Битва за винтокрыл, или История провала АН-56

Сегодня все разрабатывают винтокрылы на замену обычным вертолётам — американцы, европейцы, есть такие проекты и у Китая, и у нас. Но ещё 40 лет назад, на заре эпохи ударных вертолётов, происходили схожие события. Почему тогда, в начале 70-х, провалился проект AH-56 «Шайен» и какие страсти бушевали вокруг этого винтокрыла — сейчас расскажем.

/
8.1K
43
13
68

Сегодня все разрабатывают винтокрылы на замену обычным вертолётам — американцы, европейцы, есть такие проекты и у Китая, и у нас. Но ещё 40 лет назад, на заре эпохи ударных вертолётов, происходили схожие события. Почему тогда, в начале 70-х, провалился проект AH-56 «Шайен» и какие страсти бушевали вокруг этого винтокрыла — сейчас расскажем.

Армия против авиации

После того как ВВС США отделились от армии и превратились в отдельный род войск, начались серьёзные проблемы во взаимоотношениях двух структур. Летунам не было дела до каких-то «земляных червей». Они строили гигантские стратегические бомбардировщики, сверхскоростные истребители, летающие на большой высоте. Тратить время на какие-то самолёты для поддержки наземных войск не торопились. Считалось, что с этой задачей справятся или обычные истребители, или истребители-бомбардировщики вроде F-105 «Тандерчиф». Разумеется, по новейшей моде, сверхзвуковые.

F-105 был неплохим ударным самолётом, но именно для задач непосредственной поддержки войск подходил плоховато
F-105 был неплохим ударным самолётом, но именно для задач непосредственной поддержки войск подходил плоховато

К началу 60-х в распоряжении ВВС из машин, по-настоящему подходящих для непосредственной поддержки войск на поле боя, остались лишь старенькие штурмовики А-1 «Скайрейдер». Да и те собирались списать в ближайшее время. Посмотрев на всё это, армейцы начали волноваться и задумываться о собственном парке ударных машин. Благо был пример морской пехоты, у которой с собственными дозвуковыми ударными самолётами всё было неплохо. Кроме того, армия США и так уже имела небольшой парк транспортников и разведчиков — и планировала его значительно расширить.

Douglas A-1 Skyraider отлично показал себя на начальном этапе войны во Вьетнаме
Douglas A-1 Skyraider отлично показал себя на начальном этапе войны во Вьетнаме (фото: Henning Henningsen)

Планы у армии были самые серьёзные. Предполагалось, что во второй половине 60-х на вооружение поступит победитель программы LARA (Light Armed Reconnaissance Aircraft) — винтовой ударный и разведывательный самолёт, будущий OV-10 «Бронко». Изучалось предложение о закупке лёгкого истребителя N-156F — будущего знаменитого F-5. Наконец, серьёзное внимание армейцы уделяли созданию полноценного ударного самолёта вертикального взлёта.

Финансировались две программы — XV-4 «Хаммингбёрд» и XV-5 «Вертифан». Кроме того, посматривали и на английский проект P.1127 (будущий «Харриер»), также отвечающий требованиям военных. В итоге всё шло к тому, чтобы армия стала самостоятельной хотя бы в вопросе непосредственной воздушной поддержки.

Модель P.1127 в цветах Армии США
Модель P.1127 в цветах Армии США

Спокойно смотреть на это в ВВС США не могли. Сейчас армия делает свой штурмовик, потом захочет свой истребитель, а там, глядишь, и о бомбардировщике задумается. И часть финансирования, которое принадлежит благородным авиаторам по праву, пойдёт армейцам. В дело были брошены лоббисты ВВС с задачей доказать политикам, что денег армии давать не надо. Разумеется, безответным это не осталось, и вскоре в конгрессе начали полыхать настоящие локальные войны на тему «быть или не быть армейской авиации». Наконец тогдашнему министру обороны Роберту Макнамаре всё это надоело, и в 1965 году он потребовал от армии и ВВС прийти к соглашению.

