itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Забытые крылья: как Британская империя потеряла превосходство в воздухе

Старая Британия — это мощь! Увы, Вторая мировая обратила это утверждение в пыль. Но что, если бы этого не случилось? Как огромные пассажирские лайнеры и сверхзвуковые бомбардировщики могли стать гордостью империи и почему у них ничего не вышло — в нашей статье.

/
7.5K
47
24
120

Старая Британия — это мощь! Увы, Вторая мировая обратила это утверждение в пыль. Но что, если бы этого не случилось? Как огромные пассажирские лайнеры и сверхзвуковые бомбардировщики могли стать гордостью империи и почему у них ничего не вышло — в нашей статье.

Новая королева океана

Долгое время одним из символов Британской империи были её великолепные океанские лайнеры. Настоящие морские дворцы, способные развивать огромную скорость на воде. Каждый следующий корабль стремился быть больше, шикарнее и быстрее. Именно такими были три предвоенных лайнера: Mauretania, Queen Elizabeth и Queen Mary. Два последних в прессе прозвали королевами Атлантики — и в этом не было иронии. Прославились они и перевозя обычных пассажиров, и — в годы войны — выступая в роли военного транспорта.

Забытые крылья: как Британская империя потеряла превосходство в воздухе

Однако после Второй мировой эра морских лайнеров окончилась. Всё внимание ушло к стремительно развивающейся авиации. Новые воздушные лайнеры с каждым годом летели быстрее и дальше, везли больше пассажиров с бо́льшим комфортом. И Британия не собиралась отставать от остального мира.

На смену морским королевам на трансатлантические маршруты должна была выйти воздушная принцесса.

С 1945 года на фирме Saunders-Roe работали над пассажирской летающей лодкой SR.45 Princess. Она могла перевезти через океан 105 пассажиров, обеспечив им невиданный для авиации комфорт при перелёте. На борту имелись даже столовая, коктейль-бар и курительная комната! Но это было только начало.

Saunders-Roe SR.45 Princess
Saunders-Roe SR.45 Princess

На чертёжных досках Saunders-Roe уже возник проект гигантской летающей лодки P.192 — не принцессы, а настоящей воздушной королевы Атлантики. Размеры лодки поражали — размах крыла 95,5 метра, гигантский фюзеляж разделён на пять палуб, из них четыре пассажирские. За один раз P.192 мог перевозить тысячу пассажиров! При этом уровень комфорта был не ниже, чем на SR.45. Пассажиры первого и второго классов имели доступ к четырём барам, трём столовым и одной панорамной комнате. В движение этого монстра приводили 24 реактивных двигателя Rolls-Royce Conway, расположенных в крыле.

Saunders-Roe P.192
Saunders-Roe P.192

Летающая лодка P.192 могла бы стать настоящим символом могущества империи, связав метрополию с колониями и доминионами. Но после войны Британия была уже совсем не та. Средств не хватило и на менее амбициозный проект SR.45, да и первенство в перелётах осталось за быстрыми, но не такими шикарными обычными пассажирскими лайнерами. В этой сфере Британии даже удалось ненадолго удержать первенство.

Примеры интерьеров Saunders-Roe P.192
Примеры интерьеров Saunders-Roe P.192

Последняя причина для гордости

К середине 50-х годов британская авиапромышленность ещё казалась одной из сильнейших в мире. Не было сомнений, что, хоть американцы и ушли далеко в отрыв, британцы ещё покажут свои способности. Одним из таких «доказательств могущества» предстояло стать проекту TSR.2.

Программа была крайне амбициозна, ведь предполагалось создать не просто замену существующему бомбардировщику Canberra в качестве тактического носителя ядерного оружия и разведчика. Новая машина должна была летать на скорости в 1,8 М с огибанием рельефа, быть полностью всепогодной и способной к взлёту с не очень больших аэродромов.

GOR.339, ранняя программа по замене Canberra. Отличалась множеством необычных дизайнов. Bristol Type 204 GOR.339
GOR.339, ранняя программа по замене Canberra. Отличалась множеством необычных дизайнов. Bristol Type 204 GOR.339

Задача была сложной, но не невозможной.

Первые проекты представили уже в 1956 году, а к 1959-му известный облик самолёта практически полностью сформировался. Именно тогда родилось необычное название: TSR.2 — Tactical Strike & Reconnaissance 2 (TSR.1 задним числом присвоили заслуженной Canberra).

Разработкой самолёта занимались сразу две фирмы — Vickers-Armstrong и English Electric. Это одновременно и упрощало работу (за счёт доступа к многочисленным наработкам этих компаний), и усложняло из-за проблем во взаимодействии.

Были даже идеи сделать будущий бомбардировщик с вертикальным взлётом и посадкой
Были даже идеи сделать будущий бомбардировщик с вертикальным взлётом и посадкой

Но в итоге решился и этот вопрос. У англичан уже не хватало средств, чтобы финансировать множество разных фирм, и в 1960 году британское правительство вынудило бо́льшую часть из них объединиться в British Aircraft Corporation. Главным детищем новой корпорации должен был стать TSR.2.

В сентябре 1964 года машина совершила первый полёт. Хоть проблемы у TSR.2 и были, самолёт явно получился отличным. Новейшая электроника, разработанная американцами, была на голову выше всего, что имелось у британцев, и даже превосходила то, что шло в серии в самих Штатах. Новые двигатели оказались сыроваты и требовали доведения до ума, но в целом были сконструированы хорошо (в будущем они встали на «Конкорд»). То же самое можно сказать и о планере самолёта.

В итоге TSR.2 серьёзно превосходил своего ближайшего коллегу, палубный бомбардировщик А-5 Vigilante, и не уступал перспективному F-111.

ВАС TSR.2
ВАС TSR.2

В том же 1964 году к власти в Англии пришли лейбористы, настроенные против военных расходов. Программа TSR.2 подверглась серьёзной критике, её назвали самой дорогой в истории Британии. Правительство не было готово потратить почти 700 миллионов фунтов на собственный самолёт. В это же время ушлые американцы предлагали свой F-111 за ценник в полтора раза меньше. Более того, в 1963 году им удалось убедить австралийцев отказаться от закупки TSR.2 в пользу F-111.

В английской прессе тут же развернулась целая кампания, в которой рассказывалось, что вся английская авиация ужасного качества и надо покупать американское оружие, а сэкономленные деньги потратить на нужды народа. Так и решили.

General Dynamics F-111К
General Dynamics F-111К

В 1965 году программу TSR.2 закрыли, а в 1966-м объявили о закупке 110 F-111К. Но и эти планы долго не просуществовали. В 1967 году курс фунта стерлинга по отношению к доллару резко рухнул, и неожиданно оказалось, что «дешёвый» американский самолёт теперь сто́ит больше, чем «слишком дорогой» TSR.2. Пришлось спешно брать в лизинг американские же F-4 и закупать не самый современный и подходящий на эту роль дозвуковой Blackburn Buccaneer.

А ведь TSR.2 мог стать гордостью королевских ВВС, одним из лучших или лучшим самолётом в своём классе! Но этому помешало мелочное желание сэкономить.

Ответ летающем слонику

В 60-е годы английская авиационная промышленность медленно, но верно сдавала позиции — в том числе и в гражданской авиации. Ещё недавно DH.106 Comet гремел на весь мир как первый реактивный пассажирский лайнер, а спустя полтора десятилетия даже британские авиаперевозчики летали в основном на американских «боингах» и «дугласах». Ситуацию должен был исправить новый лайнер Vickers VC10.

Спроектированный специально для дальних полётов в регионы с жаркими климатом, способный садиться на относительно небольшие и даже высокогорные аэродромы, лайнер идеально подходил для британских авиалиний и авиакомпаний Содружества (ну и бывших английских колоний, куда же без них).

Vickers VC10
Vickers VC10

В те годы пассажиропоток рос очень быстро. Ничего удивительного, что ещё до того, как VC10 встал на линии, в уже единой авиакорпорации ВАС, поглотившей Vickers-Armstrong, задумались, как бы возить больше пассажиров. Целью было создать лайнер на 300 человек, не теряя ни в скорости, ни в дальности.

К 1965 году было исследовано несколько компоновок будущего самолёта — в итоге остановились на двухпалубном широкофюзеляжном варианте. Он получил название Superb VC10.

Одно из радикальных предложений — трёхфюзеляжный пассажирский лайнер
Одно из радикальных предложений — трёхфюзеляжный пассажирский лайнер

Проект представили прессе в 1965 году, и, разумеется, его сразу стали сравнивать с недавно анонсированным аналогом — Boeing 747. Британский лайнер казался значительно скромнее, был адаптирован к использованию с не самых больших аэропортов, да и цена у него была меньше. Всё это могло бы принести реальный успех британцам, если бы не одно «но».

Богатая фирма Boeing могла самостоятельно финансировать разработку своего 747 (даже с учётом мощного «предзаказа» от огромного авиаперевозчика PanAm). А вот у ВАС таких денег не было — им требовалась или помощь от правительства, или множество заказов на самолёт, который даже ещё не начали строить.

ВАС Superb VC10
ВАС Superb VC10

Разумеется, рисковать никто не хотел, и про проект Superb VC10 быстро забыли. Не удалось продать и обычные VC10. А ведь позаботься правительство о финансировании, Superb VC10 вполне бы мог обойти слишком большой 747 — или хотя бы частично занять его нишу. Но не вышло.

Основная вертикалка

Главным достижением британской авиации в 60-е годы, несомненно, можно назвать СВВП Hawker Siddeley Harrier. Британия оказалась единственной из западных стран, которая смогла не только построить летающий и боеспособный самолёт вертикального взлёта, но и довести его до принятия на вооружение и успешно поставить на экспорт. Но к концу 70-х Harrier, даже серьёзно модернизированный, начал устаревать, и англичане задумались о замене.

Ранние варианты замены ещё напоминали Harrier
Ранние варианты замены ещё напоминали Harrier

Конструкторы были уверены, что им под силу не просто разработать замену для Harrier. Они нацеливались на создание полноценного сверхзвукового истребителя-бомбардировщика вертикального взлёта и посадки. Этот самолёт должен был заменить все СВВП у флота и ВВС. Кроме того, у последних он бы пришёл на замену ранним версиям истребителя-бомбардировщика Jaguar. Из этого исходили и требования к самолёту. Но обязательного вертикального взлёта уже не требовалось, хватило бы и укороченного — максимальная длина разбега не больше 80 метров с полной боевой нагрузкой.

Исследовался и вариант с использованием крыла обратной стреловидности
Исследовался и вариант с использованием крыла обратной стреловидности

Британским инженерам в своём проекте удалось не только достигнуть требуемых характеристик, но и даже немножко перевыполнить план. Истребитель-бомбардировщик P.1216 представили военным в трёх версиях.

Первая была полноценным СВВП и могла использоваться с небольших авианосцев и вертолётоносцев, а также с переоборудованных грузовых кораблей. Платить за это приходилось самой маленькой дальностью и боевой нагрузкой. Флотская версия с укороченным взлётом имела средние показатели и дальности и нагрузки. И наконец, версия для ВВС имела самый длинный разбег, но и по остальным параметрам превосходила два других варианта.

Взлёт P.1216 с авианосца класса Invincible
Взлёт P.1216 с авианосца класса Invincible

К началу 1986 года «бумажный» этап работ над P.1216 практически завершился — более того, удалось серьёзно продвинуться и в создании нового двигателя под самолёт, а также довольно много времени было потрачено на исследования конструкции отклоняемого сопла.

Проект на голову превосходил американские аналоги того периода и ничем не уступал нашему будущему Як-141. Но на первый план снова вышла политика.

В то же время шли работы над будущим Eurofighter Typhoon, ниша которого пересекалась с P.1216. И, хотя военные считали, что им пригодятся оба самолёта, надо было чему-то отдать приоритет. Выбор сделали в пользу Typhoon, поскольку английские политики уже не верили, что английская авиапромышленность может сделать что-то сама — доверия к международной кооперации было больше.

Проект P.1216 закрыли, но у него всё же остался один знаменитый потомок.

ВАе P.1216
ВАе P.1216

Внимательный читатель наверняка уже подметил сходство концепции P.1216 с американской программой JSF, будущим F-35. И тут ничего удивительного нет — после того как своё правительство отказало в финансировании BAE Systems, пришлось идти на поклон к американцам. Именно британские наработки во многом сформировали F-35 таким, каким мы его знаем. А сложись история иначе — серийный P.1216 повторил бы успех Harrier.

Подобных примеров в истории послевоенной британский авиации можно набрать ещё на пару статей. Роднит их в большинстве своём схожая история — инженеры были готовы, промышленность тоже, но политики хотели сэкономить и не верили в свои силы, отдавая предпочтение «опытным и талантливым» американцам.

Что ж, этот пример — другим наука.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS