Другое пятое поколение: манёвренность вместо незаметности

Представить нынешнее пятое поколение истребителей без технологий «стелс» нельзя. Ведь это их родовая черта! Вот только изначально, в 80-х годах, перспективное поколение видели совсем по-иному. Какими были эти проекты — и были ли они лучше нынешних «пятёрок»?

/
9.9K
39
18
75

Представить нынешнее пятое поколение истребителей без технологий «стелс» нельзя. Ведь это их родовая черта! Вот только изначально, в 80-х годах, перспективное поколение видели совсем по-иному. Какими были эти проекты — и были ли они лучше нынешних «пятёрок»?

Скорость, манёвренность или вертикальный взлёт?

Зачастую работы над следующим поколением боевых машин начинают ещё до того, как на вооружение поступит поколение предыдущее. Не стали исключением и американские истребители в 70-х годах.

Шёл 1972 год. Ещё только совершили свои первые полёты F-15, готовились F-16, а конструкторы уже начали работы над первыми проектами им на замену. Целью этих работ было не создать полноценный истребитель, а определить, какой будет общая концепция нового поколения, какие новые технические решения на них можно применить, а что сделать не выйдет. И уже потом, из результатов этих работ военные окончательно сформируют требования к будущему истребителю.

Первые проекты истребителей нового поколения не сильно отличались от поколения четвёртого. Этот проект McDonnell-Douglas лишь незначительно превосходил F-15 — в основном за счёт более лёгкой конструкции
Первые проекты истребителей нового поколения не сильно отличались от поколения четвёртого. Этот проект McDonnell-Douglas лишь незначительно превосходил F-15 — в основном за счёт более лёгкой конструкции

Почти сразу пути развития разделились на три ветви. Первая из них предполагала, что главной «фишкой» истребителя следующего поколения станет скорость. Минимум 3 Мах, а лучше даже четыре. Основной тактикой такого истребителя были бы неожиданные атаки, наводимые или с наземных РЛС, или с самолётов ДРЛОиУ. «Напрыгнув» на максимальной скорости, истребитель пускал дальнобойные ракеты воздух-воздух и быстро разрывал контакт с уцелевшими противниками.

Больше и дольше всего над этой концепцией работали в «Локхид» и «Боинг». Но серьёзным минусом ставки на скорость оказалась практически полная беспомощность в нанесении ударов по наземным целям. Такой самолёт или вообще не мог выполнять подобные задания, или должен был использовать дорогое «умное» оружие.

Проект перспективного истребителя от Boeing со ставкой на скорость. Ещё одна важная черта проекта — боевой радиус с полной нагрузкой в три тысячи километров
Проект перспективного истребителя от Boeing со ставкой на скорость. Ещё одна важная черта проекта — боевой радиус с полной нагрузкой в три тысячи километров

Другой путь предполагал ставку на сверхманёвренность — сохранение устойчивости и управляемости самолёта почти на любых углах атаки. Это позволило бы не только выйти победителем в любой манёвренной «собачей свалке», но и эффективно наводить оружие вне зависимости от направления полёта. Например, если цель была выше и правее, сверхманёвренному истребителю не надо было закладывать долгий вираж. Он мог бы резко навестись на цель и пустить ракеты, даже не меняя вектор движения. Кроме того, сверхманёвренность помогала уклоняться от ракет — учитывая, что особой манёвренностью тогда они не отличались.

Достижение сверхманёвренности требовало необычных решений — например, отказа от крыльев. Проект фирмы Fairchild-Republic
Достижение сверхманёвренности требовало необычных решений — например, отказа от крыльев. Проект фирмы Fairchild-Republic

Наконец, третий путь предполагал создание истребителя с вертикальным взлётом и посадкой. Конечно, ни о каком резком увеличении ЛТХ и речи не было, но вертикальный взлёт и посадка резко повышали универсальность самолёта. Его можно было бы применять с серьёзно повреждённых аэродромов или вообще с не очень подготовленных площадок. Небольшую взлётную площадку можно замаскировать, чего нельзя сделать с огромной авиабазой с длинной ВПП. Значит, и уничтожить на земле такой самолёт будет трудно. Ну и факт, что есть шансы продать его не только ВВС, но и флоту с морпехами, — серьёзный денежный плюс для фирмы.

Проект перспективного истребителя вертикального взлёта и посадки от McDonnell-Douglas
Проект перспективного истребителя вертикального взлёта и посадки от McDonnell-Douglas

К 1975 году из тройки вперёд вырвалась сверхманёвренность. Скоростные истребители были слишком узкоспециализированными, и, хотя работы над подобными проектами продолжились, теперь их больше рассматривали как перспективные перехватчики.

Проект перехватчика Boeing Model 606
Проект перехватчика Boeing Model 606

От СВВП в качестве основного истребителя ВВС тоже отказались — слишком сильно вертикальный взлёт ухудшал остальные ЛТХ. И, хотя такие машины были нужны военным, на роль основных они не тянули. Следующим шагом стал выбор методов достижения сверхманёвренности. Тут были и проекты с управляемым вектором тяги, и крылья обратной стреловидности, и самые необычные аэродинамические схемы.

Иногда рассматривались совсем необычные проекты. Сверхманёвренный истребитель от Rockwell
Иногда рассматривались совсем необычные проекты. Сверхманёвренный истребитель от Rockwell

Ещё одним вопросом стал вес будущего истребителя. Некоторые конструкторы выступали за то, что будущий истребитель должен быть максимально облегчён, — это помогло бы в достижении сверхманёвренности. В частности, за этот путь ратовали в «Нортроп». Главным оружием таких самолётов стал бы ближний бой. Считалось, что лёгкий истребитель сможет уклониться от дальнобойных ракет противника и навязать манёвренную схватку своим оппонентам. На это был рассчитан и набор вооружения — пушка и максимум четыре ракеты «воздух-воздух» малой дальности.

Лёгкий сверхманевренный истребитель от McDonnell-Douglas
Лёгкий сверхманевренный истребитель от McDonnell-Douglas

Сторонники тяжёлого варианта стояли на том, что с развитием современного ракетного вооружения основой воздушного сражения наконец станет перестрелка ракетами средней и большой дальности. И каким бы сверхманёвренным ни был самолёт, гарантировано уклониться от запущенных по нему ракет, а потом ещё и прорваться в ближний бой у него не выйдет. Потому сверхманёвренность хоть и нужна, но отказываться от всего ради неё не стоит. Лучше сделать самолёт побольше, который несёт достаточный запас дальнобойных ракет и мощный радар. Более того, на такой машине можно будет применить некоторые решения по снижению заметности.

Тяжёлый перспективный истребитель CL-2016 от Lockheed
Тяжёлый перспективный истребитель CL-2016 от Lockheed

От теории к практике

В 1975 году от чисто теоретических «прожектов» перешли к первым испытаниям. Стартовала программа HiMAT (Highly Maneuverable Aircraft Technology), в рамках которой исследовались новые аэродинамические схемы и сверхкритические профили крыла.

Беспилотные масштабные модели HiMAT, использованные в натурных испытаниях
Беспилотные масштабные модели HiMAT, использованные в натурных испытаниях

Крайне новаторским решением было использование аэроупругой конструкции, когда деформация крыла и плоскостей управления в ходе маневрирования не только не мешала самолёту, а наоборот, повышала его аэродинамическое качество. В рамках HiMAT пилотируемых машин не построили (хотя такие планы и были), все испытания происходили на беспилотных масштабных моделях.

HiMAT превосходил в манёвренности самолёты предыдущего поколения почти в разы. А с использованием сопел с отклоняемой тягой разрыв бы ещё увеличился
HiMAT превосходил в манёвренности самолёты предыдущего поколения почти в разы. А с использованием сопел с отклоняемой тягой разрыв бы ещё увеличился
Так мог бы выглядеть пилотируемый вариант HiMAT
Так мог бы выглядеть пилотируемый вариант HiMAT

В 1977 году стартовало исследование крыла обратной стреловидности, которое вылилось в создание экспериментального самолёта Х-29. Такое крыло позволяло серьёзно увеличить допустимые углы атаки для самолёта, что, вкупе с компьютерным помощником и неустойчивостью в полёте, позволило бы получить по-настоящему сверхманёвренный самолёт. В перспективе рассматривался вопрос применения крыла обратной стреловидности и на боевом истребителе.

В реальности из программы Х-29 полетел только самолёт от Grumman, хоть в планах была постройка и прототипа от Rockwell
В реальности из программы Х-29 полетел только самолёт от Grumman, хоть в планах была постройка и прототипа от Rockwell
Крыло обратной стреловидности планировали использовать не только на перспективных истребителях, но и, например, для модернизации уже существующих, таких как F-16
Крыло обратной стреловидности планировали использовать не только на перспективных истребителях, но и, например, для модернизации уже существующих, таких как F-16

К 1981 году ВВС окончательно сформировали предварительные требования к будущему истребителю в рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter). Это были сверхманёвренность, крейсерский сверхзвук, укороченный взлёт и посадка, всеракурсный пуск ракет; допускалась частичное снижение заметности самолёта за счёт использования радиопоглощающих материалов, а также компьютерное управление полётом самолёта. На предложение военных откликнулись почти все крупные авиационные фирмы, привлечённые огромной ожидаемой прибылью. Среди представленных проектов нашлось место и лёгким истребителям, и наоборот — проектам со ставкой на скорость. Были самолёты с КОС и даже с крылом изменяемой стреловидности.

Различные проекты истребителей, представленные на предварительный этап программы ATF
Различные проекты истребителей, представленные на предварительный этап программы ATF

И пришёл «стелс»

Следующим шагом стал бы конкурс на полноценные, а не предварительные проекты, но именно на этом этапе программу ATF полностью изменили.

Все правила игры перевернуло предложение от «Локхид», присланное вне рамок программы. Они представили проект истребителя с высоким уровнем незаметности, почти не уступавшим недавно полетевшему F-117.

Хотя он и был чуть хуже своих коллег в манёвренности, выживаемость на больших и средних дистанциях у него оказалась на голову выше существующих и перспективных истребителей. Там, где «не-стелс» самолёт могли заметить издалека, «стелс» подобрался бы значительно ближе и нанёс неожиданный удар. При этом, по расчётам «Локхид», новый стелс-истребитель имел бы и отличную скорость, и даже какую-то сверхманёвренность.

Первый проект стелс-истребителя от Lockheed. Родовая связь с F-117 видна невооружённым глазом
Первый проект «стелс»-истребителя от Lockheed. Родовая связь с F-117 видна невооружённым глазом

Исследования ВВС показали полное преимущество этой концепции над старым обликом ATF. В итоге в 1983 году требования к программе серьёзно скорректировали — на первом месте теперь было создание незаметного истребителя. При этом подобные изменения остались секретными — для прессы программа ATF ничуть не изменилась. И, судя по всему, результатом этой «конспирации» стало то, что весь остальной мир продолжил разрабатывать следующее поколение по старой концепции.

Пока инженеры проектировали YF-22 и YF-23, прессе сливали подобные фантазии, не имеющие никакого отношения к реальности
Пока инженеры проектировали YF-22 и YF-23, прессе сливали подобные фантазии, не имеющие никакого отношения к реальности

Американцы хоть и имели некоторую фору в работе над новым поколением истребителей, на деле не слишком опережали своих конкурентов. Уже в 1979 году Британия, Франция и Германия начали работу над совместным истребителем нового поколения. В 1981 году коалиция распалась. Французы продолжили работы самостоятельно, немцы и англичане остались в союзе.

Но смены концепции у них так и не случилось. Будущие Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon по большинству ЛТХ походили на конкурентов из ранней программы ATF и могли бы честно считаться пятым поколением, не случись смены парадигмы в США.

Ранние проекты Dassault Rafale очень напоминали американские работы в рамках HiMAT
Ранние проекты Dassault Rafale очень напоминали американские работы в рамках HiMAT

Схожая история произошла и с советской авиацией. Проекты перспективных истребителей нового поколения явно разрабатывались с оглядкой на американские ранние проекты ATF, но ставку на «стелс» до середины 90-х не делали.

Нашлось место и различным нестабильным аэродинамическим схемам, и крылу обратной стреловидности. Более того, произошёл даже похожий на американский спор между сторонниками лёгкого, максимально манёвренного самолёта и более тяжёлого и вооружённого истребителя. В итоге такие проекты, как МиГ-1.44 или С-37, можно отнести как к предыдущему, четвёртому поколению, так и к пятому.

МиГ-1.44 МФИ ближе всех из существующих самолётов подошёл по своим ЛТХ к идеям, заложенным в ранний этап программы ATF
МиГ-1.44 МФИ ближе всех из существующих самолётов подошёл по своим ЛТХ к идеям, заложенным в ранний этап программы ATF

Одним из главных вопросов, поднимаемых по сей день, является: «А было ли верным решением уйти от настоящей сверхманёвренности к созданию малозаметных истребителей?». Точно ответить на него сложно: в мире давно не было конфликтов с полноценными авиационными боями, тем более с участием самолётов пятого поколения. Но некоторые предположения сделать можно.