Работы над возможной заменой А-1 ВВС начали только в 1965 году. Модель проекта от Convair
Работы над возможной заменой А-1 ВВС начали только в 1965 году. Модель проекта от Convair

Позиции армейцев были куда слабее, чем у авиаторов, и оттого соглашение Джонсона-МакКонела (начальники штабов армии и ВВС) было скорее в пользу последних. Армия отказывалась от эксплуатации и разработки обычных самолётов, взамен ВВС отказывались от идеи подчинить себе и недавно появившиеся вертолёты. Вне соглашения летуны соглашались с требованием начать работы над специализированным самолётом непосредственной поддержки войск — программа А-Х. В будущем из неё вырастет знаменитый А‑10.

Ещё не самолёт, уже не вертолёт

В итоге армия опять осталась без самолёта непосредственной поддержки. Сколько ВВС будет делать А-Х было неясно (в серию А-10 пошёл более чем через десять лет), а разгорающаяся война во Вьетнаме требовала какого-то решения немедленно.

Ещё за год до этих событий, в 1964 году, стартовала программа AAFSS (Advanced Aerial Fire Support System). Формально армия собиралась разработать вооружённый вертолёт для эскорта новейших тяжёлых транспортных «чинуков» и прикрытия их десанта с воздуха. На деле же требования были ближе скорее к самолёту и к тому же очень напоминали хотелки предыдущих годов к машине непосредственной поддержки: максимальная скорость более чем в 400 километров в час на высоте в полтора километра, дальность полёта почти 4000 километров. И конечно же, всё это в сочетании с плюсами вертолёта: вертикальным взлётом, зависанием на месте и полностью управляемым полётом на любых скоростях.

Curtiss Model 90 AAFSS
Curtiss Model 90 AAFSS

Задача была не из простых, но и возможный контракт минимум на 2000 машин сулил хороший куш. Разные фирмы сделали ставку на совершенно разные проекты. Так, «Белл» представили ударный вертолёт на базе уже находящегося на вооружении «Хьюи» — может, и не такой крутой по характеристикам, но дешёвый. «Боинг» предложил конвертоплан. Схожий проект последовал и от «Дженерал Дайнемикс» в сотрудничестве с канадцами. Из «Кёртис» прислали конвертоплан-биплан. «Сикорски» и «Локхид» представили очень похожие проекты винтокрылов. «Конвэйр» же, следуя своей репутации новаторов, явил совершенно дикий проект Model 49 — не вертолёт, не самолёт, не винтокрыл и не конвертоплан, а совсем «неведому зверушку». Весной 1965 года для продолжения работ военные выбрали схему вертолёта, а значит, проекты от «Локхид» и «Сикорски».

Convair Model 49 AAFSS
Convair Model 49 AAFSS

Программа AAFSS предполагала создание машины, выполненной по последнему слову техники. Крутыми у неё были не только ЛТХ, но и электроника с вооружением. Тут и оборудование для ведения боя ночью и в плохую погоду, и самые совершенные прицельные системы, и новые орудия с ракетами. Всё это требовало денег, а главное — времени. А шла война во Вьетнаме — и требовала какого-то решения уже вчера. Потому той же весной 1965 года было принято решение быстро взять на вооружение временный ударный вертолёт.

Boeing Vertol Model 147 AAFSS
Boeing Vertol Model 147 AAFSS

Уже летом того же года было представлено множество проектов, в основном уже существующие винтокрылы с навешенным вооружением. Только «Белл» рискнули представить значительно упрощённый ударник на базе «Хьюи», который принимал участие ещё в программе AAFSS. И именно этот проект и победил.

В сентябре 1965 года вертолёт Model 209 совершил первый полёт, а в апреле 1966 года пошёл в серию под названием AH-1 «Кобра». И, как обычно случается в истории, прослужит этот «временный» вертолёт ещё многие десятки лет.

Ранний вариант Model 209 с убираемым шасси. Позже ради упрощения от этого отказались
Ранний вариант Model 209 с убираемым шасси. Позже ради упрощения от этого отказались

Взлёт и падение «Шайена»

Получив временное решение в лице АН-1, военные чуть успокоились и повысили требования к AAFSS, в основном напирая на защищённость. Теперь любой жизненно важный узел должен был быть защищён от прямого попадания советского 23-мм снаряда. В итоге оба проекта серьёзно подросли. В сентябре 1965 года победителем конкурса AAFSS стал проект «Локхид». Он был чуть медленнее своего конкурента, но имел лучшую манёвренность и управляемость.

Казалось бы, всё идёт к тому, что армия всё же получит столь желанную машину. Но проблемы только начинались. От ВВС не укрылось, что программа AAFSS — по сути, конкурент их будущего штурмовика А-Х (который в те времена ещё предполагался турбовинтовым). Подключив лоббистов, летуны снова стали давить на армейцев.

Sikorsky S-66 AAFSS, поздний вариант
Sikorsky S-66 AAFSS, поздний вариант

Итогом стало решением министра Макнамары о применении к AAFSS нового метода финансирования. Если раньше фирмы получали деньги по факту своих расходов на создание и испытание прототипа, то в этот раз «Локхид» получала только ограниченную сумму и должна была доказывать необходимость любого дополнительного финансирования. Разумеется, ещё до постройки первого прототипа затраты «Локхид» за указанные цифры ушли и им пришлось заваливать как военных, так и политиков требованием выделить дополнительные средства. Но проект всё же потихоньку шёл. В 1966 году винтокрылу присвоили обозначение АН-56, а в 1967-м — имя «Шайен».

Макет AH-56 Cheyenne, основное отличие от построенных прототипов в конструкции турели
Макет AH-56 Cheyenne, основное отличие от построенных прототипов в конструкции турели

Весной 1967 года после решения множества технических проблем, связанных с малоизученной схемой винтокрыла, прототип АН-56 был готов, а уже осенью того же года он совершил первый полёт. Вскоре последовали второй и третий прототип. Казалось бы, успех уже близко, но на деле проблемы только росли. Стоимость программы уже значительно превысила изначальные цифры, а машины ещё не прошли всех положенных испытаний. Фирма «Локхид» же в тот момент находилась в очень сложном финансовом положении и поддержать проект самостоятельно, в счёт последующей прибыли, не могла. Министерство обороны, находясь под давление лоббистов ВВС, отказало выделять дополнительные средства, следующий транш должен был прийти только после постановки винтокрыла на вооружение. Армии пришлось перебрасывать на АН-56 деньги из других программ, под обещания «Локхид», что к концу 1968 года «Шайен» завершит испытания и будет готов к серии.

Кадры испытаний AH-56 Cheyenne

Понимая, что деньги надо откуда-то брать, в «Локхид» предприняли попытку предложить «Шайен» другим родам войск. В принципе, подобной машиной заинтересовались почти все. Морская пехота готова была взять двухдвигательную модификацию. Флоту приглянулись противолодочная и поисковая версии, и даже ВВС были не против рассмотреть АН-56 в качестве разведчика. Но все эти варианты были бы возможны только в случае постановки винтокрыла на вооружение. Финансировать незаконченную программу никто не был готов.

Одна из самых необычных идей — попытка превратить Cheyenne в обычный штурмовик и протолкнуть его на конкурс А-Х
Одна из самых необычных идей — попытка превратить Cheyenne в обычный штурмовик и протолкнуть его на конкурс А-Х

Прошёл 1967 и 1968 годы, а «Шайен» до ума так и не довели. Много проблем удалось решить, но несколько самых критических и сложных — вроде плохой управляемости на малых высотах, нестабильности конструкции, неустойчивости на переходных режимах — требовали больше времени или денег на решение. А дополнительных средств взять было неоткуда. В итоге весной 1969 года заказ на серийные машины был отозван, а программу перевели в разряд испытательных, хотя с шансом снова вернуться к разговору о принятии на вооружение немного погодя. Но к тому времени уже сама армия имела к АН-56 вопросы.

