Михаила Скобелева
«Та сила, что богатырей нам сказочных напоминала»

Национальный герой русского и болгарского народов, один из наиболее прославленных полководцев Российской империи: как Михаил Скобелев стал настоящей звездой второй половины XIX столетия.

11K
17
0
218
Наш человек в Фивах
Строим гегемонию из фаланг и илотов

Античный полководец Эпаминонд прославился двумя вещами: тем, что жёстко покарал спартанцев, и годными военными инновациями. Собственно, именно благодаря жёсткости, чёткости и инновациям Эпаминонда, второсортный греческий полис Фивы в какой-то момент стал эллинским геополитическим гегемоном.

18K
14
1
226
Смерть белого генерала

22 июня 1882 года командир 4-го армейского корпуса Михаил Скобелев после завершения манёвров получил отпуск и выехал в Москву. Он планировал пробыть в городе несколько дней и затем отправиться в своё имение Спасское. Однако этот путь завершился его смертью, которая стала одной из загадок русской истории.

19K
9
14
368
Стоит ли бояться девушки с винтовкой?
Да, если ты ― нацист, а она ― советский снайпер

«То, что сверхметкий стрелок одним выстрелом снимет в наступающей цепи офицера и атака захлебнётся, так красиво не покажешь», ― сокрушалась когда-то лучшая женщина-снайпер Людмила Павличенко.

30K
46
8
445
Как войти в топ-10 рыцарей планеты
Этот человек мог завершить Столетнюю войну на 70 лет раньше

Если бы кто-нибудь сказал Бертрану дю Геклену в середине его жизни, что он станет коннетаблем, подружится с монархом и будет похоронен в усыпальнице французских королей в храме Сен-Дени, он бы заржал. А если бы сообщили, что после смерти французы добавят его имя к девятке величайших героев всех времен и народов, — потерял бы дар речи.

13K
31
6
47
Касем Сулеймани, Тигр Ирана
Из крестьянских сыновей — в великие полководцы

10 лет назад Иран стоял на краю пропасти. Страна ждала ударов по своим объектам, прежде всего АЭС в Бушере. Внутренняя нестабильность могла привести к большой смуте. Спустя ещё десяток лет мир с удивлением увидел, что на карте настойчиво проступают очертания древней, как мир, персидской империи.

19K
32
7
61
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

28K
112
106
1.4K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

27K
74
297
753
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
51
16
279
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

14K
62
44
32
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Ближневосточная «прохоровка»: иранские «чифтены» против иракских Т-62

Сотни танков сошлись в смертельной схватке, сдаваться не собирался никто… Июль 1943-го, Прохоровка? Нет, январь 1981-го, Хузестан. Именно там развернулось крупное танковое сражение ирано-иракской войны. Об иранской операции «Победа», противостоянии западной и советской бронетехники и противоречивых итогах битвы — в материале WARHEAD.SU.

13K
57
8
426
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
68
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346