«Битва за Мидуэй» Джона Форда: как легенда вестернов снимал настоящую войну

От сифилиса к Мидуэю

Как уважаемый профессионал оказался в гуще битвы на Тихом океане? Самым заковыристым путём.

К началу Второй мировой американский режиссёр Джон Форд снял уже почти сотню фильмов, включая эталонные вестерны. Но хотел создать нечто эпичное.

Джон Форд

Он лично собрал команду лучших голливудских киноспецов — свыше полутораста человек. Бывший морпех Джек Пенник гонял их почти как на флоте. Но сам флот отнюдь не горел желанием связываться с непонятной компанией.

Армия в сентябре 1941 года доверила Форду снять фильм про самое важное. А именно — «Гигиену секса», чтоб солдаты могли воевать, а не тратить время на лечение от всяких нехороших болезней. Реакцию солдат на показываемые им на экране ужасы тоже засняли — бедняги аж вытирали холодный пот.

Реакция зрителей-солдат

То есть получился заковыристый фильм о фильме.

В конце мая 1942 года адмирал Нимиц сказал Форду, что вскоре на Тихом океане понадобятся операторы. Режиссёр радостно вызвался работать лично, даже не подозревая, где и зачем окажется.

Бой в объективе

Как вспоминал сам Форд, атака японцев на остров посреди Тихого океана застала его врасплох. Он лишь вечером второго июня узнал, что вскоре на Мидуэе может произойти какой-то бой. Снимать ничего не надо — просто быть на электростанции и быстро сообщать по телефону результаты бомбёжек. Поэтому в исторический момент у режиссёра под рукой оказалась только 16-мм камера Eyemo.

Форд на Мидуэе

Утром четвёртого июня Форд вместе с молодым помощником Джеком Маккензи залез на водонапорную башню у местной электростанции — одной из очевидных целей бомбардировки. И начал снимать реальный налёт!

С башни открывался прекрасный вид на весь остров.

Сценарист Фрэнк Ньюджент писал по горячим следам, что Форд орал налетающим японцам взять левее или правее, чтоб было удобнее заснять, — и страшно ругался, когда те не слушались.

По воспоминаниям режиссёра, один из японских самолётов пролетел так близко, что он разглядел улыбку пилота. И запомнил её навсегда.

Съёмке мешали разрывы поблизости — всего Форд насчитал 18 бомб. Вдобавок приходилось снимать и одновременно сообщать по телефону новости офицерам внизу.

Японские самолёты среди разрывов

Один из последних сброшенных японцами «подарков» снёс угол станции. Ударной волной Форда сбило с ног и контузило. Вдобавок он получил осколок в левую руку. Но несмотря на это, камера продолжала работать.

Когда Форд очнулся, пара рядовых перевязала ему руку и попросила спуститься вниз. Помощника с камерой Bell & Howell тоже контузило одним из близких попаданий.

Огонь ПВО

Самолёт, который едва не убил киношников, сбили зенитки. Теперь операторы снимали с земли — горящий ангар, огонь ПВО, уничтоженный госпиталь… А ещё — молодых морпехов, которые посреди всего этого бедлама поднимали звёздно-полосатое знамя. Строго по расписанию. Режиссёр видел и как японцы расстреливали сбитого американского лётчика, даже когда тот уже был в воде.

Поднятие флага

Другой оператор Форда, лейтенант Кеннет Пир, снимал битву прямо с борта самолёта авианосца «Хорнет».

Кинохитрости

Теперь предстояло смонтировать из четырёх часов немых записей смотрибельный фильм. Чтобы избежать флотской цензуры, редактор Роберт Пэрриш спрятался с плёнкой в маленькой студии в долине Сан-Фернандо, на юге Калифорнии. А ведь ещё надо было дать флоту, морской пехоте и армии строго одинаковое время на экране.

Возвращение

За пару дней до битвы Форд по пути к Мидуэю снял полёты торпедоносцев «Хорнета». Той самой 8-й эскадрильи, которая в полном составе не вернулась из боевого вылета. Режиссёр специально включил эти записи в кино.

А потом сделал специальную версию о лётчиках на 8-мм плёнке для дешёвых домашних проекторов — с указанием имени и звания каждого члена экипажа. И выслал копии фильма семьям всех погибших.

Когда лента о Мидуэе была уже почти готова, Форд прямо из кармана достал цветную запись на три секунды — съёмки майора морской пехоты Джеймса Рузвельта, сына некоего Франклина Делано Рузвельта, — и она тоже вошла в фильм.

Режиссёр также специально оставил моменты, где камеры тряслись от взрывов.

Пожары после налёта

Кино озвучили лучшие люди Голливуда, с характерными голосами — Генри Фонда, Дональд Крисп, Ирвинг Пичел. Актриса Джейн Дарвелл задавала вопросы от лица простой американской матери и женщины:

«Ой, а этот юноша выглядит так знакомо. Да он же из нашего Спрингфилда в Огайо! Надеюсь, он не будет летать на этих огромных „летающих крепостях“?» — «Ещё как будет, мэм!»

Первый вариант фильма вместе с озвучкой и музыкой был готов всего за шесть дней. Показали кинобоссам — всё понравилось, но надо добавить съёмки в студии, на модельках. Форд отказался.

Первый официальный показ состоялся для президента Рузвельта, его жены и нескольких советников. А затем — прокат по всей стране и «Оскар» за лучший документальный фильм.

Много позже, в 1968 году, Форд говорил:

«На самом деле я трус. Мужество — это то, что, я не знаю, найти довольно сложно. Всё, что я знаю, — это то, что я несмелый. О, вы идёте вперёд и делаете что-то, но после того, как это закончится, колени начинают трястись».

Форд вспоминал участников битвы:

«Они были детьми и отлично проводили время. Никто из них не был встревожен. Я имею в виду, что, если бомба падала, они смеялись и говорили: „Боже мой, это было близко“. Я был действительно поражён. Я думал, что некоторые из них, один или два, испугаются — но нет. Я никогда не видел большего мужества. Я подумал: „Мы победим, если у нас будут такие ребята“».

Рядом с ними режиссёр, который лично снимал под огнём и получил кучу наград, включая   «Пурпурное сердце», считал себя трусом.

Зато он смог увековечить участников войны на плёнке.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий