itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Спасти «Локхид», или Как управленец победил авиаконструктора

Чтобы спасти оказавшуюся на грани банкротства фирму иногда требуется принимать самые радикальные решения. Например, отказаться от наследия предшественников и их принципов, но при этом построить культ вокруг их личности. Как это странное решение помогло главному конструктору «Локхид» Бену Ричу спасти компанию — сейчас расскажем.

/
10K
57
23
132

Чтобы спасти оказавшуюся на грани банкротства фирму иногда требуется принимать самые радикальные решения. Например, отказаться от наследия предшественников и их принципов, но при этом построить культ вокруг их личности. Как это странное решение помогло главному конструктору «Локхид» Бену Ричу спасти компанию — сейчас расскажем.

От взлёта к падению

Фирма «Локхид» первые десятилетия после войны чувствовала себя просто отлично. На её счету был первый серийный реактивный истребитель США, успешный пассажирский лайнер Constellation и его не менее удачливые потомки, главный трудяга грузовой авиации «свободного мира» С-130.

Дальше — больше. Стремительный F-104 хоть и не завоевал любви у военных, но был продан не только американцам, но и многим союзным странам. Грузовой парк пополнил C-141 Starlifter, неплохо показал себя бизнесджет JetStar. Главным же достижением «Локхид» стало сотрудничество с ЦРУ. Создание разведывательных самолётов U-2 и А-12 (а впоследствии версии для ВВС SR-71) принесли фирме не только огромные прибыли, но и репутацию профи, которым по силам почти любая задача.

Как и любая нормальная фирма, Локхид вовсю трубила о своих достижениях в рекламе
Как и любая нормальная фирма, «Локхид» вовсю трубила о своих достижениях в рекламе

Во многом такой успех «Локхид» был заслугой одного человека — Кларенса Леонарда «Келли» Джонсона. С 1938 года он работал главным конструктором, а с 1956 года — вице-президентом и главой специального конструкторского бюро Skunk Works. Последнее, по сути, было главным детищем Джонсона — особое подразделение для решения нестандартных задач зачастую нестандартными методами. Именно Джонсона часто считают первым, использовавшим для проектирования самолётов метод мозгового штурма — когда небольшие команды параллельно ведут работы над различными вариантам решения проблемы. Сейчас Келли Джонсона также называют последним из великих американских авиаконструкторов.

Кларенс Леонард Келли Джонсон
Кларенс Леонард «Келли» Джонсон

Но в те времена глава Skunk Works особой славы не имел. Отличный инженер, хороший управленец — но не выдающийся, на фоне главных конструкторов иных крупных фирм. Были люди не менее талантливые и умелые. Джонсон обладал чертами характера, о которых сейчас вспоминать не очень любят. Это и присущая многим конструкторам авторитарность.

Он мог прекратить работу команды, только из-за того, что созданный ими проект не был красивым. Ведь некрасивые самолёты и летают плохо.

И абсолютная неуступчивость в общении с военными. Если его мнение расходилось с точкой зрения заказчика, конструктор просто обрывал переговоры. Считая, что рано или поздно «там осознают свою глупость», вернутся и будут снова просить его взяться за работу. Джонсон сложно адаптировался к новым идеям. Особенно если они казались ему «некрасивыми». А уж чего стоит его полный отказ работать с флотом! «Они не знают, какого чёрта хотят, — заставят вас лезть на стену, а потом разобьют вам сердце или ещё кое-что похуже».

Пример подхода Джонсона — участие Локхид в программе TFX будущий F-111. Изначально это должен был быть единый самолёт для ВВС и флота. Джонсон отказался делать флотский вариант, считая, что он не нужен. Он был прав, но из программы фирма вылетела
Пример подхода Джонсона — участие «Локхид» в программе TFX (будущий F-111). Изначально это должен был быть единый самолёт для ВВС и флота. Джонсон отказался делать флотский вариант, считая, что он не нужен. Он был прав, но из программы фирма вылетела

Пока у «Локхид» всё было хорошо, на скверный характер главного конструктора мало кто обращал внимание. Но с середины 60-х ситуация стала ухудшаться. Только ракетное подразделение, поставлявшее БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок) для флота, приносило настоящую прибыль. Единственным успехом авиастроителей этого периода можно назвать контракт на гигантский грузовой самолёт C-5 Galaxy, с остальным же было совсем плохо. Компании никак не удавалось получить новые военные контракты, и причиной во многом был Джонсон.

Слишком злила генералов ВВС его неуживчивость, его умение выводить из себя едкими замечаниями.

Мимо «Локхид» в буквальном смысле проносились самые денежные программы: будущий F-111, будущий В-1, будущий F-15 и F-16. Фирма везде принимала участие и везде проигрывала.

Неудачи, правда, следовали и на других фронтах, к которым Джонсон не имел отношения. Амбициозная программа винтокрыла АН-56 провалилась из-за нехватки денег у армии, попытка повторить успех F-104 на международном рынке с проектом CL-1200 Lancer результата не дала. Пассажирский лайнер L-1011 TriStar, созданный, чтобы вернуть времена, когда «Локхид» господствовала в пассажирских перевозках, тоже надежд не оправдал.

CL-1200 Lancer, глубокое развитие F-104, должен был заменить своего предка в странах НАТО
CL-1200 Lancer, глубокое развитие F-104, должен был заменить своего предка в странах НАТО

Более того — случился разлад с ЦРУ и Национальными управлением военно-космической разведки (УНР). Причиной опять же стал характер Джонсона. Долгое время разведчики были заинтересованы в создании высотных и скоростных шпионских самолётов. Но эта эпоха прошла. Теперь балом правили спутники, а в дополнение к ним планировалось создавать беспилотные малозаметные разведчики. И тут у «Локхид», казалось бы, были все козыри. Ведь работы над тем, что станет технологией «стелс», начались в фирме ещё в первые годы 50-х. Но Джонсон не верил в «эту незаметность». Он считал, что единственная работающая на защиту формула — больше скорость, больше высота и меньше размеры. А уродливые проекты «стелс» успеха иметь не будут.

В предыдущий раз конструктору удалось «сломать» ЦРУ. Они хотели малозаметный самолёт, Джонсон продавил своё видение — будущий А-12. Но в 70-х повторить подобное не удалось. Разведчики не стали сильно спорить и ушли к другим фирмам — которые были готовы делать то, что попросят.

Разведчики финансировали работы над двумя проектами высотных малозаметных дронов — Compass Cope от Boeing и Compass Arrow от Teledyne-Ryan. На картинке — первый
Разведчики финансировали работы над двумя проектами высотных малозаметных дронов — Compass Cope от Boeing и Compass Arrow от Teledyne-Ryan. На картинке — первый

Смена руководства

А впереди компанию ждал грандиозный скандал. После всех неудач «Локхид» была почти на грани банкротства и собиралась занять у правительства США денег. Просто за красивые глаза их давать не собирались, а создали специальную комиссию для проверки — «куда же тратились деньги до того». И обнаружила эта комиссия странные нецелевые расходы: огромные суммы передавали различным лицам, близким к иностранным правительствам, покупавшим самолёты «Локхид».

Если проще — фирма давала взятки.

Давала чтобы закупили её F-104, чтобы продавить на рынок свои лайнеры L-1011. При этом получали деньги не просто низовые чиновники, а лица высокопоставленные. Всё это наложилось на отвратительную репутацию F-104 и вылилось в грандиозный скандал не только в США, но и в Германии, Италии, Японии, Нидерландах, Саудовской Аравии. Согласно кулуарным признаниям в последующие годы, это была самая обычная практика в то время. Но попалась на этом только «Локхид» — она и получила сполна.

Пассажирский лайнер L-1011 тоже был участником скандала
Пассажирский лайнер L-1011 тоже был участником скандала

Ещё за два года до этого скандала, в 1975-м, руководство компании вознамерилось убрать наконец строптивого Джонсона и заменить его менее одиозной фигурой. Как всё происходило, мы, наверное, не узнаем никогда, но, судя по доступным мемуарам и воспоминаниям, в том году Джонсона буквально вынудили назвать своего преемника. Им стал Бенджамин Роберт Рич. Он работал в «Локхид» с 1950 года, с 1954-го — под прямым руководство Джонсона. С 1970 года он, по сути, стал его правой рукой. Как вспоминают работавшие в «Локхид» в то время инженеры, Рич совсем не был гением от самолётостроения — скорее он тянул на середнячка, но был очень умелым и деликатным управленцем. Он прекрасно собирал и мотивировал команды и отлично находил общий язык как со своими сотрудниками, так и с военными. Как вспоминает сам Рич, пока Джонсон ругался с генералами от ВВС, он заводил дружбу с их помощниками — майорами и полковниками.

Бенджамин Роберт Рич в кабине своего главного детища — F-117
Бенджамин Роберт Рич в кабине своего главного детища — F-117

Годом позже, в 1976-м, Джонсон подал в отставку со всех своих постов в «Локхид». Тем не менее за ним сохранилась должность внештатного консультанта, и, по большому счёту, все неформальные рычаги управления Skunk Works. Преемником на должность руководителя был назначен, конечно же, Бен Рич.

Один из последних проектов Джонсона — разработка современного пассажирского/грузового биплана совместно с подразделением Локхид-Джорджия
Один из последних проектов Джонсона — разработка современного пассажирского/грузового биплана совместно с подразделением «Локхид-Джорджия»

Фирма находилась на грани банкротства, и Ричу нужно было срочно доказать инвесторам, что «Локхид» ещё рано хоронить. Используя свои связи, он вышел на знакомых из ВВС, отвечавших за программу XST. Задачей проекта было создание для ВВС первого незаметного разведывательно-ударного самолёта. Изначально «Локхид» даже не прислали приглашение к участию, хотя об огромном опыте фирмы в «стелс» было прекрасно известно. Новый глава Skunk Works, ловко используя старую работу на ЦРУ как рекламу, сумел убедить военных позволить компании принять участие в работах. Но он рисковал — все остальные фирмы в XST получили финансирование на предварительное проектирование, «Локхид» же должна была на первом этапе работать только за свои средства. Но Рич гарантировал руководству успех, и в «Локхид» рискнули.

Эволюция дизайна XST от Локхид
Эволюция дизайна XST от «Локхид»

Оставалась сущая мелочь — победить. И Рич начал устранять все препятствия на пути к цели.

Группа инженеров и программистов, которая занималась созданием программы ECHO 1 (по расчёту отражения радиоволн от сложных фигур) и ранее делала это почти в инициативном порядке, стала чуть ли не самой главной в Skunk Works.

Параллельно главный конструктор столкнулся с противодействием своего наставника. Джонсон считал, что военные опять неправы и надо не заниматься непонятным «стелсом», а продавить проект одноместного сверхзвукового разведчика, созданного на базе решений дрона D-21. Бывшего руководителя в этом поддерживало большинство ветеранов фирмы.

Многие, смотря на те формы, что выдавала ECHO 1, просто заявляли: это летать не будет никогда.

И Рич начал борьбу с Джонсоном. Понимая, что прямое противостояние просто расколет коллектив, он делал это аккуратно. «Старички» оттеснялись от управления различными командами или просто формировались новые. Благо структура Skunk Works позволяла делать это с лёгкостью. Во главе теперь стояли достаточно молодые инженеры, готовые рискнуть.

Предложенный старыми сотрудниками проект разведывательного самолёта в пику стелс-варианту XST
Предложенный «старыми» сотрудниками проект разведывательного самолёта в пику стелс-варианту XST

Вскоре ставленники Джонсона потеряли силу, и, как говорят очевидцы, он и сам перестал появляться в Skunk Works чаще чем раз в пару месяцев. Новая же команда Рича готовилась представить свой проект военным.

Этот период ещё хранит много тайн, которые не факт, что когда-нибудь будут раскрыты. Это и вопрос, почему в своих мемуарах Рич назвал работы нашего физика Уфимцева основой для ECHO 1. Ведь остальные источники говорят, что советский опыт лишь слегка ускорил процесс доведения программы до ума. И то, как «Локхид» удалось обойти конкурентов из «Нортроп» и как зародилось знаменитое противостояние между этими фирмами в авиационной сфере, продолжающееся по сей день. Тем не менее, результат мы знаем: «Локхид» в программе XST победила и не только получила серьёзное финансирование от военных, но и восстановила репутацию перед инвесторами.

Предложения от Нортроп для программы XST
Предложения от «Нортроп» для программы XST

Методы работы Рича, когда на первый план ставились требования заказчика, приносили успех и дальше. Забыты были разногласия с флотом и с ЦРУ/УНР — в компании адаптировали для первых технологию «стелс» применительно к надводным кораблям, для вторых работали над сверхвысотными незаметными разведчиками. Углубилось сотрудничество и с НАСА. Ещё одним серьёзным успехом стало лидерство в программе ATF. И, хоть в конце 80-х конкурент из «Нортроп» окончательно победил F-22, позиция лидера всегда была за самолётом «Локхид».

Легенда об авиаконструкторе

Поправив финансовое положение, в «Локхид» задумались и о репутации. Деньги — это хорошо, но для многих компания была по-прежнему запятнана коррупционным скандалом. Это сказывалось и на продажах на зарубежных рынках, и на наборе новых сотрудников. И тут Рич снова вспомнил о Джонсоне. К тому времени от его принципов управления и его команды в Skunk Works осталось немногое. Но вот его образ ещё мог послужить. Пиар-структуры «Локхид» начали превозносить заслуги Джонсона: в собственной прессе, в издаваемой и спонсируемой литературе, в популярных передачах — везде его представляли как уникального гения, создавшего абсолютно неповторимый Skunk Works.

По-настоящему Локхид удалось заработать на программе ATF, будущем Рапторе. Создание этого самолёта также шло под контролем Бена Рича
По-настоящему «Локхид» удалось заработать на программе ATF, будущем «Рапторе». Создание этого самолёта также шло под контролем Бена Рича

И это дало результаты: уже к середине 80-х за Джонсоном закрепилась репутация последнего из плеяды великих американских авиаконструкторов. О Skunk Works теперь знали не только специалисты, но и просто интересующиеся, и верили, что для этого подразделения нет невозможных задач. Неудивительно, что, согласно опросу 1987 года Американского института аэронавтики, 68% выпускников, собиравшихся идти в авиастроение, хотели попасть именно в «Локхид». И ничего, что схожие подразделения по решению сложных передовых задач были давно сформированы и в «Нортроп», и в «Макдоннелл-Дуглас», — у них не было ни репутации, ни легендарной и раскрученной фигуры создателя.

Бен Рич и Келли Джонсон в 1983 году
Бен Рич и «Келли» Джонсон в 1983 году

Сам Джонсон, полностью отстранённый от своего детища, ездил по институтам США с лекциями и пиар-выступлениями. Конструкторской работой ему заниматься более не довелось. Скончался он в 1990 году. Бен Рич управлял Skunk Works до 1991 года, когда был вынужден выйти в отставку из-за болезни. В 1994 году он выпустил свои знаменитые мемуары, надолго ставшие единственным источником информации о том сложном для «Локхид» периоде, а в 1995 ушёл из жизни.

Компания, в том числе стараниями Рича, пережила свой кризис и превратилась в сильнейшего игрока на рынке авиастроения в США.

Эта история отлично показывает, как прошла эпоха гениальных конструкторов и пришло время успешных управленцев. Похожие случаи происходили не только в США, но и по всему миру. Можно вспомнить и историю Дассо в Франции, и то, как КБ Сухого выживало в 90-е в нашей стране. Во многом Рич предвосхитил и следующую трансформацию: когда важным стало не только управление фирмой и построение связей с заказчиками, но и умелый пиар.

Можно по-разному относиться к этим переходам, но нельзя отрицать, что они были необходимы для выживания в изменившихся условиях.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Увидеть Пентагон и умереть

Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.

31K
32
14
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»

Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.

26K
32
11
170
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии

Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.

20K
31
13
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории

В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.

27K
36
10
84
Ракеты для ракетного кризиса

В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.

17K
26
9
148
Загадки Мальтийского Ордена

Госпитальеры — самый древний и влиятельный из рыцарских орденов. Они продолжают существовать и по сей день под именем Суверенного иерусалимского военно-монашеского ордена госпитальеров им. Святого Иоанна, Родоса и Мальты. Каждое слово в названии Ордена — небольшая головоломка.

16K
9
6
22
Remember, remember the fifth of November!

Даже те, кто никогда не слышал имени Гая Фокса, наверняка видели его маски, ставшие популярными благодаря комиксу и фильму «V — значит вендетта». Будучи, как и положено английскому дворянину того времени, ярым монархистом, реальный Гай Фокс стал символом революционера-анархиста. И ключевой фигурой заговора против монарха.

11K
28
5
218
1917: Незнакомая революция

Грянул залп крейсера «Аврора», и красные с белыми бросились убивать друг друга… Ага, три раза. Начнём с того, что выстрел «Авроры» не был сигналом к восстанию. Захват Зимнего происходил иначе, чем его изображает политический лубок, и вообще всё было «немного не так».

31K
54
35
484
Как Фрэнсис Дрейк угробил Английскую армаду

Любой двоечник хоть что-то, да слышал об испанской «Непобедимой армаде» и её печальной судьбе. Куда менее известна другая армада с не менее тяжкой долей — английская. А ведь возглавлял её не юнга и не похмельный боцман, а Фрэнсис Дрейк собственной персоной.

22K
33
16
359
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

33K
77
325
782
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
51
16
279
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

19K
68
645
522
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Китай — забытый фронт Второй мировой

В начале 1944-го японская армия начала масштабное наступление в Китае. «Ити-го» стала последней успешной операцией стран «Оси» во Второй мировой. Могли ли японцы предпринять её раньше и завоевать Китай? Как изменился бы в этом случае ход войны?

15K
62
33
494
«Атака мертвецов»: Sabaton о легендарной атаке защитников крепости Осовец

У защитников Осовца не было противогазов, поэтому взятие крепости после химической атаки виделось немцам лёгкой прогулкой. Но те, кого уже считали мертвецами, нашли силы, чтобы пойти в контратаку. Читайте новый выпуск «Истории с Sabaton» об одном из легендарных эпизодов Первой мировой. Как всегда, в переводе и с комментариями WARHEAD.SU.

14K
26
17
163
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Ближневосточная «прохоровка»: иранские «чифтены» против иракских Т-62

Сотни танков сошлись в смертельной схватке, сдаваться не собирался никто… Июль 1943-го, Прохоровка? Нет, январь 1981-го, Хузестан. Именно там развернулось крупное танковое сражение ирано-иракской войны. Об иранской операции «Победа», противостоянии западной и советской бронетехники и противоречивых итогах битвы — в материале WARHEAD.SU.

14K
59
8
427
Самураи против вермахта: самый героический батальон США
Штыковые с «Банзай!» под звёздно-полосатым флагом — не альтернативная, а вполне реальная история!

Пока миллионы японских солдат сражались во славу Восходящего солнца, тысячи их сородичей воевали под флагом США. И воевали отчаянно. 100-й батальон, набранный из детей и внуков иммигрантов-японцев, не случайно прозвали «Пурпурными сердцами». Ни один американский батальон Второй мировой не совершил столько подвигов, не получил столько наград и не потерял столько людей.

13K
66
76
882
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

90K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
69
68
862
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

90K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346