itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Спасти «Локхид», или Как управленец победил авиаконструктора

Чтобы спасти оказавшуюся на грани банкротства фирму иногда требуется принимать самые радикальные решения. Например, отказаться от наследия предшественников и их принципов, но при этом построить культ вокруг их личности. Как это странное решение помогло главному конструктору «Локхид» Бену Ричу спасти компанию — сейчас расскажем.

/
11K
58
23
132

Чтобы спасти оказавшуюся на грани банкротства фирму иногда требуется принимать самые радикальные решения. Например, отказаться от наследия предшественников и их принципов, но при этом построить культ вокруг их личности. Как это странное решение помогло главному конструктору «Локхид» Бену Ричу спасти компанию — сейчас расскажем.

От взлёта к падению

Фирма «Локхид» первые десятилетия после войны чувствовала себя просто отлично. На её счету был первый серийный реактивный истребитель США, успешный пассажирский лайнер Constellation и его не менее удачливые потомки, главный трудяга грузовой авиации «свободного мира» С-130.

Дальше — больше. Стремительный F-104 хоть и не завоевал любви у военных, но был продан не только американцам, но и многим союзным странам. Грузовой парк пополнил C-141 Starlifter, неплохо показал себя бизнесджет JetStar. Главным же достижением «Локхид» стало сотрудничество с ЦРУ. Создание разведывательных самолётов U-2 и А-12 (а впоследствии версии для ВВС SR-71) принесли фирме не только огромные прибыли, но и репутацию профи, которым по силам почти любая задача.

Как и любая нормальная фирма, Локхид вовсю трубила о своих достижениях в рекламе
Как и любая нормальная фирма, «Локхид» вовсю трубила о своих достижениях в рекламе

Во многом такой успех «Локхид» был заслугой одного человека — Кларенса Леонарда «Келли» Джонсона. С 1938 года он работал главным конструктором, а с 1956 года — вице-президентом и главой специального конструкторского бюро Skunk Works. Последнее, по сути, было главным детищем Джонсона — особое подразделение для решения нестандартных задач зачастую нестандартными методами. Именно Джонсона часто считают первым, использовавшим для проектирования самолётов метод мозгового штурма — когда небольшие команды параллельно ведут работы над различными вариантам решения проблемы. Сейчас Келли Джонсона также называют последним из великих американских авиаконструкторов.

Кларенс Леонард Келли Джонсон
Кларенс Леонард «Келли» Джонсон

Но в те времена глава Skunk Works особой славы не имел. Отличный инженер, хороший управленец — но не выдающийся, на фоне главных конструкторов иных крупных фирм. Были люди не менее талантливые и умелые. Джонсон обладал чертами характера, о которых сейчас вспоминать не очень любят. Это и присущая многим конструкторам авторитарность.

Он мог прекратить работу команды, только из-за того, что созданный ими проект не был красивым. Ведь некрасивые самолёты и летают плохо.

И абсолютная неуступчивость в общении с военными. Если его мнение расходилось с точкой зрения заказчика, конструктор просто обрывал переговоры. Считая, что рано или поздно «там осознают свою глупость», вернутся и будут снова просить его взяться за работу. Джонсон сложно адаптировался к новым идеям. Особенно если они казались ему «некрасивыми». А уж чего стоит его полный отказ работать с флотом! «Они не знают, какого чёрта хотят, — заставят вас лезть на стену, а потом разобьют вам сердце или ещё кое-что похуже».

Пример подхода Джонсона — участие Локхид в программе TFX будущий F-111. Изначально это должен был быть единый самолёт для ВВС и флота. Джонсон отказался делать флотский вариант, считая, что он не нужен. Он был прав, но из программы фирма вылетела
Пример подхода Джонсона — участие «Локхид» в программе TFX (будущий F-111). Изначально это должен был быть единый самолёт для ВВС и флота. Джонсон отказался делать флотский вариант, считая, что он не нужен. Он был прав, но из программы фирма вылетела

Пока у «Локхид» всё было хорошо, на скверный характер главного конструктора мало кто обращал внимание. Но с середины 60-х ситуация стала ухудшаться. Только ракетное подразделение, поставлявшее БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок) для флота, приносило настоящую прибыль. Единственным успехом авиастроителей этого периода можно назвать контракт на гигантский грузовой самолёт C-5 Galaxy, с остальным же было совсем плохо. Компании никак не удавалось получить новые военные контракты, и причиной во многом был Джонсон.

Слишком злила генералов ВВС его неуживчивость, его умение выводить из себя едкими замечаниями.

Мимо «Локхид» в буквальном смысле проносились самые денежные программы: будущий F-111, будущий В-1, будущий F-15 и F-16. Фирма везде принимала участие и везде проигрывала.

Неудачи, правда, следовали и на других фронтах, к которым Джонсон не имел отношения. Амбициозная программа винтокрыла АН-56 провалилась из-за нехватки денег у армии, попытка повторить успех F-104 на международном рынке с проектом CL-1200 Lancer результата не дала. Пассажирский лайнер L-1011 TriStar, созданный, чтобы вернуть времена, когда «Локхид» господствовала в пассажирских перевозках, тоже надежд не оправдал.

CL-1200 Lancer, глубокое развитие F-104, должен был заменить своего предка в странах НАТО
CL-1200 Lancer, глубокое развитие F-104, должен был заменить своего предка в странах НАТО

Более того — случился разлад с ЦРУ и Национальными управлением военно-космической разведки (УНР). Причиной опять же стал характер Джонсона. Долгое время разведчики были заинтересованы в создании высотных и скоростных шпионских самолётов. Но эта эпоха прошла. Теперь балом правили спутники, а в дополнение к ним планировалось создавать беспилотные малозаметные разведчики. И тут у «Локхид», казалось бы, были все козыри. Ведь работы над тем, что станет технологией «стелс», начались в фирме ещё в первые годы 50-х. Но Джонсон не верил в «эту незаметность». Он считал, что единственная работающая на защиту формула — больше скорость, больше высота и меньше размеры. А уродливые проекты «стелс» успеха иметь не будут.

В предыдущий раз конструктору удалось «сломать» ЦРУ. Они хотели малозаметный самолёт, Джонсон продавил своё видение — будущий А-12. Но в 70-х повторить подобное не удалось. Разведчики не стали сильно спорить и ушли к другим фирмам — которые были готовы делать то, что попросят.

Разведчики финансировали работы над двумя проектами высотных малозаметных дронов — Compass Cope от Boeing и Compass Arrow от Teledyne-Ryan. На картинке — первый
Разведчики финансировали работы над двумя проектами высотных малозаметных дронов — Compass Cope от Boeing и Compass Arrow от Teledyne-Ryan. На картинке — первый

Смена руководства

А впереди компанию ждал грандиозный скандал. После всех неудач «Локхид» была почти на грани банкротства и собиралась занять у правительства США денег. Просто за красивые глаза их давать не собирались, а создали специальную комиссию для проверки — «куда же тратились деньги до того». И обнаружила эта комиссия странные нецелевые расходы: огромные суммы передавали различным лицам, близким к иностранным правительствам, покупавшим самолёты «Локхид».

Если проще — фирма давала взятки.

Давала чтобы закупили её F-104, чтобы продавить на рынок свои лайнеры L-1011. При этом получали деньги не просто низовые чиновники, а лица высокопоставленные. Всё это наложилось на отвратительную репутацию F-104 и вылилось в грандиозный скандал не только в США, но и в Германии, Италии, Японии, Нидерландах, Саудовской Аравии. Согласно кулуарным признаниям в последующие годы, это была самая обычная практика в то время. Но попалась на этом только «Локхид» — она и получила сполна.

Пассажирский лайнер L-1011 тоже был участником скандала
Пассажирский лайнер L-1011 тоже был участником скандала

Ещё за два года до этого скандала, в 1975-м, руководство компании вознамерилось убрать наконец строптивого Джонсона и заменить его менее одиозной фигурой. Как всё происходило, мы, наверное, не узнаем никогда, но, судя по доступным мемуарам и воспоминаниям, в том году Джонсона буквально вынудили назвать своего преемника. Им стал Бенджамин Роберт Рич. Он работал в «Локхид» с 1950 года, с 1954-го — под прямым руководство Джонсона. С 1970 года он, по сути, стал его правой рукой. Как вспоминают работавшие в «Локхид» в то время инженеры, Рич совсем не был гением от самолётостроения — скорее он тянул на середнячка, но был очень умелым и деликатным управленцем. Он прекрасно собирал и мотивировал команды и отлично находил общий язык как со своими сотрудниками, так и с военными. Как вспоминает сам Рич, пока Джонсон ругался с генералами от ВВС, он заводил дружбу с их помощниками — майорами и полковниками.

Бенджамин Роберт Рич в кабине своего главного детища — F-117
Бенджамин Роберт Рич в кабине своего главного детища — F-117

Годом позже, в 1976-м, Джонсон подал в отставку со всех своих постов в «Локхид». Тем не менее за ним сохранилась должность внештатного консультанта, и, по большому счёту, все неформальные рычаги управления Skunk Works. Преемником на должность руководителя был назначен, конечно же, Бен Рич.

Один из последних проектов Джонсона — разработка современного пассажирского/грузового биплана совместно с подразделением Локхид-Джорджия
Один из последних проектов Джонсона — разработка современного пассажирского/грузового биплана совместно с подразделением «Локхид-Джорджия»

Фирма находилась на грани банкротства, и Ричу нужно было срочно доказать инвесторам, что «Локхид» ещё рано хоронить. Используя свои связи, он вышел на знакомых из ВВС, отвечавших за программу XST. Задачей проекта было создание для ВВС первого незаметного разведывательно-ударного самолёта. Изначально «Локхид» даже не прислали приглашение к участию, хотя об огромном опыте фирмы в «стелс» было прекрасно известно. Новый глава Skunk Works, ловко используя старую работу на ЦРУ как рекламу, сумел убедить военных позволить компании принять участие в работах. Но он рисковал — все остальные фирмы в XST получили финансирование на предварительное проектирование, «Локхид» же должна была на первом этапе работать только за свои средства. Но Рич гарантировал руководству успех, и в «Локхид» рискнули.

Эволюция дизайна XST от Локхид
Эволюция дизайна XST от «Локхид»

Оставалась сущая мелочь — победить. И Рич начал устранять все препятствия на пути к цели.

Группа инженеров и программистов, которая занималась созданием программы ECHO 1 (по расчёту отражения радиоволн от сложных фигур) и ранее делала это почти в инициативном порядке, стала чуть ли не самой главной в Skunk Works.

Параллельно главный конструктор столкнулся с противодействием своего наставника. Джонсон считал, что военные опять неправы и надо не заниматься непонятным «стелсом», а продавить проект одноместного сверхзвукового разведчика, созданного на базе решений дрона D-21. Бывшего руководителя в этом поддерживало большинство ветеранов фирмы.

Многие, смотря на те формы, что выдавала ECHO 1, просто заявляли: это летать не будет никогда.

И Рич начал борьбу с Джонсоном. Понимая, что прямое противостояние просто расколет коллектив, он делал это аккуратно. «Старички» оттеснялись от управления различными командами или просто формировались новые. Благо структура Skunk Works позволяла делать это с лёгкостью. Во главе теперь стояли достаточно молодые инженеры, готовые рискнуть.

Предложенный старыми сотрудниками проект разведывательного самолёта в пику стелс-варианту XST
Предложенный «старыми» сотрудниками проект разведывательного самолёта в пику стелс-варианту XST

Вскоре ставленники Джонсона потеряли силу, и, как говорят очевидцы, он и сам перестал появляться в Skunk Works чаще чем раз в пару месяцев. Новая же команда Рича готовилась представить свой проект военным.

Этот период ещё хранит много тайн, которые не факт, что когда-нибудь будут раскрыты. Это и вопрос, почему в своих мемуарах Рич назвал работы нашего физика Уфимцева основой для ECHO 1. Ведь остальные источники говорят, что советский опыт лишь слегка ускорил процесс доведения программы до ума. И то, как «Локхид» удалось обойти конкурентов из «Нортроп» и как зародилось знаменитое противостояние между этими фирмами в авиационной сфере, продолжающееся по сей день. Тем не менее, результат мы знаем: «Локхид» в программе XST победила и не только получила серьёзное финансирование от военных, но и восстановила репутацию перед инвесторами.

Предложения от Нортроп для программы XST
Предложения от «Нортроп» для программы XST

Методы работы Рича, когда на первый план ставились требования заказчика, приносили успех и дальше. Забыты были разногласия с флотом и с ЦРУ/УНР — в компании адаптировали для первых технологию «стелс» применительно к надводным кораблям, для вторых работали над сверхвысотными незаметными разведчиками. Углубилось сотрудничество и с НАСА. Ещё одним серьёзным успехом стало лидерство в программе ATF. И, хоть в конце 80-х конкурент из «Нортроп» окончательно победил F-22, позиция лидера всегда была за самолётом «Локхид».

Легенда об авиаконструкторе

Поправив финансовое положение, в «Локхид» задумались и о репутации. Деньги — это хорошо, но для многих компания была по-прежнему запятнана коррупционным скандалом. Это сказывалось и на продажах на зарубежных рынках, и на наборе новых сотрудников. И тут Рич снова вспомнил о Джонсоне. К тому времени от его принципов управления и его команды в Skunk Works осталось немногое. Но вот его образ ещё мог послужить. Пиар-структуры «Локхид» начали превозносить заслуги Джонсона: в собственной прессе, в издаваемой и спонсируемой литературе, в популярных передачах — везде его представляли как уникального гения, создавшего абсолютно неповторимый Skunk Works.

По-настоящему Локхид удалось заработать на программе ATF, будущем Рапторе. Создание этого самолёта также шло под контролем Бена Рича
По-настоящему «Локхид» удалось заработать на программе ATF, будущем «Рапторе». Создание этого самолёта также шло под контролем Бена Рича

И это дало результаты: уже к середине 80-х за Джонсоном закрепилась репутация последнего из плеяды великих американских авиаконструкторов. О Skunk Works теперь знали не только специалисты, но и просто интересующиеся, и верили, что для этого подразделения нет невозможных задач. Неудивительно, что, согласно опросу 1987 года Американского института аэронавтики, 68% выпускников, собиравшихся идти в авиастроение, хотели попасть именно в «Локхид». И ничего, что схожие подразделения по решению сложных передовых задач были давно сформированы и в «Нортроп», и в «Макдоннелл-Дуглас», — у них не было ни репутации, ни легендарной и раскрученной фигуры создателя.

Бен Рич и Келли Джонсон в 1983 году
Бен Рич и «Келли» Джонсон в 1983 году

Сам Джонсон, полностью отстранённый от своего детища, ездил по институтам США с лекциями и пиар-выступлениями. Конструкторской работой ему заниматься более не довелось. Скончался он в 1990 году. Бен Рич управлял Skunk Works до 1991 года, когда был вынужден выйти в отставку из-за болезни. В 1994 году он выпустил свои знаменитые мемуары, надолго ставшие единственным источником информации о том сложном для «Локхид» периоде, а в 1995 ушёл из жизни.

Компания, в том числе стараниями Рича, пережила свой кризис и превратилась в сильнейшего игрока на рынке авиастроения в США.

Эта история отлично показывает, как прошла эпоха гениальных конструкторов и пришло время успешных управленцев. Похожие случаи происходили не только в США, но и по всему миру. Можно вспомнить и историю Дассо в Франции, и то, как КБ Сухого выживало в 90-е в нашей стране. Во многом Рич предвосхитил и следующую трансформацию: когда важным стало не только управление фирмой и построение связей с заказчиками, но и умелый пиар.

Можно по-разному относиться к этим переходам, но нельзя отрицать, что они были необходимы для выживания в изменившихся условиях.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Увидеть Пентагон и умереть

Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.

32K
32
14
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»

Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.

27K
32
12
170
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии

Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.

21K
34
13
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории

В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.

28K
37
10
84
Ракеты для ракетного кризиса

В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.

18K
26
9
148
Загадки Мальтийского Ордена

Госпитальеры — самый древний и влиятельный из рыцарских орденов. Они продолжают существовать и по сей день под именем Суверенного иерусалимского военно-монашеского ордена госпитальеров им. Святого Иоанна, Родоса и Мальты. Каждое слово в названии Ордена — небольшая головоломка.

17K
10
6
22
Remember, remember the fifth of November!

Даже те, кто никогда не слышал имени Гая Фокса, наверняка видели его маски, ставшие популярными благодаря комиксу и фильму «V — значит вендетта». Будучи, как и положено английскому дворянину того времени, ярым монархистом, реальный Гай Фокс стал символом революционера-анархиста. И ключевой фигурой заговора против монарха.

12K
28
5
218
1917: Незнакомая революция

Грянул залп крейсера «Аврора», и красные с белыми бросились убивать друг друга… Ага, три раза. Начнём с того, что выстрел «Авроры» не был сигналом к восстанию. Захват Зимнего происходил иначе, чем его изображает политический лубок, и вообще всё было «немного не так».

32K
55
35
484
Как Фрэнсис Дрейк угробил Английскую армаду

Любой двоечник хоть что-то, да слышал об испанской «Непобедимой армаде» и её печальной судьбе. Куда менее известна другая армада с не менее тяжкой долей — английская. А ведь возглавлял её не юнга и не похмельный боцман, а Фрэнсис Дрейк собственной персоной.

23K
37
17
359
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

18K
68
34
688
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

15K
39
1
460
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

12K
67
92
384
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

12K
21
30
204
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

12K
51
58
340
Китай в ловушке: как довести до краха великую империю

Нанкинский договор заставил Китай открыть для свободной торговли с европейцами порты Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Остров Гонконг перешёл в вечное владение Великобритании. Империи Цин предстояло выплатить Лондону 21 миллион долларов в течение трёх лет! Это был первый унизительный и неравноправный договор Китая с европейцами. Но как же так получилось?

12K
52
38
374
Самая большая в мире мышь: сверхтяжёлый танк «Маус»

Масса и размеры боевых машин неуклонно растут. Сходите на «Армию» и обалдейте от габаритов того же Т-15! Но даже новейшие танки не «разжирели» настолько, чтобы составить конкуренцию «Маусу» — порождению 40-х годов. Как немцы дошли до создания двуухсоттонного танка, мог ли существовать батальон «маусов» и как бы с ним стали бороться?

12K
57
31
419
В погоне за чудом. Мифы о реактивных истребителях Третьего рейха

Третий рейх в свои последние годы имеет очень противоречивый образ в массовом сознании. С одной стороны, это уже обречённое преступное государство, а с другой — страна с немыслимым уровнем технологий, особенно в авиации. Многие уверены, что немцы опережали своих противников чуть ли не на десятилетия. Но так ли это? Мы разобрались.

11K
73
84
459
Гибель первой женщины-палубника, или Что скрывает американский флот

Не успела американская морская авиация привыкнуть к первой женщине за штурвалом F-14, как она погибла в авиакатастрофе. Официальной версией признали отказ техники, но дальнейшее расследование поставило её под сомнение. О гибели Кары Халтгрин, споры о которой не утихают и по сей день, — в нашем материале.

11K
43
32
163
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

127K
65
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
92
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

66K
98
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

60K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

233K
105
63
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

126K
84
22
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

127K
65
48
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

119K
33
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
92
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
45
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

90K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

78K
28
17
346