Стабилизированное в горизонтальной плоскости кресло наводчика серьёзно упрощало ведения огня из бортового вооружения
Стабилизированное в горизонтальной плоскости кресло наводчика серьёзно упрощало ведения огня из бортового вооружения

В 1969 году в полный рост встал вопрос «вьетнамизации» сухопутных войск. Многие перспективные разработки были заточены именно под войну в Вьетнаме, а всем было ясно, что она идёт к концу и надо снова готовиться к глобальной войне в Европе. В которой не особо был нужен скоростной ударный вертолёт сопровождения. При ожидаемой плотности советского ПВО как ни летай — всё равно попадут. Главной задачей винтокрылой машины становилась не поддержка пехоты на «чинуках», а охота за «бесконечными» советскими танками.

АН-56 ведёт огонь неуправляемыми ракетами. Видны и оранжевые контейнеры с ПТУР TOW
АН-56 ведёт огонь неуправляемыми ракетами. Видны и оранжевые контейнеры с ПТУР TOW

АН-56 мог крайне эффективно применять противотанковые ракеты TOW, но военных смущала его большая цена. Охотников за советскими танками должно быть много, а значит, они должны быть дешёвыми. Закупить же много «шайенов» с оскудевшим после Вьетнама бюджетом можно было и не мечтать. Вызывал вопросы и всего лишь один двигатель на АН-56. В то время считалось правильным поставить два, добавив вертолёту живучести. Хотя при этом их нельзя было хорошо забронировать.

Проект двухдвигательного варианта АН-56
Проект двухдвигательного варианта АН-56

В итоге к 1972 году из-за недостаточного финансирования окончательно решить все проблемы винтокрыла так и не удалось. И военные, и конструкторы признавали: нерешаемых задач перед ними не стояло, и до ума доводить машину оставалось недолго, но терпение армейцев давно кончилось. Более того, передовая на 1966 год электроника успела подустареть, а для установки новой требовались деньги, которые снова с боем пришлось бы отбивать у политиков и прорываться через критику лоббистов ВВС. Проще было прекратить работы над АН-56 и начать всё с нуля. Так и решили.

Битва за винтокрыл, или История провала АН-56

Летом 1972-го программу закрыли, а ей на замену сразу пришла новая — AAH (Advanced Attack Helicopter). В её рамках предполагалось быстро и дёшево спроектировать более простой вертолёт, заточенный под истребление танков противника. В итоге создание АН-64 по программе заняло больше десяти лет, потрачено было средств в три раза больше, чем на АН-56, а сам «Апач» в итоге обогнал в стоимости «Шайена». Такова была цена за стремление сэкономить.

И вот в наше время США снова строят винтокрылы, а многие моменты вызывают параллели с АН-56. Тут и невнятная роль машины — то ли разведчик, то ли ударный вертолёт. И представленные сложные и революционные проекты. И стремление побыстрее начать перевооружение, пока ещё дают деньги. В итоге все эти начинания могут повторить судьбу «Шайена». А может Армия США всё же выучила свои ошибки?

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

19K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

46K
41
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

23K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

35K
80
55
772
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

34K
44
60
844
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

29K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

22K
64
13
442
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

20K
4
18
87
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
36
69
374
Забытый успех армии троечников: куда делись герои 1812 года

Противник сидел на плечах. Русские войска отступали, огрызаясь, — часть обоза пришлось бросить. Раненые остались на милость неприятеля. Не самая типичная картина для ноября 1812 года, когда до битвы на Березине оставалось всего ничего. А самое удивительное, что, откатившись на полторы сотни километров и сдав противнику город, русские могли поздравить себя с успехом…

18K
99
27
391
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

17K
44
19
595
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
37
32
923
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

82K
68
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

81K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

76K
24
12
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

59K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

49K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

203K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

107K
60
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
40
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

83K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

82K
68
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

81K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

76K
24
12
81
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346