Программа ЛФИ лёгкий фронтовой истребитель сильно напоминала схожие американские идеи создания лёгкого сверхманёвренного истребителя
Программа ЛФИ (лёгкий фронтовой истребитель) сильно напоминала схожие американские идеи создания лёгкого сверхманёвренного истребителя (фото: Jozef Gatial)

Развитие современного ракетного оружия серьёзно снизило влияние сверхманёвренности на выживаемость. Даже дальнобойные ракеты сейчас способны поражать достаточно юркие цели, что уж говорить о специально заточенных на это дело ракетах с меньшей дальностью. А малая заметность по-прежнему способна «скрыть» истребитель от обнаружения на большой дистанции и тем самым защитить его.

В итоге из дуэли «манёвренного» пятого поколения и «незаметного» пятого поколения победителем с большей вероятностью выйдет последний. И как бы ни хотелось патриотам обратного, тот же МиГ-1.44 даже один на один уступит F-22. А если ещё учесть превосходство американцев в самолётах ДРЛОиУ, которые будут наводить «рапторов»…

С другой стороны, старая концепция дешевле, проще в создании и обслуживании. «Незаметные» пятые поколения массово по-прежнему есть только у США, остальные страны или только-только начинают их покупать, или потихоньку проектируют свои. Не случись смены парадигмы, возможно, пятое поколение было бы более распространено. Но вероятнее всего, нынешнее пятое поколение тогда просто стало бы шестым.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

19K
21
4
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

47K
41
20
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

23K
25
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
24
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

54K
92
57
979
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

35K
41
14
238
Забытый успех армии троечников: куда делись герои 1812 года

Противник сидел на плечах. Русские войска отступали, огрызаясь, — часть обоза пришлось бросить. Раненые остались на милость неприятеля. Не самая типичная картина для ноября 1812 года, когда до битвы на Березине оставалось всего ничего. А самое удивительное, что, откатившись на полторы сотни километров и сдав противнику город, русские могли поздравить себя с успехом…

21K
118
30
399
Амритсарская бойня: самый знаменитый расстрел в Британской империи

Сто лет назад всего один генерал и сотня солдат навсегда изменили судьбу Индии — и всей Британской империи. Как попытка спасти страну привела к дикой бойне — в нашей статье.

17K
53
51
631
«Последний рубеж»: Sabaton о швейцарской гвардии, погибшей за Рим и папу

«Их было 189 на службе у Господа». В новом выпуске «Истории с Sabaton» Инди, Пэр и Йоаким расскажут о подвиге швейцарской гвардии, которая погибла, защищая Рим от разъярённой многотысячной армии наёмников. Рассказ шведов о событиях мая 1527 года читайте в переводе и с комментариями WARHEAD.SU.

17K
19
23
86
Исторический фильм «Ржев»: убедительная картина или нелепый провал?

В декабре 2019 года на экраны вышел фильм «Ржев». Давайте посмотрим на него глазами историка. Удалось ли создателям, пусть и с поправками на условность кино, дать правдивую картину грандиозного сражения под Ржевом в 1942–1943 году? И насколько убедительной вышла история?

17K
75
153
619
Осмысляя «Немыслимое»: РККА против англо-американцев

Операция «Немыслимое» — секретные британские планы на случай войны с СССР, составленные летом 1945 года. И естественно, основное внимание привлекает главный вопрос: кто бы победил, случись конфликт между бывшими союзниками? Стальной кулак и боевой опыт РККА — или же воздушная мощь и выучка англо-американцев?

17K
74
446
825
Невежество и беззаконие: 10 «школьных» заблуждений о Тёмных веках Средневековья

Эпоха упадка культуры, власть дикарей, отсутствие законов, забвение науки, всеобщая неграмотность и тирания церкви. Нет ни ремёсел, ни торговли, люди забыли про мореплавание. Все европейцы смердят от грязи. WARHEAD.SU собрал самые популярные мифы о раннем Средневековье и разобрал их по полкам.

15K
41
55
345
Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3: гофрированное авиачудовище советского Интербеллума

Межвоенная эпоха — время чудес и смелых фантазий. Впрочем, время от времени фантазии прорывались в реальность — и порождали изумление. Немало удивились и соседи Советского Союза, когда полунищая страна, вчера вылезшая из Гражданской войны, обзавелась воздушным флотом крупнейших бомбовозов. О них — в нашей статье.

16K
60
26
536
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

60K
42
77
361
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

54K
92
57
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

53K
63
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

53K
42
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

52K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

52K
65
34
719
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

208K
92
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

109K
63
18
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

88K
41
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

84K
7
3
276
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346