Чего я ждал, идя на нового «Терминатора»? Честно говоря, ничего хорошего. Почему? Очень просто.
Мрачное прошлое
В третьем «Терминаторе» (если кто его ещё помнит) Джона Коннора, спасителя человечества, превратили в опустившегося торчка. Отличный сюжетный ход, да. Четвёртый фильм я смотрел только из-за хорошего актёра Кристиана Бэйла. Пятый — не смотрел вообще. Даже из-за Матери драконов.
Один луч света в этом тёмном царстве — сериал «Хроники Сары Коннор». Но и тот — сначала долго тянули с раскрытием возможностей, а потом вообще прикрыли.
Казалось, серию про киборга-убийцу уже навсегда убили, закопали и надпись написали. Но тут права на «Терминатора» вернул Джеймс Кэмерон.
Дело в том, что в начале 80-х Кэмерону были так нужны деньги, что он продал права подруге — за один доллар. А подруга, продюсер Гейл Энн Херд, добилась, чтобы новичку-режиссёру позволили снять фильм, как он хочет. И 35 лет назад мы получили первого «Терминатора».
А что же получили сейчас?
Судьбы нет
Кэмерон всегда, ещё с первой своей короткометражки «Ксеногенезис», очень любил две вещи. Сильных женщин и сложных роботов. Недаром он вставил хитрые манипуляторы даже в историю о «Титанике».
В «Тёмных судьбах» сразу видна его рука. А ещё — рука режиссёра Тима Миллера. И они смогли!
За счёт чего эта пара «тащит» напрочь убитую другими творцами франшизу? Трудно рассказать без спойлеров. Но я попробую.
Первое — нестандартный сюжет.
Кэмерон очень любит своё творение, а уж знает и уважает персонажей как никто в мире. Опошлить их раз плюнуть — либо деградацией характеров, либо повтором прежних ходов. К счастью, в «Тёмных судьбах» ни того, ни другого нет.
Помните ту самую запись Сары Коннор из психушки, орущей «вы все на хрен покойники»? И тут р-р-раз — мирный пляж, солнце, волны, песок. И волны тихонько вымывают из песка… Мирный, да? Да это ж Омаха-Бич какой-то! И это наше будущее. Которое не сбылось.
Или вот счастливая Сара Коннор сидит в прекрасном мире после несостоявшегося «Судного дня»… А мир вовсе не прекрасен!
То есть зрителя постоянно обманывают с ожиданиями следующего хода сюжета. Но обманывают — в хорошем смысле!
Даже прибытие посланцев из будущего выглядит иначе, чем во всех прочих «Терминаторах». Не говоря уже о том, кто прибыл и зачем. И откуда.
Если внимательно смотреть и слушать, то можно заметить скрытые отсылки к первым двум фильмам. Например, девушку, которая стоит у проволочного забора и глядит на радостных детей.
Места, поведение персонажей, их фразы — каноничны, но не штампованы.
Некоторые сюжетные ходы могут и шокировать зрителя — но лично я не вижу причин, почему они были бы невозможны во вселенной «Терминатора». То есть развитие — строго по канону.
Второе — мрачный юмор. Фирменная черта Миллера, творца «Дэдпула». Шутки в фантастическом боевике о спасении мира? Да! И они… правда смешные.
— Я ничего не слышу.
— Не ты же у нас суперсолдат из будущего?
Сразу получаем живых персонажей вместо обычного теперь картона.
А уж интернет-мемам про Карла гарантирована вторая жизнь, Карл!
Третье — «не рассказывай, а показывай».
Помните офигение доктора Зильбермана, когда Жидкий Терминатор прошёл сквозь решётку? На весь второй «Терминатор» компьютерной графики было всего пять-десять минут. Но каких! Каждая секунда — не зря.
Уж на что сейчас зрители избалованы графикой, но и то я пару раз сказал про себя «Офигеть!» Перестрелки, погони, драки всех со всеми… Отлично!
Не забыли и «светлое» будущее — но не такое, каким мы его видели раньше.
И то самое чувство «Да когда ж ты уже сдохнешь, уродина?!»
Четвёртое — развитие персонажей.
Надеюсь, все в курсе, что со времён первого «Терминатора» мир немного изменился? Шварц тогда вообще был вдвое моложе. Вдвое! Сейчас летающие роботы-убийцы и тотальная слежка — норма жизни Штатов. Не говоря о толпах вооружённых людей.
Удивительно, что Сара Коннор в наши дни будет вести себя иначе, правда?
И уж точно она не пойдёт на Терминатора с голыми руками
А представьте себе робота-убийцу, который двадцать лет вынужден жить среди людей. Кем он станет? Подсказка была во втором фильме.
Актёры. Линда Гамильтон просто охренительна! Шварц… У экс-губернатора бездна самоиронии — и это только на пользу. Новые лица — стараются. Возможно, это их лучшие роли в карьере — как, увы, было и с актёрами в первых фильмах. Это ведь Шварц уже был звездой.
Неизвестное будущее
Повторить сейчас успех того самого «Терминатора» невозможно. Это смог сделать лишь один человек в мире — сам Кэмерон, и то почти тридцать лет назад. Больше того — как рассказывал недавно легендарный переводчик и киновед Гаврилов, «Терминатор-2» официально признан лучше «Терминатора».
И то, режиссёр смог — потому что он Кэмерон. Человек, который впервые в истории кино рискнул бюджетом фильма в сто миллионов долларов. И выиграл — «Терминатор-2». А потом — рискнул бюджетом в двести миллионов! И снова выиграл — «Титаник». Такой он человек. Мне новый «Терминатор» скорее понравился. Но я — специфический зритель.
Помню, в начале 90-х родители смотрели по кабельному ТВ какой-то фильм. Захожу — человеку выстрелом надвое разносят голову. Родители: «Ничего, смотри — у него сейчас голова обратно соберётся!» Я пожал плечами и пошёл спать. Так я впервые увидел второго «Терминатора».
Но сейчас снимали не для меня — а для теперешних зрителей США. Их реакцию предвидеть не могу, как и наших зрителей.
Думаю, многим кино может не понравиться. Но по уважению к канону, сюжету и игре актёров, лично для меня, «Тёмные судьбы» — сразу за классическими фильмами. И не просто лучше остальных — несравнимо лучше. Учитывая заслуги Кэмерона и Миллера, что-что, а билета в кино для них мне не жалко. А вам?
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.