itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Последний рейс «Лузитании»: главное кораблекрушение Первой мировой

1 мая 1915 года, в 12 часов 15 минут гигантский 240-метровый трансантлантический лайнер «Лузитания» покинул Нью-Йорк, взяв курс к британским берегам. Несмотря на войну, экипаж и пассажиры скептически оценивали возможную угрозу: лайнер был одним из быстрейших. Почти две тысячи людей на борту не подозревали, что жить большинству их них осталось всего неделю.

/
6.9K
49
19
68

1 мая 1915 года, в 12 часов 15 минут гигантский 240-метровый трансантлантический лайнер «Лузитания» покинул Нью-Йорк, взяв курс к британским берегам. Несмотря на войну, экипаж и пассажиры скептически оценивали возможную угрозу: лайнер был одним из быстрейших. Почти две тысячи людей на борту не подозревали, что жить большинству их них осталось всего неделю.

Несостоявшаяся гроза судоходства

«Лузитания», один из самых роскошных лайнеров своего времени, была настоящим военным резервистом. В 1903 году британское правительство выдало компании «Кунард лайн» на её строительство крупный кредит под очень хороший процент, а также выплачивало 75 тысяч фунтов в год — помощь в эксплуатации судна.

Всё это, разумеется, делалось не просто так. В случае войны «Лузитанию» бы реквизировали и переделали во вспомогательный крейсер. Её существенным плюсом была отличная мореходность, позволявшая месяцами оставаться в море, невзирая на капризы погоды.

Но с началом войны внезапно выяснилось, что «Лузитания», один из быстрейших лайнеров Атлантики, весьма прожорлива, а для крейсера это — крайне неприятное качество. Поэтому реквизированную «Лузитанию» довольно быстро вернули «Кунарду», после чего она продолжила делать свои обычные трансатлантические рейсы из Нью-Йорка в Ливерпуль.

Лузитания
«Лузитания»

Ложная уверенность

Первого мая 1915-го «Лузитания» вышла в 19-й трансатлантический рейс с начала войны. Незадолго до отправления германское посольство в США сделало официальное объявление — все, кто путешествует на британских судах, делает это на свой страх и риск.

Не то чтобы это кого-то всерьёз впечатлило. «Лузитания» даже на частично законсервированных котлах шла более чем в два раза быстрее, чем неприятельские подлодки в подводном положении. Чтобы получить торпеду, лайнеру требовалось буквально напороться на сидящую в засаде лодку — а шансы на это были не очень велики.

Кроме того, все были уверены, что немцы не станут сходу топить пассажирский лайнер с множеством женщин и детей. А если и утопят, то сделают это «по-цивилизованному» — остановят лайнер, ссадят всех на шлюпки, и только после этого отправят судно на дно.

Правда, к весне 1915-го война на море изменилась в достаточной степени для того, чтобы рассчитывать на подобное всерьёз не приходилось.

Во-первых, если всплывать и отправлять на судно досмотровую партию, оно могло успеть передать местонахождение лодки. Во-вторых, капитаны судов британского торгового флота получили инструкции тут же уходить от замеченной подводной лодки, а при удобной диспозиции — таранить её корпусом. За уничтоженные лодки экипажам полагалась награда. Ну и в-третьих, британцы повадились использовать «корабли-ловушки», замаскированные под мирные суда, идущие под нейтральными флагами. При появлении всплывшей для досмотра германской подлодки с орудий сбрасывался брезент, и по противнику открывался ураганный огонь — при удаче с плачевными для последнего результатами.

Последний рейс Лузитании: главное кораблекрушение Первой мировой

Всё вышеперечисленное, разумеется, отбивало у подводников кайзера любое желание исполнять международные приличия. Благо сама Германия вовсю страдала от британской надводной блокады, и акулы подводного флота не видели никаких причин не отплатить англичанам той же монетой.

Большой улов капитана Швигера

Подводная лодка U 20 вышла в очередной поход 30 апреля — за день до отплытия «Лузитании» из Нью-Йорка. Капитану Вальтеру Швигеру предстояла охота на британские торговые суда в Северном море и близ ирландских берегов.

Пятого мая он встретил первую жертву — небольшую 132-тонную шхуну. Тратить на неё торпеду было жалко — и, скорее всего, бессмысленно из-за малой осадки. Было сомнительно, что британцы вооружили это судёнышко скрытой артиллерией, поэтому Швигер честно всплыл, посадил команду шхуны на шлюпки и лишь после этого потопил неприятельское судно двенадцатью выстрелами из 88-мм пушки.

Затем он атаковал ещё четыре больших парохода — уже без предупреждения. Попасть удалось по двум — оба британца водоизмещением почти по шесть тысяч тонн каждый были потоплены.

Но его ждал главный улов — «Лузитания», тоннаж которой был в семь раз больше любого из этих двух пароходов.

«Лузитанию» заметили на U 20 седьмого мая во втором часу дня. Лайнер беспечно шёл по Ирландскому морю: до Ливерпуля оставалось совсем чуть-чуть. Капитан Тёрнер, командовавший «Лузитанией», не прибегал к противолодочному зигзагу. В то время подводная война только-только становилась реальностью, и к мерам противодействия привыкнуть ещё не успели. Тёрнеру выдали соответствующие инструкции, но они были составлены настолько туманно, что капитан решил: применять зигзаг он должен лишь тогда, когда обнаружит неприятельскую лодку.

Изображение встречи Лузитании и U20 на немецкой открытке
Изображение встречи «Лузитании» и U20 на немецкой открытке

Это вовсе не означало, что у него не было шансов, — как видно выше, U 20 в этом походе попадала торпедами далеко не во все цели. Но «Лузитании» не повезло, причём дважды — сперва, когда она наткнулась на германскую подлодку, а потом, когда выстрел Швигера попал в цель.

U 20 выстрелила в 14:10. Только одной торпедой — на борту их было всего девять штук, что требовало аккуратного расхода. Но её оказалось достаточно — попадание спровоцировало второй взрыв, гораздо более сильный, чем от самой торпеды.

На борту имелся груз боеприпасов, но это были не они — винтовочные патроны и пустые шрапнельные стаканы и дистанционные трубки так шарахнуть не могли. Кроме того, их в изобилии находили при последующих подводных экспедициях на затонувший лайнер. Поэтому, скорее всего, рванули котлы. Как бы то ни было, именно второй взрыв определил судьбу лайнера. «Лузитания» погружалась под воду быстро — на спасение у команды и пассажиров было всего лишь каких-то 18 минут.

Трагедия у ирландских берегов

Положительных факторов было два. Во-первых, трагедия произошла недалеко от ирландских берегов: можно было рассчитывать на сравнительно быструю помощь. И во-вторых, воронка, что всегда образуется на месте тонущего судна, затягивая в себя всё вокруг, вышла слабенькой. Причиной тому была небольшая глубина затопления — всего 90 метров. Размеры же лайнера достигали почти 240 метров, поэтому о дно он ударился до того, как «закончился» сам.

На этом хорошее заканчивалось.

Последний рейс Лузитании: главное кораблекрушение Первой мировой

«Лузитания» быстро накренилась на правый борт — это значило, что опускать шлюпки можно было только с одной стороны, и то с большим трудом. На лайнере не было массовой паники, однако её подчас заменял неподдельный, но дилетантский энтузиазм пассажиров — некоторые из них активно пытались помочь команде спускать шлюпки, и создаваемая возня приносила больше вреда, чем пользы.

Из-за того, что шлюпок оказалось сильно меньше, чем пытавшихся спастись людей, на воде подчас разыгрывались душераздирающие, достойные Лавкрафта сцены.

Так, например, путешествовавший на «Лузитании» подданный Российской империи Юдко Бланкман вспоминал:

«…какой-то господин плыл рядом, держа на руках сыночка. Мальчик окоченел от холода, отец выбился из сил. На несколько минут ему удалось устроить сына на обломках, но едва он переводил дыхание, как мальчик сваливался с них. У ребёнка показалась изо рта кровавая пена. Вскоре он потерял сознание и посинел. Отец обезумел. Взобравшись с трудом на какой-то большой обломок, он взял сына на руки, подержал его несколько секунд и потом с диким хохотом отшвырнул его в море, и, оскалив на меня зубы, начал смеяться безумным смехом. Я тоже стал смеяться, но вовремя сдержал себя. Я чувствовал, что, если буду продолжать смеяться, то перестану владеть собою и погибну».

Последствия

Из находившихся на борту 1959 человек спаслось меньшинство — 761 человек. На корабле было 72 подданных Российской империи — из них погибли 45 человек, в том числе и финский член команды.

В числе погибших были и 128 американцев — это стало сильным ударом по американо-германским отношениям, но немедленного вступления США в войну всё же не спровоцировало. Чаша терпения Дяди Сэма была ещё глубока.

Зато по США и Британии прокатилась серия немецких погромов. В отдельных случаях беспорядки провоцировались самими местными немцами — например, в Нью-Йорке те собрались в одной из немецких гостиниц, где радостно пели патриотические гимны в честь потопления «Лузитании». Учитывая, что большинство погибших американцев были из Нью-Йорка, мысль была не самой умной. Впрочем, по суровости времён, отделались немцы довольно дёшево — погромщики обошлись без трупов. Зато в госпитализированных недостатка не было.

Последний рейс Лузитании: главное кораблекрушение Первой мировой

Но вернуть погибших у ирландских берегов эти избиения не могли. А крупнейшая на тот момент война в истории человечества продолжалась — даже не успев достигнуть своего пика.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Дратути, ваше величество!
Пока экипаж ходил на берег покушать, на палубу новейшего авианосца приземлился квадрокоптер

Безалаберность и раздолбайство в некогда величайшем на планете королевском флоте пробили новое дно.

10K
18
12
66
Тест: Возьмут ли вас в адмиралы?

Военная история, и в частности история войн на море, подкидывает немало загадок, заставляя вновь и вновь задавать вопросы: а правильно ли поступили командующие в том или в этом случае? А можно ли было иначе? Давайте сыграем. Вам предстоит ответить на вопросы, которые вставали перед реальными флотоводцами. Для чистоты эксперимента точные привязки в вопросах убраны.

16K
3
0
207
Тест: Хорошо ли вы знаете главные морские сражения?

Мы отметили на современных картах места ключевых сражений всех времён и народов. Сможете ли вы найти их? Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте!

13K
0
0
244
Go commando: множество оттенков благотворительности

В Великобритании семьям погибших солдат помогает в том числе и благотворительный фонд Go commando. Одним из источников дохода организации является выпуск календаря. С частично оголёнными королевскими морскими пехотинцами…

6.5K
7
1
61
Кто кого: американский фрегат против старой иранской мины

Персидский залив. Экипаж американского фрегата «Сэмюэль Б. Робертс» отчаянно сражается за жизнь своего корабля. Он вот-вот одновременно сгорит и утонет. Что же подвело новейший современный корабль к краю гибели? Как оказалось, он стал жертвой оружия, которое было старше его на 80 лет.

33K
33
11
333
Американец записался на флот вместе с мамой

Отправляясь добровольцем на флот, житель Миссури не подозревал, что туда же запишется и его собственная мать.

6.8K
12
2
241
Британские моряки устроили пьяный дебош в окрестностях американской базы

Город Джексонвилл во Флориде подвергся нашествию моряков с британского авианосца «Куин Элизабет». Буйные островитяне опустошили местные бары и устроили многочисленные драки. А также оставили очень скудные чаевые.

3.6K
13
17
46
Американские пенсионеры потребовали у Трампа вернуть им корабль

Группа американских ветеранов написала президенту Трампу письмо с требованием вернуть корабль «Пуэбло», на котором они служили в 1968 году.

3.2K
11
9
36
Польский корабль, строившийся 17 лет, впервые вышел в море (видео)

В Польше вышла на морские испытания «самая дорогая моторная лодка в мире» — так премьер-министр Дональд Туск в своё время назвал патрульный корабль «Шлонзак», который строился 17 лет и был спущен на воду с четвёртой попытки.

5K
12
18
212
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

28K
181
164
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

26K
136
111
1.6K
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

24K
51
31
371
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

23K
59
119
422
Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

21K
114
390
1.5K
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

17K
28
22
55
Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

17K
91
88
679
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

17K
124
103
860
Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

17K
37
23
410
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
82
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
406
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

269K
122
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

144K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

136K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

102K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
100
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

85K
44
8
274
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

80K
39
14
172