Памятник Первопроходцам: главный символ истории ЮАР

Треккеры

Первые европейцы на Мысе Доброй Надежды высадились ещё в 17 веке и постепенно продвигались вглубь континента, осваивая дикие территории. В 30-е годы XIX века, когда бывшая голландская Капская колония прочно стала частью Британской империи, множество потомков голландских, немецких и французских поселенцев, категорически несогласных с политикой администрации (запрет на родной язык, культуру и непомерные налоги), решили оставить насиженные места и двинулись вглубь континента в надежде найти новый дом и основать своё государство. Тем более, что большинство буров, как их обзывали англичане (от голландского boer — крестьянин) предпочитали вести кочевой образ жизни, разъезжая своими многочисленными семьями в караванах из огромных фургонов.

Их так и называли: trek-boers — «буры-кочевники», или просто «треккеры».

Великое переселение

Первые разведчики выдвинулись на восток в 1832 году, а за ними пошла проверочная партия переселенцев, которые благополучно добрались до побережья Индийского океана и в 1835 году основали там город Порт-Наталь, ныне известный как Дурбан. Следующие группы первопроходцев шли уже на север или оседали в Натале.

В начале 1838 года предводитель одной из колонн Пит Ретиф попытался заключить договор о мире с местным вождём (он же король) зулусов Дингааном, но был убит вместе со своими людьми прямо во время переговоров. Практически одновременно африканцы стали массово нападать на лагеря поселенцев, убивать их, грабить имущество и угонять скот — как это было, например, в Винене и Блукрансе, в результате чего погибло множество женщин и детей.

Резня в Винене

Кровавая река

В ответ «коммандо» — так назывались бурские ополчения, боевые отряды буров — под предводительством Андриса Преториуса выдвинулись в район реки Инкоме, где 16 декабря 1838 года состоялось сражение с основными силами зулусов. Менее чем 500 бурам с двумя сотнями слуг и всего с двумя лёгкими пушками противостояли, по разным оценкам, от 12 до 20 тысяч зулусов.

Оборонительная тактика того времени была достаточно проста: фургоны ставились в круг, скреплялись цепями и укреплялись щитами, чтобы противник не смог проникнуть внутрь этого укрепления, называвшегося laager. Находившиеся внутри бойцы либо успешно отбивались с помощью огнестрельного оружия, либо в итоге погибали от копий атакующих.

Битва на Кровавой реке

Перед боем Андрис Преториус тщательно выбрал место для установки лагеря: с одной стороны его прикрывала глубокая заводь, в которой водились бегемоты, с другой — крутой овраг. Так что противнику оставалось наступать только в лоб на подготовленные позиции с уверенными в себе бойцами.

Честно говоря, шансы были 50/50.

С одной стороны, у зулусов было огромное численное преимущество: на одного бура приходилось не менее 30 копейщиков противника. Кроме того, осаждённые явно не имели кода на бесконечные боеприпасы, да и в жутком грохоте битвы животные (волы и лошади, которых загоняли в круг) могли запаниковать и буквально подавить своей массой обороняющихся. Но по упорству, упрямству, решимости с непоколебимостью и отсутствием страха перед смертью буры легко давали сто очков вперёд любому народу.

Отбив три волны атак зулусов, буры почти исчерпали запас патронов — при этом смогли не только удержать оборону, но и перейти в конную контратаку. В итоге противник был разбит наголову и понёс колоссальные потери, а сам король Дингаан бежал из своего лагеря. Реку Инкоме настолько завалило убитыми, что она получила второе название — «Кровавая река».

Это сражение, в котором африканеры не понесли потерь (всего трое раненых, включая Преториуса), окончательно укрепило положение переселенцев в регионе и позволило в дальнейшем создать бурские республики: Свободное Оранжевое государство и Трансвааль.

Барельеф, посвящённый битве (фото: Александр Потёмкин / WARHEAD.SU)

День битвы — 16 декабря — с той поры закрепился как государственный праздник. А столицу государства, Преторию, назвали по имени бурского вождя.

Voortrekker monument

После Первой мировой войны в Южно-Африканском Союзе идея создания торжественного монумента, который бы напоминал будущим поколениям о жертвах, понесённых первопроходцами, и их героизме, получила наконец реальное воплощение. Строительство сорокаметрового мемориала недалеко от Претории началось в июле 1937 года и закончилось спустя 12 лет.

Монумент фуртреккеров

Если поехать на автомобиле в старую столицу Трансвааля из Йоханнесбурга, то вскоре по левую руку можно увидеть на холме огромное, тяжёлое и массивное здание. Со стороны оно кажется сплошным монолитом, который лишь по нелепой случайности оборудовали окнами, больше напоминающими бойницы. По четырём углам установлены статуи Питу Ретифу, Андрису Преториусу, Хендрику Потгитеру и «Неизвестному лидеру» первопроходцев, который символизирует всех остальных неназванных предводителей переселенцев.

Перед входом в монумент вас встречает памятник женщинам и детям пионеров, которые несли все тяготы и лишения наравне с мужчинами. Снаружи здание окружает кольцо барельефов из 64 повозок, которые символизируют собой оборонительный лагерь в битве на Кровавой реке.

Свет Господень

Самый верхний уровень здания отдан под смотровую площадку, с которой открывает великолепный вид на окрестности. Под ним находится первый основной уровень, где на стенах также установлены барельефы, изображающие основные вехи истории великого переселения буров.

Барельеф с убийством Ретифа (фото: Александр Потёмкин / WARHEAD.SU)

Вот переселенцы получают Библию, без которой ни одна семья не трогалась в путь; вот повозки выезжают из Капской колонии; вот поселенцы пересекают реку Оранжевую; вот зулусы убивают Ретифа, его людей и нападают на лагерь в Блукрансе. Завершается вся эта серия из 24 скульптурных изображений битвой на Кровавой реке и подписанием на ферме Песчаная Река конвенции о создании Трансвааля.

Кроме барельефов в зале есть ещё одно примечательное место — широкое отверстие в полу, через которое этажом ниже, ровно по центру можно увидеть кенотаф с надписью «Для тебя, Южная Африка». Это — строчка из стихотворения поэта-африканера (ещё одно самоназвание буров) Лангенхофена «Голос Южной Африки» — позже оно стало официальным гимном ЮАР с 1957-го по 1994 год: «Ons sal lewe, ons sal sterwe — Ons virjou, Suid-Afrika» («Жизнью жертвовать и жить — для Южной Африки»). Сама же каменная плита символизирует жертвы и вклад, который внесли первопроходцы в образование бурских государств.

Огромный камень для религиозных буров имел ещё одно сакральное значение: имя первоапостола Петра в переводе и значит «камень» — тот самый крепкий камень, являющийся основой твёрдой веры в Господа, без чего бур свою жизнь не мыслил.

Всю эту конструкцию накрывает огромный купол, в котором сделано одно-единственное отверстие. Причём не по центру, что вызывает когнитивный диссонанс у всех перфекционистов, а немного в стороне. Дело в том, что через это отверстие свет проходит один раз в год — в 12 часов дня 16 декабря и попадает ровно на кенотаф, тем самым символизируя Божье благословление жизни и деяниям первопроходцев.

Кенотаф

Ко всему прочему этот луч образует вместе с нарисованными на полу «лучами солнца» в верхнем зале 33 линии, что уже отсылает нас к братству Вольных Каменщиков, также называемых масонами. В этом братстве состоял главный архитектор монумента Герар Мурдейк (между прочим, первый южноафриканец, принятый в ряды почтеннейшего Британского Королевского института архитекторов).

Желающие поиграть в «Утраченный символ» из книг Дэна Брауна и поискать скрытые значения в монументе вполне могут этим заняться — правда, вряд ли результат будет таким же впечатляющим.

В зале с кенотафом и в залах под ним расположены картины, гобелены и личные вещи переселенцев; всё это позволяет посетителям сильнее проникнуться историчностью места и памятью, которую оно передаёт будущим поколениям.

Библия и вещи поселенцев (фото: Александр Потёмкин / WARHEAD.SU)

Для южноафриканца-африканера нет праздника священнее Дня Клятвы Господней (Geloftedag) — перед битвой 16 декабря буры принесли клятву, пообещав Богу, что в случае победы этот день на века станет священным для всего населения страны. Что, собственно, и случилось — с начала XX века он стал официальным государственным праздником в ЮАС, а после в ЮАР. После окончания режима апартеида его переименовали в День Согласия и Примирения, но праздник своей значимости не потерял.

Оружие поселенцев (фото: Александр Потёмкин / WARHEAD.SU)

Битва на Кровавой реке выковала новый народ: из потомков народов романо-германской языковой семьи возникла нация африканеров. И переносы дат или изменения названия не сделают тут ничего. Шестнадцатое декабря ещё долгое время будет фактическим днём основания нации.

По крайней мере, до тех пор, пока стоит Монумент Первопроходцам. И уж поверьте нам — это достаточно крепкое сооружение. Как и народ, который его создал.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий