itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Сигизмунд Леваневский: неудачливый герой советского Интербеллума

Двадцатые-тридцатые — эпоха лётчиков, «рок-звёзд» межвоенного периода. Храбрые покорители воздушного океана, живущие среди опасностей, пользовались всеобщим уважением. Но и среди них были те, кого преследовало постоянное и обидное невезение. Один из таких героических неудачников — полярный лётчик Сигизмунд Леваневский.

/
9.2K
42
13
279

Двадцатые-тридцатые — эпоха лётчиков, «рок-звёзд» межвоенного периода. Храбрые покорители воздушного океана, живущие среди опасностей, пользовались всеобщим уважением. Но и среди них были те, кого преследовало постоянное и обидное невезение. Один из таких героических неудачников — полярный лётчик Сигизмунд Леваневский.

Многообещающий старт

Ранняя биография Леваневского типична для знаменитых советских авиаторов 30-х годов — Гражданская война (за красных), лётная школа, освоение Арктики.

Дела резко пошли в гору после провала кругосветного полёта Джеймса Маттерна летом 1933 года — американец потерпел крушение на бескрайних просторах Чукотки. Гостя успешно нашли и приютили чукчи. Но специфика местного быта в виде попустительского отношения к гигиене и мороженой моржатины на обед медленно, но верно доводили «гостя поневоле» до ручки.

Чукчи тревожно жаловались: «Маттерн ничего не ест, как бы не помер».

Словом, требовалось как можно быстрее отправить американца домой. Это и сделал Леваневский, прилетев на Анадырь и доставив Маттерна в город Ном на Аляске. Американец радовался как ребёнок, чуть ли не целовал землю и горячо благодарил Леваневского.

Скоро эту новость подхватили американские СМИ. Сигизмунд Леваневский приобрел в Америке репутацию настоящего героя — быть может, не такого крутого, как Линдберг или братья Райт, но тем не менее. Советский же Союз отчаянно нуждался в репутации. Особенно в Соединённых Штатах, откуда в то время черпались инженеры, технические решения и целые «заводы под ключ».

Внезапно образовавшиеся у Леваневского связи с Америкой не стал бы использовать только глупец. Карьера нашего героя резко пошла в гору.

Фото советских и американских лётчиков: Джимми Маттерн — в верхнем ряду справа, Сигизмунд Леваневский — в нижнем ряду в центре, г. Ном, штат Аляска
Фото советских и американских лётчиков: Джимми Маттерн — в верхнем ряду справа, Сигизмунд Леваневский — в нижнем ряду в центре, г. Ном, штат Аляска

Герой авансом

Новая возможность отличиться представилась уже в следующем, 1934 году. Утонул затёртый льдами у берегов всё той же Чукотки пароход «Челюскин». На льду остались 104 человека, которых срочно требовалось вывозить.

К месту гибели парохода тут же бросилась орава лётчиков, в том числе и Леваневский. Пути его, правда, были, на первый взгляд, неисповедимы — его, лётчика Слепнева и уполномоченного правительственной комиссии Ушакова командировали в Америку. Совершив путешествие через Европу, Атлантику и Соединённые Штаты, группа добралась до Аляски, где их уже ждали два американских самолёта «Флитстер».

Все шло неплохо вплоть до того момента, как Леваневский разбил свой «Флитстер» — а заодно и голову — при неудачной посадке на Чукотке, не долетев при этом до челюскинцев. Но учреждённое по итогам спасательной операции звание Героя СССР он всё равно получил. Видимо, чтобы не портить в Штатах впечатление о человеке, хорошо наладившем с американцами контакт.

 Американский лётчик Джо Кроссен, лётчик полярной авиации Маврикий Слепнёв, уполномоченный правительственной комиссии Георгий Ушаков, лётчик Сигизмунд Леваневский и радист аэродрома города Фербенкс на Аляске слева направо, 1934
Американский лётчик Джо Кроссен, лётчик полярной авиации Маврикий Слепнёв, уполномоченный правительственной комиссии Георгий Ушаков, лётчик Сигизмунд Леваневский и радист аэродрома города Фербенкс на Аляске (слева направо), 1934

Конфликт с Туполевым

Отлично понимая, что гордое звание Героя досталось ему скорее за хорошие отношения с американцами, Леваневский стремился совершить нечто яркое, чтобы никто уже не мог сомневаться в его заслугах.

Такой возможностью стала попытка беспосадочного перелёта в США через Северный полюс на «рекордном» сверхдальнем самолёте АНТ-25. Леваневский стартовал 3 августа 1935 года, но в итоге вернулся обратно — в самолёте потекло масло.

По возвращении оказалось, что неисправность была пустяковой. О полёте, рассчитывая получить максимальный пропагандистский эффект, громко раструбили заранее.

Эффект в результате вышел «со знаком минус».

Всё это не могло не привести к конфликтам и взаимным обвинениям. В итоге Леваневский смело пошёл с козырей — прямо в кабинете Сталина во время публичного заседания назвал Туполева вредителем и отказался летать на самолётах его конструкции.

АНТ-25
АНТ-25

Закрыв себе тем самым доступ к штурвалу АНТ‑25.

Билет в один конец

Леваневского отправили в Америку перегонять купленные для изучения самолёты. В 1936 году он совершил крупный, почти на 20 тысяч километров, перелёт из Лос-Анджелеса в Москву — не по прямой, а через полярные территории на Аляске и в СССР. Перелёт, конечно, не беспосадочный — что, как все понимали, не так впечатляюще, как проваленная в прошлом году попытка.

Поэтому наш герой стремился её повторить. Благо для этого нашёлся самолёт — четырёхмоторный красавец ДБ-А. Надо сказать, нашёлся вовремя — ведь в июне-июле 1937-го уже случились перелёты в Штаты через Северный полюс — на том самом АНТ-25, который так решительно отверг Леваневский.

В отличие от туполевской машины, созданной ради рекордов дальности, ДБ-А был бомбардировщиком. Это давало Леваневскому возможность стать первым, кто не просто совершил беспосадочный перелёт в Штаты через полюс, но ещё и доставил таким образом первый коммерческий груз.

Это были хорошие новости, но за ними последовали плохие. Главной проблемой стала «сырость» самолёта — если на АНТ-25 после неудачи 1935 года успели проверить каждую мелочь, то новый ДБ-А мог преподносить всё новые и новые сюрпризы.

Экипаж самолёта ДБ-А перед полётом слева направо: Николай Галковский — радист, Николай Кастанаев — второй пилот, Сигизмунд Леваневский — командир, Григорий Побежимов — бортмеханик, Николай Годовиков — бортмеханик, Виктор Левченко — штурман
Экипаж самолёта ДБ-А перед полётом (слева направо): Николай Галковский — радист, Николай Кастанаев — второй пилот, Сигизмунд Леваневский — командир, Григорий Побежимов — бортмеханик, Николай Годовиков — бортмеханик, Виктор Левченко — штурман

Возможно, именно эта «сырость» и стала причиной того, что, вылетев в Америку 12 августа 1937 года, экипаж Леваневского так и не вернулся. Его самолёт активно искали, теряя в процессе поисковых операций людей — в том числе и опытнейшего полярного лётчика Бабушкина, — но так и не нашли до сих пор. Найдут ли когда-нибудь — неизвестно.

Пропавший ДБ-А может лежать где угодно — например, на дне Северного Ледовитого океана.

Если это на самом деле так, то мы никогда не узнаем, что же стало причиной исчезновения Леваневского — техническая неисправность, потерянная ориентировка или человеческий фактор. Точно известно одно: отработать свой «аванс» одному из первых Героев Советского Союза так и не удалось. Но никто не может обвинить Леваневского в том, что он не пытался.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Джон Гловер — контрабандист 80 lvl
Как незаметно украсть целую армию

Если вы думаете, что Бард Лучник из «Хоббита» — единственный в мире рыбак, который переломил ход войны, то вы явно незнакомы с биографией Джона Гловера. Этот пролетарий во время Американской революции дослужился до генерала, а первая битва Войны за независимость не стала последней лишь благодаря его вмешательству. Но обо всем по порядку.

16K
20
6
65
Ян Кёнджон
Невероятные приключения корейца на Второй мировой

В начале 90-х в информационном пространстве всплыл любопытный персонаж, Ян Кёнджон. Может, мир никогда и не узнал бы о нём, если бы не одно «но». Этот человек за годы Второй мировой войны умудрился примерить на себя военную форму трёх стран. Прославившись, ветеран противоборствовавших армий вскоре умер. Это не помешало корейским изданиям бурно развить тему непростой и причудливой судьбы их соотечественника (правда, давно уже гражданина США).

29K
30
7
126
Доктрина Дуэ — начало

К середине XIX века некогда сильная австрийская армия представляла собой довольно унылое зрелище. Не то чтобы у тамошних Швейков от этого сильно подгорало, но быть военным отстоем Европы тоже как-то не хотелось. По итогам коллективного обращения в небесную канцелярию в списке европейских армий появилась итальянская — исключительно для того, чтобы австрийцам было кого бить.

18K
31
9
146
Звезда Михаила Скобелева
«Та сила, что богатырей нам сказочных напоминала»

Национальный герой русского и болгарского народов, один из наиболее прославленных полководцев Российской империи: как Михаил Скобелев стал настоящей звездой второй половины XIX столетия.

13K
18
0
218
Наш человек в Фивах
Строим гегемонию из фаланг и илотов

Античный полководец Эпаминонд прославился двумя вещами: тем, что жёстко покарал спартанцев, и годными военными инновациями. Собственно, именно благодаря жёсткости, чёткости и инновациям Эпаминонда, второсортный греческий полис Фивы в какой-то момент стал эллинским геополитическим гегемоном.

20K
19
1
226
Смерть белого генерала

22 июня 1882 года командир 4-го армейского корпуса Михаил Скобелев после завершения манёвров получил отпуск и выехал в Москву. Он планировал пробыть в городе несколько дней и затем отправиться в своё имение Спасское. Однако этот путь завершился его смертью, которая стала одной из загадок русской истории.

21K
10
14
368
Стоит ли бояться девушки с винтовкой?
Да, если ты ― нацист, а она ― советский снайпер

«То, что сверхметкий стрелок одним выстрелом снимет в наступающей цепи офицера и атака захлебнётся, так красиво не покажешь», ― сокрушалась когда-то лучшая женщина-снайпер Людмила Павличенко.

33K
56
10
445
Как войти в топ-10 рыцарей планеты
Этот человек мог завершить Столетнюю войну на 70 лет раньше

Если бы кто-нибудь сказал Бертрану дю Геклену в середине его жизни, что он станет коннетаблем, подружится с монархом и будет похоронен в усыпальнице французских королей в храме Сен-Дени, он бы заржал. А если бы сообщили, что после смерти французы добавят его имя к девятке величайших героев всех времен и народов, — потерял бы дар речи.

16K
42
7
47
Касем Сулеймани, Тигр Ирана
Из крестьянских сыновей — в великие полководцы

10 лет назад Иран стоял на краю пропасти. Страна ждала ударов по своим объектам, прежде всего АЭС в Бушере. Внутренняя нестабильность могла привести к большой смуте. Спустя ещё десяток лет мир с удивлением увидел, что на карте настойчиво проступают очертания древней, как мир, персидской империи.

21K
38
8
61
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
74
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

53K
48
124
132
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

60K
116
380
786
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

48K
140
110
1.4K
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

25K
96
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

24K
67
90
114
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

323K
149
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
74
58
530
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
106
29
742
WARBLOGS