«Френдли файер» Второй мировой: как союзники вошли в историю на Сицилии

Первый блин — недолётом

Хотя Вторая мировая война шла уже не первый год, с широкомасштабными десантными операциями у союзников как-то не складывалось. У англичан имелась в активе высадка в Дьеппе, которая, конечно, дала очень полезный опыт, но всё же провал был настолько сокрушительный, что его хотелось забыть как страшный сон. Американцы же по эту сторону Атлантики пока высаживались только в Африке в ходе операции «Факел». Конечно, там имелось несколько эпизодов, которые могли бы дать повод французам порассуждать о героическом сопротивлении «ещё и этим», но в целом основным противником были песчаные отмели, а также навигационные ошибки.

По сравнению с немцами, у которых в боевых летописях числился захваченный воздушным десантом Крит, всё это выглядело довольно бледно. Неудивительно, что в запланированной высадке на другой средиземноморский остров воздушно-десантные генералы союзников увидели свой шанс войти в историю.

Что ж, у них это даже получилось — правда, не совсем запланированным способом.

Одним из желающих поскорее попасть на скрижали был генерал-майор Джордж Хопкинсон, командующий британской 1-й воздушно-десантной дивизией. С харизмой и решимостью у Хопкинсона всё было замечательно — он даже сумел добиться от Монтгомери включения своих десантников в план операции вопреки мнению ряда офицеров. Хуже дела шли с матчастью — транспортных самолётов хватило только для двух бригад из четырёх. Но ещё веселее было с планерами.

Основным десантным планером союзников считался американский «Адриан» — он же Waco CG-4A. Первые планеры доставили в Африку ещё в конце марта, но, когда их попытались собрать, обнаружилось, что ящики с деталями выгружены в полном беспорядке, а сборочные инструкции отсутствуют. В итоге накопить достаточное количество планеров в Северной Африке удалось только к середине июня, да и те для тренировок можно было использовать с ограничениями — постоянно выявлялись новые дефекты.

Планер Waco CG-4A во время операции на Сицилии

Отдельной строкой шли пилоты, которых королевские ВВС выделили для операции, — средний налёт у них составлял восемь часов, причём никто из них раньше не имел дела с американскими Waco. Ещё у этих вояк не было опыта ночных полётов, поскольку во время их подготовки такие операции считались невозможными. Два упражнения, через которые кое-как успели прогнать горе-пилотов за время подготовки к операции, не сильно улучшили дело.

А затем наступило 9 июля 1943 года.

Всего 1-й воздушно-десантной бригаде выделили 136 Waco и восемь более крупных Horsa. В 18:00 они стартовали с аэродромов в Тунисе. На подлёте к Сицилии десантную армаду приветствовали прожекторы, зенитный огонь и встречный ветер, заставившие пилотов «тягачей» начать манёвры уклонения. И — сбрасывать планеры.

Шестьдесят пять Waco, на которых был и сам бравый комдив Хопкинсон со своим штабом, упали в море. Впрочем, генерал-майору повезло — его планер продержался на плаву до утра, команду подобрал британский эсминец. Из оставшихся только 12 приземлились в своих посадочных зонах. Как написал один американский историк, «их раскидало по территории размером со штат Вермонт». Некоторые были сбиты зенитным огнём или даже вернулись обратно в Тунис.

И всё небо в попугаях…

Те из британских десантников, кого подобрали свои корабли, едва успели порадоваться спасению. С рассветом собравшейся у Сицилии флот вторжения стал целью для итальянских и немецких самолётов. Ранее немцы передали Regia Aeronautica партию пикировщиков Ju 87D, которые наравне с более привычными SM.79 атаковали союзный флот. Но первую кровь пустили все же люфтваффе, хотя довольно долго этот успех приписывался итальянцам.

Американский эсминец DD-622 «Мэддокс» был атакован Ju-88 из KG-54 и затонул в течение двух минут после попадания бомбы. Следующими жертвами стали тральщик «Сентинел» и танкодесантный корабль LST-313. Атаки продолжились и на следующий день.

Американские корабли под воздушной атакой

К рассвету 11 июля в головах валящихся от усталости корабельных зенитчиков почти не осталось разумных мыслей. Когда через несколько минут после очередного налёта Ju-88 в небе появилась новая волна двухмоторных машин, их встретил шквал зенитного огня.

Меж тем, над кораблями летели вовсе не очередные «юнкерсы», а вполне американские военно-транспортные С-47 и С-53, с десантниками из 82-й воздушно-десантной дивизии Армии США. По плану этот десант должен был помочь укрепить позиции вокруг захваченного плацдарма. После штабные офицеры десантников утверждали, что предупреждение флоту было передано, но то ли на части кораблей его не получили, то ли проигнорировали, а уж когда стрельба началась — стреляли все.

Идущие на малой высоте самолёты оказались очень лёгкими мишенями по сравнению с пикировщиками или торпедоносцами. Как вспоминал один из спасённых с предыдущего планерного десанта, следующим утром «хвосты C-47 торчали из воды между нашим кораблём, где мы стояли на якоре, и пляжем».

Уже высадившаяся пехота также открыла огонь по спускавшимся парашютистам, решив, что «флотским виднее: раз они стреляют, это вражеский десант».

В итоге сбили 23 транспортника, 37 получили повреждения. У многих вернувшихся самолётов «фюзеляж и крылья были в дырах, а пол залит кровью». На одном, приползшем «на честном слове и одном крыле», насчитали более тысячи пробоин. В списке потерь этой «битвы между флотом и ВВС» оказался и бригадный генерал Чарльз «Булл» Керанс — самый высокопоставленный американский военный, пропавший без вести во Второй мировой войне.

Обломки C-47, разбившегося на Сицилии

А теперь — на бис!

Разумеется, после такого ЧП тут же разгорелась ещё одна перестрелка — на этот раз между штабами. Десантники обвиняли флотских, моряки отбивались и клятвенно заверяли, что «никогда больше».

А в Северной Африке тем временем готовилась к выброске очередная часть — британская 1-я парашютная бригада. Для её переброски штаб наконец расщедрился на 105 «дакот», восемь из которых буксировали уже хорошо знакомые планеры Waco. Еще для 11 Horsa выделили новые двухмоторные транспортники Albemarle.

Помня о предыдущем инциденте, маршрут попытались проложить в стороне от собственных кораблей, но… часть самолётов отклонилась от него, и флотские зенитчики тут же взялись доказывать, что за прошедшие сутки они ничуть не изменили привычке стрелять по всему, что летит в их сторону.

Официальные потери от «дружественного огня» в этот раз составили два (четыре, по другим данным) самолёта сбитыми и ещё девять — повернувшими назад из-за повреждений. Сложно судить, насколько этот счёт полон, потому что ещё 37 (тридцать семь, Карл!) самолётов записали на счёт ПВО противника. К зоне высадки прорвались 39 «дакот» и четыре планера.

Охота на генерала

Впрочем, самый мрачный рекорд на Сицилии едва не поставили «Апачи» А-36 — не хорошо знакомые нам современные вертолёты, разумеется, а штурмовые модификации Р-51 «Мустанг». В атакованной ими танковой колонне находился генерал-лейтенант Омар Брэдли, командующий 2-м корпусом Армии США.

Несмотря на сигналы жёлтым дымом, «Апачи» продолжали штурмовку, пока один из них не завалили ответным огнём. В данном случае зенитные пулемёты на танках и броневиках оказались более убедительным сигналом.

Несмотря на столь «впечатляющий» дебют, командование союзников не стало пересматривать идеи масштабных десантов. На очереди были материковая Италия, Франция и «мост, который оказался слишком далеко».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий