«Немного ненависти» — лучший фэнтези-роман года

Страх рецензента перед новой книгой

Больше всего я боюсь читать книги из полюбившихся серий. Искренне опасаешься, что автор не сможет дотянуться до взятой несколько лет назад высоты. Что книга окажется «тех же щей да погуще влей», а вместо вменяемого сюжета и развития персонажей начнётся бесконечный фансервис и перелицовывание уже виденных ситуаций в угоду старым читателям.

Я искренне люблю трилогию Аберкромби «Первый закон» и считаю её лучшим тёмным фэнтези нынешнего века (да простят меня фанаты Джорджа Мартина). И последующие книги из этого мира — «Герои» и «Лучше подавать холодным» — тоже были отличными, не пытаясь продолжать законченную историю трилогии, а повествуя о совсем других событиях. Но ведь прошло уже семь лет. И зачем автора потянуло на эти галеры — возвращаться в тот же мир «Земного круга»?

Джо Аберкромби

Я честно откладывал чтение, сколько мог, но впереди замаячили дедлайн и редактор с плёткой-семихвосткой в руках. Кстати подвернулась и командировка — я поехал на поезде в Москву и по дороге в метро открыл книгу, а уже минут через двадцать ухнул туда целиком. Следующие два дня — как в тумане, я читал в метро, в поезде, урывками во время конференции, в кровати перед сном и с утра в туалете (редакция WARHEAD.SU искренне не рекомендует этого делать). «Немного ненависти» оказалась просто адски затягивающей. Времени мне не хватило, я вернулся и ещё несколько часов дочитывал до конца. И только сейчас я готов попробовать убедить вас, что этот роман стоит своих денег и потраченного времени.

Мир

Никогда не ловили себя на мысли, что большинство фэнтезийных миров статичны, как классическая заставка Windows с вечнозелёными холмами и неизменным небом? В эти миры не приходит тяжёлой поступью прогресс, не меняются формы правления, а скальды рассказывают, что и тысячи лет назад тут была всё такая же ситуация, без намёка на изменение.

У Аберкромби казавшееся незыблемым Средневековье времён «Крови и железа» с огромной скоростью стронулось с места и понеслось — то ли под уклон, то ли в сторону промышленной революции (ну и идущей с ней рука об руку революции социальной). Изобретаются станки, роются каналы, возводятся мосты. В этот мир пришёл капитал, большой капитал, а значит прежним он точно не останется. Вопросы вызывает разве что скорость изменений — с прошлой книги прошло всего каких-то два-три десятка лет.

Зато этот мир живой, он интересен. Тут сразу очень много факторов воздействуют сразу. На севере война, в столице капиталисты, словно играя в монополию, скупают всё что можно, а на месте старых артелей строят новые заводы. В новых промышленных городах всё больше людей сидит без денег, работы и перспектив. Детский труд, богатеющие капиталисты, жесточайшее расслоение общества — всё это приводит к тому, что мир «Земного круга» превращается в бурлящий котёл, в котором персонажи будут, словно макаронные спиральки, крутиться, сталкиваться, жить, заниматься сексом, воевать, любить и ненавидеть.

Герои

И снова отличное попадание. Узнать бы этот чудесный секрет Аберкромби, позволяющий ему создавать не картонных персонажей, а живых людей. Разных — хороших и плохих, добрых и не очень. Но за каждым из них чертовски интересно наблюдать. Они настоящие, за них переживаешь. Словно автор влез к каждому из них в голову и узнал, чего же действительно хочет этот вождь, о чём мечтает сын короля, у которого есть вообще всё. Что интересно, сам Аберкромби этого не скрывает:

«Я стараюсь погрузиться в головы своих персонажей, создать по-настоящему необычные и яркие образы, помещая героев в круговерть войн и перемен. У каждого персонажа есть свои стремления, которые зачастую вступают в конфликт с целями других героев».

Я давно не испытывал такого удовольствия, как читая диалоги двух героинь — девушки, достигшей высот в бизнесе, и молодой инквизиторши (или инквизиторки?). Ты читаешь главу от лица то одной, то второй, и с удивлением обнаруживаешь, что они друг друга боятся. Обе понимают, что собеседница может им испортить жизнь, поэтому осторожно подбирают слова и выражения. И вот эта тщательность проработки персонажей восхищает. Это не мир белого и чёрного, это тысячи оттенков, полутонов, делающих персонажей не просто персонажами, а живыми людьми, пусть и в фэнтезийном мире.

(Фото: Mat Edwards)

К сожалению, есть ещё один момент, который можно оценить, только прочитав предыдущие книги серии. Сюжет позволяет начать прямо с «Немного ненависти», но часть удовольствия вы упустите. Дело в том, что в этой книге на передний план выходят дети значимых персонажей из прежних романов. И их взаимоотношения с родителями становятся дополнительным блюдом, комплементом от автора. Каково быть лучшим бойцом в армии, которой командует твоя мать, заслужившая эту должность по праву? Проще ли заниматься бизнесом, если твой отец — самый главный инквизитор в стране? Будут ли тебя воспринимать всерьёз, если ты дочка одного из самых хитрых и прославленных воинов прошлого?

18+

Да, да, да. Книги Аберкромби полны тем, чего детям знать пока не стоит. Реалистичное описание рукопашного боя, где не «сошлись две шеренги смелых воинов», а грязь, крики раненых, мат-перемат и орущие от страха люди пытаются убивать друг друга. Казалось, что после «Героев» уже сказать об этом больше и не получится, но автор вновь описывает сражения так ярко, красочно и честно, что ты искренне понимаешь: средневековая рукопашная — это самое последнее место, куда хочется попасть.

Персонажи Аберкромби сквернословят, шутят так, что даже бывалый сержант крякнул бы от удивления. И это не выглядит чужеродным. А чего вы ожидали от средневековых воинов — тонкого английского юмора?

К чести автора, он не перегибает. Практически все описания жестокости в тексте оправданы. Это просто способ показать начало эпохи стимпанка без прикрас и романтического флёра. Детский труд — сколько угодно. Беспросветная нищета — пожалуйста. «Свинцовые мерзости времени» — легко. Но по-другому просто нельзя, иначе потеряется весь реализм.

Рикке сунула Лео под нос оба кулака и принялась перечислять, отгибая пальцы:
— Меня морили голодом, били, на меня ссали, в меня стреляли, меня травили собаками, меня угрожали отдать трахнуть борову, я спала под висельником, едва не свалилась в ущелье, убила молодого мальчишку и к тому же пару раз обосралась. Ты знаешь… — она пожала плечами, наклонив голову набок и подняв плечи почти к самым ушам, — скажем так, я надеюсь, что на следующей неделе будет поспокойнее.

Что в итоге?

В итоге — чёрный, как кофе, фэнтези-роман. Интересный, жёсткий, местами жестокий. Но самое главное — мир, описанный в нём, населён удивительно интересными и сложными персонажами. Здесь нет ни одной неинтересной ветки сюжета. И да, у романа есть только один объективный минус — это первая часть трилогии. Правда, есть и плюс — трилогия уже написана и выйдет на русском в ближайшие два года.

Мой вердикт: если нет аллергии на фэнтези — ознакомиться обязательно. Скорее всего, в ближайшие годы нас ждёт сериал по Аберкромби с совсем недетскими рейтингами.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий