itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Последний рейс «Лузитании»: главное кораблекрушение Первой мировой

1 мая 1915 года, в 12 часов 15 минут гигантский 240-метровый трансантлантический лайнер «Лузитания» покинул Нью-Йорк, взяв курс к британским берегам. Несмотря на войну, экипаж и пассажиры скептически оценивали возможную угрозу: лайнер был одним из быстрейших. Почти две тысячи людей на борту не подозревали, что жить большинству их них осталось всего неделю.

/
5.1K
43
19
68

1 мая 1915 года, в 12 часов 15 минут гигантский 240-метровый трансантлантический лайнер «Лузитания» покинул Нью-Йорк, взяв курс к британским берегам. Несмотря на войну, экипаж и пассажиры скептически оценивали возможную угрозу: лайнер был одним из быстрейших. Почти две тысячи людей на борту не подозревали, что жить большинству их них осталось всего неделю.

Несостоявшаяся гроза судоходства

«Лузитания», один из самых роскошных лайнеров своего времени, была настоящим военным резервистом. В 1903 году британское правительство выдало компании «Кунард лайн» на её строительство крупный кредит под очень хороший процент, а также выплачивало 75 тысяч фунтов в год — помощь в эксплуатации судна.

Всё это, разумеется, делалось не просто так. В случае войны «Лузитанию» бы реквизировали и переделали во вспомогательный крейсер. Её существенным плюсом была отличная мореходность, позволявшая месяцами оставаться в море, невзирая на капризы погоды.

Но с началом войны внезапно выяснилось, что «Лузитания», один из быстрейших лайнеров Атлантики, весьма прожорлива, а для крейсера это — крайне неприятное качество. Поэтому реквизированную «Лузитанию» довольно быстро вернули «Кунарду», после чего она продолжила делать свои обычные трансатлантические рейсы из Нью-Йорка в Ливерпуль.

Лузитания
«Лузитания»

Ложная уверенность

Первого мая 1915-го «Лузитания» вышла в 19-й трансатлантический рейс с начала войны. Незадолго до отправления германское посольство в США сделало официальное объявление — все, кто путешествует на британских судах, делает это на свой страх и риск.

Не то чтобы это кого-то всерьёз впечатлило. «Лузитания» даже на частично законсервированных котлах шла более чем в два раза быстрее, чем неприятельские подлодки в подводном положении. Чтобы получить торпеду, лайнеру требовалось буквально напороться на сидящую в засаде лодку — а шансы на это были не очень велики.

Кроме того, все были уверены, что немцы не станут сходу топить пассажирский лайнер с множеством женщин и детей. А если и утопят, то сделают это «по-цивилизованному» — остановят лайнер, ссадят всех на шлюпки, и только после этого отправят судно на дно.

Правда, к весне 1915-го война на море изменилась в достаточной степени для того, чтобы рассчитывать на подобное всерьёз не приходилось.

Во-первых, если всплывать и отправлять на судно досмотровую партию, оно могло успеть передать местонахождение лодки. Во-вторых, капитаны судов британского торгового флота получили инструкции тут же уходить от замеченной подводной лодки, а при удобной диспозиции — таранить её корпусом. За уничтоженные лодки экипажам полагалась награда. Ну и в-третьих, британцы повадились использовать «корабли-ловушки», замаскированные под мирные суда, идущие под нейтральными флагами. При появлении всплывшей для досмотра германской подлодки с орудий сбрасывался брезент, и по противнику открывался ураганный огонь — при удаче с плачевными для последнего результатами.

Последний рейс Лузитании: главное кораблекрушение Первой мировой

Всё вышеперечисленное, разумеется, отбивало у подводников кайзера любое желание исполнять международные приличия. Благо сама Германия вовсю страдала от британской надводной блокады, и акулы подводного флота не видели никаких причин не отплатить англичанам той же монетой.

Большой улов капитана Швигера

Подводная лодка U 20 вышла в очередной поход 30 апреля — за день до отплытия «Лузитании» из Нью-Йорка. Капитану Вальтеру Швигеру предстояла охота на британские торговые суда в Северном море и близ ирландских берегов.

Пятого мая он встретил первую жертву — небольшую 132-тонную шхуну. Тратить на неё торпеду было жалко — и, скорее всего, бессмысленно из-за малой осадки. Было сомнительно, что британцы вооружили это судёнышко скрытой артиллерией, поэтому Швигер честно всплыл, посадил команду шхуны на шлюпки и лишь после этого потопил неприятельское судно двенадцатью выстрелами из 88-мм пушки.

Затем он атаковал ещё четыре больших парохода — уже без предупреждения. Попасть удалось по двум — оба британца водоизмещением почти по шесть тысяч тонн каждый были потоплены.

Но его ждал главный улов — «Лузитания», тоннаж которой был в семь раз больше любого из этих двух пароходов.

«Лузитанию» заметили на U 20 седьмого мая во втором часу дня. Лайнер беспечно шёл по Ирландскому морю: до Ливерпуля оставалось совсем чуть-чуть. Капитан Тёрнер, командовавший «Лузитанией», не прибегал к противолодочному зигзагу. В то время подводная война только-только становилась реальностью, и к мерам противодействия привыкнуть ещё не успели. Тёрнеру выдали соответствующие инструкции, но они были составлены настолько туманно, что капитан решил: применять зигзаг он должен лишь тогда, когда обнаружит неприятельскую лодку.

Изображение встречи Лузитании и U20 на немецкой открытке
Изображение встречи «Лузитании» и U20 на немецкой открытке

Это вовсе не означало, что у него не было шансов, — как видно выше, U 20 в этом походе попадала торпедами далеко не во все цели. Но «Лузитании» не повезло, причём дважды — сперва, когда она наткнулась на германскую подлодку, а потом, когда выстрел Швигера попал в цель.

U 20 выстрелила в 14:10. Только одной торпедой — на борту их было всего девять штук, что требовало аккуратного расхода. Но её оказалось достаточно — попадание спровоцировало второй взрыв, гораздо более сильный, чем от самой торпеды.

На борту имелся груз боеприпасов, но это были не они — винтовочные патроны и пустые шрапнельные стаканы и дистанционные трубки так шарахнуть не могли. Кроме того, их в изобилии находили при последующих подводных экспедициях на затонувший лайнер. Поэтому, скорее всего, рванули котлы. Как бы то ни было, именно второй взрыв определил судьбу лайнера. «Лузитания» погружалась под воду быстро — на спасение у команды и пассажиров было всего лишь каких-то 18 минут.

Трагедия у ирландских берегов

Положительных факторов было два. Во-первых, трагедия произошла недалеко от ирландских берегов: можно было рассчитывать на сравнительно быструю помощь. И во-вторых, воронка, что всегда образуется на месте тонущего судна, затягивая в себя всё вокруг, вышла слабенькой. Причиной тому была небольшая глубина затопления — всего 90 метров. Размеры же лайнера достигали почти 240 метров, поэтому о дно он ударился до того, как «закончился» сам.

На этом хорошее заканчивалось.

Последний рейс Лузитании: главное кораблекрушение Первой мировой

«Лузитания» быстро накренилась на правый борт — это значило, что опускать шлюпки можно было только с одной стороны, и то с большим трудом. На лайнере не было массовой паники, однако её подчас заменял неподдельный, но дилетантский энтузиазм пассажиров — некоторые из них активно пытались помочь команде спускать шлюпки, и создаваемая возня приносила больше вреда, чем пользы.

Из-за того, что шлюпок оказалось сильно меньше, чем пытавшихся спастись людей, на воде подчас разыгрывались душераздирающие, достойные Лавкрафта сцены.

Так, например, путешествовавший на «Лузитании» подданный Российской империи Юдко Бланкман вспоминал:

«…какой-то господин плыл рядом, держа на руках сыночка. Мальчик окоченел от холода, отец выбился из сил. На несколько минут ему удалось устроить сына на обломках, но едва он переводил дыхание, как мальчик сваливался с них. У ребёнка показалась изо рта кровавая пена. Вскоре он потерял сознание и посинел. Отец обезумел. Взобравшись с трудом на какой-то большой обломок, он взял сына на руки, подержал его несколько секунд и потом с диким хохотом отшвырнул его в море, и, оскалив на меня зубы, начал смеяться безумным смехом. Я тоже стал смеяться, но вовремя сдержал себя. Я чувствовал, что, если буду продолжать смеяться, то перестану владеть собою и погибну».

Последствия

Из находившихся на борту 1959 человек спаслось меньшинство — 761 человек. На корабле было 72 подданных Российской империи — из них погибли 45 человек, в том числе и финский член команды.

В числе погибших были и 128 американцев — это стало сильным ударом по американо-германским отношениям, но немедленного вступления США в войну всё же не спровоцировало. Чаша терпения Дяди Сэма была ещё глубока.

Зато по США и Британии прокатилась серия немецких погромов. В отдельных случаях беспорядки провоцировались самими местными немцами — например, в Нью-Йорке те собрались в одной из немецких гостиниц, где радостно пели патриотические гимны в честь потопления «Лузитании». Учитывая, что большинство погибших американцев были из Нью-Йорка, мысль была не самой умной. Впрочем, по суровости времён, отделались немцы довольно дёшево — погромщики обошлись без трупов. Зато в госпитализированных недостатка не было.

Последний рейс Лузитании: главное кораблекрушение Первой мировой

Но вернуть погибших у ирландских берегов эти избиения не могли. А крупнейшая на тот момент война в истории человечества продолжалась — даже не успев достигнуть своего пика.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Дратути, ваше величество!
Пока экипаж ходил на берег покушать, на палубу новейшего авианосца приземлился квадрокоптер

Безалаберность и раздолбайство в некогда величайшем на планете королевском флоте пробили новое дно.

9.7K
18
11
66
Тест: Возьмут ли вас в адмиралы?

Военная история, и в частности история войн на море, подкидывает немало загадок, заставляя вновь и вновь задавать вопросы: а правильно ли поступили командующие в том или в этом случае? А можно ли было иначе? Давайте сыграем. Вам предстоит ответить на вопросы, которые вставали перед реальными флотоводцами. Для чистоты эксперимента точные привязки в вопросах убраны.

15K
1
0
207
Тест: Хорошо ли вы знаете главные морские сражения?

Мы отметили на современных картах места ключевых сражений всех времён и народов. Сможете ли вы найти их? Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте!

13K
0
0
244
Go commando: множество оттенков благотворительности

В Великобритании семьям погибших солдат помогает в том числе и благотворительный фонд Go commando. Одним из источников дохода организации является выпуск календаря. С частично оголёнными королевскими морскими пехотинцами…

6.2K
7
1
61
Кто кого: американский фрегат против старой иранской мины

Персидский залив. Экипаж американского фрегата «Сэмюэль Б. Робертс» отчаянно сражается за жизнь своего корабля. Он вот-вот одновременно сгорит и утонет. Что же подвело новейший современный корабль к краю гибели? Как оказалось, он стал жертвой оружия, которое было старше его на 80 лет.

32K
30
11
333
Американец записался на флот вместе с мамой

Отправляясь добровольцем на флот, житель Миссури не подозревал, что туда же запишется и его собственная мать.

6.5K
11
2
241
Британские моряки устроили пьяный дебош в окрестностях американской базы

Город Джексонвилл во Флориде подвергся нашествию моряков с британского авианосца «Куин Элизабет». Буйные островитяне опустошили местные бары и устроили многочисленные драки. А также оставили очень скудные чаевые.

3.4K
13
17
46
Американские пенсионеры потребовали у Трампа вернуть им корабль

Группа американских ветеранов написала президенту Трампу письмо с требованием вернуть корабль «Пуэбло», на котором они служили в 1968 году.

3K
11
9
36
Польский корабль, строившийся 17 лет, впервые вышел в море (видео)

В Польше вышла на морские испытания «самая дорогая моторная лодка в мире» — так премьер-министр Дональд Туск в своё время назвал патрульный корабль «Шлонзак», который строился 17 лет и был спущен на воду с четвёртой попытки.

4.8K
12
18
212
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

30K
76
321
767
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

29K
115
106
1.4K
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
51
16
279
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Китай — забытый фронт Второй мировой

В начале 1944-го японская армия начала масштабное наступление в Китае. «Ити-го» стала последней успешной операцией стран «Оси» во Второй мировой. Могли ли японцы предпринять её раньше и завоевать Китай? Как изменился бы в этом случае ход войны?

15K
60
33
516
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Ближневосточная «прохоровка»: иранские «чифтены» против иракских Т-62

Сотни танков сошлись в смертельной схватке, сдаваться не собирался никто… Июль 1943-го, Прохоровка? Нет, январь 1981-го, Хузестан. Именно там развернулось крупное танковое сражение ирано-иракской войны. Об иранской операции «Победа», противостоянии западной и советской бронетехники и противоречивых итогах битвы — в материале WARHEAD.SU.

13K
58
8
426
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346