itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Битва за винтокрыл, или История провала АН-56

Сегодня все разрабатывают винтокрылы на замену обычным вертолётам — американцы, европейцы, есть такие проекты и у Китая, и у нас. Но ещё 40 лет назад, на заре эпохи ударных вертолётов, происходили схожие события. Почему тогда, в начале 70-х, провалился проект AH-56 «Шайен» и какие страсти бушевали вокруг этого винтокрыла — сейчас расскажем.

/
9.7K
45
13
68

Сегодня все разрабатывают винтокрылы на замену обычным вертолётам — американцы, европейцы, есть такие проекты и у Китая, и у нас. Но ещё 40 лет назад, на заре эпохи ударных вертолётов, происходили схожие события. Почему тогда, в начале 70-х, провалился проект AH-56 «Шайен» и какие страсти бушевали вокруг этого винтокрыла — сейчас расскажем.

Армия против авиации

После того как ВВС США отделились от армии и превратились в отдельный род войск, начались серьёзные проблемы во взаимоотношениях двух структур. Летунам не было дела до каких-то «земляных червей». Они строили гигантские стратегические бомбардировщики, сверхскоростные истребители, летающие на большой высоте. Тратить время на какие-то самолёты для поддержки наземных войск не торопились. Считалось, что с этой задачей справятся или обычные истребители, или истребители-бомбардировщики вроде F-105 «Тандерчиф». Разумеется, по новейшей моде, сверхзвуковые.

F-105 был неплохим ударным самолётом, но именно для задач непосредственной поддержки войск подходил плоховато
F-105 был неплохим ударным самолётом, но именно для задач непосредственной поддержки войск подходил плоховато

К началу 60-х в распоряжении ВВС из машин, по-настоящему подходящих для непосредственной поддержки войск на поле боя, остались лишь старенькие штурмовики А-1 «Скайрейдер». Да и те собирались списать в ближайшее время. Посмотрев на всё это, армейцы начали волноваться и задумываться о собственном парке ударных машин. Благо был пример морской пехоты, у которой с собственными дозвуковыми ударными самолётами всё было неплохо. Кроме того, армия США и так уже имела небольшой парк транспортников и разведчиков — и планировала его значительно расширить.

Douglas A-1 Skyraider отлично показал себя на начальном этапе войны во Вьетнаме
Douglas A-1 Skyraider отлично показал себя на начальном этапе войны во Вьетнаме (фото: Henning Henningsen)

Планы у армии были самые серьёзные. Предполагалось, что во второй половине 60-х на вооружение поступит победитель программы LARA (Light Armed Reconnaissance Aircraft) — винтовой ударный и разведывательный самолёт, будущий OV-10 «Бронко». Изучалось предложение о закупке лёгкого истребителя N-156F — будущего знаменитого F-5. Наконец, серьёзное внимание армейцы уделяли созданию полноценного ударного самолёта вертикального взлёта.

Финансировались две программы — XV-4 «Хаммингбёрд» и XV-5 «Вертифан». Кроме того, посматривали и на английский проект P.1127 (будущий «Харриер»), также отвечающий требованиям военных. В итоге всё шло к тому, чтобы армия стала самостоятельной хотя бы в вопросе непосредственной воздушной поддержки.

Модель P.1127 в цветах Армии США
Модель P.1127 в цветах Армии США

Спокойно смотреть на это в ВВС США не могли. Сейчас армия делает свой штурмовик, потом захочет свой истребитель, а там, глядишь, и о бомбардировщике задумается. И часть финансирования, которое принадлежит благородным авиаторам по праву, пойдёт армейцам. В дело были брошены лоббисты ВВС с задачей доказать политикам, что денег армии давать не надо. Разумеется, безответным это не осталось, и вскоре в конгрессе начали полыхать настоящие локальные войны на тему «быть или не быть армейской авиации». Наконец тогдашнему министру обороны Роберту Макнамаре всё это надоело, и в 1965 году он потребовал от армии и ВВС прийти к соглашению.

Работы над возможной заменой А-1 ВВС начали только в 1965 году. Модель проекта от Convair
Работы над возможной заменой А-1 ВВС начали только в 1965 году. Модель проекта от Convair

Позиции армейцев были куда слабее, чем у авиаторов, и оттого соглашение Джонсона-МакКонела (начальники штабов армии и ВВС) было скорее в пользу последних. Армия отказывалась от эксплуатации и разработки обычных самолётов, взамен ВВС отказывались от идеи подчинить себе и недавно появившиеся вертолёты. Вне соглашения летуны соглашались с требованием начать работы над специализированным самолётом непосредственной поддержки войск — программа А-Х. В будущем из неё вырастет знаменитый А‑10.

Ещё не самолёт, уже не вертолёт

В итоге армия опять осталась без самолёта непосредственной поддержки. Сколько ВВС будет делать А-Х было неясно (в серию А-10 пошёл более чем через десять лет), а разгорающаяся война во Вьетнаме требовала какого-то решения немедленно.

Ещё за год до этих событий, в 1964 году, стартовала программа AAFSS (Advanced Aerial Fire Support System). Формально армия собиралась разработать вооружённый вертолёт для эскорта новейших тяжёлых транспортных   «чинуков» и прикрытия их десанта с воздуха. На деле же требования были ближе скорее к самолёту и к тому же очень напоминали хотелки предыдущих годов к машине непосредственной поддержки: максимальная скорость более чем в 400 километров в час на высоте в полтора километра, дальность полёта почти 4000 километров. И конечно же, всё это в сочетании с плюсами вертолёта: вертикальным взлётом, зависанием на месте и полностью управляемым полётом на любых скоростях.

Curtiss Model 90 AAFSS
Curtiss Model 90 AAFSS

Задача была не из простых, но и возможный контракт минимум на 2000 машин сулил хороший куш. Разные фирмы сделали ставку на совершенно разные проекты. Так, «Белл» представили ударный вертолёт на базе уже находящегося на вооружении «Хьюи» — может, и не такой крутой по характеристикам, но дешёвый. «Боинг» предложил конвертоплан. Схожий проект последовал и от «Дженерал Дайнемикс» в сотрудничестве с канадцами. Из «Кёртис» прислали конвертоплан-биплан. «Сикорски» и «Локхид» представили очень похожие проекты винтокрылов. «Конвэйр» же, следуя своей репутации новаторов, явил совершенно дикий проект Model 49 — не вертолёт, не самолёт, не винтокрыл и не конвертоплан, а совсем «неведому зверушку». Весной 1965 года для продолжения работ военные выбрали схему вертолёта, а значит, проекты от «Локхид» и «Сикорски».

Convair Model 49 AAFSS
Convair Model 49 AAFSS

Программа AAFSS предполагала создание машины, выполненной по последнему слову техники. Крутыми у неё были не только ЛТХ, но и электроника с вооружением. Тут и оборудование для ведения боя ночью и в плохую погоду, и самые совершенные прицельные системы, и новые орудия с ракетами. Всё это требовало денег, а главное — времени. А шла война во Вьетнаме — и требовала какого-то решения уже вчера. Потому той же весной 1965 года было принято решение быстро взять на вооружение временный ударный вертолёт.

Boeing Vertol Model 147 AAFSS
Boeing Vertol Model 147 AAFSS

Уже летом того же года было представлено множество проектов, в основном уже существующие винтокрылы с навешенным вооружением. Только «Белл» рискнули представить значительно упрощённый ударник на базе «Хьюи», который принимал участие ещё в программе AAFSS. И именно этот проект и победил.

В сентябре 1965 года вертолёт Model 209 совершил первый полёт, а в апреле 1966 года пошёл в серию под названием AH-1 «Кобра». И, как обычно случается в истории, прослужит этот «временный» вертолёт ещё многие десятки лет.

Ранний вариант Model 209 с убираемым шасси. Позже ради упрощения от этого отказались
Ранний вариант Model 209 с убираемым шасси. Позже ради упрощения от этого отказались

Взлёт и падение «Шайена»

Получив временное решение в лице АН-1, военные чуть успокоились и повысили требования к AAFSS, в основном напирая на защищённость. Теперь любой жизненно важный узел должен был быть защищён от прямого попадания советского 23-мм снаряда. В итоге оба проекта серьёзно подросли. В сентябре 1965 года победителем конкурса AAFSS стал проект «Локхид». Он был чуть медленнее своего конкурента, но имел лучшую манёвренность и управляемость.

Казалось бы, всё идёт к тому, что армия всё же получит столь желанную машину. Но проблемы только начинались. От ВВС не укрылось, что программа AAFSS — по сути, конкурент их будущего штурмовика А-Х (который в те времена ещё предполагался турбовинтовым). Подключив лоббистов, летуны снова стали давить на армейцев.

Sikorsky S-66 AAFSS, поздний вариант
Sikorsky S-66 AAFSS, поздний вариант

Итогом стало решением министра Макнамары о применении к AAFSS нового метода финансирования. Если раньше фирмы получали деньги по факту своих расходов на создание и испытание прототипа, то в этот раз «Локхид» получала только ограниченную сумму и должна была доказывать необходимость любого дополнительного финансирования. Разумеется, ещё до постройки первого прототипа затраты «Локхид» за указанные цифры ушли и им пришлось заваливать как военных, так и политиков требованием выделить дополнительные средства. Но проект всё же потихоньку шёл. В 1966 году винтокрылу присвоили обозначение АН-56, а в 1967-м — имя «Шайен».

Макет AH-56 Cheyenne, основное отличие от построенных прототипов в конструкции турели
Макет AH-56 Cheyenne, основное отличие от построенных прототипов в конструкции турели

Весной 1967 года после решения множества технических проблем, связанных с малоизученной схемой винтокрыла, прототип АН-56 был готов, а уже осенью того же года он совершил первый полёт. Вскоре последовали второй и третий прототип. Казалось бы, успех уже близко, но на деле проблемы только росли. Стоимость программы уже значительно превысила изначальные цифры, а машины ещё не прошли всех положенных испытаний. Фирма «Локхид» же в тот момент находилась в очень сложном финансовом положении и поддержать проект самостоятельно, в счёт последующей прибыли, не могла. Министерство обороны, находясь под давление лоббистов ВВС, отказало выделять дополнительные средства, следующий транш должен был прийти только после постановки винтокрыла на вооружение. Армии пришлось перебрасывать на АН-56 деньги из других программ, под обещания «Локхид», что к концу 1968 года «Шайен» завершит испытания и будет готов к серии.

Кадры испытаний AH-56 Cheyenne

Понимая, что деньги надо откуда-то брать, в «Локхид» предприняли попытку предложить «Шайен» другим родам войск. В принципе, подобной машиной заинтересовались почти все. Морская пехота готова была взять двухдвигательную модификацию. Флоту приглянулись противолодочная и поисковая версии, и даже ВВС были не против рассмотреть АН-56 в качестве разведчика. Но все эти варианты были бы возможны только в случае постановки винтокрыла на вооружение. Финансировать незаконченную программу никто не был готов.

Одна из самых необычных идей — попытка превратить Cheyenne в обычный штурмовик и протолкнуть его на конкурс А-Х
Одна из самых необычных идей — попытка превратить Cheyenne в обычный штурмовик и протолкнуть его на конкурс А-Х

Прошёл 1967 и 1968 годы, а «Шайен» до ума так и не довели. Много проблем удалось решить, но несколько самых критических и сложных — вроде плохой управляемости на малых высотах, нестабильности конструкции, неустойчивости на переходных режимах — требовали больше времени или денег на решение. А дополнительных средств взять было неоткуда. В итоге весной 1969 года заказ на серийные машины был отозван, а программу перевели в разряд испытательных, хотя с шансом снова вернуться к разговору о принятии на вооружение немного погодя. Но к тому времени уже сама армия имела к АН-56 вопросы.

Стабилизированное в горизонтальной плоскости кресло наводчика серьёзно упрощало ведения огня из бортового вооружения
Стабилизированное в горизонтальной плоскости кресло наводчика серьёзно упрощало ведения огня из бортового вооружения

В 1969 году в полный рост встал вопрос «вьетнамизации» сухопутных войск. Многие перспективные разработки были заточены именно под войну в Вьетнаме, а всем было ясно, что она идёт к концу и надо снова готовиться к глобальной войне в Европе. В которой не особо был нужен скоростной ударный вертолёт сопровождения. При ожидаемой плотности советского ПВО как ни летай — всё равно попадут. Главной задачей винтокрылой машины становилась не поддержка пехоты на «чинуках», а охота за «бесконечными» советскими танками.

АН-56 ведёт огонь неуправляемыми ракетами. Видны и оранжевые контейнеры с ПТУР TOW
АН-56 ведёт огонь неуправляемыми ракетами. Видны и оранжевые контейнеры с ПТУР TOW

АН-56 мог крайне эффективно применять противотанковые ракеты TOW, но военных смущала его большая цена. Охотников за советскими танками должно быть много, а значит, они должны быть дешёвыми. Закупить же много «шайенов» с оскудевшим после Вьетнама бюджетом можно было и не мечтать. Вызывал вопросы и всего лишь один двигатель на АН-56. В то время считалось правильным поставить два, добавив вертолёту живучести. Хотя при этом их нельзя было хорошо забронировать.

Проект двухдвигательного варианта АН-56
Проект двухдвигательного варианта АН-56

В итоге к 1972 году из-за недостаточного финансирования окончательно решить все проблемы винтокрыла так и не удалось. И военные, и конструкторы признавали: нерешаемых задач перед ними не стояло, и до ума доводить машину оставалось недолго, но терпение армейцев давно кончилось. Более того, передовая на 1966 год электроника успела подустареть, а для установки новой требовались деньги, которые снова с боем пришлось бы отбивать у политиков и прорываться через критику лоббистов ВВС. Проще было прекратить работы над АН-56 и начать всё с нуля. Так и решили.

Битва за винтокрыл, или История провала АН-56

Летом 1972-го программу закрыли, а ей на замену сразу пришла новая — AAH (Advanced Attack Helicopter). В её рамках предполагалось быстро и дёшево спроектировать более простой вертолёт, заточенный под истребление танков противника. В итоге создание АН-64 по программе заняло больше десяти лет, потрачено было средств в три раза больше, чем на АН-56, а сам «Апач» в итоге обогнал в стоимости «Шайена». Такова была цена за стремление сэкономить.

И вот в наше время США снова строят винтокрылы, а многие моменты вызывают параллели с АН-56. Тут и невнятная роль машины — то ли разведчик, то ли ударный вертолёт. И представленные сложные и революционные проекты. И стремление побыстрее начать перевооружение, пока ещё дают деньги. В итоге все эти начинания могут повторить судьбу «Шайена». А может Армия США всё же выучила свои ошибки?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
57
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
38
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
78
69
513
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

38K
109
234
664
Как очки-авиаторы спасли лётчиков от небесного сияния и покорили весь мир
История самых культовых военных очков от пионеров авиации

Американские лётчики Второй мировой оказали сильное влияние не только на ход самой войны, но и на мировую моду. Им мы обязаны куртками-пилотами и кожаными косухами, а также очками-авиаторами. О том, как аксессуар для лётчиков покорил военных и модников по всему миру, — в нашей статье.

37K
78
24
295
Пират Жан Лафит: панк на корабле

Жан Лафит — последний крупный представитель эпохи пиратства в Карибском море. И, как ни странно, один из самых удачливых — причём в то время, когда пиратство было фактически побеждено, а корсары массово шли либо на виселицу, либо на государственную службу. Как и почему так получилось?

35K
65
13
287
Дым над водой, огонь в небесах: как Красная армия брала Кюстрин

В январе 1945 года наступающие советские части переправились через Одер и захватили плацдарм в районе города Кюстрин. Немцы отлично понимали значимость «первых ворот Берлина» — город был объявлен «фестунгом» и серьёзно укреплён. Чтобы плацдарм на Одере стал для фронта Жукова настоящими «воротами на Берлин», с них требовалось сбить замок.

34K
87
18
273
Что, если? Советские войска в 1945-м высадились на острове Хоккайдо

Вторая мировая война закончилась без вторжения в Японию. Атомные бомбардировки и советское наступление в Маньчжурии сломили волю самураев к сопротивлению. Но что, если бы верх всё же взяли фанатичные сторонники продолжения войны «до последнего японского солдата»?

34K
70
161
249
«Мы получим то, что требуем»: интервью с турецким адмиралом

Швейцарская Neue Zürcher Zeitung 2 сентября 2020 года опубликовала интервью с адмиралом-геополитиком, создавшим стратегию морской экспансии Турции. О том, что рассказал контр-адмирал в отставке Джем Гюрдениз о роли доктрины «Голубой Родины» в конфликте с Афинами, — читайте в переводе Алексея Костенкова.

33K
33
53
99
Реактивные снаряды родом из СССР: не идеально, но перспективно

Как появились реактивные снаряды — РС-82? Мы проследили историю создания и испытаний.

32K
58
94
128
В венесуэльском флоте обнаружилась секретная подлодка

От вездесущего ока интернет-экспертов не спрятаться никому — даже подводникам далёкой Венесуэлы. Пополнение флота южноамериканской страны секретной мини-субмариной не прошло незамеченным.

32K
24
3
18
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

125K
69
58
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

90K
138
68
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

68K
83
78
862
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

57K
116
380
786
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

45K
139
110
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
78
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

43K
46
14
238
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

43K
154
46
1.2K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

308K
144
99
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

168K
45
14
81
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

150K
63
12
274
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

144K
79
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

136K
104
26
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

125K
69
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

110K
61
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
105
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

0
1
0
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

0
2
0
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

377
8
0
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

488
4
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

957
3
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

456
6
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

867
2
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

1.2K
7
3
0
Пиксельный музей. Hokum.

Пиксельные истории известных проектов и вундервафель от Юрия Кужелева

1.5K
9
0
0